Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие сведения о пассажирском транспорте↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение Данная методическая разработка представляет собой проработанный материал, предназначенный для преподавания дисциплины «Механическое оборудование троллейбуса», что предусмотрено планом теоритического обучения учеников водителя троллейбуса в Учебно-курсовом комбинате ОСП ГУП «Горэлектротранс». Целями создания методической разработки по дисциплине «Механическое оборудование троллейбуса» послужили: 1. Повышение качества преподавания в учебно-курсовом комбинате; 2. Облегчение понимания учениками водителя преподаваемых лекций; 3. Проработка и упорядочения методической базы учебно-курсового комбината. Для достижения поставленных целей решены следующие задачи: 1. Проработан и упорядочен материал по предмету; 2. Лекционный материал сгруппирован в наиболее запоминаемой последовательности; 3. Лекционный материал подкреплен 9ю рисунками и 5ю таблицами. 4. Материал для преподавания был подобран в соответствии с программой дисциплины и обучения учеников водителя в целом. Структура методической разработки предполагает: 1. Тематический план и программу дисциплины; 2. Требования к знаниям и умениям учеников водителя; 3. Лекционный материал, предназначенный под конспект учеников водителя; 4. Контрольные вопросы по пройденному материалу, используемые на экзамене по теоретической части. Тематический план и программа курса дисциплины «Механическое оборудование троллейбуса» включают разделы, необходимые для изучения дисциплины. В тематическом плане обозначены также часы, отведенные для преподавания каждой темы предмета. Требования к знаниям и умениям устанавливают общие направления, по которым происходит обучение и подготовка слушателей лекций к работе. Данная разработка составлена по программе курса дисциплины для вновь поступающих на обучение. Лекционный материал, предназначенный для преподавания ученикам водителя под диктовку, охватывает 15 лекций, включая вводную. Вводная лекция раскрывает виды городского транспорта, особенности пассажирских перевозок на каждом из них. Далее следуют лекции, освещающие общие сведения по механике, характеристику троллейбуса и устройство кузова. В последующих темах дисциплины последовательно рассматриваются механическое оборудование троллейбуса, особенности работы и возможные неисправности. Здесь представлены: передний и задний мост троллейбуса, рулевое управление, редуктор, механические тормозные устройства и ручной стояночный тормоз. В завершении лекционного материала с целью проверки знаний учащихся, понимания ими дисциплины представлены контрольные вопросы, используемые на экзамене по теоретической части. Методическая разработка по дисциплине «Механическое оборудование троллейбуса» создана в процессе комплексной работы, направленной на методическую проработку имеющегося в учебно-курсовом комбинате лекционного материала, улучшения качества преподавания и облегчения процесса освоения и запоминания лекций учащимися.
Тематический план и программа по предмету
Требования к знаниям и умениям Ученик водителя троллейбуса, прошедший курс теоретического обучения по дисциплине «Механическое оборудование троллейбуса» должен:
Вводная лекция Общие сведения о пассажирском транспорте Все виды городского пассажирского транспорта, кроме такси, предназначены для массовых перевозок пассажиров по заранее намеченному маршруту и поэтому являются маршрутизированным видом транспорта. Наибольшей провозной способностью обладают метрополитен и трамвай. Троллейбусу и автобусу присуща большая маневренность, но меньшая провозная способность. Недостатки каждого из видов городского пассажирского транспорта обычно компенсируются параллельным использованием других видов транспорта в общей системе пассажирских перевозок.
Таблица 1. Достоинства и недостатки троллейбуса как вида пассажироперевозки
Из истории троллейбуса Троллейбусы отечественного производства ЗИУ-5Д начали эксплуатироваться с 1960 г. Кузов троллейбуса цельнометаллический с облегченной несущей рамочной конструкцией; две двери (передняя и задняя) поворотно-складного типа с электромеханическим приводом. В 1972 г. завод им.Урицкого освоил выпуск новой модели – троллейбуса 682Б-ЗИУ-9Б. Ограждающие конструкции кузова троллейбуса установлены не на заклепках, а на сварке. Для входа и выхода пассажиров кузов сделан трехдверным. Применена пневматическая подвеска с регуляторами положения накопительных площадок. Большие площади накопительных площадок. Большие световые проемы. В последние годы в эту модель были внесены значительные конструктивные изменения, повысившие надежность и работоспособность троллейбуса. Сейчас также, наряду с ЗИУ-9, начали выпускаться шарнирно-сочлененные троллейбусы ЗИУ-10. В этой модели прицепная часть соединена с тягачом шарнирным сочленением, а проход из кузова тягача в кузов прицепа огражден гофрированным чехлом. У всех перечисленных типов троллейбуса двери расположены вне базы, что привело к увеличению переднего свеса кузова, но позволило более полно использовать площадь кузова, т.е. выровнять нагрузки, приходящиеся на базу троллейбуса.
Лекция №1 Рис. 1 Силы, действующие на движущийся троллейбус
При режимах движения троллейбуса:
F – сила тяги затрачивается на преодоление сопротивления движению W и сообщение троллейбусу ускорения a, т.е. , где m – приведенная масса троллейбуса, кг – она несколько больше его физической массы, т.к. она учитывает инерцию не только физической массы, но и вращающихся частей (якоря двигателя, карданной и зубчатой передач, ведущих и ведомых колес), которые кроме поступательного совершают еще и вращательные движения. Приведенную массу m можно выразить через вес G троллейбуса и коэффициент инерции Ки: – для троллейбуса. G - вес троллейбуса, кН; Ки - коэффициент инерции; 9,81 - ускорение свободного падения, м/с2. В (1) подставим значение m (приведенной массы) из формулы (2): Движение троллейбуса осуществляется под действием силы тяги, развиваемой тяговым двигателем и передаваемой тяговой передачей ведущим колёсам. Величину силы тяги водитель может изменять, сообразуясь с условиями движения. Силу тяги, развиваемую тяговым двигателем троллейбуса, определяют по формуле: М - вращающий момент на валу якоря, Нм; μ - передаточное число редуктора; η p – коэффициент полезного действия (КПД) тяговой передачи ≈ 0,75 ÷ 0,96; Dk - диаметр колеса (шины). Вращающий момент М электродвигателя определяется по формуле: Р - мощность электродвигателя; π - пи = 3,14; n - частота (скорость) вращения двигателя,
Fс – сила сцепления. Поступательное движение троллейбуса возможно тогда, когда сила тяги F меньше силы сцепления F с ведущих колес троллейбуса с дорожным покрытием, т.е. , где φ - (фи) коэффициент сцепления определяется экспериментально и зависит от конструкции, качества и состояния дорожного покрытия, типа шин, а также от частоты вращения колеса. Gс - сцепной вес троллейбуса кН. Сцепным называется вес, приходящийся на ведущие оси. Наибольший коэффициент сцепления φ = 0,8 ÷ 0,9 имеют незагрязненные сухие асфальтовые и бетонные покрытия; наименьший φ = 0,8 ÷ 0,9 будет на дорогах, обледеневших или покрытых слоем укатанного снега. Как только сила тяги превысит силу сцепления (F > F с), сцепление ведущих колёс с дорогой нарушается, происходит буксование, т.е. колеса продолжают вращаться, скользя по дорожному покрытию, а поступательного движения троллейбуса нет. В – тормозная сила. Тормозная сила также не должна превышать силу сцепления F с колёс с дорогой: В ≤ F с (7) Если только тормозная сила превысит силу сцепления, возникнет юз. При юзе троллейбус продолжает движение по инерции с не вращающимися колёсами. Таблица 2. Технические данные троллейбуса ЗИУ-9.
Рис. 2 График движения троллейбуса I. Разгон троллейбуса. II. Движение с установившейся скоростью. III. Движение на выбеге (по инерции, т.е. накатом). IV. Замедление (торможение) ло полной остановки. Кузов троллейбуса Таблица 3. Перечень материалов, необходимых для изготовления кузова.
Изготовление кузова Кузов троллейбуса предназначен для размещения пассажиров и обслуживающего персонала – водителя и кондуктора, а также части электрического, механического и воздушного оборудования. Кузов троллейбуса ЗИУ-9 представляет собой цельнометаллическую конструкцию с несущим основанием вагонной компановки. Каркас кузова – сварной, из стальных тонкостенных труб прямоугольного сечения. В целях поточной сборки кузов разбит на секции: секция крыши, левого и правого бортов, переднего и заднего бортов и основания. Секции после изготовления со своего стенда переносяться на общий стенд и собираются. Болтовое соединение частей кузова: левый и правый борт, крыша, основание, передний и задний борт. Каркас кузова очищается от ржавчины, покрывается антикоррозийным составом и закрепляется наружная обшивка. Основание кузова Представляет собой сварную конструкцию и состоит из отдельных секций, изготовленных из прямоугольных трубчатыз профилей. Для буксировки троллейбуса в передней части основания имеются две буксирные серьги и сзади одна серьга. Боковые борта Состоят из каркасов, сваренных из трубчатых профилей и обшитых стальными листами. Внутренняя повехность обшивки покрыта шумопоглащающей мастикой Для осмотра и ремонта агрегатов механического, пневмогидравлического и электрического оборудования секции бортов снабжены люками. По правой секции оборудовано 4ре люка: 2ва люка пневмоподвески, 1н аккумуляторный и 1н люк к инструментальному ящику. В левой секции имеются 7мь люков: 2ва пневмоподвески, 2ва компрессорных, 1н – вспомогательного электродвигателя, 1н люк группового контроллера, а также 1н люк гидронасоса. Передняя и задняя секции Сварные конструкции обтекаемой формы, обшитые стальными листами. На переднем борту кузова троллейбуса ниже уровня пола установлен буфер. На задней части кузова внизу по бокам расположены два штампованных коротких буфера, укрепленных на нижних горизонтальных дугах каркаса. На боковых оконных стойках передней части кузова установлены кронштейны зеркал заднего вида. На средней стойке переднего ветрового окна закреплена специальная ручка, обеспечивающая удобство и безопасность при очистке и мытье ветровых окон. На задней секции кузова имеется лестница, к поручням которой в верхней части приварены две изогнутые трубы для удержания токоприемников в опущенном положении. На лестнице имеется откидная решетчетая площадка для удобства ремонта головок токоприемников и смены вставок. Крыша кузова Сварный каркас из стальных профилей, обшитый листами. На крыше имеются 2ва вентиляционных люка. Токоприемники крепятся на плите, конструкция которой состоит из дуг трубчатого сечения. На крыше от лестницы до основания токоприемников уложен коврик из рифленой диэлектрической резины. Пол Выполнен из щитов бакелизированной фанеры толщиной 10 мм. Для доступа к агрегатам механического и электрического оборудования, установленного под кузовом, в полу имеются люки, закрытые крышками: над ведущим мостом, тяговым двигателем, вспомогательным двигателем и компрессором, ведомым мостом. Кабина водителя Отделена от пассажирского салона перегородкой. Дверь кабины задвижная. Двери и подножки У троллейбуса ЗИУ-9 имеются три двери: задняя и средняя – четырехстворчатые и передняя – двухстворчатая. Передняя и задняя двери расположены вне базы троллейбуса. Створки дверей попарно соединены петлями и вращаются на трубчатой оси. Для смягчения ударов створок дверей при открывании на них установлены резиновые амортизаторы. Подножки выполнены из стальных листов сварной конструкции и снизу усилены П- образными стальными профилями. Для изоляции подножки от корпуса ступеньки покрыты диэлектрической листовой резиной. Внутренняя отделка кузова
Внутренняя облицовка крепится самонарезающимися винтами и шурупами, стыки облицовочных панелей закрыты декоративными профилями. Наружная отделка кузова Кузов обезжиривается, затем осуществляется шпаклевка и покраска. После покраски кузов перемещается в специальное помещение, где производится его сушка, а также навешивание электрического, механического и пневматического оборудования. Шасси троллейбуса Шасси троллейбуса – совокупность агрегатов и механизмов вместе с основанием (рамой), на которой они размещены. Рама шасси представляет из себя 2а лонжерона, соединенные 9ю поперечинами, фермами. Лонжероны изготовлены из швеллеров, сваренных в виде коробки (коробчатое сечение). Рама шасси предназначена для крепления на нем: ü электрического оборудования; ü пневматического оборудования; ü механического оборудования. Шасси служит опорой кузова и обеспечивает передачу веса кузова и нагрузки через подвеску на мосты; передачу вращающего момента от вала якоря тягового двигателя к ведущим колесам; а также управления движением троллейбуса.
1. В передней части шасси размещены: 1. Пусковая и тормозная педали; 2. Привод ручного тормоза; 3. Рулевое управление; 4. Гидросистема усилителя руля; 5. Тормозной кран; 6. Воздушные тормозные резрвуары – 2 шт. 2. На правой стороне шасси установлено: 1. 2а воздушных резервуара: магистральный и резервур пневмоподвески; 2. Регулировочный реостат; 3. Ящик аккумуляторноый батареи. 3. На левой стороне шасси размещены: 1. Групповой реостатный контроллер (ГРК); 2. Генератор со вспомогательным двигателем (ДВ) / (МВ); 3. Мотор-компрессор (ДК) / (МК). 4. По оси шасси установлены: 1. Ящик с пуско-тормозными реостатами; 2. Тяговый двигатель; 3. Карданная передача. Вращающий момент от тягового двигателя через карданную передачу передается на центральный редуктор ведущего моста. Оборудование размещено таким образом, что к каждому узлу обеспечивается свободный доступ для осмотра и ревизии.
Лекция № 3 Передний мост троллейбуса Передний (ведомый) мост троллейбуса является управляемым. Предназначен для управления троллейбуса; движения по окружностям, кривым; восприятия веса; а также тормозных и тяговых усилий. Рис. 3 Схема управляемого (ведомого) моста троллейбуса. 1. Колесо; 2. Поворотная цапфа; 3. Шкворень (штырь); 4. Кулак балки; 5. Балка; 6. Ступица; 7. Тормозной барабан; 8. Рулевой рычаг (Г- образной фомы). Балка моста Конструктивно передний мост представляет из себя стальную штампованную балку двутаврового сечения. По концам балка имеет утолщения с отверстиями (кулаки), к которым крепится поворотная цапфа. Сверху и снизу на балке имеются площадки для крепления подвески: пневмоэлементов и рессор. В средней части балки на подшипниках установлен двуплечий рулевой рычаг (г- образной формы). На поворотную цапфу через подшипники устанавливается ступица, к которой, в свою очередь, крепится тормозной барабан и колесо. Шкворень (штырь) обеспечивает шарнирное соединение поворотных цапф с кулаками балки. Шкворень плотно сидит в конусе кулака, а поворотная цапфа свободно вращается во втулках вокруг шкворня. Это обеспечивает поворот управляемых колес. Поворотная цапфа Представляет из себя конусооборазную ось, отлитую с двумя проушинами и площадкой. В отверстия проушин впрессованы бронзовые втулки, выполняющие роль подшипников. В нижней проушине устанавливается опорнвй подшипник, а также поворотный рычаг.
Лекция № 4 Передняя ступица Представляет собой цилиндрическую отливку, внутренняя полость которой расточена под подшипники, а снаружи имеется венчик, для крепления к нему тормозного барабана. Предназначена для установки на ней колеса с тормозным барабаном, а также для их вращения. В конструкцию ступицы входит суппорт (или спицы) – он отлит вместе со ступицей и венчиком – предназначен для крепления на нем колеса. Таблица 4. Элементы крепления ступицы
Устройство колеса Колесо состоит из элементов стального обода и элементов пневмошины. Пневматическая шина укреплена на стальном ободе, у которого с одной стороны неподвижный борт (основание), а с другой – съемное бортовое кольцо, удерживаемое на ободе замочным кольцом, заправленным в канавку на неподвижном ободе. Элементы шины Шины, вследствие упругости, заключенного в них сжатого воздуха, поглощают толчки и смягчают удары, возникающие при движении по неровной дороге. Пневматическая шина состоит из: 1. Покрышки; 2. Камеры; 3. Ободной ленты (флеппа).
Монтаж шины Монтаж шины производится на специальном стенде в шиномонтажном участке, в следующей последовательности: 1. Стальной обод устанавливается на стенд (съемный борт и замковое кольцо сняты). 2. Внутренняя полость покрышки осматривается, удаляются посторонние предметы и посыпается тальком. 3. В полость покрышки укладывается камера, расплавляется и немного накачивается воздухом. 4. Укладывается ободная лента (вентиль камеры должен попасть в отверстие ободной ленты). 5. Покрышка с камерой и ободной лентой одевается на обод (вентиль камеры должен попасть в прорезь обода). 6. Устанавливаетс съемный борт. 7. В замочную канавку обода устанавливается замковое кольцо (разрезное). 8. Стенд закрывается замком и подключается сжатый воздух. 9. Шина накачивается до нормального давления, затем навертывают на вентиль колпачок. При накачке шины следует убедиться, что съемный борт надежно удерживается замковым кольцом. Давление в шинах, их размер Давление в шинах для одиночных троллейбусов:
Визуальное определение давления: контакт шины с дорожным покрытием – 3 ÷ 3,5 зубца протектора. Маркировка на шине содержит информацию о: ü наименование или товарный знак завода-изготовителя; ü модель шины; ü сокращенное наименование завода-изготовителя (для шин И-150А 320х508 – литеры Бц); ü месяц и год изготовления; ü серийный номер покрышки; ü норму слойности и т.д.
Размер шин Основным размерами шин являются высота шины и внутренний посадочный ее диаметр.
320 мм – высота шины, размер от протектора до обода; Рулевая трапеция Рис. 4 Рулевая трапеция. 1. Передняя балка; 2. Кулак балки (отверстие с осью поворотной цапфы); 3. Поворотная цапфа; 4. Боковой рычаг; 5. Колесо; 6. Г- образный рулевой рычаг; 7. Поперечная тяга (левая и правая); 8. Ступица. Все тяги рулевой трапеции соединяются при помощи пальцев с вкладышами, пружинами, регулировочными пробками. Рулевая трапеция состоит из следующих узлов: 1. Балка переднего моста. 2. Поворотные рычаги цапф – левый и правый. 3. Две поперечные тяги. Рулевая трапеция предназначена для синхронного поворота управляемых колес в одну и ту же сторону.
Рис. 5 Сходимость колес троллейбуса. А < В на 4 ÷ 6 мм Перед началом регулировки схождения управляемых колес необходимо: - установить колеса в положение, соответствующее движению по прямой; - ось симметрии двуплечего рычага должна быть перпендикулярна оси балки переднего моста. При необходимости это достигается при помощи регулировки длинной (левой) поперечой тягой. Вывешивается передний мост и ставятся страховочные тумбы под балку. Схождение управляемых колес осуществляется рулевой трапецией – правой (короткой) тягой. Ослабляются стяжные болты и вращая трубу тяги регулируют схождение так, чтобы расстояние между торцами тормозных барабанов передних колес впереди было меньше, чем сзади на 4 ÷ 6 мм. Замер производится по торцам тормозных барабанов сзади относительно балки (там отверстия, на тормозном суппорте замер через них). После окончания регулировки необходимо затянуть стяжные болты и зашплинтовать. Назначение сходимости: 1. облегчается рулевое управление; 2. уменьшается износ резины. Установка колес Приподнять с помощью домкрата колеса троллейбуса и подложить под них измерительные поворотные круги. Эти круги имеют шкалу в градусах. Колеса троллейбуса следует установить в положение, соответствующее прямолинейному движению, а поворотные круги – на нулевую отметку. Затем необходимо повернуть колеса, вращая
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.012 с.) |