Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология работы с литературойСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение литературы, документов, материалов на электронных носителях и других источников информации позволяет создать первоначальные представления о предмете исследования, помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему. Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений (библиография). Библиографический поиск можно начать с систематических и предметных каталогов библиотек, консультаций с библиографами и знакомства с библиографическими указателями. Библиографию по теме исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о каждой книге или статье на отдельную карточку или занося их в базу компьютера. Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры, название, место и год издания, издательство, том, выпуск и номер издания. Полезно указать и библиографический шифр. Например: Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998. Картотека ведется по предметному принципу, т.е. по разделам изучаемой темы. Если источник относится к нескольким разделам темы исследования, делается несколько копий карточек и каждая ставится в соответствующую рубрику. Помимо предметной целесообразно также параллельно вести картотеку по алфавиту. Это позволяет найти нужные источники по автору. На карточках как предметной, так и алфавитной картотеки помимо точного описания библиографического источника делаются краткие записи о его содержании. Работа по изучению литературных источников начинается с просмотрового чтения. Его основной целью является ознакомление с большим количеством библиографических источников по теме исследования. Первичное ознакомление с литературой должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного произведения. Для этого полезно ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание книги. Результатом просмотрового чтения является оценка степени важности каждого источника, которая позволяет определить дальнейший способ проработки издания: —тщательное изучение с конспектированием; —выборочное изучение, сопровождающееся выписками; —общее ознакомление с аннотированием и т.д. Изучающее чтение предполагает внимательное прочтение выделенных на предыдущем этапе библиографических источников. При этом следует выписывать на карточках или отдельных листах бумаги все необходимое с точными ссылками на источник. Тут же или на отдельных листах полезно фиксировать свои мысли и замечания, возникающие в процессе чтения. Результаты изучения литературы по каждому вопросу полезно оформить в виде письменного обзора, в котором, изложив существо отдельных положений, нужно четко выявить основные точки зрения; вскрыть совпадающее и различающееся в них; обозначить мало разработанные, неясные и дискуссионные положения; подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор каждой работы; высказать свое отношение к авторским позициям, сделанным исследователями выводам. Следует иметь в виду, что изучение литературы и других источников научного и методического характера является важной составляющей подготовительного этапа исследовательской работы, когда с помощью литературного обзора обосновывается актуальность поставленного вопроса и проводимой исследовательской работы. Но изучение литературы и документов продолжается в ходе всего исследования.
ВВЕДЕНИЕ» И «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбор методов исследования зависит от избранной темы, проблемы, гипотезы, цели и задач курсовой работы. Главное, они должны обеспечить максимальный эффект. Методы отбираются обычно для каждых этапа и части исследования. Все используемые студентом методы исследования подробно описываются во «Введении». Курсовая работа предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию. В обзоре даются анализ и сравнительная оценка различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами. Знание степени разработанности исследуемой проблемы студент излагает в теоретических главах. Первая из них содержит, как правило, 2—3 параграфа: —историко-современный аспект изучаемой проблемы; —сущностные характеристики исследуемого понятия, его трактовку различными авторами, собственное отношение к позициям различных авторов; —особенности разработки выбранной темы с точки зрения психологии ребенка или подростка, их возрастных характеристик. В заключении главы следует сформулировать теоретические выводы, из которых автор будет исходить в изложении содержания второй главы курсовой работы. В теоретической части курсовой работы студент излагает собственное понимание и осмысление вопроса на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов педагогической теории и концепций со ссылкой на их авторов, приводит доказательства каких-либо положений. Цитирование не должно превращаться в самоцель, заглушать собственную мысль. В конце цитаты необходимо обязательно указывать ее источник. При ссылке на авторские высказывания (суждения) и выражении своего к ним отношения можно использовать следующие глаголы и словосочетания: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, вскрывает проблему, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отстаивает, определяет, отмечает, пересказывает, пишет, повторяет, поднимает проблему, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, рассматривает вопрос, разделяет позицию, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует. Анализ и уяснение теоретического материала на основе изучения научной литературы — трудоемкий процесс. На этом этапе наиболее типичными являются следующие ошибки. 1. Механическое соединение не переработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом часто одинаковые подходы к вопросу преподносятся как различные. 2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения. Это очень примитивный уровень работы. 3. Смешанное изложение: в теоретической и практической частях излагается то, что позаимствовано из литературных источников, и тут же приводятся иллюстрации из наблюдений или собственной практики. Часто такие иллюстрации вовсе не являются доказательством научного изложения. 4. Отсутствие подтверждений научных идей конкретными примерами и собственной трактовкой студента. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Сформулировать понятия. При необходимости обратиться к толковому словарю. Адекватный, аргументация, дискретность, достоверность, идеализация, инструкция, интервьюер, интерпретация, компетентный, конфиденциальность, косвенный, нейтральный, опосредованно, отражение чувственное, преимущество, респондент, совокупность, специфика, сущность, тенденция, тест, хронометраж, целостность, эксперт. Составить с выше перечисленными понятиями словосочетания и фразы. 2. Уяснить формулировки основных понятий темы. Абстрагирование, аннотация, анализ, анкетирование, беседа, библиография, идеальный объект, изучение продуктов деятельности, интервью, метод, методика, моделирование, наблюдение, опрос, оценивание, синтез, теоретический метод, теоретическое знание, тестирование, эксперимент, эмпирический метод, эмпирическое знание. Составить пары или группы понятий, объединив их по какому-либо признаку. 3. Подготовить ответы на вопросы. • Раскройте суть понятия «метод научного познания». • В чем отличие эмпирических методов исследования от теоретических? • Как связаны между собой понятия «метод» и «методика»? • Назовите принципы, на которых основывается выбор методов исследования. Раскройте суть каждого из них. • Чем эмпирический уровень исследования отличается от теоретического? • Что такое «идеальный объект»? • Перечислите теоретические методы исследования. Изложите суть каждого из них. • Обоснуйте взаимосвязь методов: анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации. • Перечислите эмпирические методы исследования. Изложите суть каждого из них. • Какие особенности интервью, анкетирования и тестирования позволяют объединить их в метод опроса? • Назовите три типа вопросов анкеты. Как они отличаются друг от друга? • Как составить библиографический список? • Чем просмотровое чтение отличается от изучающего? • Какие требования предъявляются к обзору литературных источников, используемых при написании курсовой работы? • Какова цель и содержание «Введения» курсовой работы? • Какие аспекты должны быть рассмотрены студентом в теоретической части курсовой работы? • Назовите типичные ошибки, допускаемые студентами при написании обзора литературных источников. 4. Сформулировать письменно требования к каждому эмпирическому методу, требования к работе с литературой, опираясь на теоретический материал темы. 5. Проанализировать содержание «Введения» и «Заключения» из курсовой работы по теме «Самооценка как мотив учебной деятельности и поведения в младшем школьном возрасте» с точки зрения выбора методов исследования (см. дидактический материал № 3). МАТЕРИАЛЫ К ЗАЧЕТУ 1. Сформулировать понятия «метод», «методика» и «методология», используя предлагаемые списки слов. Метод — и, построение, способ, научное, обоснование, знание. Методика — использование, при, помощь, которые, и, осуществляться, различные, познание, формы, явление, и, способы, методы, процессы. Методология —система, принципы, теоретическая, организация, способы, и, построение, и, деятельность, практическая, и т.д. 2. Выбрать из списка методы, которые относятся к теоретическим. Анализ, беседа, опрос, синтез, интервью, абстрагирование, метод оценки, тестирование, эксперимент, конкретизация, анкетирование, моделирование, наблюдение. 3. Восстановить пары признаков, характерных для метода наблюдения.
4. Определить, к какому из методов предъявляются следующие требования. Ответ обосновать: Целенаправленность, аналитический характер, комплексность, систематичность. Информирование испытуемого, нейтралитет, конфиденциальность, ознакомление с результатами. 5. По кратким описаниям основных методов психологии Кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) для того, чтобы выяснить, насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам. Применяется главным образом для определения пригодности к той или иной профессии. Сущность метода — сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характеризуемой личности. Каждая учитываемая черта личности по степени проявления может оцениваться условным баллом. Применяется для изучения индивидуально-психологических качеств учащегося, в частности его способностей. Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода — ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической жизни ребенка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами. Исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий. По просьбе экспериментатора три учителя оценивают в баллах качество выполнения учащимися задания по труду. Затем вычисляется средняя оценка для каждого ученика. С целью изучения содержания «Я» подростков им предложили составить самоописание на тему «Я, каким кажусь себе». Затем с помощью школьных психологов и филологов выделили в самоописаниях основные темы, после чего экспериментатор подсчитал, у скольких испытуемых встречалась определенная тема. 6. Выбор исследовательских методов основывается на трех основных принципах. Восстановить их формулировки:
7. Сформулировать пять наиболее важных требований к организации методов: — наблюдения; — беседы; —тестирования; — анкетирования; — изучения результатов деятельности. Глава 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Психолого-педагогическое обследование — это комплекс диагностических процедур, необходимых для первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно разработанной программе научного исследования. Обследование может проводиться и на заключительном этапе исследовательской работы, но тогда оно приобретает несколько иные функции: всестороннее выявление полученных результатов, как запланированных, так и побочных, установление влияния проведенной работы на всю включенную в поисковую деятельность социально-педагогическую сферу. Рассмотрим социально-педагогическое обследование как вводную часть педагогического поиска. В обследовании, как и в других комплексных методиках, необходим анализ (поэлементное, отдельное изучение компонентов, блоков, подсистем изучаемого процесса) и синтез (создание целостного представления, обобщенных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тенденциях развития объекта изучения). Можно выделить несколько видов обследования: — разведывательное, связанное с опробованием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения; — частичное, проводимое с целью изучения отдельных сфер, блоков объекта или для выяснения отдельных проблемных вопросов; — комплексное, предполагающее изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного изучения — системное, аналогичное комплексному, но выполненное на основе мысленного представления об объекте и предварительного выделения предмета исследования. Такое обследование предполагает акцентирование внимания на ведущих факторах, на связи и взаимовлиянии целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и производных факторов динамики развития. Любое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации; ее обработку и систематизацию; подведение итогов и конструирование выводов. Сбор информации требует тщательной подготовки. Составляется план работы, в котором отражается характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники, последовательность работы с ними. Определяется методический инструментарий (методы и исследовательская документация). В процессе сбора информации используются такие методы, как наблюдение, интервью, анкетирование, коллективное собеседование, диагностические ситуации, изучение документации, экспертная оценка и др. Собранная информация должна быть систематизирована по заранее определенным критериям и обработана на основе логических схем. Подведение итогов и выводы включают интерпретацию, объяснение, истолкование собранной информации, воссоздание общей картины функционирования исследуемого объекта. ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
Опыт — один из самых доступных источников новых идей, подходов и технологий. Поэтому чаще всего педагогический и социально-педагогический поиск строится на основе конкретного опыта. Передовой опыт — это опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития образования, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах педагогического процесса и позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов. Освоение опыта превращается в его переработку, модификацию, в процесс выработки своего, авторского варианта. В таком случае вполне правомерно считать изучение и использование передового опыта самостоятельной методикой исследования. Предметом изучения могут быть: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций); отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок); опыт, который стал достоянием науки и практики, оригинальные идеи и замыслы, т.е. эффективные сочетания методов, новые формы организации обучения и воспитания. Хотя в педагогической сфере для изучения и распространения передового опыта сделано немало, остается еще немало недостатков. 1. Не создана единая система выявления, регистрации, хранения и распространения передового опыта. 2. Не освоена комплексная, целостная процедура его изучения, включающая выявление, описание, анализ, обобщение, истолкование, коррекцию и распространение. 3. Изучение опыта, как правило, останавливается на стадии его описания, он не получает должного истолкования, не выделяются основные идеи, педагогический замысел. 4. Слабо раскрываются функциональные и причинно-следственные связи между задачами, замыслом, средствами, способами деятельности педагогов и воспитанников и достигнутыми результатами. 5. Часто описываются и распространяются отдельные внешние атрибуты, приемы педагогической деятельности, в лучшем случае система приемов, но не ее ведущие идеи, не педагогическая система в целом. 6. Не раскрываются психологические условия и механизмы рождения нового. Чтобы преодолеть отмеченные недостатки, необходимо распространять и внедрять не сам передовой опыт, а прежде всего его идеи, подходы, закономерности. Набор приемов и методов должен органически вытекать из идей и использоваться творчески, с учетом возможностей, стиля работы перенимающего опыт субъекта. Сам передовой опыт неодинаков по степени своей новизны и значимости. Можно выделить опыт новаторский и модифицирующий. Новаторский опыт — это разработка и реализация новых педагогических систем обучения и воспитания. Таковы, например, воспитательная система А.С. Макаренко или адаптивная «школа для всех» Е.А. Ямбурга. Модифицирующий опыт построен на серьезном усовершенствовании, развитии уже существующих форм и подходов. Он относительно легче распространяется. Чтобы выявить истинно передовой опыт, необходимо исходить из его критериев, отличительных черт: его актуальности и перспективности; новизны целей, содержания или способа организации процессов; соответствия современному уровню развития психолого-педагогических наук; устойчивости, стабильности положительных результатов; возможности творческого применения в сходных условиях; оптимального расходования сил, средств и времени. Передовой опыт — это фактор постоянной и действенной связи теории с практикой. Именно через него происходит наиболее эффективное и быстрое продвижение достижений науки в массовую практику. ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ВИДЫ Эксперимент — это ведущий метод для создания исследовательской ситуации, которую можно изменять, делая доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы их функционирования. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. В отличие от наблюдения эксперимент — это активный исследовательский метод. Именно это отличает его от наблюдения и ряда других методов, не позволяющих активно создавать исследовательские ситуации и изменять их. Сравним два исследовательских метода.
Следует различать эксперимент лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудование и регистрационные приборы. Испытуемый попадает в непривычную ситуацию. Поскольку он знает; что находится в управляемой экспериментатором ситуации, но нередко не знает истинного назначения эксперимента, одним из важных факторов получения объективных данных становятся складывающиеся между экспериментатором и испытуемым отношения доверия и понимания. Лабораторный эксперимент можно повторять многократно с одним и тем же или разными испытуемыми и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. Попытки использования экспериментального метода в решении задач педагогической практики привели к возникновению естественного эксперимента. Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но при этом создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид дает возможность замаскировать содержание и цели эксперимента. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент — это разовый «срез», дающий «снимок» состояния исследуемого объекта (например, уровня воспитанности школьников, характера их отношения к школе, товарищам, тем или иным нормам общественной морали и правилам поведения). Полученные в результате констатирующего эксперимента данные могут служить основой для построения исследования, которое позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик, т.е. проводить формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, т.е. свойство исследуется в ходе собственного формирования в естественной ситуации. Формирующий эксперимент наряду с исследованием способствует решению учебно-воспитательных задач. Многолетнее и всестороннее использование формирующего эксперимента и анализ накопленного опыта позволили выделить такие его этапы: определение проектируемых качеств личности учащихся: — определение целей учебно-воспитательного процесса связанных с формированием этих качеств; — построение совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведет к формированию этих качеств: — методические поиски средств реализации этой деятельности; — психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата. В отдельных случаях, когда в эксперименте отсутствуют признаки исследования целостного педагогического процесса, а также организации взаимодействия всех его участников, имеет смысл пользоваться понятиями обучающий эксперимент или воспитывающий. ОПЫТНАЯ РАБОТА
Опытная работа занимает промежуточное положение между обобщением опыта и экспериментом и является формой педагогического исследования. С обобщением опыта ее роднит включенность в непосредственный процесс обучения и воспитания, в живую практику. Передовой опыт, как правило, складывается из поисков решений практических, а не исследовательских задач. Только с того момента, когда ставится задача анализа и обобщения опыта, а затем его авторского освоения, работа приобретает исследовательский характер. Опытная работа всегда имеет исследовательскую установку, поисковую задачу. Это роднит ее с экспериментом. Однако в опытной работе не ставится цели специально выделить отдельные исследуемые факторы и не фиксируются исходный и достигнутый уровни. Это отличает ее от эксперимента. Можно сказать, что в процессе опытной работы и рождается передовой опыт, проверяются исследовательские установки, гипотезы, соответствующие программы. Можно определить опытную работу и как нестрого поставленный эксперимент, внесение в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов. Опытная работа обеспечивает проверку на практике исследовательских проектов, воплощающих идеи и замыслы преобразования. Для опытной работы характерно не внедрение готового опыта, а активное вмешательство в ход процесса, стремление к преднамеренному изменению социально-педагогической ситуации. Такая работа позволяет установить общую эффективность или неэффективность нововведения. Опытная работа становится самостоятельным методом исследования, если она основывается на научных положениях и гипотезах; преобразует действительность, создает новые педагогические явления; сопровождается глубоким анализом промежуточных и конечных результатов, из нее делаются обобщения. Многие педагоги-новаторы, называющие себя «экспериментаторами», по существу, ведут именно педагогическую опытную работу. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Статистические методы являются базовым инструментарием обработки данных практически во всех областях научного знания. Наиболее широкое применение они получили в естественных науках. В педагогике и психологии статистические методы прочно утвердились, когда эти науки стали активно использовать эксперимент. Правда, педагогической науке не удалось избежать определенных издержек. Практические работники образования, методисты пытались и пытаются формализовать буквально все элементы педагогического процесса. Например, разрабатывались методики оценки эффективности обучающих воздействий учителя на основе подсчета количества используемых технических средств обучения, плакатов, раздаточного материала, количества учащихся, отвечающих у доски, общего числа правильных ответов, количества выполненных упражнений, решенных задач и т. д. И в зависимости от общего числа набранных баллов давалась оценка обучающей деятельности педагога. Не случайно такие механические процедуры не были приняты большинством педагогов в качестве рабочих средств, поскольку развивающий эффект урока связан прежде всего с внутренними психическими процессами школьника, которые невозможно оценить через внешние формы. И все же статистические методы сегодня стали неотъемлемой частью педагогических и психологических исследований, поскольку без них невозможно дать объективную интерпретацию результатов психолого-педагогических измерений. Исследования с помощью различных тестов, вопросников всегда сопровождаются некоторой ошибкой, которая вызывается несовершенством диагностического инструментария, различными обстоятельствами и условиями. Результат психолого-педагогического исследования имеет вероятностный характер, следовательно, необходимо доказывать статистическую достоверность полученных результатов. Это и обусловило применение в педагогике и психологии статистических методик сравнения уровней исследуемых параметров. В теоретических исследованиях при обработке количественной информации, полученной в ходе эксперимента, необходимо отразить ее в графиках, таблицах, диаграммах, матрицах, а также использовать статистические методы для доказательства достоверности сделанных выводов. При этом нужна математическая обработка исходных данных, чтобы глубоко и основательно интерпретировать полученные результаты. К сожалению, изучаемые в психолого-педагогической области процессы трудно поддаются математическому описанию и любой формализации. Они сложны, иногда неповторимы, всегда замыкаются на человеке, следовательно, и выбираемые методы должны соответствовать морально-этическим нормам, гуманитарным ценностям. Очевидно, далеко не все методы исследования, подходящие для естественных дисциплин, могут быть использованы в гуманитарной области. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Проводя исследования в той или иной области, ученые пользуются логическими процедурами. Они включают: —сбор и накопление эмпирических данных путем наблюдения и эксперимента; —формулирование гипотез на основании собранных данных и последующее индуктивное обобщение; —проверку гипотез и исключение тех из них, которые не подтверждаются экспериментальными данными, и построение теории путем добавления подтвержденных гипотез. На первоначальном этапе исследования гипотеза может быть просто предварительным соображением или догадкой, которая приходит в голову ученому, занимающемуся какой-то проблемой, и служит возможным объяснением наблюдаемых фактов. Чтобы проверить эту гипотезу, ученый должен придумать способы ее экспериментальной проверки. Если эксперименты не подтверждают ожиданий, гипотеза может быть изменена, заменена другой, и процесс проверки повторяется. Подтвержденная в результате повторных экспериментов гипотеза заслуживает право называться теорией. Формулируя законы и теории, используют логические процедуры: индукцию, дедукцию, абдукцию и фальсифицируемость. Индукция является наиболее важной логической процедурой, которую используют ученые. Она знакома не только ученым, но и каждому из нас. Когда ребенок впервые видит ворону, он замечает, что она черная. Следующая ворона может вполне оказаться белой или желтой. Однако, наблюдая черных ворон изо дня в день, ребенок в какой-то момент начинает думать, что любая ворона, которую он увидит, окажется таковой, и затем придет к выводу, что все вороны черные. Это и есть индуктивный вывод, основанный на фактах. Таким образом, индукция — это процесс обобщения, основанный на множестве наблюдений или данных, в результате которого появляется универсальное или общее высказывание, вывод. Использование индуктивного метода имеет некое ограничение. Исследователь не может быть уверенным, что произвел достаточное число наблюдений, для того чтобы сделать общий вывод. Каждый раз при использовании индукции возникает вопрос: «Можем ли мы быть уверены, что провели достаточное число экспериментальных наблюдений?» Дедукция — это логическая процедура, с помощью которой утверждение, которое мы можем доказать, является логически выводимым из того, что мы уже приняли в качестве посылки. Дедукция играет важную роль в подтверждении результатов индуктивного вывода. Как только с помощью индукции сформулирован закон, появляется возможность проверить его правильность, делая на его основании предсказания. Путем прямого наблюдения подтверждают теорию, хотя это не всегда ведет к полной определенности. Часто ученый имеет предварительную гипотезу, которую он собирается проверять, и поэтому занимается поиском подтверждающих ее данных. Этот метод называется дедуктивным. Он состоит в выведении предсказаний из гипотезы и затем сравнения их с действительно наблюдаемыми явлениями. Когда наблюдения совершенно не согласовываются с исходной гипотезой, она изменяется. Именно в этой ситуации дедукция играет решающую роль. Абдукция — это вывод, ведущий к наилучшему объяснению явления или события, после выдвижения нескольких гипотез с последующим их сравнением. Исследователь путем индукции и дедукции должен прийти к наиболее оптимальному объяснению каждой гипотезы на основании имеющихся у него данных о тех произошедших событиях, которые его интересуют, и оставить только подтверждающуюся. Так обычно поступают следователи при работе над несколькими версиями преступления, отбрасывая не подтверждающиеся в ходе работы. Гипотеза считается фальсифицируемой, если можно найти достаточное множество наблюдений, которые ей противоречат. Общее утверждение гораздо легче фальсифицировать, чем версифицировать. Ког
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 2347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.250.241 (0.014 с.) |