Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовые риски в сфере бизнеса: определение, виды и пути из нейтрализации.

Поиск

Как известно, ГК РФ определяет предпринимательство как самостоятельную, экономическую деятельность, осуществляемую на свой риск с целью систематического получения прибыли1 (а это финансовый показатель).
Таким образом, с риском связано достижение главной цели предпринимательской деятельности - получение прибыли (часто в прямой пропорции с риском).
Поэтому отказ от риска означает, по сути, отказ от ведения бизнеса. Отсюда понятно: невозможно успешно решить проблемы эффективного управления предприятием с ориентацией на систематическое получение прибыли (главную цель предпринимательской деятельности), если не владеть умением управлять финансовыми рисками. Тем более, что любое управленческое решение в жизни предприятия, будь то модернизация производства, переобучение кадров или разработка новых услуг лишь тогда может воплотиться в жизнь, когда оно обеспечено соответствующими денежными средствами, т. е. в выборе любого варианта управленческого решения финансовый аспект играет первостепенную роль.

Из этого следует, что из множества видов рисков, характерных для деятельности коммерческих предприятий, наибольшую опасность и актуальность представляют финансовые риски.
Финансовые риски:
a) с одной стороны - это опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов (прибыли) по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данной сфере деятельности;
б) с другой стороны - это вероятность получения дополнительного объема прибыли, связанного с риском.
Наиболее распространённые способы классификации финансовых рисков представлены на рис. 2, а их краткая характеристика описана ниже.
Краткая характеристика финансовых рисков
1. Риск снижения финансовой устойчивости (или риск нарушения равновесия финансового развития).
Это самый опасный риск. Основные причины:
* несовершенство структуры капитала (чрезмерная доля используемых заемных средств);
* несбалансированность положительных и отрицательных денежных потоков по объемам.
2. Риск неплатежеспособности (или риск несбалансированной ликвидности предприятия).
Основная причина: снижение уровня ликвидности оборотных активов, т.е. у предприятия нет возможности реализации его текущих (оборотных) активов, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения текущих (краткосрочных) обязательств (обязательств сроком до 1 года).
3. Инфляционный риск.
Возможность обесценения реальной стоимости капитала, а также ожидаемых доходов и прибыли предприятия от осуществления финансовых сделок или операций в связи с ростом инфляции.
4. Валютный риск (недополучение предусмотренных доходов).
Основная причина: изменение обменного курса иностранной валюты.
5. Процентный риск (непредвиденное изменение процентной ставки на финансовом рынке: как депозитной, так и кредитной).
Основные причины:

* изменение конъюнктуры финансового рынка под воздействием государственного регулирования;
* рост или снижение предложения свободных денежных ресурсов и т.д.
6. Риск упущенной финансовой выгоды. Это риск наступления косвенных (побочных) потерь от срыва какого – нибудь мероприятия (напр., страхования) или предприятие не получает прибыли в результате срыва определённой сделки, остановки хозяйственной деятельности.
7. Депозитный риск (отражает возможность невозврата депозитных вкладов предприятия в банках).
Основная причина: неудачный выбор банка.
8. Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по инвестициям, вкладам или кредитам.
9. Риск прямых финансовых потерь связан с опасностями биржевых сделок, рисками неправильного вложения капитала и т.д.
10. Кредитный риск имеет место при предоставлении предприятием кредита покупателям. Форма проявления: риск неплатежа или несвоевременного расчета за отпущенные предприятием в кредит продукцию, работы, услуги.
11. Налоговый риск – вероятность введения новых видов налогов и риска). Означает, что лицо, принимающее решение, не желает нести риск и готово на определённых условиях передать часть его другому лицу (партнёрам по отдельным финансовым операциям).

Передача риска в современной практике осуществляется по следующим направлениям:
а) передача части риска путём заключения договора факторинга (форфейтинга);
б) передача части риска путём заключения договора поручительства;
в) передача части риска поставщикам сырья и материалов;
г) передача риска путём заключения биржевых сделок (хеджирование);
д) распределение риска между участниками лизинговой операции;
е) распределение риска между участниками инвестиционного проекта;
ж) страхование рисков и т.д.

Краткая характеристика приёмов снижения рисков:
1. Диверсификация. Основные формы диверсификации финансовых рисков:
а) диверсификация видов финансовой деятельности (использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций);
б) диверсификация валютного портфеля («валютной корзины») предприятия (выбор нескольких видов валют);
в) диверсификация депозитного портфеля (размещение денежных средств на хранение в разных банках);
г) диверсификация кредитного портфеля предприятия (расширение круга покупателей продукции, работ, услуг предприятия) и т.д.
2. Лимитирование концентрации риска. Это сознательное ограничение возможных потерь заранее установленным лимитом (пределом), установление предельных сумм рисковых расходов предприятия, на которые оно может пойти без ощутимого ущерба. Лимитирование
применяется при выдаче ссуд и продаже товаров в кредит, определении сумм вложения капитала и др. Например, устанавливаются:
а) предельный удельный вес заёмных средств;
б) минимальный удельный вес активов в высоколиквидной форме;
в) максимальный размер коммерческого (товарного) кредита, предоставляемого одному покупателю;
г) максимальный размер депозитного вклада в одном банке;
д) максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность и т.д.
3. Самострахование. Самострахование означает, что предприятие предпочитает само подстраховываться, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым экономится капитал по страхованию. Самострахование предполагает создание натуральных и финансовых страховых (резервных) фондов непосредственно на предприятии.
Страхование называют классическим «бизнесом рисков». Именно через страховки осуществляется в цивилизованном обществе процесс передачи (продажи) излишних «страхов».

Основные формы самострахования:
а) формирование резервного (страхового) фонда предприятия (в соответствии с требованиями законодательства и Устава предприятия);
б) формирование целевых резервных фондов. Например, фонд страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка); фонд погашения безнадёжной дебиторской задолженности по кредитным операциям предприятия и т.д.
Перечень фондов, источники формирования и размеры отчислений в них определяются Уставом предприятия и др. внутренними документами.
4. Хеджирование – это страхование рисков от потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на любые товарно – материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах (в сравнении с теми ценами, которые учитывались при заключении договора).

Существуют операции хеджирования на повышение и на понижение.

Хеджирование на повышение (покупка контрактов) применяется для страхования от возможного повышения цен в будущем. Эта операция позволяет установить покупную цену намного раньше, чем будет приобретен реальный товар.
Хеджирование на понижение (продажа сточных контрактов) страхует от возможного снижения цен в будущем.
Суть хеджирования: продавец (покупатель) товара заключает договор на его продажу (покупку) и одновременно осуществляет сделку противоположного характера, т.е. природа.

Благодаря этому в целом они не терпят убытков от повышения или понижения цен на товары, которые подлежит продать или купить по будущим ценам.
Таким образом, хеджирование – это снижение рисков до приемлемого уровня за счёт формирования встречных требований. С этой целью применяются различные инструменты и методы: опционы, фъючерсы, форфарды, «свопы» и др.
«Своп» - финансовая обменная операция, при которой нужный актив не покупается, а обменивается на другой, имеющийся в наличии. Например, банковская сделка – своп «рубли на иностранную валюту».
Опцион – право выбора условий сделки, получаемое за определённую плату (напр., право купить новые ценные бумаги эмитента на оговоренных условиях).
Фьючерсы – заключаемые на биржах срочные сделки купли – продажи сырьевых товаров, золота, валюты, ценных бумаг по ценам, действующим в момент сделки, с поставкой купленного товара и его оплатой в будущем. До исполнения сделки покупатель вносит небольшую гарантийную сумму. Чаще всего фьючерсные сделки заключаются не в целях окончательной покупки и продажи товаров, а с целью страхования (хеджирования) будущей сделки с наличным товаром или получения прибыли за счёт последующей перепродажи фьючерса.
Форварды – срочные сделки купли – продажи по ценам, действующим в момент сделки, с поставкой купленного товара и его оплатой в будущем. В отличие от фьючерсов форвардные сделки заключаются на внебиржевом рынке, а участники сделки преследуют цель не только застраховать риски изменения цен, но и рассчитывают получить сам товар – предмет сделки.
Существует также ряд неформализованных методов минимизации рисков, косвенно воздействующих на качество организации риск-менеджмента и управления предприятием в целом.

К таким методам можно отнести:
* Повышение эффективности использования кадрового потенциала.
* Оптимизация организационной структуры.
* Степень инновационности предприятия.
* Развитие и поддержание связей (в том числе и неформальных) с инфраструктурными организациями и другими участниками рынка.
Для получения более эффективного результата используется не один, а совокупность методов снижения риска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.134 (0.012 с.)