Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о логике исследования↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью шагов, т.е. логикой исследования. Организация и проведение исследования зависят от его содержания, но структура, как правило, основывается на логике действий. Основная работа по конструированию логики педагогического исследования выполняется с опорой на ожидаемый конечный результат и предположительные действия, которые обеспечат его достижение. В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования и других факторов, а также определить логику и характер изложения. 1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей цели исследования и соотнесенных с ней задач. 2. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, идеи, исследовательского подхода. Выбор методов исследования. 3. Построение гипотезы исследования. 4. Проведение констатирующего эксперимента (диагностики) с целью установления исходного состояния предмета исследования. 5. Организация и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента. 6. Анализ, интерпретация и оформление результатов. 7. Апробация исследования и выработка практических рекомендаций. Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Специфика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом поиска становится сложная система взаимоотношений человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей человека. Это определяет высокие требования к логической обоснованности и целесообразности структуры научного поиска. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ
За последние столетия язык науки не претерпел существенных изменений. Это говорит об известном консерватизме научного познания. Его форма не зависит от его вида. Это значит, что различные исследовательские работы имеют единый язык и различаются лишь объемом выполняемой научной работы. Понятийный аппарат научного исследования образуют актуальность, практическая значимость, проблема, объект, предмет, гипотеза, его цель, задачи, методика. Актуальность исследования — это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи. Актуальность может быть связана с неизученностью выбранной темы. Второе направление актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Практическая значимость. Здесь целесообразно выделить два основных направления. Первое связано с полученными результатами исследования и решения на их основе той или иной практической задачи или проведения дальнейших научных исследований. Другое направление связано с используемой в нем методикой. Если в исследовании разработана новая методика, то практическая значимость может быть обусловлена возможностью ее использования опять-таки для решения некоторых практических задач и для проведения дальнейших исследований. Следует иметь в виду, что поисковая работа по жанру может представлять собой не только научное исследование или диагностическое обследование, но и научно-методическую и практическую разработку. Поисковая работа начинается с выбора объектной области исследования. В образовательной системе в качестве таких сфер выступают психология, педагогика, информатизация, управление и др. Выбор объектной области определяется такими факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность. Следующий шаг — определение проблемы и темы исследования. Сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения темы необходимо выявить исследовательскую проблему. Проблема часто отождествляется с вопросом. Каждая проблема — это вопрос. Но не каждый вопрос — это проблема. Проблема — это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее. Проблема возникает, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Она понимается или как практическая задача, или как нечто неизвестное в науке. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Тема отражает заключенное в проблеме противоречие, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекающие из проблем темы должны быть более конкретизированными, привязанными к определенным этапам и условиям педагогического процесса. Объект исследования в педагогике и психологии — это некий процесс или явление. Но нельзя называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы, так как это не объект, а конкретная база, достаточно широкая сфера, не все элементы которой подлежат изучению. Предмет исследования — это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты. Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, связи между факторами, влияющими на обучение, воспитание и развитие детей и др. Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что находится в границах объекта. Встречается и такой подход к объекту и предмету исследования, когда объект определяется через испытуемых, а предмет — через то, что у них изучается. Границы между понятиями «объектная область», «объект» и «предмет» условны, так как то, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью. Но именно предмет определяет тему исследования. Целенаправленность — важнейшая характеристика деятельности человека. Поэтому уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель, т.е. осуществить целеполагание. В целеполагании присутствуют и расчет, и анализ, и фантазия, и интуиция исследователя. Учитываются педагогические, психологические, социальные закономерности. Цель педагогического исследования — это результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процессов и явлений действительности. Итак, цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач. Задачи исследования — это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Среди значительного количества задач важно выделить три группы: —историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; —теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования; —практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций. Другие, более частные задачи относят чаще всего в качестве подзадач к основным. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие — модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании. Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным инструментом, организующим весь процесс. Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии. К научной гипотезе предъявляются два основных требования: —она не должна содержать понятий, которые не уточнены; —она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. Различают рабочую гипотезу и научную. Рабочая гипотеза — это временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала, а научная гипотеза создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, которое может быть развито в научную теорию и воплощено в методики и технологии. Идея — это мысль о преобразовании. Рождение идеи — индивидуальный процесс, в основе которого лежат опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Прежде всего, следует обратиться к исходному факту, фиксирующему существующую, но не удовлетворяющую нас ситуацию. По мере накопления фактов, не укладывающихся в рамки существующих объяснений, возникает потребность в новой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления. Замысел — это идея, вооруженная средствами ее осуществления. Теперь остается мысленно реализовать замысел, проделать путь восхождения к цели. Такое мысленное предвосхищение и приводит к гипотезе-предположению. Выдвижение идеи, претворение ее в замысле, а затем развертывание в гипотезу и представляет собой самый сложный, творческий элемент исследования, его творческое ядро. ФУНКЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Каждый этап исследования включает два аспекта: практический и исследовательский, которые обеспечиваются конкретными функциями исследователя. Функция диагностики связана с изучением состояний и возможностей развития исследуемых процессов и явлений. Она сопутствует всему процессу поиска, но особо выделяют исходную и заключительную диагностики. В широком плане к диагностике можно отнести изучение прошлого опыта, практику решения аналогичных проблем. В узком плане — это система диагностических процедур, осуществляемая с помощью наблюдений, опроса, тестирования и других исследовательских методов и методик. Психолого-педагогическая диагностика есть определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов. Функция уточнения логики и процедуры исследования заключается в осознании того, что было сделано на предшествующем этапе, какие результаты получены, какие задачи были решены, а какие нет. Не решенные на предшествующем этапе задачи переносятся на следующий этап. Функция прогнозирования результатов. Речь идет о процедуре, аналогичной той, которая используется при выдвижении гипотезы. На каждом этапе исследования выявляются и оформляются элементы замысла, прогнозируются результаты следующего этапа. Функция практического преобразования предполагает введение того новшества, ради которого велась вся подготовительная работа. Этот этап предусматривает конкретные действия по оптимизации условий на основе предварительного изучения опыта и знакомства с научной литературой. Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность и последовательность применения методов, которая обеспечивает полное и достоверное решение поставленных задач. Совокупность методов составляет комплексную методику исследования, которая позволяет проверить и уточнить гипотезу. Функция анализа, обобщения, апробации и изложения результатов. Главная задача при выполнении этой функции заключается в том, чтобы выявить решающие факторы успеха (или неуспеха), соотношение внутренних и внешних условий развития, взаимосвязь замысла, содержания, средств и результатов. Оценка и интерпретация полученных результатов позволяют сформулировать предварительные теоретические и практические выводы, после осмысления которых переходят к апробации (обсуждению) и литературному оформлению результатов (написанию отчетов, рекомендаций и др.). ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ИССЛЕДОВАНИЮ
Выполнение и оформление курсовых и выпускных квалификационных работ — один из важных видов исследовательской деятельности в средних и высших педагогических учебных заведениях. Работа состоит из трех этапов. 1-й этап — подготовка к исследованию: —определение методологических основ проблемы; —подготовка к проведению исследования. 2-й этап — подготовка и проведение опытной работы: —планирование; —проведение. 3-й этап — оформление курсовой работы: —ее написание; —составление списка литературы. На этапе подготовки главным является: а) определение методологических основ проблемы исследования: —предварительный выбор темы на основе изучения литературы, —определение объектной области исследования: объекта и предмета; б) подготовка к организации и проведению исследования: —анализ специальной методической литературы и педагогического опыта по теме исследования и написание текста, —уточнение темы, —формулирование гипотезы, цели и задач исследования, —выбор методов и конкретной базы для проведения исследования. Курсовая работа и ВКР имеют определенную структуру, составные части. Как правило, они состоят из введения, основной части, заключения, библиографии и приложения. Основная часть может состоять из двух глав — теоретической и практической — или из нескольких параграфов (в курсовой работе). Прежде чем выбрать тему курсовой работы, необходимо определить объектную область, объект и предмет исследования: объект вытекает из области, а предмет — из объекта, причем сужение происходит за счет более детального изучения. Выделение объекта и предмета исследования логически ведет к определению проблемы научного поиска, а после этого формулируется тема. Выбрать тему исследования помогают: —просмотр каталогов защищенных научных работ, аналитических обзоров достижений науки в конкретной области знаний (можно повторить ранее выполненные исследования, но с использованием новых, более совершенных методов); —теоретическое обобщение материалов, собранных в научных работах и отчетах; —экспериментальная проверка одной из гипотез, выдвинутой, но не проверенной ранее другими исследователями. После уточнения темы приступают к выработке гипотезы о путях решения поставленной проблемы. Из гипотезы выводятся цель и задачи исследования. Цель — замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге. Она имеет две части: теоретическую и практическую. Задачи исследования — это составные части цели. Они обозначаются, как правило, в параграфах плана работы. Цель практически любого исследования может укладываться в одну из следующих формулировок. 1. Разработка педагогических основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо. 2. Выявление, обоснование или экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических) условий (предпосылок) формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо. 3. Обоснование содержания, форм, методов и средств обучения (воспитания, развития). 4. Определение и разработка критериев, требований, теоретических моделей или средств (пособий). 5. Характеристика педагогической концепции (указывается какой), доказательство ее значимости и роли в развитии современной педагогики (системы). 6. Анализ теории и практического опыта педагогов определенного периода по конкретному направлению, определение его значения для развития образования (системы, педагогики) на современном этапе. Рассмотрим схему определения методологических основ исследования: Вся эта работа идет параллельно с изучением литературы по выбранному объекту исследования. По мере ее изучения тема курсовой работы может уточняться, конкретизироваться, как и отдельные этапы организации исследования.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 3300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.014 с.) |