Материалы для практической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для практической работы



 

1. Сформулировать понятия. При необходимости обратиться
к толковому словарю.

Акт, актуальность, аспект, интуиция, компетентный, конкрети­зация, концепция, логика, методология, модернизация, несостоя­тельность, оптимизация, перспективность, прогнозирование, про­цесс, синтез, сущность, факт, фактор, эксперимент, явление.

Составить этими понятиями словосочетания и фразы.

2. Уяснить формулировки основных понятий темы.

Гипотеза, диагностика, задача, замысел, идея, метод, ме­тодология, методика, объект исследования, предмет иссле­дования, проблема, тема исследования, функция, целеполагание, цель.

Составить пары или группы понятий, объединив их по какому-либо признаку.

3. Познакомиться с предлагаемым вариантом разработки логики исследования. Определить, какие из этапов струк­туры исследования можно отнести к методологической час­ти, а какие к процедурной.

Методологическая часть: определение проблемы, темы, объекта, предмета исследования, уточнение терминологии, формулировка цели, задач, гипотезы.

Процедурная часть: составление плана исследования, опи­сание методов и техники сбора данных, способа их анализа, проведение эксперимента, анализ, интерпретация (объяс­нение) и обобщение его результатов.

 

1 этап Общее ознакомление с проблемой, обоснова­ние ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследо­вания. Формулирование обшей цели и соотне­сенных с ней задач
2 этап Выбор методологии: исходной концепции, опор­ных теоретических положений, идеи, исследова­тельского подхода. Выбор методов исследования
3 этап Построение гипотезы
4 этап Проведение констатирующего эксперимента (ди­агностики) с целью установления исходного со­стояния предмета исследования
5 этап Организация и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента
6 этап Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования
7 этап Выработка практических рекомендаций

 

4. Подготовить ответы на вопросы.

• Перечислите и раскройте суть каждой из характерных особенностей научного познания.

• Что может стать направлением в исследовании?

• Воспроизведите последовательность поисковых шагов (логику исследования).

• В чем заключается специфика психолого-педагогического исследования?

• Перечислите составляющие понятийного аппарата научного исследования.

• Как актуальность исследования пересекается с его практической значимостью?

• Сформулируйте следующие понятия: «объектная область исследования», «проблема», «тема», «объект исследования», «предмет исследования», «гипотеза», «цель и задачи исследования», «идея», «замысел».

• Как соотносятся между собой: объект и предмет исследования, идея и замысел, цель и задачи, тема и проблема, проблема и гипотеза.

• Перечислите функции исследователя и раскройте суть каждой из них. Докажите необходимость каждой функции для успеха поиска.

• Назовите три основных этапа последовательности выполнения курсовой работы.

• Каковы будут ваши шаги на этапе подготовки к курсовому исследованию?

5. Проанализировать выдержки из курсовой работы по теме «Работа социального педагога с подростками, имеющими трудности в общении» (см. дидактический материал № 2, задание 1):

а) соотнести главы и параграфы «Содержания» с одним из вариантов логической структуры исследования;

б) проанализировать содержание «Введения» с точки зрения требований к определению методологического аппарата.

6. Проработать примерные темы курсовых работ по следующей схеме (см. дидактический материал № 2, задание 2):

а) выбрать 2—3 темы, интересующие вас;

б) при необходимости скорректировать формулировки тем, конкретизируя их.

в) описать методологический аппарат курсовой работы в соответствии с выбранными темами (объектная область исследования — объект — предмет — тема — гипотеза — цель исследования).

МАТЕРИАЛЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Объяснить различия между понятиями «объект» и «предмет» исследования.

2. Выбрать среди перечисленных возможные объекты психолого-педагогического исследования.

Подросток, нравственное становление личности, обучение первоклассников письму, социально-педагогическая служба школы-интерната, внимание, общение.

3. Определить, что может являться предметом исследования, если объектом служит:

— обучение младших школьников грамоте;

— оздоровительная работа с дошкольниками;

— профилактика вредных привычек среди подростков;

— нравственное воспитание старшеклассников.

4. Соотнести термины и формулировки понятий.

 

1. Логика А. Понятие, фиксирующее реальное событие или результат деятельности
2. Гипотеза Б. Сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения
3. Тема В. Форма организации научного знания, способ­ствующая реализации новой идеи
4. Цель Г. Предложение, положение, о коем рассуждают или которое разъясняют
5. Проблема Д. Осознанный образ предвосхищаемого ре­зультата, на достижение которого направлена деятельность человека
6. Задача Е. Наука о формах, законах и методах познава­тельной деятельности
7. Идея Ж. Данная в определенных условиях цель дея­тельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий
8. Факт 3. Одна из форм человеческого познания, кото­рая возникает в результате попыток разума выйти за пределы чувственного опыта

 

5. Определить, о каких компонентах исследования («база», «объект», «предмет») идет речь в следующих понятиях:

— коллектив педагогов и учащихся средней школы № 25;

— процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;

— зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.

6. Объяснить различия понятий «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация».

7. Определить, является ли проблема отражением:

— знания;

— незнания или непонимания;

— возможных «точек роста» научного или практического знания;— субъектного состояния исследователя (озадаченности, удивления).

8. Объяснить, какая из формул выражает соотношение понятий «проблема» и «тема».

проблема = тема проблема тема

9. Найти и исправить ошибки в формулировках тем курсовых работ.

Пути формирования положительных мотивов учения у детей. Эстетическое воспитание подростков. Игра как средство воспитания младших школьников. Психологические основы адаптации первоклассников.

10. Найти в списке понятия, которые могли бы быть объектом (предметом) исследования. Сформулировать темы исследовательских работ, используя слова и словосочетания:

Влияние, проблема, как путь, роль, особенности, творче­ские способности, познавательная деятельность, педагогиче­ская деятельность, самоуправление, традиционные народные праздники, процесс социализации, неполная семья, патриоти­ческое воспитание, уровень, конфликт, старшеклассники, ре­бенок, воспитатель и воспитанник, младший школьник, фор­мирование, и пути его преодоления.

11. Выбрать формулу, передающую сущность понятия «цель»:

цель = результат

цель = конечный результат

цель = желаемый конечный результат

цель = предполагаемый конечный результат

цель = возможный результат

12. Сформулировать тему научного исследования, исходя из предлагаемой цели.

Изучить роль этической беседы в нравственном воспита­нии младших школьников.

Разработать содержание, формы и методы профилактики табакокурения в подростковом возрасте.

Изучить влияние досуговой работы на формирование по­знавательных интересов младших школьников.

Выявить психолого-педагогические закономерности предуп­реждения конфликтов между воспитателями и воспитанника­ми.

13. Сформулировать цель научного исследования по пред­лагаемой теме.

Влияние профориентационной работы на процесс социали­зации старшеклассников.

Проблема патриотического воспитания подростков и пути ее решения в практике досуговой работы.

Сюжетно-ролевые игры как средство самореализации до­школьников.

Обучение младших школьников правилам дорожного дви­жения как педагогическая проблема.

14. Уточнить формулировки понятий методологического аппарата научного исследования по заданной теме.

А. Разноуровневые задания как средство индивидуализа­ции обучения младших школьников на уроках математики.

Область: педагогика.

Объект: обучение младших школьников.

Предмет: разноуровневые задания на уроках в начальной школе.

Б. Пивной алкоголизм как социальная проблема и пути ее решения в работе со старшеклассниками. Область: социальная педагогика. Объект: пивной алкоголизм.

Предмет: профилактика вредных привычек среди старшек­лассников.

15. Определить цель научного исследования, если извест­ны конкретные методологические понятия.

А. Проблемы эмоционального развития первоклассников и пути их решения.

Область: возрастная психология.

Объект: процесс эмоционального развития младших школь­ников.

Предмет: факторы, влияющие на эмоциональное разви­тие учащихся.

Б. Роль экскурсионной работы в формировании эстетиче­ской культуры подростков.

Область: методика досуговой работы.

Объект: процесс формирования эстетической культуры под­ростков.

Предмет: методика организации и проведения экскурсий как средства формирования эстетической культуры подро­стка.

Глава 3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.023 с.)