Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У детей до 9 месяцев АД на нижних конечностях равно АД на верхних конечностях. Затем, когда ребёнок принимает вертикальное положение, АД на нижних конечностях становится выше на 20-30 мм. Рт. Ст

Поиск

В норме АД оценивается по формулам:

До 1 года (Попов А.М.) САД=76+2n, где n – возраст в месяцах, ДАД составляет ½ или 2/3 от САД.

Старше 1 года:

САД=100+2n, где n-возраст в годах (Попов А.М.), ДАД составляет ½ или 2/3 от САД.

САД=80+2n (Молчанов В.И.)

САД=90+2n (Воловик А.Б.)

САД=102+0,6n, ДАД=63+0,4n (Волынский)

Основные критерии изменений АД

Нормальное АД - средние уровни САД и ДАД не выходят за пределы 10 и 90 центилей значений для данного возраста и роста.

Высокое нормальное АД - САД и ДАД, уровень которого находится в пределах 90-го и 95-го центилей для соответствующего возраста и роста.

Артериальная гипертензия определяется как состояние, при котором средний уровень САД и/или ДАД, рассчитанный на основании трех отдельных измерений, равен или превышает 95-й центиль для соответствующего возраста и роста.

Таблица 12

Значения 90 и 95 центилей систолического и диастолического артериального давления у девочек в возрасте от 1 до 17 лет в зависимости от центильного распределения роста*

Возраст, годы Центили АД САД, мм рт. ст.
Центили роста
5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й
  90-й 95-й 97 101 98 102 99 103 100 104 102 105 103 107 104 107
  90-й 95-й 99 102 99 103 100 104 102 105 103 107 104 108 105 109
  90-й 95-й 100 104 100 104 102 105 103 107 104 108 105 109 106 110
  90-й 95-й 101 105 102 106 103 107 104 108 106 109 107 111 108 111
  90-й 95-й 102 107 103 107 104 108 106 110 107 111 108 112 109 113
  90-й 95-й 104 108 105 109 106 110 107 111 109 112 110 114 111 114
  90-й 95-й 106 110 107 110 107 112 109 113 110 114 112 115 112 116
  90-й 95-й 108 112 109 112 110 113 111 115 112 116 113 117 114 118
  90-й 95-й 110 114 110 114 112 115 113 117 114 118 115 119 116 120
  90-й 95-й 112 116 112 116 114 117 115 119 116 120 117 121 118 122
  90-й 95-й 114 118 114 118 116 119 117 121 118 122 119 123 120 124
  90-й 95-й 116 120 116 120 118 121 119 123 120 124 121 125 122 126
  90-й 95-й 118 121 118 122 119 123 121 125 122 126 123 127 124 128
  90-й 95-й 119 123 120 124 121 125 122 126 124 128 125 129 126 130
  90-й 95-й 121 124 121 125 122 126 124 128 125 129 126 130 127 131
  90-й 95-й 122 125 122 126 123 127 125 128 126 130 127 131 128 132
  90-й 95-й 122 126 123 126 124 127 125 129 126 130 128 131 128 132

 

 

Возраст, годы Центили АД ДАД, мм рт. ст.
Центили роста
5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й
  90-й 95-й 53 57 53 57 53 57 54 58 55 59 56 60 56 60
  90-й 95-й 57 61 57 61 58 62 58 62 59 63 60 64 61 65
  90-й 95-й 61 65 61 65 61 65 62 66 63 67 63 67 64 68
  90-й 95-й 63 67 63 67 64 68 65 69 65 69 66 70 67 71
  90-й 95-й 65 69 66 70 66 70 67 71 68 72 68 72 69 73
  90-й 95-й 67 71 67 71 68 72 69 73 69 73 70 74 71 75
  90-й 95-й 69 73 69 73 69 73 70 74 71 75 72 76 72 76
  90-й 95-й 70 74 70 74 71 75 71 75 72 76 73 77 74 78
  90-й 95-й 71 73 72 76 72 76 73 77 74 78 74 78 75 79
  90-й 95-й 73 77 73 77 73 77 74 78 75 79 76 80 76 80
  90-й 95-й 74 78 74 78 75 79 75 79 76 80 77 81 77 81
  90-й 95-й 75 79 75 79 76 80 76 80 77 81 78 82 78 82
  90-й 95-й 76 80 76 80 77 81 78 82 78 82 79 83 80 84
  90-й 95-й 77 81 77 81 78 82 79 83 79 83 80 84 81 85
  90-й 95-й 78 82 78 82 79 83 79 83 80 84 81 85 82 86
  90-й 95-й 79 83 79 83 79 83 80 84 81 85 82 86 82 86
  90-й 95-й 79 83 79 83 79 83 80 84 81 85 82 86 82 86

 

 

Таблица 13

Значения 90 и 95 центилей систолического и диастолического артериального давления у мальчиков в возрасте от 1 до 17 лет в зависимости от центильного распределения роста*

Возраст, годы Центили АД САД, мм рт. ст.
Центили роста
5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й
  90-й 95-й   95 99 97 101 98 102 100 104 102 106 102 106
  90-й 95-й 98 101 99 102 100 104 102 106 104 108 105 109 106 110
  90-й 95-й 100 104 101 105 103 107 105 109 107 111 108 112 109 113
  90-й 95-й 102 106 103 107 105 109 107 111 109 113 110 114 111 115
  90-й 95-й 104 108 105 109 106 110 108 112 110 114 112 115 112 116
  90-й 95-й 105 109 106 110 108 112 110 114 111 115 113 117 114 117
  90-й 95-й 106 110 107 111 109 113 111 115 113 116 114 118 115 119
  90-й 95-й 107 111 108 112 110 114 112 116 114 118 115 119 116 120
  90-й 95-й 109 113 110 114 112 115 113 117 115 119 117 121 117 121
  90-й 95-й 98 101 99 102 100 104 102 106 104 108 105 109 106 110
  90-й 95-й 100 104 101 105 103 107 105 109 107 111 108 112 109 113
  90-й 95-й 102 106 103 107 105 109 107 111 109 113 110 114 111 115
  90-й 95-й 104 108 105 109 106 110 108 112 110 114 112 115 112 116
  90-й 95-й 105 109 106 110 108 112 110 114 111 115 113 117 114 117
  90-й 95-й 106 110 107 111 109 113 111 115 114 118 115 119 115 119
  90-й 95-й 107 111 108 112 110 114 112 116 115 119 116 120 116 120
  90-й 95-й   129 133 131 135 133 136 136 140 136 140 136 140

 

 

Возраст, годы Центили АД ДАД, мм рт. ст.
Центили роста
5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й
  90-й 95-й 50 55 51 55 52 56 53 57 54 58 54 59 55 59
  90-й 95-й 55 59 55 59 56 60 57 61 58 62 59 63 59 63
  90-й 95-й 59 63 59 63 60 64 61 65 62 66 63 67 63 67
  90-й 95-й 62 66 62 67 63 67 64 68 65 69 66 70 66 71
  90-й 95-й 65 69 65 70 66 70 67 71 68 72 69 73 69 74
  90-й 95-й 67 72 68 72 69 73 70 74 70 75 71 76 72 76
  90-й 95-й 69 74 70 74 71 75 72 76 72 77 73 78 74 78
  90-й 95-й 71 75 70 74 71 75 71 75 72 76 73 77 74 78
  90-й 95-й 71 73 71 76 72 76 73 77 74 78 75 79 75 80
  90-й 95-й 72 76 73 77 73 78 74 79 75 80 76 80 77 81
  90-й 95-й 73 77 74 78 74 79 75 80 76 80 77 81 78 82
  90-й 95-й 74 78 74 79 75 79 76 80 77 81 78 82 78 83
  90-й 95-й 75 79 75 79 76 80 77 81 78 82 78 83 79 73
  90-й 95-й 76 80 76 81 77 81 78 82 79 83 80 84 80 85
  90-й 95-й 77 81 77 79 78 83 79 83 80 84 81 85 81 86
  90-й 95-й 79 83 82 83 80 84 81 85 82 86 82 87 83 87
  90-й 95-й 81 85 81 85 82 86 83 87 84 88 85 89 85 89

 

 

· - Update on the 1987 Task Force Report on High Blood Pressure in children and adolescents A working group report from the National High Blood Pressure Education Program

 

Функциональные и инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы.

Клиническое исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей проводится с помощью клинических функциональных проб:

1. Ортоклиностатическая проба: ребенок 5—10 мин находится в горизонтальном положении, у него определяют частоту сердечных сокращений и измеряют АД. Затем АД и частоту пульса определяют в положении ребенка стоя. У здорового ребенка пульс учащается на 10 ударов в 1 мин. Максимальное и минимальное давление колеблется в пределах 10 мм рт. ст.

2. Проба с задержкой дыхания Штанге — Генча: заключается в определении времени, в течение которого ребенок способен задержать дыхание после трех глубоких вдохов (проба Штанге) или после полного выдоха (проба Генча).

3.У здоровых детей длительность задержки дыхания составляет: в возрасте 6-7 лет – 16-30 сек., 8-15 лет – 32-48 сек.

4. Проба с дозированной нагрузкой по Н. А. Шалкову.

В состоянии покоя у ребенка определяется частота сердечных сокращений и измеряется АД. Рассчитывается минутный объем (МО) крови: МО равен пульсовому давлению (ПД), умноженному на частоту пульса в минуту (МО = ПД х Р). С учетом состояния ребенка назначается различная нагрузка: для практически здоровых детей — 10 глубоких приседаний в течение 20 с или 20 глубоких приседаний в течение 30 с, и вновь измеряется частота пульса и АД; рассчитывается МО сразу после нагрузки, через 3; 5, а при необходимости — через 10 мин.

При физиологической реакции на физическую нагрузку отсутствуют одышка, утомление. По сравнению с состоянием покоя пульс учащается не более чем на 25%, максимальное АД умеренно повышается (на 10 мм. рт. ст.), а минимальное не изменяется или незначительно снижается. Минутный объём увеличивается. Через 3 мин после нагрузки все показатели возвращаются к норме.

При патологии сердечно-сосудистой системы применяются следующие дифференцированные нагрузки:

1) переход из горизонтального положения в положение сидя и обратно – 3 раза

2) то же – 5 раз

3) то же 10 раз

4) 5 глубоких приседаний на полу; 5-10 приседаний за 20 с, 6-20 приседаний за 30 с.

Наблюдается 4 основных типа реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Первый тип (благоприятная реакция) – минутный объём (МО) увеличивается не более, чем на 30% от исходного уровня и на 3-й минуте восстановительного периода возвращается к исходному.

Второй тип (дисрегуляторная реакция) – МО повышается более, чем на 30% от исходного уровня, далее несколько снижается, но не возвращается к исходному уровню на 3-5-й минуте восстановительного периода.

Третий тип (реакция утомления) – МО, повысившись в ответ на нагрузку, к 3-5-й минуте восстановительного периода становится ниже исходного уровня. Характерен для вторичных кардиопатий.

Четвёртый тип (безусловно неблагоприятная или ранняя реакция утомления) – МО сразу же после нагрузки становится ниже исходного за счёт уменьшения ударного объёма и систолического давления, что наблюдается при миокардитах со значительным нарушением сократительной способности миокарда.

Первая, вторая и третья нагрузки назначаются больным, находящимся на постельном режиме. При постепенном расширении режима назначается четвёртая, пятая и шестая нагрузки. Каждая последующая нагрузка назначается лишь тогда, когда с предыдущей ребёнок справляется (результаты положительные).

Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы

Электрокардиография

Электрокардиография - метод регистрации электродвижущей силы сердца, возникающей в процессе деполяризации и реполяризации миокарда. Для записи электрокардиограммы используются одно- и многоканальные аппараты, позволяющие регистрировать электрокардиограмму в нескольких отведениях и одновременно записывать другие показатели сердечной деятельности (фонокардиограмму, сфигмограмму).

В обязательную программу полного электрокардиографического исследования входит съемка стандартных и усиленных однополюсных отведений от конечностей, а также шести однополюсных грудных отведений.

Для получения стандартных отведений электроды помещают на верхних и нижних конечностях. Стандартные отведения называются еще классическими, или отведениями Эйнтховена.

I стандартное отведение регистрирует разность потенциалов между левой и правой руками.

II - между правой рукой и левой ногой.

III - между левой рукой и левой ногой.

Усиленные однополюсные отведения от конечностей регистрируют потенциал с одной конечности, отведения обозначаются: AVL — активный электрод на левой руке, AVR — активный электрод на правой руке, AVF - активный электрод на левой ноге.

Грудные отведения обозначаются буквой «V». Дифферентный электрод присоединяется к положительному полюсу иу детей старше двух лет устанавливается:

V1 — 4 межреберье справа у края грудины,

V2 — 4 межреберье слева у края грудины,

V3 — средняя точка между V2 и V1,

V4 — 5 межреберье по средне-ключичной линии,

V5 — по передней аксиллярной линии на уровне V4,

V6 — по средней аксиллярной линии на уровне V4.

 

Форма кривой ЭКГ при синхронной записи с различных участков тела будет различной. Зубцы или волны ЭКГ харастеризуют величину, направление и локализацию потенциалов сердца. Электрокардиограмма состоит из зубцов (Р, QR, S, Т) и интервалов (Р—Q, QRS, S—T, Q—Т, Т—РR—R). Отрезки ЭКГ, находящиеся между зубцами, называются сегментами, а отрезки, состоящие из сегмента и прилегающего зубца — интервалами.

Горизонтальные участки сегментов указывают на отсутствие разности потенциалов на поверхности тела. Они изображаются изоэлектрической линией. Зубцы и волны, направленные вершинами вверх от изоэлектрической линии, называются положительными, вниз — отрицательными. Вершина каждого зубца образована восходящим и нисходящим коленами. Зубец Р отражает процесс возбуждения предсердий. Интервал Р — Q соответствует периоду от начала возбуждения предсердий до начала возбуждения желудочков.

Комплекс QRS образуется в результате возбуждения миокарда желудочков.

Интервал S — Т соответствует медленной реполяризации желудочков, зубец Т — быстрой реполяризации.

Интервал Q — Т - электрическая систола сердца, соответствует по времени периоду от начала деполяризации до окончания реполяризации желудочков.

Зубец U — положительный, непостоянный, отвечает фазе изометрического расслабления желудочков.

Интервал Т — Р — электрическая диастола сердца.

Интервал R — R — продолжительность сердечного цикла.

Возрастные особенности ЭКГ у детей обусловлены анатомо-физиологическими особенностями сердечно-сосудистой системы.

ЭКГ новорожденных

1. Зубец Р относительно высок (отношение его к зубцу R в первых двух стандартных отведениях =1: 3); это объясняется относительно большими размерами предсердий и открытым овальным отверстием, что увеличивает работу предсердий.

2. Глубокий зубец Q в III стандартном отведении aVR, aVF свидетельствует о правограмме.

3. Зубец R мал в I отведении и высок в III в связи с преобладанием правого сердца и более горизонтальным расположением сердца в грудной клетке.

4. Зубец S хорошо выражен в I стандартном отведении и
мал в III.

5. Комплекс QRS в ряде случаев зазубрен, иногда одновременно в двух отведениях, что объясняется неравномерные ростом проводящей системы сердца (правой и левой ножек пучка Гиса).

6. Зубец Т в стандартных отведениях мал, часто сглажен двухфазен и даже отрицателен. Отношение его к зубцу I в первых двух стандартных отведениях 1:6 (у взрослых 1:3).

7. Частота пульса у новорожденных 120 - 140 в 1 мин.

ЭКГ детей раннего возраста

1. Зубец Р остается высоким. Отношение его к R в первых двух стандартных отведениях становится 1: 6, что связано с увеличением зубца R.

2. Во всех стандартных отведениях встречается зубец Q.В III стандартном отведении он глубокий.

3. Зубец R в aVF стандартном отведении увеличивается, зубец Q уменьшается. Это связано с изменением соотношение правого и левого сердца, а также с изменением положения сердца в грудной клетке (более косое).

4. Комплекс QRS часто зазубрен в III стандартном отведении.

5. Зубец Т в стандартных отведениях у детей раннего возраста больше, чем у новорожденных, отношение его величины к величине зубца S в первых двух стандартных отведениях составляет 1:3 — 1:4.

6. У детей раннего возраста, наряду с правым типом, встречается левый и нормальный тип ЭКГ: 40% — нормограмма, 50% — правограмма и 10% — левограмма.

7. Средняя частота пульса — 110-120 в минуту.

ЭКГ детей дошкольного возраста

1. В I и II стандартных отведениях отношение зубца Р к зубцу R составляет 1:8— 1: 10.

2. Соотношение величин зубцов R и S в стандартных отведениях приближается к этому соотношению у взрослых. По сравнению с ЭКГ детей раннего возраста увеличивается R и уменьшается S в I стандартном отведении, а в III отведении увеличивается S. Это связано с изменением соотношения правого и левого сердца, а также с изменением положения сердца в грудной клетке (более косое). Комплекс QRS чаще зазубрен, чем у детей раннего возраста.

3. Зубец Т отрицательный в V1-V2.

4. Электрическая ось – нормальная или вертикальная.

5. Частота пульса в среднем 95-100 в 1 мин. Часто — аритмия дыхательного типа.

6. Систолический показатель 49—55%.

ЭКГ детей школьного возраста

1. Зубец Р невысокий. Соотношение Р и R в I стандартном отведении составляет 1:8 — 1:10.

2.В стандартных отведениях зубец Q встречается реже и величина его меньше, чем у более младших детей. Иногда в III отведении наблюдается глубокий Q, превышающий 4R.

3. Соотношение величины R и S в стандартных и грудных отведениях приближается к соотношению взрослых.

4. Зубец Т в стандартных отведениях положительный, хорошо выраженный.

5. Чаще встречается нормограмма.

6. Средняя частота пульса 70-90 в 1 мин. характерна лабильность пульса.

Анализ электрокардиограммы рекомендуется проводить после ознакомления с анамнезом жизни и клиническим осмотром ребенка.

Дать заключение о сердечном ритме. У здоровых детей он должен быть синусовым, т. е. в каждом сердечном цикле должен быть зубец Р, предшествующий желудочковому комплексу.

Подсчитать число сердечных сокращений путем определения количества интервалов R—R за 1 мин и последующего деления 60 с (одной минуты) на время, занимаемое одним сердечным циклом, определяемым по интервалам R-R.

Оценить расположение электрической оси сердца. При этом определяется величина зубца R и весь комплекс QRS в трех стандартных отведениях.

Нормограмма RII >RI>RIII

Правограмма — RIII>RI и >RII

Левограмма — RI>RII и >RIII.

Оценить зубцы и интервалы ЭКГ. Высота зубцов ЭКГ измеряется в миллиметрах от изолинии: измерения положительных зубцов производят от изоэлектрической линии до верхушки данного зубца, отрицательных — вниз от изолинии до верхушки зубца. Далее оценивают форму и амплитуду зубцов Р, Q, R, S, Т в различных отведениях, рассчитывают отношение этих зубцов к зубцу R, сопоставляя их с возрастной нормой.

Длительность интервалов и зубцов измеряют во II отведении ЭКГ и оценивают в сотых долях секунды, сравнивая с возрастной нормой. Учитывают интервалы Р — Q, QRS, S — Т, Т — Р, R — R.

Зубец Р положительный в I, II, aVF-отведениях и со­ставляет '/6 R, по ширине не более 0,10с. В отведениях III, aVL этот зубец может быть сглаженным, положительным, двухфазным, отрицательным. В грудных отведениях Р низкие, положительные, в aVR-отведении зубец Р отрицательный. Под воздействием симпатических влияний амплитуда Р увеличивается, с воздействием ваготонических — уменьшается.

Зубец Q у детей в норме не шире 0,03 с, в III отведе­нии он составляет до 7з — 74 R, в грудных отведениях — до '/г R.

Зубец R — наибольший, вариабельный по величине (5—25мм), амплитуда его зависит от направления электрической оси сердца. У здоровых детей могут встречаться расщепления, зазубрины зубца в одном или двух отведениях.

Зубец S — отрицательный, непостоянный, величина его зависит от направления электрической оси сердца, ширина до 0,01—0,04 с. Расщепления, зазубрины зубца S оцениваются так же, как и зубца R.

Зубец Т у детей имеет высоту 0,5—6 мм (от 1/3 — 1/4 R в стандартных отведениях до 1/2 R в грудных отведениях); он всегда положителен в I, II, aVF-отведениях. В III, aVL-отведениях может быть положительным, сглаженным, двухфазным, отрицательным, в отведениях aVR он отрицательный.

Зубец U — непостоянный, растянутый, плоский.

Интервал Р — Q зависит от возраста детей и числа сердечных сокращений. У детей до 2 лет он в среднем со­ставляет 0,10—0,12 с, у дошкольников - 0,12—0,14 с, у детей младшего школьного возраста — 0,13—0,15 с, старшего школьного возраста — 0,14—0,18 с.

Интервал QRS зависит от возраста и составляет в среднем: до 2 лет - 0,04—0,05 с, у дошкольников — 0,05—0,06 с, у детей младшего школьного возраста — 0,06 — 0,07 с, старшего школьного возраста — 0,07—0,08 с (до 0,10 с).

Интервал S — Т оценивается по форме и отношению к изолинии, допускается смещение S — Т вверх или вниз от изолинии на 1 мм, а в отведениях V1, V2, V3 на 2 мм.

Интервал Q — Т (электрическая систола сердца) измеряется от начала зубца S до конца Т и составляет 0,25— 0,37 с, зависит от частоты сердечных сокращений.

Кроме длительности электрической систолы сердца, определяют систолический показатель (СП), представляющий собой отношение длительности электрической систолы к продолжительности сердечного цикла.

Мониторирование по Холтеру

Холтеровское мониторирование - это метод функциональной диагностики, с помощью которого осуществляется суточная запись электрокардиограммы (ЭКГ) в нескольких отведениях. Запись ЭКГ проводится непрерывно в течение 24 часов. Для этого используется небольшой носимый регистратор, который производит круглосуточную запись электрокардиограммы и передачу информации о работе сердца за сутки в компьютер.

Bнешний вид регистратора Внешний вид электродов на теле пациента

Программа обработки данных обеспечивает выявление и анализ всех видов аритмий и приступов стенокардии. Этот метод позволяет не только точно поставить диагноз, но и существенно повысить эффективность лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

Пример записи ЭКГ по Холтеру:

 

Всем пациентам при холтеровском мониторировании выдается дневник, в котором пациент отмечает своё самочувствие, жалобы, вид деятельности, физические нагрузки, приём лекарственных препаратов, время бодрствования и сна. Затем, при расшифровке данных, врач сравнивает записи в дневнике с ЭКГ. Очень важно, что регистрация ЭКГ происходит в условиях обычной жизни пациента, что позволяет зарегистрировать различные события, возникающие при повседневной жизни пациента, и которые не удается зафиксировать при регистрации обычной ЭКГ.

Суточное мониторирование АД – это автоматическое измерение артериального давления в течение суток и более (при необходимости) через определенные интервалы, согласно заданной программе. На плечо пациента одевается манжета для измерения АД, соединенная с портативным монитором. Прибор крепится на поясе или на ремне через плечо. Измерения проводятся в амбулаторном режиме, в условиях обычной активности пациента. Аппарат обеспечивает автоматическое измерение пульса, систолического и диастолического АД через установленные интервалы времени осциллометрическим методом, т.е. путем анализа пульсовых явлений в пневмоманжете. Программирование монитора перед установкой на пациента происходит с помощью компьютера. Результаты измерений запоминаются и отображаются на жидкокристаллическом индикаторе прибора. После окончания исследования монитор подключается к ПЭВМ для обработки и отображения результатов измерений.

Метод позволяет рассчитать среднесуточные показатели АД и пульса, средние значения АД в дневной и ночной период, определяется степень ночного снижения и утреннего повышения АД, реакция АД на физические нагрузки и психоэмоциональные стрессы, степень и длительность гипертонической нагрузки на органы-мишени, вариабельность АД и пульса в течение суток, выявить эпизоды гипотонии.

Суточное мониторирование АД используют для диагностики гипертонической болезни или гипотонии, для подбора медикаментозной терапии, для оценки эффективности и безопасности лечения.

ЭХОКАРДИОГРАФИЯ

Метод изучения положения и движения структур сердца посредством отраженного импульсного ультразвука. Метод базируется на том, что во время прохождения ультразвука через ткани тела человека часть его энергии отражается вследствие акустического сопротивления, возникающего на границах сред разной плотности. Эти отраженные сигналы воспринимаются датчиком и превращаются в электрическую энергию, которую можно усилить и зарегистрировать на осциллографе. В качестве датчика используют пьезокристалл титаната бария. Акустическими поверхностями в средостении являются передняя стенка грудной клетки, стенки четырех камер сердца - левого и правого предсердий, левого и правого желудочков, митральный и трикуспидальный атриовентрикулярные клапаны, их подклапанный аппарат (хорды, папиллярные мышцы), поддерживающий створки клапанов, полулунные клапаны аорты и легочной артерии, стенки этих сосудов, перикардиаль-ная сумка и легкие. Большинство этих структур рентгенонегативно. Ультразвук отражается от этих анатомических образований вследствие явных различий их акустического сопротивления и поэтому может определять положение их поверхностей. Так как скорость ультразвука в мягких тканях относительно постоянна, можно делать точные сопоставления глубины отраженных акустических поверхностей.

 

Рентгенография сердца

Рентгенография сердца— метод дистанционного исследования сердца. При рентгенографии снимок печатается на пленке, а при рентгеноскопии изображение просматривается на экране. Рентгеновский снимок сердца делается в двух проекциях: прямой и боковой. При необходимости снимают дополнительные косые проекции. Для более точного определения задней границы сердца пациента могут предложить принять чайную ложку контрастного вещества, в результате этого сердце просматриваться более четко(рентгенография сердца с контрастированием пищевода).

Рентгенография органов грудной клетки позволяет оценить:

1) легочный рисунок, который отражает артериальный и/или венозный застой или, наоборот, свидетельствует о снижении кровенаполнения малого круга кровообращения;

2) размер камер сердца, магистральных сосудов;

3) форму сердечной тени;

4) состояние тимуса, ход ребер, состояние позвоночника.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Анатомо - физиологические особенности сердца у новорождённых и детей раннего возраста.

2. Особенности сосудов у детей раннего возраста.

3. Методика осмотра области крупных сосудов.

4. Методика пальпации сердца и верхушечного толчка.

5. Границы относительной и абсолютной тупости у детей различного возраста (от новорождённости до 2 лет, 2-6 лет, 7-12 лет).

6. Методика определения пульса у детей разного возраста.

7. Частота пульса в возрастном аспекте.

8. Методика аускультации сердца и сосудов.

9. Характеристика функциональных шумов.

10. формулы определения артериального давления у детей разного возраста, предложенные разными авторами.

11. Методика проведения функциональных проб: Шалкова, ортостатической, Штанге-Генча.

12. Особенности ЭКГ у детей различного возраста.

13. Особенности ФКГ у детей различного возраста.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.194 (0.01 с.)