Глава 1. Теоретические основы разработки маркетинговой стратегии на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы разработки маркетинговой стратегии на предприятии



Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы разработки маркетинговой стратегии на предприятии…………………………………………………………………………..5

1.1.Формирование общих стратегий маркетинга и сущность стратегического планирования маркетинга…………………………………………………………..5

1.2. Анализ конъюнктуры рынка и позиций конкурентов на рынке…………..12

1.3. Стратегические вопросы при выявлении целевого рынка и позиционирования товара…………………………………………………………..24

1.4. Разработка стратегий по составляющим комплекса маркетинга…………..27

1.5. Разработка плана маркетинга предприятия…………………………………..33

Глава 2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности и анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Вторма-сервис»……………..35

2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………….…35

2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия………………………..37

2.3. Анализ маркетинговой деятельности предприятия…………………………43

2.4. Анализ финансового состояния предприятия……………………………….58

2.5. SWOT-анализ деятельности предприятия……………………………………85

Глава 3. Разработка стратегии предприятия ООО «Вторма-сервис»…………..88

3.1. Формулирование общей стратегии маркетинга и целей предприятия…….88

3.2. Разработка стратегий по составляющим комплекса маркетинга………….90

3.2.1. Продукция……………………………………………………………………90

3.2.2. Цена…………………………………………………………………………...93

3.2.3. Доведение продукта до потребителя……………………………………….99

3.2.4. Продвижение продукции и стимулирование продаж…………………..102

3.3. Бюджет маркетинга и анализ эффективности разработанных мероприятий……………………………………………………………………….104

Заключение……………………………………………………………………...…110

Библиографический список………………………………………………………113

Приложения………………………………………………………………………..116

 

 

Введение

 

Экономика России переживает сейчас непростое время переходных процессов. Причины этому сле­дующие: значительное снижение объемов производства, рост цен, ослабление связей между предприятиями, нехватка средств в иностранной валюте и т. д.

Актуальность исследования обусловлена тем, что успех предприятий, действующих в условиях рыночной экономики, определя­ется, в первую очередь, тем, насколько продукция данного предприятия способна удов­летворить требования рынка, внутреннего или внешнего. В условиях переходной рос­сийской экономики выживают, "остаются на плаву" лишь предприятия активно и по­следовательно внедряющие эффективные системы управления в свою производственно-хозяйственную деятельность.

В процессе разработки маркетинговых мероприятий по продвижению продукции предприятие должно принимать и реализовывать решения о каналах или путях сбыта, то есть своих договорных связях с участниками процесса сбыта, выстраивать цепочку товародвижения, звеньями которой являются отдел сбыта самого производителя и различные сбытовые посредники; разрабатывать систему маркетинговой логистики, то есть систему физического перемещения товара по выбранному каналу сбыта. И поэтому, в настоящее время очень актуальна тема маркетингового подхода в организации деятельности предприятия.

Целью дипломной работы является формирование стратегии маркетингового подхода продвижения товара на рынок.

Задачами, поставленными в дипломной работе, являются:

- изучить теоретических аспектов разработки стратегии предприятия;

- провести стратегический и конъюнктурный анализ рынка;

- применить маркетинговый анализ для оценки маркетинговой деятельности предприятия;

- определить наиболее оптимальное направление деятельности предприятия и разработать маркетинговую стратегию для ООО «Вторма-сервис».

Круг ученых, посвятивших свои труды исследованию маркетингового подхода в деятельности организации, следующие: Фатхутдинов Р. А., Друкер П., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Портер М., Котлер Ф., Томпсон А. и ряд других ученых.

В данной работе проработаны следующие вопросы: стратегия продвижения товара на рынок; способы разработки фирмой маркетинга нового и существующего товара; приемы оценки рынка для товара; стратегические вопросы при выявлении целевого рынка и позиционирование товара; виды продвижения, направленные на формирование и стимулирование сбыта; возможности оценки фирмой будущих продаж.

Предметом изучения в данной работе является маркетинговый подход в деятельности организации.

Объектом исследования в работе торговое предприятие ООО «Вторма-сервис».

Методами исследования, применяемыми в работе являются: монографический, статистический, аналитический, экономико - математический.

Работа имеет практическую значимость в сфере применения сформированной стратегии продвижения товаров на предприятии ООО «Вторма-сервис».

Глава 2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности и анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Вторма-сервис»

Анализ маркетинговой деятельности предприятия

 

Служба маркетинга на предприятии включает 11 человек. О ее структуре дает представление, приводимое ниже Положение об отделе маркетинга предприятия.

Положение об отделе маркетинга головного предприятия

Общие положения

1. Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется директору предприятия.

2. Отдел маркетинга возглавляется заместителем директора по маркетингу.

3. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия, исходя из условий и особенностей производства, а также объема работ, возложенных на отдел.

Задачи

1. Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация работников и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции.

2. Исследование потребительских свойств и производимой продукции и предъявляемых к ней покупателями требований; исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуры рынка; изучение спроса на продукцию предприятия и разработка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.

3. Организация рекламы и стимулирование сбыта продукции.

4. Своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре; контроль за поставкой продукции.

 

Функции

1. Анализ и прогнозирование основных конъюнктур образующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции; коммерческо-экономических, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальных покупателей, реальный платежеспособный спрос на выпускаемою продукцию и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции; объемов поставки, технического уровня и качества конкурирующей продукции, ее преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией данного предприятия; наличие новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой продукции предприятием.

2. Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей.

3. Выявление передовых тенденций в мировом производстве по профилю предприятия.

4. Выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж.

5. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.

6. Выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж.

7. Расчет емкости рынка для продукции предприятия.

8. Координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики.

9. Сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта продукции предприятия; создание информационно-статистического банка данных по маркетингу, включая данные по заявке на поставку продукции, ее производству наличию запасов, использование этих данных для ускорения сбыта продукции.

10. Определение географического размещения потенциальных потребителей.

11. Определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем, объеме сбыта на данном рынке.

12. Исследование структуры, состава и организация работ, сбытовой сети, обсуживающей данный рынок.

13. Организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции.

14. Анализ мотивов определенного отношения потребителей к предлагаемой им продукции.

15. Анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции.

16. Разработка стратегии рекламы по каждому изделию и плана проведения рекламных мероприятий.

17. Организация рекламы при помощи средств массовой информации; организация и подготовка статей для журналов, газет, радио...

18. Осуществление прямой потовой рекламы: плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами.

19. Организация выставок - продаж, выставок на предприятии.

20. Анализ действенности рекламы, ее влияния на сбыт продукции, информированности потребителей о продукции предприятия; разработка предложений по совершенствованию рекламы.

21. Методическое руководство дилерской службой в области сбыта.

22. Изучение передового опыта рекламы и стимулирование спроса в стране и за рубежом.

23. Анализ организации оптовой торговли, сбытовой сети, выбор наиболее оптимальных по длительности, стоимости, и технической оснащенности каналов реализации продукции предприятия, оценка эффективности работы сбытовой сети.

24. Анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого.

25. Проведение сравнительного анализа издержек обращения, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов.

26. Формирование новых потребностей с целью расширения рынка и поиск новых форм применения выпускаемой продукции.

27. Разработка предложений по созданию принципиально новой продукции.

28. Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик, конструкции и технологии производства выпускаемой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств.

29. Участие совместно с экономическим, конструкторским, и технологическим отделами в определении себестоимости новых изделий и разработка мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции.

30. Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов конъюнктуры рынков и спросы на отдельные виды продукции.

31. Подготовка и заключение договоров с покупателями с учетом нормативных актов на поставку продукции.

32. Составление годовых, квартальных и внутри месячных планов поставок продукции в соответствии с договорами и контроль за их выполнением.

33. Организация и планирование отгрузки готовой продукции; принятие мер по восполнению цехами задолженности по поставке продукции.

34. Проведение надзора за правильностью транспортировки, использования и хранения продукции.

Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.

Сегментация по демографическим признакам. Строительные товары необходимы любому человеку, независимо от возраста и пола, поэтому эти факторы ООО «Вторма-сервис» также учитывать не будет.

Строительные товары предназначены для самых разных групп потребителей, т.к. в их ассортименте есть самые разные товары: это не только гвозди, посуда, но и обои, линолеум и многое другое.

Обязательно нужно учесть уровень дохода каждого покупателя. Условно их можно разделить на три группы: трудоспособное население, пенсионеры, лица, не достигшие трудоспособного возраста.

В качестве оценок покупательских предпочтений для строительных товаров используются следующие показатели важности:

1) оперативность доставки;

2) культура обслуживания;

3) конкурентоспособность цен;

4)срок реализации;

5) качество товаров;

6) надежность и стабильность поставщика;

7) давние связи с поставщиком;

8) удобство способа оплаты продукции;

9) ассортимент;

10) упаковка продукции;

11) внешний вид.

Стремясь полнее удовлетворить требования потребителей к качеству товаров, следует определить дальнейшее повышение качества приоритетной стратегией развития предприятия ООО «Вторма-сервис».

 

Таблица 12

Тест для оценки привлекательности сегмента рынка

  Да Нет
1. Новый потенциальный спрос 2. Высокая доля потребностей данного рынка в сегменте 3. Наличие возможности измерить характеристику требования потребителей для их группировки. 4. Однородность сегмента на различных рынках, близких по своей реакции на маркетинговую деятельность продавца (экономия на маркетинге) 5. Динамика продаж. Насколько она устраивает? 6. Прибыльность продаж низкая 7. Достаточность ёмкости рынка для обеспечения объёмов продаж и возмещения расходов. 8. Сильная конкуренция 9. Несложные требования к плану маркетинга 10. Возможность фирмы для успешной работы в сегменте (опыт работы на рынке, ноу-хау, имидж) 11. «Легкодоступность» потребителей в сегменте рынка. 12. Сходство потребителей достаточно, чтобы можно было разработать план маркетинга для всего сегмента + +   +     +   + +   +   +       +     +     +   +

Тест для оценки привлекательности сегмента (данный тест составлен маркетологами фирмы ООО «Вторма-сервис») рынка показал, что привлекательность рынка строительных товаров в г. Иваново высокая.

На настоящий момент среди населения г. Иваново и Ивановской области можно выделить четыре основные группы потребителей, которые готовы предъявить платежеспособный спрос на товары фирмы ООО «Вторма-сервис».

1. Группа потребителей с высоким уровнем доходности и взыскательным вкусом (15%). Данный сегмент удовлетворяет свою потребность, в основном, качественными импортными товарами.

2. Группа потребителей с высоким уровнем доходности и невзыскательным вкусом (10%). Данный сегмент удовлетворяет свою потребность всеми имеющимися в продаже видами товаров.

3. Группа потребителей со средним и ниже среднего уровнем доходности и невзыскательным вкусом (20%). Потребность удовлетворяется частично за счет товаров и услуг АО “ЦСС”.

4. Группа потребителей со средним и ниже среднего уровнем доходности и взыскательным вкусом (55%). Как видим, подавляющая часть потребителей не может полностью реализовать свою потребность по причине высоких цен на качественные товары.

Таким образом, этот сегмент рынка (четвертый) потенциально является наиболее перспективным для фирмы ООО «Вторма-сервис» при условии установления средних цен на товары высокого качества.

Учитывая, что в течение ряда лет основным принципом деятельности фирмы ООО «Вторма-сервис» является снижение затрат в торговле, то при продаже товаров предприятие будет основываться на тех же проверенных принципах работы, благодаря которым возможно значительное снижение отпускных цен товаров по сравнению с основными конкурентами. Поэтому ООО «Вторма-сервис» имеет все основания для того, чтобы выйти на этот до сих пор незанятый сегмент рынка и закрепиться на нем в течение длительного времени.

С позиций маркетинга сбыт является одной из его функций и, как показано на рис. 14, подразделение сбыта может входить в состав маркетинговой службы. Сотрудник служб сбыта фирмы ООО «Вторма-сервис» зачастую, контактируя с посредниками и потребителями выполняют и чисто маркетинговые функции. Например, собирают информацию об отношении потребителей к продукции фирмы. Несмотря на это сбытники главным образом занимаются оперативной, а не аналитической работой. Поэтому в подразделении маркетинга фирмы ООО «Вторма-сервис» есть подразделение специалиста по сбыту, оценивающее эффективность существующих каналов сбыта и вырабатывающее рекомендации по совершенствованию товаропроводящей сети. При этом практическим сбытом занимаются в отделе сбыта.

Рис. 14. Функциональная оргструктура управления маркетингом фирмы ООО «Вторма-сервис»

Помимо решения конкретных маркетинговых задач важными задачами маркетинговой службы фирмы ООО «Вторма-сервис» является обеспечение ориентации всей деятельности организации на использование принципов маркетинга, координация работы всех подразделений и служб организации в данном направлении.

 

Таблица 15

 

Расчет коэффициентов рентабельности  
  Показатели   2005г   2006г   2007г
1. Коэффициент рентабельности активов 2. Коэффициент рентабельности активов без учета незавершенного производства 3. Коэффициент рентабельности организации (продаж) 4. Рентабельность продукции 5. Коэффициент рентабельности постоянного капитала 6. Коэффициент рентабельности простого акционерного капитала 7. Коэффициент рентабельности инвестиций   0,40   0,52     0,21     0,23     0,57     0,57     0,57   0,22   0,27     0,08     0,14     0,34     0,34     0,34   0,191   0,194     0,06     0,12     0,47     0,47     0,46

Данные расчетов показывают, что за рассматриваемый период коэффициент рентабельности активов постоянно снижается (с 0,40(2005г) до 0,22(2006г) до 0,191(2007г)), что свидетельствует о снижении эффективности использования всех активов предприятия. Хотя следует отметить, что полученные величины данного коэффициента значительно превышают среднеотраслевой показатель (4,9%).

Для анализа рентабельности активов, необходимо рассмотреть их структуру. Следует иметь в виду, что незавершенное строительство, учитываемое в составе внеоборотных активов, - это актив, наличие которого на балансе, как правило, не влечет за собой получение прибыли в данном периоде, но будет давать прибыль в последующие периоды, когда основные средства начнут эксплуатироваться. Таким образом, исключение из расчетов величины незавершенного строительства приводит к повышению рентабельности общих активов.

Для определения факторов, влияющих на рентабельность активов можно представить ее как произведение рентабельности продаж на оборачиваемость активов. Для каждого предприятия влияние этих факторов на рентабельность активов различное.

Показатель рентабельности продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В течении рассматриваемого периода времени данный показатель постоянно снижается, что является неблагоприятной тенденцией. Это снижение говорит о том, что предприятие получает все меньше прибыли на вложенные средства. Такое изменение может быть связано с тем, что у предприятия постоянно возрастают затраты при незначительных изменениях цен. Для увеличения чистой прибыли необходимо повысить цены, либо увеличить объем продаж. Значительное повышение цен приведет к потере конкурентоспособности, следовательно, предприятию необходимо увеличивать объемы реализации.

Значения показателей рентабельности постоянного и акционерного капитала в нашем случае совпадают, т.к. предприятие не выплачивает дивиденды по акциям и не привлекает долгосрочные заемные средства. В течении рассматриваемого периода рентабельность собственного капитала остается достаточно высокой по сравнению со среднеотраслевой величиной (10%).

Для оценки коэффициентов рентабельности полезно сопоставить их между собой. Сравнивая рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, видна разница между этими показателями. Она обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования. Причем рентабельность собственного капитала превышает рентабельность активов, что обусловлено выгодным привлечением и использование заемных средств.

Проведем анализ прибыли предприятия и резервов ее увеличения.

Источником анализа является отчет о прибылях и убытках.

Таблица 16

Структура отчета о прибылях и убытках
Показатели   2005 г. 2006 г. 2007 г.
Рубли % рубли % рубли %
1. Выручка от реализации товаров     100,00        
2.С/с реализации товаров     78,20     84,71     86,70
3.Валовая прибыль   21,80   15,29   13,30
4.Коммерческие расходы     3,87     3,17     2,84
5.Управленч. расходы            
6.Прибыль (убыток) от продажи     17,927     12,12     10,46
7.Проценты к уплате           0,02
8.Доходы от участия в других организациях             0,002
9.Прочие опер.доходы   0,4571   0,28   0,17
10.Проч.опер.расходы   2,2728   2,10   0,02
11.Проч.внерелизац.доходы   8,5117   0,55   0,27
12.Проч.внерелизац.расх.   0,8903   1,22   2,02
13.Прибыль(убыток)до налогообложения     23,732     9,63     8,84
14.Налог на прибыль   2,9357   1,80   2,89
15.Прибыль(убыток)от обычной деятельности       20,797     7,83     5,96

 

На основе данных таблицы 16 можно сделать следующие выводы: на протяжении рассматриваемого периода абсолютное значение выручки - нетто увеличивается на 62700,972 тыс. руб. (95915,248-33214,276= 62700,972), что связано как с увеличением объема выпускаемой продукции, так и с повышением цены на нее. Основную долю в выручке с реализации занимает себестоимость продукции. За весь период ее доля увеличилась с 78,20%(25974179/33214276 * 100%) до 86,70%(83158490/95915248 *100%). Данная тенденция неблагоприятна для предприятия, т.к. с увеличением доли затрат соответственно снижается доля прибыли от реализации продукции. В основном это произошло за счет наиболее значимых статей себестоимости - постоянного повышения заработной платы. С данной тенденцией увеличения затрат связано и снижение валовой прибыли, так как она составляет разность между выручкой и затратами.

Снижается доля коммерческих расходов. С одной стороны - это положительная тенденция, т.к. снижаются затраты, что позволяет сохранить прибыль. Но при этом необходимо проанализировать изменения качества продукта, спроса на нее и др. факторы. Уменьшение доли коммерческих расходов также связано с изменением учета транспортных услуг, оказываемых предприятием по доставке товаров. В начале рассматриваемого периода счет за транспортные услуги выставлялся отдельно на фиксированную сумму за определенный тоннаж. Затем предприятие стало на коммерческие расходы относить только себестоимость перевозки продукции, что позволило уменьшить долю коммерческих расходов.

С уменьшением доли валовой прибыли соответственно снижаются и доли прибыли от продажи, прибыль до налогообложения и прибыль от обычной деятельности. Хотя необходимо рассмотреть влияние на них изменений других доходов и расходов.

Так, например, в 2006 г. у предприятия появляются проценты к уплате по долгосрочным обязательствам, хотя в балансе не отражается задолженность по долгосрочным кредитам и займам. Это может, быть связно с тем, что предприятие не смогло вовремя погасить задолженность по краткосрочному кредиту и заключило договор о его пролонгации.

На уменьшение прибыли повлияло также снижение доли прочих операционных и внереализационных доходов (строка 11,12 табл. 16), а также повышение внереализационных расходов. Однако, можно сказать, что увеличение внереализационных расходов к 2006 году компенсируется значительным снижением операционных расходов.

Увеличение показателя по стр. 14 характеризует долю прибыли, перечисляемой бюджет; рост этого показателя в динамике происходит, как правило, при увеличении ставок налогообложения. Это нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление. Данный показатель также влияет на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. На основании расчетов можно судить об уменьшении прибыли от обычной деятельности.

Следует также учитывать, что предприятие ведет свой учет по отгрузке товаров, а не по оплате. Следовательно, указанная величина прибыли не соответствует реальному ее значению, т.к. не известно все ли покупатели рассчитаются за полученную продукцию, и не возникнет ли дебиторская задолженность, которая со временем перейдет в разряд просроченной.

Как видно из таблицы 16 прибыль на протяжении рассматриваемого периода снизилась с 20% (6907466/33214276*100%) до 5,96% (5713718/95915248 * 100%). Данная неблагоприятная тенденция объясняется непропорциональным ростом чистой выручки и затрат на производство продукции. Для того, чтобы повысить прибыль, необходимо либо снизить затраты, что затруднительно, т.к. происходит постоянный рост цен на сырье и существует необходимость повышения заработной платы, либо воздействовать на увеличение выручки. Это возможно с помощью повышения цен на продукцию или за счет увеличения объема реализации. Используя первый путь, предприятие значительно снизит свою конкурентоспособность, т.к. на рынке продукции действует достаточно жесткая конкуренция, и потребители значительное внимание уделяют цене продукта. Поэтому предприятие вынуждено регулировать свои цены в соответствии со среднерыночным, а кроме того, оно должно учитывать законодательно установленную норму рентабельности по продукции (на данный момент 15%). Таким образом, наиболее приемлемым путем увеличения чистой выручки является повышение объема реализации. Данными задачами на предприятии занимается коммерческий отдел во главе с коммерческим директором. Кроме этого, необходимо обратить внимание на операционные и внереализационные расходы, а именно не допускать нарушений условий договоров, что влечет за собой возникновение штрафов, следить за составом дебиторской задолженности и не допускать возникновения просроченных долгов.

Проведем вертикальный анализ бухгалтерского баланса. Источником проведения анализа является бухгалтерский баланс предприятия.

На основе данных таблицы 17 можно сделать вывод об увеличении стоимости имущества предприятия за рассматриваемый период на 59,5% (34412/21598,2*100%-100%).

Основную часть активов предприятия на начало 2005 г. составляют внеоборотные активы: 68,25%, а оборотные активы составляют соответственно 37,75%.

 

Таблица 17

Таблица 19

Анализ ликвидности баланса

2005 год, тыс. руб. Платежный излишек (недостаток)
Актив На начало года На конец года Пассив На начало года На конец года На начало года   На конец года  
А1   1312,273 435,828   П1   3629,783   5732,387   -2317,51 -5296,559
А2 1273,624 2944,878 П2 74,684 1354,513 1198,94 1590,365
А3 1624,723 1777,822 П3 - - 1624,723 1777,822
А4 9049,428 16439,651 П4 9555,581 14511,279 -506,153 1928,372
Баланс 13260,048 21598,179 Баланс 13260,048 21598,179 Х Х

 

2006 год, тыс. руб. Платежный излишек (недостаток)
Актив На начало года На конец года Пассив На начало года На конец года На начало года   На конец года  
А1 435,828 735,502   П1   5732,387   8824,403   -5296,56 -8088,901
А2 2944,878 3306,388 П2 1354,513 644,447 1590,365 2661,941
А3 1777,822 4345,681 П3 - - 1777,822 4345,681
А4 16439,651 17353,444 П4 14511,279 16272,165 1928,372 1081,279
Баланс 21598,179 25741,015 Баланс 21598,179 25741,015 Х Х

 

2007 год, тыс. руб. Платежный излишек (недостаток)
Актив На начало года На конец года Пассив На начало года На конец года На начало года   На конец года  
А1 735,502   530,909   П1   8824,403   9292,25 - 8088,901 -8761,3
А2 3306,388 10593,66 П2 644,447 16753,487 2661,941 6159,83
А3 4345,681 8370,476 П3 - - 4345,681 -8370,476
А4 17353,444 14916,541 П4 16272,165 8365,849 1081,279 -6550,69
Баланс 25741,015 34411,586 Баланс 25741,015 34411,586 Х Х

 

Исходя из представленных выше таблиц, можно сделать следующие выводы.

На протяжении рассматриваемого периода баланс предприятия является неликвидным, и к концу 2007г. ситуация ухудшается.

За весь анализируемый период не соблюдается первое неравенство, что говорит о неспособности предприятия при необходимости погасить свои срочные обязательства за счет имеющихся денежных средств. В течение данного периода разница между величиной денежных средств и кредиторской задолженности постоянно возрастает. Это происходит в основном за счет значительного роста кредиторской задолженности. Такая ситуация делает положение предприятие достаточно рискованным.

Второе неравенство соблюдается за исключением 2007г. В 2005 и 2006 гг. предприятие способно было погашать займы и кредиты за счет дебиторской задолженности. Но к концу 2007 г. величина заемных средств значительно возросла, и погасить ее с помощью дебиторской задолженности стало невозможно. Это еще более усложнило положение предприятия. Сложившаяся ситуация говорит о низкой текущей ликвидности предприятия.

Чтобы определить перспективную ликвидность, необходимо рассмотреть соотношение запасов (плюс НДС по приобретенным ценностям) и долгосрочных кредитов и займов. Данное предприятие на протяжении всего рассматриваемого периода не прибегало к долгосрочным заемным средствам. Следовательно, у него не возникает обязательств в долгосрочной перспективе. Отсюда также можно сделать вывод, что источником финансирования запасов является либо займы и кредиты, либо кредиторская задолженность. При рассмотрении последнего соотношения труднореализуемых активов и постоянных пассивов выявлено, что необходимое условие соблюдается только в начале 2005 г., когда внеоборотные активы полностью покрываются собственными средствами. В дальнейшем это соотношение нарушается. Можно предположить, что при недостаточности собственных средств, предприятие для финансирования внеоборотных активов прибегает к заемным средствам. Но так как долгосрочные займы и кредиты не используются, то наиболее вероятным источником вложений в необоротные активы служат краткосрочные заемные средства. Тогда для финансирования запасов используется кредиторская задолженность, что может привести к ее росту и, следовательно, к нарушению первого неравенства.

Таким образом, предприятие находится в очень рискованном положении. Во-первых, за счет того, что недостаточно собственных средств для погашения внеоборотных активов ему приходится использовать для этого краткосрочные заемные средства. А, во- вторых, то, что предприятие имеет очень низкую текущую ликвидность, т.е. не способно погасить всю кредиторскую задолженность в случае необходимости.

Считается, что у нормально функционирующего предприятия оборотные активы должны превышать краткосрочные пассивы, т.е. часть текущих активов погашает краткосрочные пассивы, другая часть погашает долгосрочные обязательства, оставшаяся идет на пополнение собственного капитала. Поэтому данному предприятию для снижения риска своего положения можно прибегнуть к использованию долгосрочных заемных средств. Это укрепит его финансовое положение и снизит риск неплатежеспособности.

Таблица 21

Анализ коэффициентов ликвидности предприятия за 2005г
  Показатели Нормальное ограничение   На начало года   На конец года   Изменения за период  
Коэффициент общей ликвидности ≥2 1,14 0,73 -0,41
Коэффициент срочной ликвидности ≥1 0,7 0,48 -0,22
Коэффициент абсолютной ликвидности ≥0,2 0,35 0,06 -0,29
СОС   505,153 -1985,246  

 

Анализ коэффициентов ликвидности предприятия за 2006г
  Показатели Нормальное ограничение   На начало года   На конец года   Изменения за период  
Коэффициент общей ликвидности ≥2 0,73 0,95 0,22
Коэффициент срочной ликвидности ≥1 0,48 0,46 -0,02
Коэффициент абсолютной ликвидности ≥0,2 0,06 0,08 -0,02
СОС   -1985,246 -452,457  

 

Анализ коэффициентов ликвидности предприятия за 2007г

С помощью коэффициентов ликвидности можно определить финансовые возможности предприятия для регулярного и своевременного погашения своих долговых обязательств.

Общую тенденцию состояния ликвидности предприятия можно проследить на изменении показателя чистого оборотного капитала. Расчеты показывают, что только лишь на начало 2005г. этот показатель имеет положительное значение, т.е. когда краткосрочные обязательства могут полностью покрываться оборотными активами. Следовательно, снижение этого показателя свидетельствует об уменьшении уровня ликвидности предприятия.

Об этом же свидетельствует и коэффициент абсолютной ликвидности, который соответствует нормативному значению только на начало 2005г. В дальнейшем данный показатель значительно снижается. Коэффициенты срочной и общей ликвидности на протяжении всего рассматриваемого периода значительно ниже нормальных ограничений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.067 с.)