Структура орг-ии и достижение страт целей. Влияние ситуационных факторов на формирование структуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура орг-ии и достижение страт целей. Влияние ситуационных факторов на формирование структуры.



Общая классификация и краткая характеристика методов разработки и принятия управленческих реш-й.

1) аналитические - Связаны с зависимостями между условиями выполнения задачи и ее резул-в.

метод сравнения (план и факт) - в том числе выявление причин, последствий отклонений, резерв для их устранения; Балансовый - обеспечение равновесия между отдельными подсистемами, частями, функциями, задачами; Функционально-стоимостной - исследование операций, функций, чтобы повысить эффективность затрат на одну единицу продукции, результат: установление набора целесообразных функций; Метод элиминирования - приоритетное выделение действия одного фактора на результативный показатель при условии исключения действия других факторов; Метод ценных подстановок - замена базисных значений факторов на фактические; Индексный (индекс цен); SWOT-анализ. 2) стат. - Использующие инф-ии о прошлом, настоящем и будущем, выявление тенденций, взаимосвязей: Корреляционный анализ - наличие взаимосвязей между явлениями; Регрессионные - взаимосвязь в динамике; Динамичные - выявление тенденций, закономерностей, формирование прогнозов; Вероятностно-стат. - математическое программирование, теория вероятности. Анал-е и стат-е методы применяются на части разработки и частично принятия. 3) активизирующие - психологическая активизация и подключение новых интеллект. источников - метод конференции идей, метод мозговой атаки, метод вопросов и ответов, методы «подключения». Направлены на коллективное мышление под надзором квалифиц. специалиста и искусств. интеллекта: наставничество, работа с консультантами, теоретико-прикладной метод. 4) экспертные - с овокупные мнения специалистов в пересекающихся областях деятельности.Применяются в условиях отсутствия норм, статистики, дефицита времени, экстремальных условий: метод экспертных оценок, методы программного прогнозирования, методы эвристического прогнозирования, методы коллективной генерации идей. 5) сценарные - п редвиденье вариантов решений и ожидаемых последствий их реализации: - сценарные таблицы, - дерево решений (графическое изображение связей), - прогнозные графы. 6) имитационные - и митация модели хоз. ситуации: - игровые, - неигровые (анализ, имитационные упражнения). 7) Экономико-математ методы оптимизации, - ЭММ

8) Моделирование - наглядные (схемы, графики), физические, технолог, инф.

Простые методы Не требуют применения сложного мат. аппарата, могут использоваться элементы матричного метода: изложение ситуации в письменном виде, формализация проблемной ситуации (известные, неизвестные), прием «вопрос-ответ», факторный анализ, технико-эконом. анализ, декомпозиция задач (частный вариант – дерево решений), экспертные мнения (интервьюирование).

 

Билет №3.

Теории содержания мотивации. Теории процессов мотивации. Мотивационная теория подкрепления. Условия применения новых мотивационных программ, возможности их исп-я в системе гос и мун упр-я.

Теории содержания мотивации описывают лежащие в основе мотивации людей потребности, т.е. основываются на внутренних побуждениях (потребностях), которые заставляют людей действовать так или иначе. 1. Теория иерархии потребностей А Маслоу: - физиолог (гарантированная оплата труда); - в безопасности; - в принадлежности; - в уважении и самоув (признание, повышение статуса); - в самовыражении.

2. Двухфакторная теория Герцберга: - гигиенические факторы (условия труда, з/п, политика компании, межличностные отношения) – если они отрицательны, то вызывают неудовлетворенность процессом труда, если наоборот, то лишь избавляют его от этой неудовлетворенности, нейтральное отношение, не мотивируют; - мотиваторы (достижения, признание, возможности для роста) – в отсутствии их человек нейтрален к труду, если они имеют место, то возникает побуждение.

3. Теория приобретенных потребностей Дэвида Макклеланда. Определенные типы потребностей формируются в течение жизни. Выделяются: - потребность достижения;- присоединения; - власти (влиять на других, контролировать, нести ответственность).

1.Теория справедливости Стейси Адамса –люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения.

2. Теория ожиданий (Виктор Врум) –человек направляет свои усилия на достижения какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели («затраты труда – результаты» и «результаты – вознаграждение»).

3.Модель Портера-Лоулера – комплексная теория. Присутствуют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Результаты труда зависят от усилий, способностей. Объем усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели результативность труда порождает удовлетворенность.

Теория подкрепления исследует проблемы изменения поведения людей в процессе труда, адекватного использования немедленного вознаграждения и наказания. Индивиды стремятся к повторению позитивно подкрепленного поведения и избегают вновь демонстрировать неподкрепленные действия. Различные виды подкреплений: вознаграждение, отказ от нравоучений, наказание, отказ от применения положительных поощрений. Новые мотивац-е программы оплаты труда:

1. Оплата в зависимости от результатов труда. 2. Участие в прибыли. 3. Программа участия в собственности компании. Работники превращаются в частных собственников компании. 4. Единовременные бонусы. Вознаграждение в форме разовой денежной премии. 5. Определяемая знаниями оплата труда. У работников появляется мотивация к повышению квалификации, обучению новым профессиям. 6. Гибкие рабочие графики (в том числе дистанционная работа). 7. Оплата по результатам деятельности команды. Работники получают вознаграждения за поведение и действие, выгодные всей команде.

Среди современных тенденций в мотивации: наделение работников полномочиями; использование в качестве мотиватора удовлетворения от работы (орг-я рабочего места т.о., чтобы каждый сотрудник мог учиться, вносить свой вклад в общее дело, расти; отношение к сотруднику как к личности). Нет условий для применения этих программ.

Основные понятия и принципы системного подхода в анализе упр-их процессов. Исследование систем упр-я и их проектирование.

Системный подход — направление методологии научного познания и практической деят-ти, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной соц-эконом системы. Система – совокупность взаимосвяз-х элементов, представляющих единое целое, функционирование которого подчинено опр цели и которое имеет четко опр структуру.

Сущность системного подхода к управлению: вход в систему – цели, задачи, условия, ресурсы, параметры внутренней системы; процесс – преобразование входа в выход системы. Главная задача привести систему к поставленным целям; выход – результат функционирования (продукт, услуга, информация, уровень достижения целей и задач); обратная связь - позволяет увидеть степень достижения цели, сравнить вход с выходом, выявить все причины (система отчетов).

Основные принципы системного подхода: 1. Целостность (систему как единое целое и как подсистема для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, наличие не менее 2 элементов. 3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы, их взаимосвязи в рамках конкретной орг стр-ры. 4. Множественность, позволяющая использовать множество эконом и матем моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. Принципы системы: разнообразия элементов, самосохранение, неравномерность и т.д.

Система управления – совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Состоит из двух подсистем: управляющей (субъект – аппарат, методы, формы, способы, технологии управления) и управляемой (объект – люди, коллективы, процессы, системы). С т.зр. взаимосвязи с внеш. средой, системы: открытые и закрытые.

Научные подходы для исследования систем управления:

Диалектический (борьба единства и противоречий) – все элементы системы взаимообусловлены (единство), но могут иметь и противоречия, изменения в одних элементах вызывает изменения в других; Эмпирический – изучается опыт функционирования системы в прошлом, настоящем, что позволяет спрогнозировать будущее развитие системы. Изучение межличн-х отношений – выявлении мотивации, потребностей, интересов; Изучение группового поведения – динамика, корпоративная культура; Соц-технический – исследование соц фактора и технического аспекта производства и труда (орг-я рабочего места) с целью предложения мер по совершенствованию; Подход с позиции принятия реш-й – методы, формы, способы; Инф подход – потоки, коммуникации, документооборот;

Матем подход – количественная оценка явлений и процессов в систем. Комплексный поход – изучаются все внутренние и внешние факторы. Системно-структурный подход – изучают динамично развивающееся целостное образование, а также структурные элементы во взаимосвязи и взаимодействии.

Модель в исследовании систем управления – это упрощенное представление объекта, которое должно обеспечивать возможность включения достаточно широких изменений. Примеры моделей: функционально-декомпозиционное представление – логические блок-схемы, функционально-стоимостная модель, факторная матрица, модель прогноза затрат и прибыли. Исследование систем управления в зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования может носить глобальный или локальный характер.

2. Федерализм как форма государственного упр-я.

Федерализм — это тер-ая или национально-тер-ая форма разделения власти и объектов ГУ м/у центральными и региональными субъектами, обеспечивающая самостоятельное управление делами регионов в рамках единого гос-го союза. В основе лежит вопрос взаимоотношений м/у уровнями власти, ветвями власти, межбюджетными отношениями.

Специфика федерализма как принципа ГУ заключается: в способе разделения труда м/у гос субъектами разных уровней упр-ия; в территориальном разграничении объектов деятельности; в сочетании централизации и децентрализации власти и управления.

Федерализм как принцип организации государства и ГУ закрепляется конституционно.

В 22 федерациях существующих в мире разграничения предметов ведения связано с различными комбинациями 4-х элементов: 1. исключительные полномочия федерации 2. исключительные субъектов 3. совместной компетенции 4. остаточные полномочия.

Типы федерализма: федерация - форма организации гос. власти, предполагающая одновременно формирование единого государства и передачу полномочий федеративным единицам для реализации права на самоуправление и соучастие в общем гос. управлении (США, Канада). Конфедерация – временный союз государств, объединённых для каких-то целей (ЕС, СНГ). Федератизм – ассиметричные отношения м/у федеральными единицами и центром. В одних регионах – широкая внутренняя автономия, в др. наоборот – высокая степень централизации. Ассоциированная государственность – ассиметричные отношения субъектов и центра, при котором федерированное государство имеет конституционное право одностороннего разрыва связей с федерированными единицами. Квазифедеративная форма – унии, лиги, кондоминиумы. Для решения спец проблем в рамках единой политики.

В наст время существует 22 федеративных государства: 6 федераций в Европе; 4-в Азии; 6- в Сев. и Южной Америке; 4 фед – в Африке; 2 – в Океании.

Всего в федерациях проживает 1/3 населения Земли. Популярность -модель создания больших политических систем, гарантирующих высокую степень единства, а с др. стороны сокращение этнического и территориального разнообразия федерирующих единиц. Структура и организация федераций неодинакова в разных странах. Различается и правовой статус субъектов.

В современных федерациях наиболее влиятельной явл-ся теория «Кооперативного федерализма», т.е. принцип единства гос. власти, но необходимость её разделения по вертикали между федерациями и субъектами. Акцент-на взаимодоверие, взаимозависимость, механизм вертик и горизонт сотруд-ва. Благодаря этой теории возникло понятие «Совместной компетенции» федер-ых органов власти и субъектов Федерации.

Эволюция современного федерализма: сокращают значение классической основы федерализма (равноправие членов федерации, добросовестность вхождения и выхода); развиваются новые принципы (неприятие уравнивания – «уравниловки»); развитие федеративных отношений по направлению соединения и одновременно сокращения разнообразия; плюрализм и ассиметрия во взаимоотношениях.

В настоящее время 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города фед. Значения, 1 авт.область, 4 автономных округа. Проблемы:

1. противоречивость принципов федеративного устройства и конституции РФ; а) противоречивое сочетание принципа формирования субъектов федерации: национально- гос-ый, адм-но-гос-ый. б) провозглашение принципов целостности гос-ва и одновременно право народов на самоопределения в) признание формального равенства субъектов федерации и вместе с тем заложенные в конституции неравенства их во взаимодействии с центром и м/у собой по объёму прав 2. фактическое неравенство субъектов федерации, выражающееся в геополитических, экономических, демографических и др. различиях, что приводит к диспропорциям в реализации общенац-ых стандартов социальных благ 3. разграничение компетенции между фед. органами и и субъектами. 4. наличие конфедеративных элементов, тенденция «вымывания» российского суверенитета (противоречия фед. законодательству конституций и уставов субъектов). 5. проблема «матрешка».

В настоящее время действуют 2 тенденции в развитии федеративного устройства ГУ – децентрализации и интеграции. Укрупнение субъектов РФ. За 2005-2007 год 6 автономных округов влились в состав других субъектов. Специфика развития РФ показывает, что эф-ть федерализма может быть обеспечена при условии сильной центральной власти при наличии единой вертикали ГУ, построенной на демократической основе.

3. Эвристические методы генерирования альтернативных в-товреш-й. Метод мозговой атаки. Метод Дельфи.

Методы - эвристические, т.к. они основаны на логике, здравом смысле, опыте. В основе – метод Сократа. Суть – извлекать скрытую в человеке инф-ю с помощью наводящих вопросов. Генерирование – выработка. Главная цель – выработка max числа идей, вариантов решений. Общая логика: а) проблема разделяется на несколько частейб) для каждой простой проблемы формируется набор решений простых задач

Алгоритм форм-ия эвр-го решения: 1. Форм-ся абдуктивные решения, т.е. осн-ые на прошлом опыте, исходящие из прошлых причин. 2. Форм-ся индуктивные решения, т.е. осн-е на вероятных тенденциях, закономерностях процессов. 3.Форм-ся дедуктивные решения. Это объединение абд-х и инд-х. 4. Рассматриваются комбинации абд-х и дед-х решений и выраб-ся строгое решение, которое исходит из прошлого и настоящего. 5. Рассматриваются комбинации абд-х и инд-х решений. Формируется эврист-ое решение с большой степенью неопр-ти.

Методы генерирование идей: Метод Делфимногоуровневая процедура анкет-я экспертов в различных областях науки и техники, работающих инкогнито по отношению друг к другу с целью формир-я инф-ии, основанной на логическом анализе, на интуитивном опыте и отражающей индив. мнение эксперта. Используется, когда: группа экспертов стабильна, имеется достаточное время, очная экспертиза невозможна.

«+» очень эффективный метод выработки коллективного экспертного мнения.

«-» длительность проведения (интервалы м/д турами рекомендуются не менее 1 м.), необходимость обеспечения связи на расстоянии, в готовом решении есть вероятность присутствия оценки неподготовленных людей, сильно отличающаяся точка зрения от большинства экспертов не принимается во внимание.

Метод мозгового штурма – групповое обсуждение проблемы с целью поиска новых идей, вариантов решения. Оптимальное кол-во группы 7-9 человек. Разновидности: индив-й (каждый из экспертов дает идеи); массовый (быстро высказываются все сразу); письменный (снимает психолог. барьеры); двойной (процесс генерир-я идей в сочетании с предложениями, как их улучшить); мозг. штурм с оценкой идей – идея и ее оценка, может быть и негативной; обратный – сначала критика сущест-х идей и решений, затем формул-ка новых. Применяется, когда: состав экспертом нестабильный, ограничен временной ресурс, нет необходимости изолировать экспертов друг от друга.

Факторы, препятствующие МШ: критика (резкая, негативная), официальность, формальность процедуры, поиск правовых решений, пассивный ведущий. Факторы, способствующие МШ: активное воображение присутствующих, поиск аналогов проблемы, развитие, переработка, соединение высказанных идей, активность ведущего.

Метод коллективного блокнота Позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с их коллективной оценкой. К аждый эксперт получает блокнот, куда в течение месяца записывает свои идеи.Эксперты собираются и с помощью методов Делфи, МШ или просто обсуждают свои идеи.«-» временной промежуток.

Метод синектики Синектика комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий принципы иприемы МШ и одновременно метода аналогий и ассоциаций. Типы аналогий: прямые, субъективные (личные), символические аналогии (орг-я как живой организм), фантастические. Метод основан на спонтанном мышлении; используется для решения простых и сложных проблем. «+» и «-» как и в методе МШ.

 

 

Билет №6.

Билет №7

Билет №8.

Билет №9.

Стиль рук-ва. Подход с позиции личных качеств: автократический и демократический типы лидеров. Развитие индив-ых навыков влияния. Трансакционные, харизматические, трансформирующие, интерактивные и сервисные лидеры.

Стиль руководства – это привычная мера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей орг-и.

Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, орг-я представляет уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А управляющий – уникальная личность, обладающая рядом способностей.

Автократичный – единоличное принятие руководителем всех реш-й, и слабый интерес к работнику как личности, ожидает от подчиненных соответствующего поведения. Руководитель сам определяет цели, распределяет задания и строго контролирует их выполнение, он считает, что лучше других понимает цели орг-и и пути их достижения. Он вознаграждает и наказывает по собственному усмотрению.

Демократический – стремление руководителя к выработке коллективных реш-й, к неформальным человеческим отношениям, согласовывает с сотрудниками цели орг-и и индивидуальные пожелания членов группы, распределяет работу. При оценке работы он руководствуется объект. критериями, оказывает подчиненным необходимую помощь. Отличаются самокритичностью, общительностью, ровные отношения с подчиненными.

Второй подход – ситуационный. И сследует взаимодействие разл. сит-х переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения. Основные концепции: теория Фидлера, модель Херсея и Бланшарда, модель «путь – цель». Развитие инд. навыков влияния: с помощью тренингов, обучающих программ.

Выделяют особые типы руководителей, которые оказываются в особых ситуациях более эффективными: 1) Харизмат – способны интенсивно влиять на людей и мотивировать их деятельность. Источники влияния: эмоциональное воздействие, четкое видение будущего, сильное доверие. Бывают часто в политике, в общественной деят-ти. 2) Трансакционные – умело создают стр-ры, обеспечивают потребности людей, они трудолюбивы, терпеливы, с чувством долга, понимают необходимость соблюдения норм и правил. Упор на безличные отношения. 3) Трансформ – охвачены переменами, обладают особыми способностями во внедрении инноваций. 4) Интеракт – женский стиль, более мягкий. 5) Сервисные – оставляют задания работникам и не вмешиваются в процесс. 6) Виртуальные – взаимодействуют посредством ИКТ. 7) Самоуправляемые – выступают в роли координатора, повышается уровень развития сотрудников (сами выполняют все поставленные задачи).

2. Законодательная власть в системе упр-я г-вом. Порядок формирования палат, полномочия, взаимодействие с другими органами ГВ. Законодательный процесс.

Органы законод власти – Федеральное Собрание РФ; народные, государственные и законодательные собрания, государственные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов фед значения, автономной области и автономных округов.

Главной особенностью законодательных органов является необходимость их избрания непосредственно народом. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, всеми нижестоящими государственными органами и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные.

Федеральное Собрание РФ является федеральным законодательным и представительным органом РФ, а все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, относятся к региональным, которые действуют в пределах соответствующего субъекта РФ. Основная функция – принятие федеральных законов.

Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ. Состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В введении что!

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

- Совет Федерации совместно с ГД участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

- в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты фз и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые ГД фз по вопросам: фед бюджета; фед налогов и сборов; фин, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации м/н договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Государственная Дума «нижняя» палата состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 5 лет. Что в ведении!

Стадии Законодательного процесса:

Первая стадия — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта.ст. 114 Конст РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Третья стадия включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях (1 - основные положения, вопрос о необходимости соответствие К; 2 – поправки, 3 - голосование). Принятие закона. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона он в двухдневный срок направляется в комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону, который в течение трех дней принимает по нему заключение. Рассмотрение законопроекта Советом Федерации. Решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Совета Федерации.

Шестая стадия - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов. Комитет Государственной Думы рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения по преодолению возникших разногласий на рассмотрение палаты. Согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий, который вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Завершающей стадией является подписание и обнародование закона. Президент РФ в течение 14 дней подписывает и обнародует. Законы подлежат официальному опубликования в течение 7 дней после их подписания в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ со дня их официального опубликования.

Бюджетный процесс включает в себя стадии:

1) составление проекта бюджета (этому предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ):

2) рассмотрение (проект бюджета рассматривает представительный орган власти соответствующего субъекта бюджетного права, порядок и сроки рассмотрения проекта бюджета устанавливаются конкретно на каждый финансовый год) и утверждение бюджета (бюджет утверждается после четырех чтений);

3) исполнение бюджета (совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря, заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов);

4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Билет №10.

1. Сущность и содержание ту. Новая парадигма упр-я в Рос

ТУ - это наука, изуч. общие стр-ры упорядочения деят-ти соц-х общностей, осуществляемой за счет реализации различных соц-х целей, норм и оценок.

Объект ТУ – соц. управление или регул-е механизмы соц. общностей (гос-во, партии, общ-во), предмет ТУ - наиболее общие связи и зависимости соц. управления, универсальные законы и принципы регулир. общества.

Менеджмент – это непосредственно управление, эффективное и производительное достижение целей орга-ии посредствам планир-я, орг-и, руководства и контроля орг. ресурсов.

Под организацией принято понимать: Орг-я – группа людей, сознательно объединившихся, преследующих достижение опр. целей. Если есть границы и стабильность, то это соц-ный институт, а если нет, то это процесс.

Парадигма - основополагающий способ мышления и восприятия мира. В центре всех современных концепций ставится человек.

Новая парадигма предполагает, что на смену иерархиям, жестким графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственное взаимодействие, инновации, непрерывное обучение и совершенствование.

Для России переходными являлись 90-е года, ознаменовавшиеся переходом от плановой к рыночной экономике.

До этого времени управление не отличалось самостоятельностью. Предприятия не имели возможности распоряжаться полученными средствами, самостоятельно определить стратегию или провести такие мероприятия как реструктуризация, сокращение кадров. Суть деят-ти таких организаций заключалась в выполнении поставленного плана, четкая ориентация на поставленные производственные задачи.

Осн. теории мест самоупр-я

1. Общественная теория: ГУ и МС – 2 самостоятельные и независимые системы. Ударение делается на свободу местных сообществ, на их собственные приоритеты.

Гос. теория – МС – продолжение гос. власти. МС неразрывно связано с налоговой и финансовой системой государства. Возможность что-либо предпринять на местном уровне зависит от общей ситуации в государстве, а не от специфических местных обстоятельств. Поскольку МС наделяются полномочиями государства, то своим источником оно имеет гос. власть.

Исследователи считают, что в XXв. 1 теория уступила место 2. Однако споры не прекращаются и в наши дни. Пока преждевременно говорить о победе к-л подхода. В результате трансформации в XXв. шло сокращение самостоятельности территорий, что делало их более зависимыми от общего национального политического курса. С другой стороны, параллельно шел процесс федерализации и децентрализации управления, что привело к увеличению объема функций МС. Хотя государство взяло на себя многие функции реализации соц. программ, в том числе на местном уровне, представляются необоснованным утверждение, что МС было поглощено государством.

2. Историческая теория (ХIХ в.): обосновывает необходимость ограничения вмешательства государства в дела общин. Поскольку общины исторически предшествовали государству, которое возникло в результате их объединения по экономическим и политическим причинам, то «родители» должны оставаться независимыми от своего «дитя», лишь совместно с ним решая проблемы, которые затрагивают и государство, и общины.

Государственная теория (ХIХ в. Немецкие ученые Л.Штейн, Р.Гнейст): органы местного самоуправления по своей сути органы государственного управления, их компетенция не имеет какой-либо «естественной» природы, а целиком и полностью делегируется (создается и регулируется) государством.

Политическая теория (Р.Гнейст, О.Майер): сущность местного самоуправления состоит в том, что оно осуществляется в порядке неосновной деятельности представителей местного населения, обладающих авторитетом среди последнего, деятели местного самоуправления «по определению» не принадлежат к профессиональным чиновникам, они занимаются чисто общественной деятельностью.

Хозяйственная теория: местное самоуправление - есть ничто иное, как заведование делами местного хозяйства: собственные дела общины являются делами общинного хозяйства, и самоуправление - это, следовательно, управление общинным хозяйством. Определить контуры и границы местного самоуправления, отделяющие его от государства - значит определить, какие именно процессы, идущие на территории локальной общины, имеют сугубо хозяйственный характер.

В нашей стране теория ГУ длительное время развивалась без самостоятельного дисциплинарного оформления, главным образом как учение о государстве и праве. Во второй половине XIX- начале XX в. получила развитие так называемая государственная школа, направление, считающее государство и его деятельность основной движущей силой исторического прогресса.

Билет №18.

Методы управления рисками

I Методы разрешения рисков (избегания): отказ от рисковых мероприятий, «перекладывание риска»,передача ответственности за риск.

II Методы снижения степени риска: диверсификация (многообразие методов), приобретение доп. инф-ии, лимитирование (установление лимитов, пределов, ограничений ресурсов и т.д.), самострахование (создание резервов).

Классификации рисков По сфере возникновения: внешние и внутренние; По вызывающим риск причинам:производственный, финансово-кредитный, инвестиционный, рыночный; По характеру развития: динамический, статический; С т. зр. возможностей банкротства орг-ии:допустимый (потери, но не убытки), критический (неокупаемость переменных затрат), катастрофический; По практической значимости: оправданные (с т.зр. выигрыша), неоправданные; По возможности страхования: страхуемые, нестрахуемые. По источникам возникновения:системные, вызванные неполадками в самой системе, носят постоянный характер, несистемные, вызваны в основном воздействием извне на систему.

 

 

Билет №23.

Классификация УР

По функциональной направленности: плановые (планы, программы), орг. (приказы, распоряжения, постановления), координирующие (-//-, решения, указания, инструкции, рекомендации), стимулирующие (решения о назначении, премировании, вознаграждении, продвижении), контрольные (проверка, аудит) инф. (отчеты, доклады).

По причинам, кот. вызывают необходимость принятия решения: ситуационные, по предписанию, программируемые, инициативные, сезонные. По масштабам воздействия: общие (распределяются на всю орг-ю, террит-ю), частные (подразделения, районы).

По уровню принятия решения: единоличные (индивидуальный уровень), коллегиальные (групповой), коллективные (корпоративный). По времени действия и по характеру решаемых проблем: стратегические решения, тактические (среднесрочные, план программы на 5-ку), оперативные (в пр. 1г., повседневные мелкие типовые проблемы, решения).

По числу критериев (условия для отбора): однокритериальные, бинарные (2 критерия), многокритериальные. По повторяемости выполнения: однотипные (типичные для орг-ий, террит-ий), разнотипные По уровню неопределенности: запрограммированные (в условиях определенности), незапрограммированные (недостаток инф-ии) По особенностям разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные (текучая работа), рискованные, осторожные. По способу фиксации: письменные, устные.

3 варианта иерархии решений в орг-ии:

· снизу вверх – общие решения принимаются на вышестоящем уровне, на основе частных решений, принятых на нижестоящих уровнях;

· сверху вниз – все решения принимаются на вышестоящем уровне и спускаются вниз (стратегия, политика);

· навстречу – решения вышестоящих уровней развиваются на вышестоящих уровнях, применительно к их условиям, решения верхних уровней принимаются с учетом ранее принятых решений на нижестоящих уровнях.

Условия принятия управленческих решений: Современное научное методическое и технологическое обеспечение.Достаточное ресурсное обеспечение.Высокий уровень квалификации, профессионализма ЛПР.Высокий уровень автоматизации.Достаточный объем инф-ии высокого качества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.097 с.)