Бухгалтерская отчетность в соответствии с законом о бухучете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерская отчетность в соответствии с законом о бухучете



1) Отчетность должна составляться на основе данных синтетического и аналитического учета

2) Все организации, не относящиеся к муниципальным и общественным, в обязательном порядке сдают следующие отчеты:

· Бухгалтерский баланс (форма 1)

· Отчет о прибылях и убытках (форма 2)

· Приложение к формам 1 и 2 в соответствии с требованиями нормативных актов (отчетные бланки по тем видам налогов, которые уплачивает конкретная организация плюс для предприятий, не являющихся малыми, отчет о движении денежных средств и отчет о капитальных вложениях)

· Аудиторское заключение для тех организаций, которые подлежат обязательной аудиторской проверке

· Пояснительная записка

Первые 3 пункта оформляются в соответствии с требованиями и нормами на типовых бланках действующего образца. 4ый документ может составляться в соответствии со стандартами проверяющей аудиторской организации. Существенное требование только одно: должна присутствовать фраза – «существенных нарушений бухгалтерского учета не выявлено».

Пояснительная записка единственный вид отчетности, составляющийся в произвольной форме, так как в ней должны быть описаны:

1) Существенные показатели деятельности, финансовые или экономические характеристики за отчетный год и предшествующий для сравнения. Какой показатель выбрать, выбирает главный бухгалтер. Например: для торговой организации это может быть оборачиваемость активов, а для производственной – рентабельность прибыли по выручке от продаж.

2) В пояснительной записке указываются изменения в учетной политике, планируемые на будущий год вместе с необходимыми расчетами.

Правила формирования бухгалтерского баланса

Основное балансовое уравнение: средства = источники

Внеоборотные + оборотные активы = собственный капитал + долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства. В активе баланса средства организаций сгруппированы по принципу длительности обращения в хозяйственном процессе.

1ый раздел баланса. Внеоборотные активы, то есть имущество со сроком обращения более одного календарного года, либо более срока одного цикла хозяйственной деятельности. Например, строительная техника может иметь реальный срок обращения 2 года, но длительность технологического цикла у строителей может быть более двух лет. Следовательно, для них подобная техника может считаться оборотным активом.

2ой раздел баланса. Оборотные активы отражаются во втором разделе баланса и отражают имущество сроком использования менее либо равному одному году (т.е. предполагающие однократное использование в хозяйственном процессе). Например: материалы, товары, готовая продукция. К оборотным активам относится независимо от срока спецодежда и дебиторская задолженность. При этом дебиторскую задолженность делят на 2 части:

· та, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев

· та, которая может быть погашена более чем за 12 месяцев.

По умолчанию срок погашения задолженности между контрагентами – 3 месяца, если иное не указано в договоре.

Таким образом, в активе баланса средства располагаются по возрастанию их ликвидности от недвижимости и нематериальных активов до денежных средств в наличной форме. В пассиве баланса следующие разделы:

3ий раздел баланса. Собственный капитал (капитал). Сюда относится уставный капитал, нераспределенная прибыль, резервный капитал, добавочный капитал и фонды, создаваемые предприятием за счет прибыли.

4ый раздел баланса. Долгосрочные обязательства – это кредиты и займы, полученные на срок более одного года. Например, облигации, выпущенные предприятием на срок 4 года

5ый раздел баланса. Краткосрочные обязательства. Сюда относятся все виды задолженностей перед кредиторами на срок до 1 года включительно. В том числе перед поставщиками, бюджетом, собственными работниками.

Дебиторская задолженность – то, что должны нам, в активе. Кредиторская задолженность – привлеченные средства, в пассиве.

Учетная политика

Учетная политика – это набор правил, по которым конкретная организация осуществляет бухгалтерский учет. Обязанность по составлению учетной политики лежит на главном бухгалтере организации. Созданный документ должен быть утвержден приказом руководителя. В обязательном порядке в учетной политике должны быть оговорены следующие моменты:

· используемый план счетов (если полностью совпадают с типовым планом, можно не дублировать)

· формы используемых учетных документов (если применяются типовые формы в соответствии с альбомом унифицированных форм достаточно просто ссылки на него)

· способы оценки активов и обязательств

· порядок проведения инвентаризации

· документооборот (на практике отсутствие графика документооборота никак не наказывается, так как считается внутренней управленческой проблемой)

Помимо индивидуальных требований, применение ПБУ №1 предполагает соблюдение следующих допущений:

1) Допущение имущественной обособленности. Имущество и обязательства организаций существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и других организаций;

2) Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации, либо существенного сокращения деятельности, а, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном законом порядке;

3) Последовательность применения учетной политики. Это означает, что учетная политика будет применяться последовательно из года в год, в течении всего срока существования организации. Изменение учетной политики не приветствуется;

4) Допущение определенности фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности отражаются в том отчетном периоде, в котором они реально имели место, независимо от движения денежных средств, связанного с ними.

Буквальное следование этому допущению означает, что большинство организаций для целей бухучета используют метод начисления.

Пример

1. Получен счет за аренду помещения за февраль 2011, независимо от того, когда мы собираемся оплатить этот счет, он будет считаться затратами февраля.

2. Также в феврале 2011 оплачен счет за консалтинговые услуги, оказанные в июле 2010. Сам факт затрат был отражен тогда же, в июле, а в феврале произошло только движение денег.

3. В феврале оплатили рекламу, которая пойдет на телеканале в апреле 2011. Данный факт затратами предприятия не признается, так как фактически услуга оказана не была.

Применение 4го допущения и принципа начисления определяет правила расчета налога в РФ для большинства организаций.

Пример

В феврале 2010 отгрузили товар на 15 млн руб. покупная цена данного товара – 7 млн., сопутствующие расходы (з/п продавцов и т.д.) – 2 млн., покупатели за проданный товар заплатили только 3.2 млн. Определить прибыль.

Доходы (выручка): 15 000

Расходы: 7 000 (с/с проданных товаров) + 2 000 (расходы на продажу)

Финансовый результат 6 000

Под налог на прибыль идет указанная сумма (6 млн.) независимо от того, что покупатели оплатили не все поставки. Даже если бы не заплатили вообще, налог на прибыль пришлось бы все равно платить.

Обратный принцип учета называется кассовый метод. Его могут применять в РФ только предприятия, работающие по системе УСН (упрощенная система налогообложения). Эти предприятия определяют свои доходы и расходы в том отчетном периоде, когда они не только имели место, но и были оплачены. В рассмотренном примере доход составил бы 3 200, но в расходах учли бы только те товары, которые оплачены поставщиком, а затраты на з/п и аренду также были бы признаны только после их оплаты.

Кроме допущений в учетной политике имеются требования, которые обязательны для исполнения, поэтому в индивидуальную учетную политику предприятия не переписываются.

1) Требование полноты: хозяйственные операции должны отражаться в бухучете полностью;

2) Требование своевременности: своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухучете – какая дата стоит на документе, такой датой делается и бухгалтерская запись. Например, в феврале мы получаем счет-фактуру, но он был в январе, мы обязаны будем провести его в январе.

3) Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в бухучете расходов и обязательств, нежели доходов и активов (неоптимистичный взгляд на свои дела)

4) Приоритет содержания над формой. Факт хозяйственной деятельности должен отражаться в бухгалтерском учете по своему экономическому содержанию, а не по правовой форме. Если не вполне законно, но имеет стоимостное выражение – вроде нужно отмечать

5) Требование рациональности. Ведение бухучета на предприятии должно быть организовано рационально, исходя из размеров организации и условий хозяйственной деятельности. Соблюдение этого принципа гарантирует отсутствие технических ошибок, контролируется главбухом и, отчасти, сторонними аудиторами при проверке

6) Требование совпадения аналитического и синтетического учета

22.02.11

Синтетический учет – учет по укрупненным экономическим категориям, например – бухгалтерский счет «товары» имеет остаток 20 000 р.

Аналитический учет предполагает рассмотрение состава экономического элемента в деталях. Например к синтетическому счету «товары» открыты аналитические счета «обои» 42 рулона по 400 р. за штуку. И второй аналитический счет – «гелиевые ручки» 1 600 шт. по 2 р. за штуку. Итого – сумма остатков по 2м аналитическим счетам 42*400+1600*2 = 20 000 руб.

Расшифровка остатков и оборотов по аналитическим счетам должна совпасть с оборотом и остатком соответствующего синтетического счета.

Наименование товара Остаток на начало периода Поступило за период Израсходовано за период Остаток на конец период
Обои 42 шт./16800 10 шт./4000 53 шт./21200 -1 шт. /- 400 р.
Гелиевые ручки 1600 шт./3200 р. 1000 шт./2000 р. 2000 шт./4000 р. 600 шт./1200 р.
Итого 20 000 р. 6 000 р. 25 200 р. 800 р.

Если в такой ситуации рассматривать только синтетический счет «товары», то проблемы обнаружено не будет, так как в баланс попадет положительный остаток (сальдо).

Пьячелло – основатель существующего принципа бухучета

На практике описанная ошибка в учете может произойти из-за не отраженного документа по поступлению товаров. Изначально любой бухгалтерской программе заблокированы отрицательные остатки материальных ценностей. Но реальному предприятию так работать неудобно, так как очередность обработки документов на приход и расход товаров может не совпадать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.014 с.)