Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательность анализа проблем

Поиск

1. Определение:

- что является объектом (проблемная область)?

- что является отклонением (дефект)?

2. Описание:

  Что Где Когда Сколько Область с проблемой Область без проблемы

 

3. Особенности:

- какие особенности отличают область с проблемой от области без проблемы?

4. Изменения:

- какие произведены изменения, обусловившие особенности?

5. Гипотезы:

- объяснение отклонений через изменения и особенности

6. Тесты:

- верна ли гипотеза для области с проблемой и области без проблемы:

Да – «+» тест продолжается

Нет – «-» гипотеза не верна

Не ясно – предположение допустимо (П/Д),

но нуждается в дополнительной информации

7. Испытание:

- проверка на практике истинности верных гипотез

 

Итоги и сам анализ проблемы отражаются в Таблице 4.

 

Таблица 4

Анализ проблем

Отклонения Гипотезы
  Описание Особенности Изменения Тесты Варианты
Область с проблемой Область без проблем          
ЧТО ОБЪЕКТ?     ________            
ДЕФФЕКТ                    
ГДЕ?                    
КОГДА?                    
СКОЛЬКО?     ________              

 

Начало

 

 

Приложение 5

Метод «Анализ решений (АР)»

Процесс анализа решений показывает, почему одно решение лучше другого. Метод АР позволяет объективизировать субъективные суждения на основе анализа количественной оценки важнейшей информации. Применение метода побуждает к сбору недостающей необходимой информации.

Метод основан на концепции опережающего управления. Его использование позволяет заранее оценить степень достижения поставленных целей и возможные неблагоприятные последствия вариантов решений.

Важнейшей особенностью метода является возможность сочетания индивидуальной и групповой оценки при подготовке решения. Процесс поиска лучшего решения состоит из четырех шагов.

 

Й шаг – Выбор целей – критериев

Объективный выбор вариантов возможен, если сформулированы все приемлемые критерии. В качестве критериев – целей выбираются те результаты, которые мы хотели бы иметь при решении проблемы. Кроме того, критерии ограничивают имеющиеся в распоряжении средства решения проблемы.

Для формулировки целей – критериев используются следующие вопросы:

- Что, где, когда, в какой мере я хотел бы достичь?

- Что, где, когда, в какой мере я хотел бы избежать?

- Какие средства, где, когда, в какой мере имеются в распоряжении?

 

Приведем примеры областей поиска критериев:

 

- Человек специальные знания

работоспособность

инициативность

образование

должность

возраст

 

- Материалы складские запасы

качество

количество

возможность получения

 

- Оборудование производительность

гибкость

стоимость

размеры

совместимость

и т.д.

 

После формулировки цели следует разделить на две группы:

Обязательные цели – это цели, достижение которых должно быть безусловно. Они определят жесткие границы принимаемого решения.

Желательные цели – цели, к достижению которых по возможности необходимо стремиться.

В свою очередь, желательные цели не равнозначны по своей значимости.

Для ранжирования желательных целей используется метод попарного сравнения. Для этого заполняется форма «Матрица приоритета» (рисунок 5). Результаты первого шага АР заносятся в форму АР -1 (таблица 5).

 

Цели – критерии

1.                                
2.                                
3.                                
4.                                
5.                                
6.                                
7.                                
8.                                
9.                                
10.                                
11.                                
12.                                
13.                                
14.                                
15.                                
16.                                

 

                                 
Желательные цели                                
Приоритет                                
Вес (1-10)                                

 

 

Рисунок 5 - Матрица приоритета

 

 

Таблица 5

Анализ решений (1 – шаг) (АР-1)

Цель решения
Критерий выбора Вид критерия Вес (1-10)
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    
11.    
12.    
13.    
14.    
……………………………… …………………………. ………………………..

Й шаг – Формулировка и оценка альтернатив

Под альтернативой понимается возможный путь достижения поставленных целей. Альтернативы формируются на основе собственного или группового опыта.

В ряде случаев для поиска альтернативы может быть применен метод мозгового штурма.

В начале альтернативы оцениваются на достижение обязательных целей.

К дальнейшему рассмотрению принимаются только варианты, прошедшие это испытание. Далее каждый вариант оценивается на удовлетворение желаемым целям по балльной системе (от 1 до 10). В итоге по каждой альтернативе получают сумму произведений веса цели на степень ее достижения. Вся процедура по оценке альтернатив (преобразование качественной оценке в количественную) производится в форме АР -2 (таблица 6).

 

Таблица 6

Формулировки и оценки альтернатив (2-й шаг) (АР –2)

Обязательные цели Вариант инф. по ОЦ Исп. Вариант инф. по ОЦ Исп. Вариант инф. по ОЦ Исп.
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            
Желаемые цели Вес Инф. по ЖЦ У П Инф. по ЖЦ У П Инф. по ЖЦ У П
1.                    
2.                    
3.                    
4.                    
5.                    
6.                    
7.                    
8.                    
9.                    
10.                    
11.                    
12.                    
Сумма по вариантам              
Сумма риска по вариантам              

 

где У – значение степени удовлетворения

П – значение произведения

 

Й шаг – Оценка риска

Каждый из вариантов принимаемого решения имеет определенную долю риска – не достижение поставленных целей.

Причиной этого является вероятностное поведение системы после принятия решения. При реализации выбранного варианта могут возникнуть отрицательные факторы, не позволяющие достичь желаемых результатов. Задача руководителя заключается, с одной стороны, в прогнозировании трудностей, с которыми можно встретиться при реализации каждого варианта, а с другой стороны, в оценке степени риска, которая определяется как сумма произведений вероятности появления отрицательного фактора (от 1 до 10 баллов) на величину возможных потерь (от 1 до 10 баллов).

Следует помнить, что сами факторы риска по каждому из вариантов, как правило, будут разными. Результаты оценки риска по вариантам заносятся в форму АР-3 (таблица 7).

 

Таблица 7

Оценка риска (АР -3)

Факторы последствий альтернатив Вероятность появления факторов (1-10) Величина потерь при действии фактора (1-10) Степень риска
1-я альтернатива      
….. ….. ….. ….
….. ….. ….. …..
….. ….. ….. …..
Суммарная степень риска последствий 1-й альтернативы  
2-я альтернатива      
….. ….. ….. ….
….. ….. ….. …..
….. ….. ….. …..
Суммарная степень риска последствий 2-й альтернативы  
3-я альтернатива      
….. ….. ….. ….
….. ….. ….. …..
….. ….. ….. …..
Суммарная степень риска последствий 3-й альтернативы  
Сумма риска  
         

 

Й шаг – Выбор лучшего решения

Проделанные ранее операции позволили количественно оценить эффективность сравниваемых вариантов решений. В общем случае предпочтительно решение, имеющее максимальную сумму баллов по желаемым целям (при условии соблюдения обязательных целей) и минимальную степень риска реализации. Не всегда оценка вариантов однозначно отвечает на этот вопрос. Поэтому на этом этапе целесообразна экспертная оценка приемлемого контролируемого риска.

Таким образом, решение не следует автоматически из суммы баллов.

Количественная оценка – лишь основание для сравнительного анализа вариантов, инструмент, помогающий принять решение руководителю.

 

Последовательность процедуры обоснования и принятия решения

 

1. Выбор целей (критериев):

 

а) формулировка целей;

б) группировка целей:

- обязательные цели – основа жестких границ принимаемого решения (ОЦ);

- желательные цели – все остальные (ЖЦ);

в) ранжирование целей:

- желательным целям присваивается вес – от 1 до 10 баллов.

 

2. Формулировка и оценка альтернатив:

 

- оценка на удовлетворение обязательным целям;

- оценка степени соответствия желаемым целям (1-10 баллов);

- расчет оценочной суммы каждой альтернативы.

 

3. Оценка риска:

 

- формулировка возможных неблагоприятных последствий альтернатив решения;

- оценка вероятности появления факторов неблагоприятного воздействия (1-10 баллов);

- оценка тяжести последствий неблагоприятных факторов (1-10 баллов);

- расчет суммы риска по вариантам.

 

4. Выбор решения.

 

Начало

 

 

Приложение 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.82 (0.009 с.)