Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смешите ребенка и шутите так, чтобы ему было понятноСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Удачная шутка находит отклик у человека потому, что она настроена на него с психологической точки зрения. Об этом особенно важно помнить, общаясь с детьми, которые, разумеется, не в состоянии вникнуть во все тонкости взрослого юмора. Условие, при котором мы, взрослые, можем использовать юмор так, чтобы поддержать самооценку ребенка, – это грамотное применение настройки. Хорошее настроение и чувство единства возникают только в том случае, если шутка соответствует детскому восприятию. У маленьких детей ирония вызывает беспокойство и порождает чувство стыда, поэтому ироничный юмор не подходит для общения с малышами (разве что вы совершенно уверены в том, что ребенок понимает вашу игру). Мама Хелене интуитивно вслушивается в дочку и в соответствии с возможностями, которые доступны ей на данном этапе развития малышки, смешит и забавляет ее. В частности, Хелене очень нравятся игры типа «вижу – не вижу» («здесь – нет», «видно – не видно», «привет – пока», «я здесь – меня нет»), поскольку именно в этом возрасте она начинает понимать, что вещи могут существовать, даже если их не видно. Совсем маленьких детей легко рассмешить, если немного отклониться от того, к чему они привыкли. Это отклонение не должно быть большим (иначе оно покажется пугающим), но должно быть достаточным для того, чтобы дети поняли: это что-то необычное. Тогда они понимают фокус и самозабвенно смеются. По мере роста и развития ребенка мы можем использовать юмор и по-другому. Не случайно, что трех-четырехлетние дети, речь которых активно развивается, считают невероятно смешным неправильно произносить слова или находить забавные рифмы. Интересно шутить с вещами, которые ты как раз начинаешь осваивать. Когда мы вместе смеемся, понимая, что правила нарушены (мы знаем, как следует произносить слова, поэтому понимаем, как их произносить не следует), мы как будто становимся членами некоего тайного общества. Таким образом, юмор – это признак гибкости ума, он помогает нам достигнуть общности. Как известно, смеяться полезно. Мы рождены с этой способностью, которая проявляется и развивается в процессе общения. Чем больше родители смеются вместе с ребенком в первый год его жизни, тем больше малыш будет смеяться в возрасте двух лет. Однако исследования показывают, что юмор полезен для здоровья прежде всего тем, что вызывает определенное эмоциональное состояние, а не смех как таковой. Именно веселое или приподнятое расположение духа открывает шлюзы и запускает в организме поток биохимических изменений, создающих ощущение, похожее на наслаждение. Но добрый смех усиливает эффект, поскольку дает нам приятное чувство освобождения: мы демонстрируем свою веселость и делим ее с другими людьми. Мы с уверенностью можем сказать, что юмор – один из лучших друзей здоровой самооценки. Юмор помогает регулировать отрицательные эмоции, кроме того, он и сам по себе приносит положительные эмоции. С юмором мы многое можем выдержать, пусть даже что-то у нас не ладится. Юмор и объединяет, и воодушевляет.
Дай мне возможность научиться
У восьмимесячной Хенни сейчас одно на уме – стоять. Она только-только научилась подниматься, опираясь на что-нибудь и крепко держась за какой-нибудь предмет. Вершина счастья для нее сейчас заниматься именно этим – стоять. Полуторагодовалый Адриан никогда не устает исследовать свойства и экспериментировать с различными предметами, в особенности с техникой. Он без всяких проблем может заняться пультом, когда семья собирается посмотреть фильм, и делает это с большим удовольствием. Шестилетняя Хильде любит играть сама по себе в своей комнате, где она инсценирует придуманные ею истории с несколькими героями, а все роли исполняет сама. Здесь разыгрываются самые невероятные и фантастические сюжеты. Она играет так подолгу, с полной отдачей и концентрацией. У десятилетнего Терье едва хватает времени, чтобы пообедать, – ему скорее надо вернуться к остальным ребятам. На площадке появился старший мальчик, который учит их всяким футбольным приемам, и Терье не хочет пропустить ни секунды.
В этих примерах мы видим очевидное проявление потребности в исследовании. Дети чувствуют себя хорошо, радуются новым достижениям и стремятся научиться большему. И наша задача – дать им для этого возможность и поддержку, ведь опыт достижения – это шаг, который необходимо сделать на пути к крепкой самооценке и здоровой самостоятельности.
Быть в потоке
Потоком называется состояние увлеченного устремления, в котором человек испытывает эмоциональный подъем и прилив энергии. Потоковое состояние возникает, когда деятельность достаточно мотивирована и в меру сложна (не слишком трудна, но и не настолько проста, чтобы быстро наскучить). Понятие «поток» обращается к ощущению естественной непринужденности, когда концентрация полная и действия выполняются практически сами собой. Беззаботные и довольные дети входят в состояние потока, что бы они ни делали. Можно исследовать что угодно, играть с чем угодно – интерес вызывает все: льющаяся из крана вода, камушки на обочине, мамины ключи и другие дети. Все, что угодно, может стать объектом всепоглощающего интереса. Годовалый ребенок трясет предметы, чтобы понять, что именно издает звук. Двухлетний – сосредоточенно переливает воду из одной емкости в другую, а затем обратно. Шестилетний идет по бордюру и полностью концентрируется на том, чтобы сохранять баланс. Одна из причин, по которой дети легко входят в потоковое состояние, такова: у них не особенно развита способность смотреть на самих себя со стороны. Мы, взрослые, мешаем вхождению в поток рефлексией типа: «Достаточно ли хорошо я справляюсь? Понравится ли другим то, что я делаю?» У маленьких детей не возникает подобных мыслей, они полностью погружаются в любое занятие. Как дети из описанных выше примеров, которые поглощены игрой или другой деятельностью.
Поток и самооценка
Поток – это всегда благо для самооценки, ведь это состояние предполагает беззаботное погружение в определенную деятельность. Поток и самооценка усиливают друг друга, самоощущение и самооценка питаются на пяти различных уровнях: 1. Переживание потока дает ребенку любого возраста возможность найти себя, забывшись, словно малыш, который, естественно, не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Все внимание сосредоточено на деятельности, ребенок избавлен от беспокойной самокритики. Разумеется, развитие способности к рефлексии должно приветствоваться, она нам необходима. Но когда нет возможности от нее освободиться, рефлексия и взгляд на себя со стороны сковывают нас. Поток избавляет нас от рефлексии и питает самооценку возможностью обратиться к самому себе через деятельность. 2. Поток невозможен без эмоциональной составляющей. Переживание потока подразумевает, что ребенок радуется от выполняемой деятельности или интересуется ею. Самооценка укрепляется, поскольку ребенок получает возможность «использовать» и познать в себе чувство радости и воодушевления. Совершенствование для детей – естественный процесс. Они пробуют еще и еще, пока не достигнут желаемого. Занимаясь интересным делом, они развивают умения, раз за разом повторяя действия. Ощущение, что ты можешь, умеешь, входит в структуру самооценки: «Я умею плавать», «Я хорошо пою», «Я много чего умею». Детям нужно в чем-то себя проявлять, им необходимо испытывать радость и гордость от того, что они делают что-то хорошо. 3. Концентрация и выдержка, характерные для состояния потока, способствуют тому, что ребенок развивает врожденную веру в эффективность своих действий – веру в самоэффективность. Состояние потока стимулирует выдержку и самодисциплину: ребенок привыкает прилагать еще немного усилий, пробовать еще раз – так, как он совершенно естественно делает в первые годы жизни. Ребенок учится концентрации, учится быть тем, кто прикладывает усилия, не боится трудностей. Тем, кто не просто знает, что он может, но и чувствует себя тем, кто может научиться, и поэтому не бежит от трудностей и будучи взрослым. 4. Последнее преимущество переживания потокового состояния включает в себя четыре предыдущие: дети, которые в процессе взросления часто испытывают потоковое состояние, развивают креативность. Поток высвобождает творческую силу ребенка, когда он чувствует себя способным, собранным и сосредоточенным.
Детство, насыщенное потоковыми состояниями, не гарантирует формирования у ребенка здоровой самооценки, однако очень этому способствует. На что направлен пыл и энтузиазм, что вызывает поток, имеет не такое уж большое значение. Важно, чтобы, испытывая потоковое состояние, ребенок раз за разом чувствовал себя «единым целым» с собственной увлеченностью и своими способностями. Таким образом ребенок овладевает своими способностями и начинает верить в то, что достижение цели не просто возможно, а совершенно естественно. Выбор занятий, секций, кружков, а потом и профессии происходит обычно проще у детей, которые привыкли следовать своим интересам и чувствуют себя готовыми к действию, верят в свою эффективность. Поток вплетает веру в собственные силы и возможности в структуру самооценки.
Уважайте интересы ребенка
Вы можете создать благоприятные для возникновения потока условия, уважая интересы ребенка, признавая его увлеченность, даже если она не соответствует вашим предпочтениям. Тогда подумайте о том, как удивительно и здорово, что ваше собственное дитя так сильно от вас отличается. Помните, детская радость достижения как таковая важна не меньше, чем то, чего они пытаются достичь.
Трехлетний Аксель сказал как-то вечером: «О, мне так нравятся большие машины, папа!» Акселю нужно остановиться и посмотреть на подъемный кран и экскаватор, когда они с отцом проходят мимо стройки по дороге в детский сад. Мальчику нужно поиграть в песочнице с подъемным краном и, возможно, даже прокатиться на тракторе со своим дядей-фермером. Семилетний Альфред – страстный художник. Хорошо, если у него есть разные карандаши, кисточки, краски, бумага и все прочее, что поможет ему экспериментировать и развивать свои навыки. Мария обожает игры с мячом и будет совершенствоваться, занимаясь футболом, если это именно то, чего она хочет.
Будьте открыты и поддерживайте интерес ребенка настолько, насколько это выполнимо. Не у всех семей есть возможность поддерживать всякое увлечение ребенка, и это, разумеется, нормально. Детям нужно помочь понять собственные интересы и увлечения, однако это не значит, что бюджет и распорядок жизни семьи должны быть им подчинены. Это значит, что мы, родители, должны воодушевлять детей и делать для них все от нас зависящее в рамках имеющихся в семье возможностей – как практических, так и финансовых. С другой стороны, многих детей полезно поощрять к тому, чтобы они пробовали себя в чем-то новом, расширяли свои возможности. Мы можем подбодрять и предлагать, но не должны принуждать. Поток плохо сочетается с принуждением. Девочку, влюбленную в чтение, возможно, полезно доброжелательно побудить заняться гандболом вместе с подружками. Или наоборот – заядлой гандболистке можно рекомендовать книги, которые откроют ей радость чтения. Одни и те же потоковые переживания – например, если ребенок все свободное время проводит перед монитором компьютера – могут иметь некоторые негативные последствия, несмотря на то что компьютерные технологии помогают научиться и овладеть многими полезными знаниями и навыками. Самоотверженных телезрителей тоже не помешает призвать к расширению своего репертуара. Хотя дети зачастую очень долго сидят перед телевизором, с головой уйдя в происходящее на экране, потока в прямом смысле слова не возникает. Истинный поток подразумевает собственный вклад, деятельность должна требовать усилий, чтобы навыки и умения пришли в соответствие с поставленными задачами. Именно это создает ощущение потока. Телевизор, как средство времяпрепровождения, не ставит перед нами никаких задач. Когда дети смотрят телевизор, чтобы скоротать время, расслабиться или отдохнуть, это, как правило, никому не вредит. Негативные последствия возникают, если просмотр телепрограмм съедает все время. В этом случае ребенок становится пассивным и лишается возможности познать и почувствовать собственную эффективность.
Не мешайте
Когда ребенок играет и находится в потоковом состоянии, ему лучше не мешать. Шестилетняя Хильде, разыгрывающая в своей комнате полные драматизма сюжеты, в этот момент не нуждается во вмешательстве родителей. Коль скоро ей и так хорошо, лучше ее не беспокоить. Прерывать поток своей заботой – значит препятствовать получению приятного и полезного опыта. Разумеется, иногда мы должны останавливать игру, потому что пора обедать, спать или еще по какой-то уважительной причине. Но пока это возможно, мы должны стараться не мешать ребенку, который полностью погружен в игру или иную деятельность. То есть мы должны находиться в режиме пассивной готовности, а при первой необходимости помочь ребенку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.007 с.) |