Понятие об исследовательских 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об исследовательских



МЕТОДАХ И МЕТОДИКАХ

 

Метод научного познания — это способ, который позво­ляет решить задачи и достичь цели исследования. Выбран­ные адекватно задачам, методы и способы поисковой дея­тельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.

Каждая наука разрабатывает и использует методы иссле­дования, отражающие ее специфику. Для решения конкрет­ных задач применяется множество исследовательских мето­дов. Их можно условно подразделить на эмпирические и теоретические.

Суть эмпирического метода состоит в фиксации и описа­нии явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоре­тический метод предполагает глубокий анализ фактов, рас­крытие существенных закономерностей, образование мыс­ленных моделей, использование гипотез и др.

Основными исследовательскими методами являются на­блюдение и эксперимент. Они применяются во многих на­уках, и поэтому их считают общенаучными.

При использовании исследовательских методов в зави­симости от того, какие задачи необходимо решать, прихо­дится определять процедуру проведения исследования, сня­тия данных экспериментов, их анализа и интерпретации. Для этого используются конкретные методики психологи­ческого исследования. Они выступают как способы (сред­ства) конкретизации и воплощения исследовательского метода. В каждом исследовании используется комплекс ме­тодов, применение каждого из которых осуществляется по соответствующим методикам (средствам и приемам).

Выбор обусловлен системой правил и норм и основыва­ется на следующих принципах:

—совокупности (комплекса) методов исследования;

—их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;

— запрета экспериментов и использования исследова­тельских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ

И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

 

Исторически эмпирическое знание предшествовало теорети­ческому. Это знание об основных особенностях объекта, полу­ченное в ходе практической деятельности, наблюдений, экс­периментов. Характерный признак эмпирического знания — возможность его чувственного отражения.

Теоретическое знание дает возможность переносить вы­воды, полученные в одних условиях и на основе анализа одних объектов, на другие условия и объекты, в том числе еще не существующие, проектируемые, создаваемые пока мысленно, в воображении.

Добываемое эмпирическими (практическими) методами, знание фиксирует общее, повторяющееся в доступных чувствен­ному восприятию явлениях. Ограниченность эмпирических ме­тодов заключается в невозможности с их помощью проникнуть в сущность вещей, увидеть за внешним внутреннее, установить причинную связь, выявить необходимость и тенденции изме­нения. Эти методы главным образом фиксируют существующее и для конструирования новых систем не годятся.

Для продуктивного психолого-педагогического исследова­ния одних эмпирических методов недостаточно, поэтому ис­пользуют теоретические методы. Они предполагают проник­новение в сущность изучаемого процесса или явления и состо­ят в их объяснении: почему они существуют, что их вызвало, как их преобразовать. Недостатком теоретических методов яв­ляется то, что они не оказывают непосредственного влияния на наблюдаемые факты. Теоретические истины требуют дока­зательства и не могут быть проверены опытным путем.

При переходе от эмпирического уровня к теоретическому видоизменяется предмет исследования. На этом этапе реально существующий объект часто замещается его теоретической моделью, конструируются так называемые идеальные, не существующие в реальности объекты. По существу, «идеаль­ный объект» — это предмет исследования на теоретическом уровне, взятый в виде определенной мысленной модели.

Такими «идеальными объектами» в воспитании выступа­ют отношения между воспитанником и условиями воспитания, в социальном проектировании — идеальный социальный заказ, социальная структура, в социально-педагогическом посредничестве — полное взаимопонимание между клиен­том и консультантом и т.д.

Эмпирический и теоретический уровни исследования тесно связаны и часто взаимно проникают друг в друга. Из от­дельных методов исследования складываются общие мето­ды, своеобразные комплексные методики поиска.

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

К ним относят методы анализа и синтеза, абстрагирова­ния и конкретизации, моделирования и др.

Своеобразие метода теоретического анализа и синтеза в психолого-педагогических исследованиях заключается в его универсальных возможностях рассматривать явления и про­цессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, свя­зи и отношения, устанавливать закономерности их развития.

Путем анализа и синтеза можно вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников соци­ально-педагогического процесса (детей, взрослых, родите­лей, педагогов), установить несоответствия, выявить ре­альные противоречия в развитии педагогического процесса, прогнозировать развитие.

Анализ — это мысленное выделение отдельных частей, свя­зей на основе расчленения целого. После выполнения анали­тической работы возникает необходимость синтеза, объеди­нения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

С анализом и синтезом теснейшим образом связаны ме­тоды абстрагирования и конкретизации.

Под абстрагированием понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей для более глубокого изучения.

Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти иде­ализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и законо­мерности, проявляющиеся во многих реальных объектах.

В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный вся­ких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др.

Метод конкретизации по своей логической природе про­тивоположен абстрагированию. Он заключается в мыслен­ной реконструкции, воссоздании предмета на основе вы­члененных ранее абстракций. Конкретизация, направленная на воспроизведение развития предмета как целостной сис­темы, становится особым методом исследования. Мышление из выделенных отдельных абстракций конструирует цель­ный предмет.

Психолого-педагогическое знание по самой своей сути должно быть конкретизировано, чтобы воссоздать саму лич­ность как целостность и обеспечить процесс развития этой личности в педагогической системе, а также самой педаго­гической системы.

Метод моделирования открывает возможность переноса информации, добытой при использовании модели, по ана­логии на прототип. При этом мышление оперирует не ре­альными, а идеальными моделями.

Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т.е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся ре­комендации и выводы, проверяемые затем на практике. Та­ковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений: школы с разноуровневым обу­чением, гимназии, лицея, колледжа и др.

Необходимо только помнить, что любая модель всегда беднее реально существующей и отражает лишь отдельные стороны и связи, так как теоретическое моделирование все­гда включает абстрагирование.

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

К ним относят наблюдение, беседу, опрос (интервью, анкетирование, тестирование), изучение результатов деятельности, оценку (метод независимых экспертов или компетентных судей) и др.

Наблюдение является одним из основных исследователь­ских методов. Это целенаправленное и систематическое вос­приятие исследователем особенностей протекания изучае­мого явления или процесса и их специфических изменений. Наблюдение должно привести к осмыслению зафиксиро­ванных данных и их научному объяснению, т.е. к установ­лению фактов. Наблюдение завершается анализом и уста­новлением взаимосвязи между фактами наблюдения и пред­положениями исследователя.

Виды наблюдений группируют по различным признакам:

—по времени — непрерывное и дискретное;

—по объему — широкое (за группой в целом или за процессом развития личности как таковым) и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов;

—по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: невключенное (со стороны) и включенное (когда исследователь выступает участником деятельности коллектива).

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд су­щественных черт, которые отличают его от обыденного вос­приятия человеком происходящих событий и одновременно являются требованиями, которым надо следовать. Назовем некоторые из них:

—целенаправленность, т.е. не просто фиксирование воспринимаемого, а отбор необходимой информации;

—аналитический характер, т.е. выделение из общей картины отдельных сторон, элементов, связей, которые анализируются, оцениваются и объясняются;

—комплексность, т.е. охват всех существенных сторон или связей социально-педагогического процесса;

—систематичность, т.е. выявление устойчивых связей и отношений, с целью обнаружения изменения и развития наблюдаемого за определенный период.

Кроме того, при организации наблюдений должны быть заранее намечены их объекты, поставлены цели, составлен план. Объектом наблюдения чаще всего служит сам процесс деятельности педагогов, учащихся и воспитанников, их эмо­циональные реакции и волевые усилия. Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточение на той или иной стороне деятельности, на тех или иных связях и отношениях.

Заранее планируются длительность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Как правило, они фик­сируются в виде текстовых записей, заполнения разработанных форм, записей на магнитную ленту. Использование хрономет ража, магнитофонных записей, фото-, кино- и видеосъемок повышает достоверность данных и результатов наблюдения.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои достоинства и недостатки. Оно позволяет изучить предмет в его целост­ности, естественном функционировании, в живых, много­гранных связях и проявлениях. Однако этот метод не позво­ляет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, де­лать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нуж­но сопоставлять с данными, полученными другими метода­ми, дополнять и углублять их.

Наблюдение может проявляться и в косвенном восприя­тии явлений, т.е. через их описание другими, непосредственно наблюдавшими их лицами. Такое наблюдение можно интер­претировать как предварительное.

Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов дей­ствий и поступков. Сама беседа отличается сравнительно сво­бодным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. Беседа мо­жет проводиться в целях подтверждения или опровержения данных, полученных ранее с помощью других методов.

Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий. Исследователь должен стремиться, чтобы во время беседы поддерживались доброжелательные отноше­ния, не возникала психологическая отчужденность, сохра­нялся контакт с собеседником. Целесообразно беседу начи­нать с темы, интересной собеседнику, а затем переходить к вопросам, представляющим интерес для исследователя.

Беседа, как правило, не протоколируется, записи дела­ются после нее. При осмыслении записей беседы учитыва­ются все сведения, полученные другими методами.

Опрос как метод используется в виде интервью (устный опрос) и анкетирования (письменный опрос).

Через интервью выявляют оценки, точки зрения собе­седника по каким-либо темам, проблемам.

Анкетирование решает те же задачи, но с охватом не­скольких или многих респондентов. Однако при этом отсут­ствует живой контакт с опрашиваемыми, что не всегда обес­печивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.

При опросе важна однозначная, ясная, четкая постановка вопросов. Предпочтительнее вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения. Вопросы могут быть открытого типа. Они требуют само­стоятельного формулирования ответа опрашиваемым. Напри­мер: «Хотите ли вы учиться вместе со своими нынешними одноклассниками в следующем учебном году?».

Встречаются вопросы полузакрытого типа, когда ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформули­ровать свой собственный, если предложенные готовые от­веты не устраивают респондента.

При вопросах закрытого типа опрашиваемым необходи­мо выбрать один из предлагаемых готовых ответов. Анкеты с закрытыми вопросами, естественно, ограничивают воз­можности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке.

Разновидностью опроса является тестирование. Оно по­зволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, спо­собностей и других качеств личности путем анализа спосо­бов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания называют тестами.

Тест позволяет исследователю определить уровень разви­тия некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуе­мого в более ранний период.

Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие краткого ответа: «да» или «нет», «больше» или «меньше». Иногда необходимо выбрать один из приводимых ответов. Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполне­ние и обработка не отнимают много времени. В то же время необходимо реально оценивать, что можно выявить с помо­щью тестов, чтобы не подменить предмет диагностирования.

Существуют определенные правила проведения опроса, анкетирования, тестирования и интерпретации полученных результатов.

1. Информирование испытуемого о целях проведения тестирования.

2. Ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий.

3. Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми.

4. Сохранение нейтрального отношения к тестируемым, исключающего подсказки и помощь.

5. Соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание.

6. Обеспечение конфиденциальности полученной информации.

7. Ознакомление испытуемого с результатами диагностики, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!».

Изучение результатов деятельности — это исследователь­ский метод, который позволяет опосредованно выявлять сформированность знаний и навыков, интересов и способ­ностей человека на основе анализа его деятельности. Иссле­дователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с результатами (продуктами) его предшествующей де­ятельности: сочинениями, контрольными и проверочными работами, рисунками, поделками и др.

Их изучение позволяет судить о достигнутом уровне дея­тельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне го­товности субъекта к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Это позволяет судить о добросовестности и упорстве в дос­тижении цели, степени инициативы и творчества в выпол­нении работы, т.е. о сдвигах в развитии личности.

Сочетание этого метода с наблюдением, экспериментом и другими позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях их вы­полнения.

При экспертном оценивании (метод экспертных оценок), прежде всего, следует тщательно подобрать экспертов — людей, знающих исследуемую область и способных к объек­тивной и непредвзятой оценке действий и результатов. Же­лательно, чтобы эксперты были независимыми. Оценки мо­гут быть как качественными (характеристики, рекоменда­ции), так и количественными (в баллах).

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки, значит, их мнения близки к объективным.

Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и др.), а затем сопоставляются по­лученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации являются поводом выявле­ния качеств объекта при дальнейшем исследовании.

По сути, в каждом из видов обследования и поисковой работы используется комплекс эмпирических методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.218.247.159 (0.04 с.)