Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему первые годы жизни имеют такое значениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возможно, интуитивно мы понимаем, что узы, связывавшие нас с родителями в раннем детстве, и тогда же заложенный характер взаимоотношений с ними остаются в глубинах подсознания навсегда и влияют на формирование самооценки каждого человека. Опыт, полученный в детстве, влияет на развитие мозга, самоощущение и успешность социальных взаимодействий. Социализация ребенка на уровне общества зависит от окружающей культуры (растущие в Японии дети становятся японцами, а растущие в Норвегии – норвежцами). Так и социализация на индивидуальном уровне происходит в зависимости от того, как ребенок научается ощущать и вести себя в общении с окружающими его людьми. Впечатления и переживания первых лет жизни имеют решающее значение для формирования самооценки. Мозг новорожденного – это своеобразный конструктор, который медленно собирается посредством получаемого опыта. Сначала он совершенно не сформирован, однако готов к использованию и образованию миллионов нейронных связей. В первые два-три года жизни человека продуцируется колоссальное количество клеток головного мозга. Используемые клетки сохраняются и образуют связи, незадействованные – пропадают. Какие функции активируются таким способом, а какие подавляются, в значительной степени зависит от опыта межличностного общения в первые годы жизни. Всякий опыт ребенка способствует образованию нейронных связей в головном мозге. Если определенный опыт часто повторяется, образуются устойчивые связи в форме нейронных сетей, которые составляют своего рода каркас жизненных привычек ребенка. Опыт преобразуется в биологический процесс: все, что происходит с ребенком, всякое оказываемое на него влияние формирует мозг, таким образом дети приспосабливаются к окружающей среде. По этой причине ученые говорят о зависимом от использования мозге: мозг развивается во взаимодействии – как хорошем, так и плохом – со средой. Приемные родители наверняка наблюдали проявление колоссального потенциала, заложенного в мозге младенца: его способность перестраиваться, приспосабливаться и компенсировать упущенные ранее возможности развития. Как только ребенок замечает присутствие мамы и папы, их заботу, он включается во взаимодействие, мозг «конструируется» в соответствии с условиями новой среды. Привязанность и развитие самоощущения, формирование самооценки идут по одному и тому же пути, вне зависимости от того, в приемной или родной семье живет ребенок. Однако по отношению к приемным детям зачастую требуется бóльшая восприимчивость и внимание, в особенности если до усыновления или удочерения забота о ребенке была недостаточной. Врожденные особенности ребенка – все то, что генетически обусловлено, – задают характер его развития. Например, темперамент в значительной мере зависит от наследственности. Родители сразу видят, тихий ли ребенок, легко или сложно его успокоить, – все это определяется темпераментом. Однако и наследственные черты подвержены влиянию среды – как положительному, так и отрицательному. Мы можем помочь ребенку справиться с неблагоприятными особенностями (например, совладать с неуемным темпераментом или же с застенчивостью и робостью). Однако это требует осознанности. Мы должны понимать, в чем заключаются родительские задачи. Мы еще поговорим об этом чуть позже. Как бы там ни было, генетически обусловленные особенности корректируются или усугубляются под влиянием среды, в которой они могут проявиться или не проявиться. Сами по себе, без взаимодействия со средой, гены мало что значат. Влияние наследственности и среды нельзя разделить. Среда (а для младенца среда – это взрослые, которые о нем заботятся) влияет на то, какие наследственные факторы получат развитие, и на то, как они будут развиваться. Важно, что постепенно формирующаяся самооценка в значительной степени зависит от того, как родители справляются со своей основной задачей – понимать и удовлетворять потребности ребенка. Самоощущение ребенка, его способность устанавливать отношения с другими развиваются в первую очередь благодаря вниманию и заботе родителей или других взрослых, на попечении которых он находится. Мы можем быть уверены в себе, находиться в гармонии с собой и при этом обладать как спокойным, так и взрывным темпераментом; относиться ко всему с осторожностью или же от природы иметь крутой нрав – то есть самоощущение зависит вовсе не от наследственности. Хотя мы и не в состоянии вспомнить первые годы своей жизни, мы все же не можем окончательно их забыть – «помним» самые первые ответы, которые получили на основополагающие экзистенциальные вопросы: имею ли я право на потребности? Можно ли мне обращаться за помощью, когда она необходима? Принимают ли меня в расчет? Есть ли у меня свое место среди людей? Если говорить о самооценке, то эти вопросы – ключевые. Опыт межличностного общения дает на них «ответы»: «Да, я получаю помощь, когда в ней нуждаюсь!» – и это остается в памяти. Поэтому нелишним будет немного узнать о том, как работает память. В частности, чтобы понять, почему ранний опыт имеет большое значение для становления самооценки и дальнейшей жизни.
Память о годах, которые мы не помним
Механизмы памяти дают нам возможность «вспомнить» первые годы, хотя мы и не в состоянии рассказать о том, что происходило на протяжении этого периода нашей жизни. Но как же можно помнить то, чего не помнишь? Это возможно, поскольку воспоминания раннего детства сохраняются в нас в форме автоматических реакций. Долговременная память человека (способность хранить информацию на протяжении длительного времени) имеет две составляющие: эксплицитную и имплицитную память. Эксплицитная память – это все, что мы помним четко и ясно (эксплицитно, то есть явно), а имплицитная – то, что было заложено неосознанно, то, что как бы подразумевается нами, но остается скрытым от сознания (имплицитно, то есть скрыто).
Эксплицитная память: помнить
Эксплицитная память – это все, что мы помним в общепринятом значении этого слова: события и эпизоды, связанные с определенным временем и местом («Помню то лето, когда мне было шесть лет и я учился плавать в лесном озере рядом с дачей»). Эксплицитная память требует концентрации, мы должны сосредоточиться, чтобы что-то вспомнить. Ключевое слово, характеризующее эту составляющую памяти, – помнить.
Имплицитная память: знать
Имплицитная память – это знание, которое есть у нас о мире и о нас самих, о нашем месте среди других людей. Это все, что мы просто-напросто знаем, это привычки, которые автоматически направляют нас, в то время как мы об этом даже не задумываемся. К ним относится то, как мы привыкли подходить к делу, то, как мы воспринимаем людей. Собственно, это процедуры, которые мы применяем в своей жизни, например: «Я не боюсь высказать свое мнение, даже если другие со мной не согласны». Здесь также заложено имплицитное знание о нас самих и нашем месте среди других, то, каким образом мы категоризируем себя и других, например: «Твои и мои потребности одинаково важны». Ключевое слово, характеризующее эту составляющую памяти, – знать. Говоря о памяти, мы обычно имеем в виду эксплицитную память. «У нее отличная память», – говорим мы, подразумевая, что та, о ком идет речь, способна в деталях вспомнить события и отдельные моменты прошлого. Многие считают, что именно «автобиография», то есть все события нашей жизни, формирует самоощущение и самооценку. Действительно, эксплицитная память играет важную роль в том, как мы ощущаем самих себя, а самооценка ребенка может формироваться под воздействием прошлых событий, о которых он со временем будет вспоминать. Тем не менее мы увидим, что корни самооценки находятся в имплицитной памяти. То, что ребенок подспудно знает (или узнает) о себе, его привычка вести себя определенным образом во взаимодействии с другими людьми образуют фундамент самооценки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.007 с.) |