Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика «советской» и «западной» моделей больниц

Поиск
Характеристики больниц Советская модель Западная модель
Доминирование услуг Больничное ПМСП
Ориентированность Медико-социальная Медицинская
Специализация Специализированные Многопрофильные
Непрофильная госпитализация До 30 % Практический нет
Количество коек Увеличение Уменьшение
Среднее пребывание 10—12 дней 4—6 дней
Койки долгосрочного ухода 20—40 % 80 % и более
Управление Жесткая централизация Децентрализация
Новые технологии Отсталые — нет средств Современные, постоянно обновляемое
Инновации Нет стимула Непрерывное
Оплата труда Оклад Дифференцированная
Связь с наукой и образованием Нет Как правило
Обучение администраторов Нормативный подход Непрерывное, самообучение
Ответственность за результат лечения Индивидуальная Коллективная
Обследование, диагностика и лечение в течение 3-х дней 30—35 % 90—95 %
Пик смертности по дням пребывания 1—2 дня Более равномерно
Место больницы Самостоятельная организация Часть интегрированной службы здравоохранения
Отношение врач-медсестра Иерархия Партнеры
Медперсонал на 1 койку 2—3 человека 6—15 человек
Соотношение врач/медсестра 1:2—3 1: 5—10 человек

 

Для решения данных проблем были определены стратегические задачи и пути решения важных направлений.

Совершенствование управления больницей. Новый больничный менеджмент, с учетом анализа ведущих клиник развитых стран, предполагает разработку и внедрение таких компонентов управления, как коллективное руководство и ответственность, подготовка и непрерывная переподготовка менеджеров здравоохранения, новая структура и функции управления, новые информационные технологии, ориенти-рованность на конечный результат и дифференцированная оплата труда.

Коллективное руководство предполагает принятие управлен­ческих решений путем коллективного обсуждения и утверждения как на уровне отдельного подразделения, так и на уровне больницы в целом.

Ответственность — обязательство выполнить задачи и отчи­таться в их успешном завершении. Исходя из определения, от каждого работника ожидается выполнение задач должности, которую он занимает. Подразделением первичного, самого главного уровня коллективного руководства и ответственности являются отделения. Заведующий кафедрой, он же заведующий отделением, несет ответственность наравне с сотрудниками отделения. Однако и врачи больницы (сотрудники кафедр и ординаторы) несут личную ответственность за лечение каждого пациента.

Подготовка менеджеров включает в себя и постоянное повышение квалификации сотрудников-администраторов, работаю­щих в стационаре. Оптимальным решением должна стать программа подготовки в зависимости от исходного карьерного уровня.

Непрерывная система обучения лидерству будет организована по уровням развития карьеры с учетом опыта и занимаемой должности в администрировании, включая разные обучающие модули, с учетом их функциональных обязанностей и востребованности клиники, включая обучение принятой корпоративной культуре.

Данный раздел подразумевает разработку программы по развитию персонала с применением следующих методов: ориентация и социальная адаптация, оценка эффективности труда, система вознаграждений, тренинги и развитие, управление карьерным ростом и т. д.

Информационные технологии — один из современных путей эффективного менеджмента. Информационные технологии больницы будут включать внедрение АСУ — ряда технологий, позволяющих управлять оборудованием и контролировать его с помощью компьютерной техники, в частности, внедрение электронных историй болезни, адекватные интернет-ресурсы, наличие электронной, теле- и видеокоммуникационной связи между отделениями. Это обеспечит оперативность в принятии решений, скоординированность действий различных подразделений больницы, а также пациенто-ориентированность и интегрированность предостав­ляемой помощи пациентам.

Внедрение бизнес-ориентированности заключается в изменении подходов к оценке эффективности деятельности больницы и каждого подразделения отдельно с применением экономических оценок, что позволит наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы: человеческие, материально-технические, финансовые. Предполагается внедрение в систему оценки деятельности больницы таких экономических показателей, как затраты-эффективность, затраты-полезность и др.

· Ориентированность на конечный результат один из аспектов улучшения качества оказания медицинской помощи, включает разработку и внедрение системы мониторинга и оценки их деятельности.

Дифференцированная оплата система оплаты сотрудников согласно базовому окладу за работу на кафедре и отделении, а также дополнительно за результативность труда. Будет разработана система поощрения в зависимости от расширения объема работы и качества ее выполнения.

Одним из ключевых направлений деятельности менеджмента является эффективное управление кадровым ресурсом. Помимо разработки и реализации мероприятий по непрерывному профессиональному развитию персонала, в клиниках необходимо применять и другие технологии, в том числе постоянный мониторинг и анализ структуры занятости, увеличение доли более квалифицированного персонала, вовлечение персонала в управление и принятие решений, совершенствование оплаты труда, а также социальная поддержка и удержание персонала.

· Квалификация персонала и образование. Больница будет испытывать потребность в умелом и квалифицированном персонале для выполнения определенной миссии и для удовлетворения нужд пациентов. Руководители больницы должны вести работу по опреде­лению количества и видов необходимого персонала на основании рекомендаций от руководителей подразделений и служб больницы.

Должен быть разработан скоординированный, экономически эффективный и унифицированный процесс найма, оценки и назна­чения сотрудников больницы. Необходимо предусмотреть документи­рование навыков, знаний, образования и опыта по предыдущей работе соискателя. Необходимо обращать внимание на имеющиеся у соискателя-врача и медицинской сестры сертификатов специалиста и имеющиеся категории, так как они будут вовлечены в процесс клинической помощи и работать непосредственно с пациентами.

Больница должна будет иметь разработанную политику, обеспечивающую персоналу возможности обучаться и развиваться как профессионально, так и в личностном плане.

В этом направлении больница будет реализовывать следующие мероприятия:

1. Разрабатывать требования к желаемому образованию, навыкам, знаниям и другие требования ко всем сотрудникам коллектива в соответствии с нуждами пациентов.

2. Разрабатывать и внедрять процессы по отбору, оценке, найму персонала.

3. Весь клинический и неклинический персонал проходит ознакомление с подразделением, куда он принимается, а также с должностной инструкцией на этапе принятия на работу.

4. Каждый сотрудник получает непрерывное обучение без отрыва от работы и другие способы образования и обучения для поддержания и развития своих навыков и знаний.

5. В больнице будет разработан и применен процесс непрерывной оценки практической деятельности по качеству и безопасности клинической помощи, оказываемой каждым соответ­ствующим медицинским работником.

6. Больница разработает стандартизованную процедуру по участию среднего медицинского персонала в деятельности больницы по повышению качества, включая оценку персональной деятельности, когда это необходимо.

· Единство науки, образования и практики. Существует тесная взаимосвязь между обучением, исследованиями и лечением. Система оказания медицинской помощи не может адекватно осуществлять свою деятельность без непрерывного поступления в эту систему квалифицированных кадров и новых научных знаний. Именно университетская клиника должна стать ключевым элементом в формировании новой больницы.

Всему персоналу должны быть созданы условия для занятия наукой, образованием и практикой. Будут поощряться все нововведения, основанные на доказательной медицине, способствующие повышению качества и эффективности медицинской помощи, активное привлечение студентов и молодых специалистов в научные исследования, внедрения их результатов в учебный процесс и практику.

Большое внимание будет уделяться подготовке будущих специалистов (субординаторы, интерны, резиденты, докторанты). Они активно участвуют в научных исследованиях, клинических обсуждениях, на любом участке процесса ведения пациента: прием, определение маршрута, диагностика, лечение, уход, пропаганда ЗОЖ, реабилитация и наблюдение после выписки. Должен обязательно соблюдаться принцип — взаимное обучение новым знаниям, новым умениям и новым навыкам.

Подготовка профессиональных специалистов новой генерации возможна только на основе интеграции научно-педагогического потенциала Университета и современной материально-технической базы больницы, формирования новой корпоративной культуры, внедрения инновационных образовательных программ, содержащих новые, качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения.

· Больничная помощь, основанная на пациент-ориентированном подходе

Пациент-ориентированная помощь — это такая медицинская помощь, которая уважает и принимает во внимание желания, нужды и предпочтения пациента и которая гарантирует, что ценности пациента учитываются при всех принимаемых решениях. Пациент-ориентированная помощь устанавливает рабочее партнерство с пациентами и их семьями, чтобы быть центральным звеном в обеспечении своего собственного здоровья и здоровья своей семьи.

Данный подход будет реализован в больнице с учетом следующих аспектов:уважение ценностей, предпочтений и потребностей больного, что ведет к совместной ответственности и принятию решений; координация и интеграция помощи — организация непрерывной интегрированной медицинской помощи на разных этапах ведения больного на основе подхода к работе персонала больницы «одной командой»; информация, общение и образование — направлены как на пациентов, так и персонал больницы для формирования необходимых здоровых взаимоотношений; физический комфорт; эмоциональная поддержка; вовлечение семьи и друзей.

Идея больницы, основанной на пациент-ориентированном подходе требует пересмотра традиционно сложившейся структуры оказания стационарной помощи. Применение новых принципов должно привести к улучшению качества работы, повысить степень удовлетворенности пациентов, способствовать экономичности и интенсификации всего процесса ведения больного.

Выводы

В больнице будет реализован всеобъемлющий подход к установлению и поддержанию высокого качества оказания помощи и безопасности пациента. Интегральной частью этого процесса является постоянное снижение уровня рисков для пациентов и персонала больницы, которые могут быть обнаружены как в клиническом процессе, так и окружающей их физической среде. Указанный всеобъемлющий подход будет учитывать то, что в большинство клинических процессов вовлечены более одного подразделения больницы, а также включают индивидуальную работу сотрудников. Помимо этого будет принято во внимание, что большинство клинических и управленческих аспектов качества взаимосвязаны. Создание и внедрение университетской клиники КазНМУ позволит осуществить следующие основные потребности:

Создание конкурентоспособной больницы и развитие ее до международного уровня.

Удовлетворение потребности пациентов.

Обеспечение триединства науки, образования, практики.

Новый менеджмент.

Непрерывное внедрение новых технологий.

Непрерывное обучение медицинского персонала и админис­траторов больницы;

Эффективное использование кадров ППС, резидентов, магистрантов, интернов и ординаторов.

Внедрение дифференцированной оплаты труда.

Использование современной клинической базы.

Обучение на новых принципах корпоративной культуры.

Высокое качество услуг.

Результативность лечения.

 

 

1. Тема занятия№6: «Основы стратегического менеджмента в здравоохранении. Виденье, миссия и стратегические цели организации. Основы операционного менеджмента. Бизнес-план медицинской организации. Основные понятия, структура и принципы составления»

2.Цель занятия: На основе научного и критического изучения опыта реформирования систем здравоохранения различных стран мира, основных направлений реформирования здравоохранения Казахстана привить студентам знания о принципах стратегического, операционного менеджмента, научить основам составления бизнес-планов медицинских организаций.

3. Задачи обучения:

-Формирование представления о важности стратегического менеджмента

-Усвоение базовых принципов и методологии операционного менеджмента

-Дискуссии о приемлемости операций и стратегий в системе здравоохранения

-Рассмотрение примеров бизнес-планов медицинских организаций

-Выработка умения практического применения оптимальных бизнес-планов в современных условиях РК

-Формирование предпринимательских умений основ организации, навыков самостоятельной организации работы медицинского учреждения

-Развитие аналитических навыков

-Выработка способностей у студентов самостоятельно определять необходимые стратегии и операции в различных условиях, переключаемость и находчивость в нестандартных ситуациях, готовность к изменению бизнес-планов согласно требующим того обстоятельствам

-В процессе изучения занятия студенты должны иметь представление: об основных терминах и понятиях, сущности стратегического менеджмента, об операционном менеджменте, о стратегических целях организации, уметь составлять бизнес-план медицинской организации, взаимосвязей менеджмента с экономикой и другими смежными дисциплинами.

Сформировать у студентов следующие компетенции:

Когнитивными знаниями, которые предполагают освоение в аудитории знаний с ориентацией на:

-мировой опыт и практику реформирования систем здравоохранения за рубежом;

-основные направления государственной политики реформирования отечественной системы здравоохранения и медицинских организаций;

-функции и структуру Министерства здравоохранения РК и его основных структурных подразделений;

-нормативно-правовую базу деятельности медицинских учреждений различной формы собственности в Республике Казахстан;

-виды медицинской помощи населению;

-новый подход к определению сущности медицинского учреждения (медицинской организации);

-действующую единую номенклатуру лечебно-профилактических учреждений;

-Единую Национальную систему здравоохранения (ЕНСЗ);

-Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП);

-внедрение новой модели финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, ориентированной на конечный результат;

-вопросах аккредитации и стандартизации в области здравоохранения;

-принципах эффективного менеджмента субъектами профессионального взаимодействия;

-информационном менеджменте;

-вопросах комплексной безопасности в управленческой деятельности;

-вопросах этики и коммуникаций в управленческой деятельности.

Практические навыки:

-Сформировать у студентов навыки и умения:

-анализировать основные мировые тенденции реформирования систем здравоохранения и опыт реформирования здравоохранения Казахстана;

-основные показатели работы медицинских учреждений (ПМСП, стационары);

-анализировать основные группы документов, используемых в работе медицинских учреждений (организаций);

-составление стратегических и бизнес-планов медицинских учреждений;

-владеть навыками разработки и внедрения новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением;

-внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально- психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения.

-текущая координация и текущий контроль деятельности, принципы организации труда медицинского персонала;

-собирать и анализировать информацию о деятельности медицинских учреждений в РК;

-собирать и составлять отчет согласно утвержденным формам;

-рассчитывать показатели деятельности поликлиник и стационаров;

-оценивать и интерпретировать результаты статистического анализа в динамике;

-применение эффективных подходов к построению взаимоотношений в организационных аспектах деятельности в условиях стационара;

-использование коммуникативных навыков в повседневной практики медицинского персонала, взаимоотношения с пациентами и их родственниками, при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в условиях стационара;

-применение законодательно-нормативных актов на практике.

Коммуникативные навыки:

-применять принципы эффективного общения при взаимодействии со всеми субъектами профессионального взаимодействия;

-выбрать и использовать адекватную ситуации модель коммуникативного взаимодействия, оказывающий наибольший эффект;

-выбирать и использовать богатый арсенал вербальных и невербальных средств общения для достижения воздействия на коллег и пациентов;

использовать личностный коммуникативный потенциал в процессе передачи информации;

-применять приобретенные знания о коммуникативном процессе для достижения коммуникативной компетентности в профессиональном взаимодействии;

-формирование у студентов умения устанавливать контакт и взаимопонимание, выбирать и использовать соответствующую модель коммуникативного взаимоотношения, ориентированного на эффективное взаимодействие с коллегами/студентами, сотрудниками медицинских учреждений;

-умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Правовая компетенция:

-знание нормативно-правовой базы Республики Казахстан:

-Конституция РК, правовые законодательные акты, «Закон о труде»,

-Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»,

-«Концепция развития кадровых ресурсов здравоохранения на 2012-2020 годы Министерства Здравоохранения Республики Казахстан»,

-«Проект по передаче технологий и проведению институциональной реформы в секторе здравоохранения республики Казахстан»,

-Государственная программа «Саламатты Казахстан» 30.12.2009 г. №2295.

-приказы МЗ РК;

-права и обязанности врача и пациента.

Саморазвитие:

-постоянное самообразование и совершенствование знаний по вопросам общественного здравоохранения и менеджмента;

-способность понимать необходимость и уметь самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности;

-способность к самостоятельному изучению учебной и научной литературы, нормативных документов, работе с электронными носителями информации, использованию ресурсов и возможностей Интернета;

-способность к самостоятельному решению тестовых заданий; подготовке рефератов; понимать необходимость консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения;

-непрерывное совершенствование коммуникативной компетентности;

-изменения стрессогенности рабочей ситуации;

-психическая саморегуляция в сложных ситуациях, возникающих в медицинском учреждении.

4. Основные вопросы темы:

-Понятие стратегического менеджмента, функции, характерные черты стратегического менеджмента в условиях развития мировой экономики. Методологические основы стратегического менеджмента(Гипoтeзa cлyчaйнocти, Гипoтeзa o cooтвeтcтвии, Гипoтeзa o cтpaтeгии, cпocoбнocти и дeятeльнocти, Гипoтeзa o мнoгoэлeмeнтнocти, Гипoтeзa o cбaлaнcиpoвaннocти)

-Научные подходы стратегического менеджмента. Методы решения стратегических задач(Анализ целей и средств, Решение с конца, Упрощение, Случайный поиск и метод проб и ошибок, Правила, Подсказки, Метод деления пополам, Мозговой штурм (брейнсторминг), Переформулировка задачи, Аналогии и метафоры, Консультация специалиста).

-Стратегии финансово-хозяйственной деятельности предприятия, применимые к медицинским организациям (Стратегия ценообразования, Интеграционная стратегия, Стратегия управления и т.д.). Задачи стратегического планирования

-Определения цели, миссии и виденья организации. Факторы, влияющие на формирование видения. Сущность, назначение и требования, предъявляемые к миссии. Классификация целей организации. Требования к целям

-Определение операционного менеджмента. Операционная функция в организации. Операции как виды деятельности, Материальные потоки, Организация труда

-Концепция бизнес-плана, цель, задачи и значение. Организационная модель создания бизнес-плана медицинского учреждения. Характеристика процесса разработки бизнес-плана. Структурный анализ бизнес-плана. Оценка уровня разработки бизнес-плана.

-Основные понятия, структура и принципы составления бизнес-плана

5. Методы обучения и преподавания:

Обсуждение теоретического материала по теме занятия совместно с преподавателем, проблемно-ориентированное обучение с применением интерактивных методов: моделирование ролей, моделирование ситуаций, обратная связь со студентами, работа в малых группах, интерпретация полученных данных "мозговой штурм", ролевые игры, дискуссии, разбор кейсов (кейс-стади), решение ситуационных задач, выполнение заданий.

6. Литература:

1.Аканов А.А., Мейманалиев Т.С., Кульжанов М.К Национальное счета здравоохранения Казахстана и мировой опыт. -Алматы, 2013. -110с.

2.Аканов А.А., Сейдуманов С.Т., Ахметов В.И., Тулебаев К.А., Турдалиева Б.С., Конеев К.А. Контуры нового здравоохранения и концептуальные подходы к стратегии реформы здравоохранения до 2020 года. –Алматы,2009. -164с.

3.Камнина Н.Н., Островская И.В., Менеджмент и лидерство. Учебник, Москва 2012г

4.Аканов А.А и соавт.Система мониторинга и оценки деятельности органов и организаций здравоохранения: теория и практика. Уч.метод.пособие, Алматы,2009г.-с.96

Дополнительная:

1.Конституция РК от 30.08.1995 г. персмотрено 21.03.2007 г;

2.Стратегия Президента страны «Казахстан-2030»

3.Кучеренко В.З. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению.Учебное пособие, Москва, 2008 г -560с.

4.Янг С.|Системное управление организацией BrunswickKE.ManagementofhospitalsinGermany.Bonn.2006

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция РК от 30 августа 1995г.С изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК от 1998 и 2011гг..

2.Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»

3.Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года №2299 «Об утверждении Правил и условий оказания платных услуг в организациях здравоохранения»

4.Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июля 2005 года №332 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»

5.Государства программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы

6.Стратегический план развития здравоохранения Министерства здравоохранения РК.

7.Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 декабря 2011 года №923 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Службы внутреннего контроля (аудита) медицинских организаций».

8.Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июля 2005 года №332 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»

9.Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 августа 2009 года №407 «Об утверждении Методических рекомендаций по реорганизации организаций здравоохранения в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения»

10.Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 мая 2008 года №287 «Об утверждении Методики преобразования государственных организаций здравоохранения в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения».

7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.):

1. Контрольные вопросы.

2. Тестовый контроль – 10 тестов.

3. Ситуационные задачи- 3 задачи

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте определение понятия «организация».

2. Назовите и охарактеризуйте слагаемые (характерные черты) организации.

3. Назовите элементы проектирования организации.

4. Дайте определение понятию «планирование» и определите его сущность.

5. Какими принципами необходимо руководствоваться для осуществления

эффективного планирования?

Тесты:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.009 с.)