Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимать непрерывность жизни, опасности нарушений существующего в природе равновесия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
5. Достигнуть экологически оправданного поведения на основе понимания и принятия каждым своей роли в природе, как равного члена экологического сообщества, когда защита природы естественная и необходимая перейдет в норму поступка. Лучше всего расскажет о природе сама природа, и чем ближе к ней будет человек, тем глубже он поймёт её. Влечение к природе заложено в каждом от рождения, ведь человек - сам часть природы. Солнце, ветер, лес, река, море доставляют огромную радость. Чудеса леса и моря, водопады, скалы и ущелья, реки и горы притягивают к себе, зовут. Так не хочется уходить из тихого таинственного шумящего леса! Взгляда не оторвать от постоянно меняющегося моря! Природа успокаивает человека, делает его мягче, многие тревоги и неприятности после общения с природой кажутся неважными, появляются новые силы, желание жить и радоваться каждому дню, каждому увиденному чуду живой природы. Но, как правило, люди относятся к природе потребительски: в лес идут за добычей - за грибами, ягодами, за букетами; к морю - ловить рыбу, собирать ракушки, купаться, загорать; в красивые места - поесть шашлыки, развести костёр; приносят с собой громко звучащие приёмники, стараются поймать и унести домой или в школу черепаху, бабочек, ёжика. Так часто человек приходит к природе с требованием: «Отдай». Утверждает при этом: «Природа не обеднеет», «На наш век хватит», «Природа неисчерпаема» и т.д. – не знает и не хочет знать законов природы. Очень яркий пример истребления воробьёв в Китае: люди хотели увеличить запасы продуктов питания, урожай зерна, решили, что воробей - вредная птица, так как поедает зерно. Устроили показательное уничтожение воробьёв: громким повсеместным шумом подняли воробьёв в воздух, шумом не давали им никуда сесть, воробьи, выбившись из сил замертво падали на землю, трупики воробьёв вывозили на свалки грузовиками. Радовались победе над воришками-воробьями. Но воробьи клевали не только зерно, они съедали множество насекомых-вредителей растений. После гибели воробьев развелось столько вредителей, что стали гибнуть растения. И пришлось с огромным трудом, за огромные деньги покупать и ввозить воробьёв в страну. Другой пример: на острове Калимантан для улучшения человеческой жизни и отдыха уничтожали малярийных комаров ядохимикатом ДДТ. Яд передался по «пищевой цепочке»: комары – тараканы – ящерицы - кошки. Гибель кошек привела к размножению множества крыс. И пришлось не только перестать уничтожать ядами комаров, а покупать и ввозить на остров кошек. Эти и другие примеры убеждают, что природа очень ранима и беззащитна, существующее в ней равновесие легко нарушить и порой привести не только к нарушениям, но и к катастрофам в природе. Воспитание экологической культуры предполагает сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Природоведческие знания должны не только будить мысль, но и вызывать эмоциональные переживания. Замечательный писатель К.Г.Паустовский назвал понимание природы «шестым чувством» и показал, что оно приходит к человеку на определённой ступени сознания, когда человек становится достаточно умным, тонким. Необходимо сочетать экологическое воспитание с эстетическим, постоянно воспитывая экологическую чуткость, бережность и зоркость в отношениях с природой. Нужно привлекать внимание к красоте живой природы, лесной полянки, ручейка, цветущих растений, уметь ярко, эмоционально об этом рассказать, использовать яркие образные отрывки художественных произведений, рассказывать о том, как необходимо уметь радоваться жизни, понимать жизнь, уважать жизнь, благоговеть перед жизнью. Пока же часто можно наблюдать проявление бездушного отношения к природе. Приведем один пример. В весенний лес на экскурсию привезли второклассников. Лес был светлый, весенний, весь полон яркой зелени только что распустившихся листьев деревьев и цветов. Буквально ногу некуда было поставить, сойдя с тропинки: лютики, буквица, примулы отовсюду кивали своими головками. Дети вышли из автобуса, вынесли мячи, скакалки, подстилки, продукты и принялись играть. Через 2 часа от красоты чудесного склона не осталось и следа, всюду были видны сломанные затоптанные цветы, у ручейка громоздилась куча мусора, а дети и их руководители организованно! сели в автобус и уехали. В этом случае нужно было провести детей мимо цветов и разнотравья, показывая и рассказывая о них, к присмотренной заранее, тоже зелёненькой и славной поляне, где часто проводят пикники, приезжающие в лес любители, и где можно было бегать и играть, не ломая цветов, не уничтожая живую красоту. Детьми были усвоены НЕ нормы поведения, охраняющие природу, им был преподан «урок» бездушного, хищнического потребления и уничтожения природы В ряде действующих в настоящее время руководящих документов управления образованием приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом признаётся образование и воспитание в области экологии. Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин: - укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной части населения; - разрушение (многолетнее) народных традиций разумного природопользования; - узость сознания человека, его невежественность в области знаний, связанных с пониманием особенностей человека и сложности его жизни; бедственное и кризисное состояние экономики; отсутствие действенного природоохранного законодательства. Преодолеть существующее положение может воспитание экологической культуры личности и общества, как совокупного духовного и практического опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего выживание и развитие человечества. Человечеству необходимо - осознание сущности законов развития жизни, - понимание причин противоречий в системе «природа-общество», - осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов, - осознание ЦЕНЫ правильности выбора способа деятельности, - познание человеком себя и отношения к окружающему миру, как части окружающего мира, - осознание ответственности за состояние окружающей среды, за своё здоровье и здоровье окружающих, - осознание необходимости активной природоохранной деятельности. Содержание природоохранной деятельности определяется пониманием природы как окружающей человека среды и человека не как «царя природы», а как части природы.. Последствия человеческой деятельности проявляются Ø в истощении природных ресурсов, Ø уменьшении биоразнообразия (исчезновение отдельных видов растений и животных), Ø разрушении природных сообществ (экосистем), Ø изменении природных ландшафтов, Ø загрязнении воздуха, воды и земли отходами, что во многих случаях приводит к таким нарушениям природного равновесия, которые природа исправить не может. Государства пришли к пониманию необходимости охраны окружающей среды. В этих целях они: Ø Образуют особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; Ø Издают распоряжения, запрещающие некоторые виды деятельности (например, с 1966 года в Черном море запрещена охота на дельфинов); Ø Требуют проведения экологических экспертиз при открытии новых производств и строительства новых объектов; Ø Создают международные объединения для анализа и улучшения состояния окружающей среды. Но без сознательной природоохранной деятельности населения и повышения экологической культуры населения улучшение состояния окружающей среды невозможно. Вопросы и задания: 1. Что изучает наука экология? 2. Что означают понятия «популяция», «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера»? 3. Назови и объясни четыре закона экологии Коммонера. 4. Какие меры использует государство для охраны природы? 5. Что может сделать человек для охраны природы? 7.3. Природоохранные организации. Памятники природы Сочи В мире существует более 30 международных организаций, координирующих исследования и практические шаги разных стран в охране и рациональном использовании природных ресурсов. Наиболее серьёзные программы осуществляет специальная организация Объединенных наций по вопросам образования науки и культуры – ЮНЕСКО. По инициативе ЮНЕСКО Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) со штаб–квартирой в г.Глан (Швейцария) издаёт международные «Красные книги», содержащие списки и характеристики видов, которым угрожает исчезновение. ЮНЕСКО организовал исследования по международной программе «Человек и биосфера» (в которой принимают участие 90 стран), созданы и регулярно пополняются списки объектов «Всемирного природного наследия». В декабре 1999 г. Кавказский государственный биосферный природный заповедник (КГБПЗ) был включен в этот список «Всемирного природного наследия». Экологи различают 2 уровня охраны живой природы: популяционно– видовой и экосистемный. Популяционно-видовой уровень охраны природы осуществляет запрет административными постановлениями на сбор и охоту на отдельных представителей животных и растений. Так, с 1966 г. запрещена охота в Черном море на дельфинов, в 1993 г. администрацией Сочинского национального парка запрещён сбор 50 семейств растений. Для восстановления нарушенных популяций используют разведение видов под контролем человека и создание генных банков, в которых могут храниться семена растений или замороженные культуры тканей, из которых можно получить животных или растения. Наиболее надёжный способ охраны популяций – их охрана как частей цельных экосистем, в которых поддерживается экологическое равновесие. Для этого создают особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы. Заповедник – это территория, на которой установлен запрет на любую хозяйственную деятельность. Первым в мире был Йеллоустонский заповедник, открытый в 1872 году в США. В России первый государственный заповедник (до него существовали частные заповедники) был создан в 1916 году на Байкале – Баргузинский заповедник. В мире сегодня более 2 тысяч заповедников, в России – 95. Заповедники – эталонные участки природы, где природные экосистемы ещё способны самоподдерживаться и саморегулироваться. Размеры заповедников различны: самые большие заповедники России – Командорский 3,65 млн. га, Таймырский 4,2 млн га, есть и небольшие заповедники, например, площадь лесостепного заповедника в долине р.Дон «Галичья гора» всего 231 га. В заповедниках решаются три главные задачи: 1) обеспечивается охрана флоры, фауны и экосистем; 2) ведётся научная работа: детальное исследование экосистем; 3) ведётся работа по восстановлению плотности популяций редких и исчезающих видов растений и животных. Самые главные заповедники – биосферные, в которых проводятся постоянные и непрерывные наблюдения (мониторинг) по единой международной программе, составленной в ЮНЕСКО. Это обеспечивает сравнимость результатов, получаемых учёными в разных странах. В мире около 300 биосферных заповедников, в России их 16, в том числе Кавказский (КГПБЗ). Некоторые типы экосистем не могут существовать при полном заповедании, например, луга, если их не использовать, зарастают лесом, а вместе с лугами и растениями лугов могут исчезнуть многие виды насекомых и птиц. Другие типы экосистем, например, леса и болота для своего сохранения требуют полного заповедания. В заповедники запрещён вход туристам, даже организованным группам. Охрана заповедников осуществляется специальной инспекцией, которая входит в штат заповедника, возглавляется директором заповедника и состоит из государственных инспекторов, лесников и егерей. Геологические и палеонтологические заповедники организуются там, где сохранились уникальные пещеры, остатки ископаемой флоры или фауны, обнажения горных пород причудливой формы, скалы и т.д. Ботанические заповедники – участки леса, гор, степей, где сохранились особенно ценные виды растительности, реликтовые, редкие и исчезающие растения. В Конституции России заповедники отнесены к совместному управлению Российской Федерации и соответствующих региональных субъектов. Заказники. Заказник – это территория или акватория, имеющая особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического равновесия в экосистеме. Заказники могут быть комплексные, биологические, палеонтологические, геологические. Их организуют на ограниченный срок для восстановления популяции организмов, а иногда это вид буферной зоны у границ заповедников, где возможна ограниченная специальными разрешениями - лицензиями - некоторая хозяйственная деятельность: охота, рыбная ловля, заготовка сена, сбор грибов, ягод, лекарственных ягод. Заказники могут быть очень большой площади, для охраны крупного природного объекта, и очень маленькие - для охраны, например, отдельной колонии птиц, участка ценных растений, насекомых и т.д. По своему подчинению заказники делятся на федеральные, (государственные) краевые и местные. В последние годы появилось много заказников лекарственных растений, где сбор растений возможен только в определенное время и по специальному разрешению. Национальные парки (НП) – это участки природы, в которых не разрешена никакая хозяйственная деятельность, кроме создания условий для организованного отдыха людей в зонах хорошо сохранившейся природы. Задачи национальных парков: 1) сохранение экосистем; 2) поддержание экологического разнообразия природной среды; 3) сохранение генетических ресурсов животного и растительного мира; 4) сохранение участков и объектов культурного наследия; 5) сохранение живописных ландшафтов; 6) экологическое и непосредственно природоохранное образование населения; проведение научных исследований (мониторинг); организация туризма и отдыха населения и отдыхающих. В НП могут быть зоны с полной изоляцией от посещения (по существу – заповедники) и зоны открытые для посещения, в которых прокладываются специальные тропы, дороги для передвижения туристов, организуются места для стоянок, строятся приюты, гостиницы, игровые площадки. При правильной организации туристы, получая пользу от общения с природой и укрепляя своё здоровье, не наносят экосистеме вреда. Ходить вне разрешённых троп, разжигать костры в неразрешённых местах запрещается. По специальным разрешениям возможен сбор грибов, лекарственных растений, ловля рыбы, охота и т.д. Сочинский национальный парк создан одним из первых в России (1983г.) и занимает практически все окрестности нашего города – Большого Сочи. Памятники природы – это природные объекты, ценные в познавательном смысле или имеющие научное и культурно-эстетическое значение. Различают: - геологические памятники природы: ущелья, скалы, горы, пещеры; - гидрологические памятники природы: водопады, озера, источники; - ботанические памятники природы: участки леса, содержащие особенно ценные популяции растений, дендропарки, отдельные деревья; - комплексные памятники природы: горы, обширные территории. Общая площадь охраняемых территорий в России около 2,2 % территории страны, что крайне мало по мировым стандартам, которые рекомендуют обеспечить различными формами охраны до 1/3 территории страны. Большинство небольших заповедников недостаточно защищены от окружающих территорий с интенсивной хозяйственной деятельностью. Многим заповедникам приходится вести постоянную борьбу с попытками урезать их территории, проложить через них дороги, сузить режимы их заповедности, хотя в России необходимо увеличение числа заповедников, их площади, площади буферных зон. Ученые России подготовили обоснования для организации, по крайней мере, ещё двухсот заповедников, заказников и национальных парков и тысячи памятников природы. Если будут созданы запланированные 89 новых заповедников и 57 национальных парков, то площадь охранной территории в России всего составит 4% всей территории страны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.009 с.) |