Сочинский национальный парк (СНП). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочинский национальный парк (СНП).



СНП организован одним из первых в России администрацией города с помощью учёных Сочинского отдела Географического общества, Кавказского Государственного заповедника и Московского Государственного Университета в 1983 г. на базе трёх лесхозов на площади 193,7 тыс. га.

Территория СНП отличается разнообразием ландшафтов, горизонтальным и вертикальным зонированием, разнообразием климатов: от влажного субтропического на побережье до альпийского высокогорного в нивальном поясе, биоразнообразием растительности.

Леса занимают 94% территории, основные лесообразующие породы - бук, дуб, каштан посевной (или съедобный), пихта. Леса отличаются разнообразием пород, содержат десятки видов реликтов и эндемиков.

Леса переводят 70% годовых осадков в грунтовой сток.

Флора содержит ~ 3000 видов.

Богатая фауна – более 250 видов позвоночных животных. Для фауны процент видового эндемизма: 22 % - у млекопитающих, 31 % - у рептилий, 17 % - у птиц, 67 % - у амфибий.

Многие растения и животные занесены в Красную Книгу России и Международного Союза охраны природы (МСОП).

СНП организовал доступ (построены дороги, обустроены тропы) более чем к 40 памятникам природы и истории, рекреационным объектам, обслуживается 20 экскурсионных маршрутов, в 1988 г. создан музей СНП в Мацестинском лесничестве, который точно, ярко и достоверно своими диорамами, коллекциями, фотографиями и планшетами рассказывает об уникальности СНП. Уникальность СНП состоит в следующем:

1) СНП даёт возможность ознакомиться с любой природной зоной от субтропиков до высокогорья, т.к. они находятся в близком соседстве с городом и доступны для посещения.

2) В СНП более 1 500 видов аборигенных (местных) растений. СНП располагает самым высоким биоразнообразием из всех национальных парков и заповедников России.

Животный мир: 80 видов млекопитающих,

120 видов птиц,

17 видов пресмыкающихся,

9 видов земноводных,

21 вид рыб.

3) СНП протянулся вдоль Чёрного моря на 145км., на протяжении которых в море впадает более 30 рек. Крупнейшие из рек - Мзымта (89 км), Шахе (60 км), Псоу (53 км), Сочи (45 км), Пзезуапсе (44 км).

4) На территории СНП 5 карстовых массивов: Алек, Ахцу, Дзыхра, Ахштырь, Ахун, в которых найдены и изучены более 200 пещер (50 пещер – крупные и очень интересные).

5) СНП работает на базе 15 лесничеств, ведет большую работу по охране природы и экологическому просвещению: с 1997 г. издаётся газета парка, в трёх лесничествах созданы центры экологического просвещения.

Управление СНП находится по адресу: г. Сочи 354000, ул. Московская д.21 тел. (8622) 92-12-47.

Вопросы и задания:

1) Какую территорию в нашем городе занимает СНП?

2) Когда и зачем был образован СНП?

3) Расскажи о биоразнообразии СНП.

4) Расскажи о нескольких достопримечательностях СНП..

Общество охраны природы

Это общественная организация, организующая действия населения по охране природы.

 

Сочинское отделение Русского Географического общества

Сочинское отделение РусскогоГеографического общества – общественная организация, объединяющая учёных и заинтересованных граждан в деятельности по охране окружающей среды. Отделение основано 27 мая 1957 и объединяет более 200 действительных членов. Основная цель — содействие развитию географической науки, пропаганда её достижений и внедрение их в жизнь.

В Сочинском отделении действует несколько секций — геологии и минералогии, краеведения и туризма, экологии, биогеографии, океанографии, спелеологии и пропаганды географических знаний, школьная секция..
При секции пропаганды работает лекторий, где с докладами выступают члены общества. Оказывается информационная поддержка сочинским экскурсоводам, действует богатейшая в крае библиотека географической литературы и архив краеведческих документов (более 700 единиц хранения). В отделении работает геологический музей Кавказа, где собраны многочисленные экспонаты, привезённые из экспедиций и походов по Кавказу.

 

Памятники природы Сочи

В нашем городе более ста памятников природы. Многие из них широко известны как «достопримечательности» города, к ним проложены и описаны маршруты, они широко посещаются экскурсиями и отдельными посетителями.

Наиболее известные памятники природы:

Геологические:

Ущелья: Агурское, Ахцу, Ахштырское, Дзыхринское, Мамедово, Навалишинское, Свирское;

Ущелья рек: Агура, Ац, Восточный Дагомыс, Кудепста, Псахо (нижний и верхний каньоны), Хоста – Чертовы ворота.

Скалы: Орлиные, Белые на реке Хоста (западный борт Навалишинского ущелья), Красные на реке Сочи у реки Ажек, Белая скала на реке Аше, Скала стариков на реке Псезуапсе.

Пещеры: Ахштырская, Навалишинская, Большая и Малая Воронцовские, Чертова купель на реке Агура, грот Барибана, Ацинская, Соколова, Большая Ахунская.

Гидрологические: все известные в окрестностях города водопады, источники и озера:

Водопады: Агурские (река Агура), Ажекский (приток реки Сочи), Аибгинские (притоки реки Мзымта), Изумрудный (река Мзымта), Змейковские (приток реки Мацеста), Мацестинские (река Мацеста), Ореховский (приток реки Сочи), 33 водопада (приток реки Шахе), в ущелье «Чудо-красотка», «Мамедовы» на реке Куапсе и другие.

Источники минеральных вод: Чвижепсе, Пслухские, Мацестинские, Пластунские, Лазаревские, Краснополянские, Нарзаны на Энгельмановой поляне и другие.

Озера: Кардывач, озера Хмелевского и Зеркальное на хребте Ачишхо, Хуко и другие.

Ботанические:

Дендропарки города: Дендрарий, Ривьера, Южные Культуры, Приморский, пансионата «Белые ночи», санатория «Зелёная роща», Хостинская тисо-самшитовая роща, сад – музей «Дерево Дружбы».

Участки леса: заросли рододендрона понтийского у Ореховского водопада, каштановые леса на хребте Алек, роща лапины крылоплодной на реке Шахе.

Отдельные деревья: лириодендрон (тюльпанное дерево) в поселке Головинка, священный дуб в посёлке Наджиго и другие.

Комплексные: гора Ахун, хребет Алек.

 

Вопросы и задания:


1) Назови виды особо охраняемых государственных территорий.

2) Для чего организуются заповедники? Назови их задачи.

3) Для чего организуются заказники? Назови их задачи.

4) Чем отличаются режимы заповедности заповедника и заказника?

5) Есть ли заповеданные территории в нашем городе? Назови 5 из них.

6) Назови виды природоохранных организаций в Сочи.

7) Что такое «памятник природы»?

8) Какие бывают памятники природы?

9) Назови геологические памятники природы города Сочи.

10) Назови гидрологические памятники природы города Сочи.

11) Назови ботанические памятники природы города Сочи.

12) Расскажи об особенностях какого-либо памятника природы города Сочи.

 

Экологическая культура.

Понятие «экологическая культура». Средства воспитания экологической культуры. Задача взрослых. Три ступеньки уроков природы. Примеры ситуаций.

 

Экологическая культура – это:

§ Знание и понимание экологических процессов и явлений. Знание названия объекта не делает человека экологически грамотным, а знание участия объекта в круговороте жизни на земле – делает.

§ Способность установить причинно-следственные связи.

§ Способност ь к глубокой чувствительности ко всему живому: сочувствие, сопереживание, благоговение перед жизнью.

§ Экологически оправданное поведение, когда знания переходят в повседневную норму поступка.

§ Восприятие себя не как вершину эволюции, а как равного члена биологического сообщества, когда защита окружающей среды является необходимой и естественной.

Воспитание экологической культуры предполагает сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы.

 

Важным средством воспитания эмоционально-нравственного отношения к природе, любви к Родине, глубокой заинтересованности в защите и улучшении природной среды являются массовые мероприятия: встречи, выставки, конкурсы, праздники, спектакли, игры.

 

Интересны и эффективны различные экологические акции: «Если не мы, то кто?!», «Первоцвет», «Черному морю - чистые берега» и др.

 

Чтобы стать экологически грамотным каждому необходимо:

– Хорошо знать и понимать жизненные процессы и явления.

- Научиться экологически мыслить – уметь устанавливать причинно-следственные связи, уметь прогнозировать последствия действий.

- Иметь способность к глубокой чувствительности к живому – сочувствие, сопереживание, благоговение перед жизнью (в науке эта способность называется биофилия).

- Понимать непрерывность жизни, опасности нарушений существующего в природе равновесия.

- Достигнуть экологически оправданного поведения на основе понимания и принятия каждым своей роли в природе, как равного члена экологического сообщества, когда защита природы естественная и необходимая перейдет в норму поступка.

Без повышения экологической культуры населения эффективное улучшение состояния окружающей среды невозможно.

Отношение к природе:

§ Как правило, люди относятся к природе потребительски: в лес идут за добычей - за грибами, ягодами, за букетами; к морю - ловить рыбу, собирать ракушки, купаться, загорать; в красивые места - поесть шашлыки, развести костёр; приносят с собой громко звучащие приёмники, стараются поймать и унести домой или в школу черепаху, бабочек, ёжика.

§ Так часто человек приходит к природе с требованием: «Отдай». Утверждает при этом: «Природа не обеднеет», «На наш век хватит», «Природа неисчерпаема» и т.д.

Задача взрослых:

- Преодолеть в детях, в своих друзьях и знакомых потребительское отношение к природе,

- пробудить интерес к познанию окружающего мира,

- научить видеть красоту цветов, ручейка, огромность и необычность старого дерева, различить цвет и шум волны, услышать тишину леса, пение птиц, шелест листвы, музыку в журчании ручья,

- научить радоваться встрече с природой, а дары природы воспринимать с огромным уважением, как чудо, а не как добычу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.70.232 (0.016 с.)