Ситуационные задачи для контроля на усвоении материала



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуационные задачи для контроля на усвоении материала



Задача№1

При исследовании токсичности бензола в эксперименте на белых крысах установлено, что50 бензола составляло 45000мг\м3, Limac=1100мг\м3, Lim ch=20мг\м3.

Задание:1) определите зону острого и хронического действия.

2) определите класс опасности вещества по Limac и Zac.

3) укажите основные симптомы при остром и хроническом отравлении бензолом

Задача№2

В лабораторию поступило вновь синтезированное вещество, которое будет использоваться в сельском хозяйстве в качестве пестицида. При исследовании токсичности этого вещества установлено, что средняя смертельная доза (ДL50) при внутрижелудочном введении равна 500мг\кг. Данное вещество поступает в организм в виде аэрозоля через легкие. Задание:

1) рассчитайте ПДК для этого пестицида по формуле: ПДК=0.0008 на ДL50

2) определите класс опасности вещества

3) укажите комплекс оздоровительных мероприятий при работе с данными пестицидом.

Задача№3

При исследовании сравнительной токсичности аммиака и двуокиси азота были получены следующие результаты:

Вещество CL50 Limac Limir Limch Zac Zir Zch ПДК

Аммиак 4500 430 210 60 20

Двуокись 210 60 20 5 2

азота

Задание:

1) определите Zac, Zir, Zch и дайте сравнительную характеристику токсичности аммиака и двуокиси азота

2) укажите какой яд более опасен при острых и хронических отравлениях

3)назовите характерные симптомы при остром отравлении данными веществами.

Задача№4

Для вновь синтезированного вещества N установлен Limch 70 мг\м3.

Задание:а) определите ПДК для данного вещества при коэффициенте запаса Кз = 5.

Задача№5.

В сборочных цехах Шымкентского шинного завода концентрация бензина – растворителя ( ВР-1, ВР-2) составляла в среднем 430мг/м3, в цехе вулканизации концентрация вулканизационных газов в среднем была 15мг\м3 ( ПДК по сумме аминов-0.5мг\м3) Задание:а) дайте оценку условий труда в цехах

Б) определите класс вредности условий труда в цехах

 

Задача№6

На Костанайском заводе химического волокна функционирует цех по производству капрона. При его получении используется капролактам. При изучении условий труда обнаружено, что при немеханизированной загрузке капролактама в бункер концентрация его в воздухе рабочей зоны достигала в среднем40мг\м3,непосредственно у места формирования 130мг\м3, при изготовлении штапельного волокна –300мг\м3. Задание:

Оцените уровень загрязненности рабочей среды, определите класс вредности труда.

Задача№7

В цехах химулавливания Карагандинского кокосо-химического производства концентрация бензола в воздухе колебалась в пределах 3-5мг\м3, -4-8мг\м3, паров сероной кислоты –от 4до24мг\м3. Задание:

А) определите степень загрязнения воздуха рабочих помещений

Б) определите класс вредности условий труда

В) укажите характерные симптомы хронического отравления парами органических растворителей.

Задача№8

В цехе каталитического крекинга нефти Шымкентского нефтеперерабатывающего завода в воздухе рабочих помещений обнаружены: предельные углеводороды-20мг\м3 (ПДК-50мг\м3)

Сероводород-2мг\м3

Оксид углерода-14мг\м3

Сернистый газ-1мг\м3

Задание: а)определите ПДК и класс опасности вредных веществ.

Б) укажите класс вредности условий труда по химическому фактору.

Задача№9

При комбинированном действии бензола и ацетона на организм животных в эксперименте наблюдалось увеличение токсического эффекта в 2 раза, т.е. выявлена суммация токсического эффекта. Какой должна быть концентрация каждого вещества в воздухе рабочей зоны при их суммарном воздействии, если ПДК бензина 200мг\м3, ацетона-300мг\м3.

 


1.Тема №2. Аэрация. Расчет эффективности механической вентиляции.

2.Цель занятия: Формирование знаний и умений по основным принципам и направлениям использования механической вентиляции и аэрации и расчет эффективности.

3.Задачи обучения.

а)формировать знания осуществлять санитарный контроль за состоянием и эффективностью работы механической вентиляции.

б) формировать навык определять и оценивать эффективность аэрации.

в) формировать навык давать гигиеническое заключение о работе вентиляции с использованием санитарных норм и правил;

4.Форма проведения: изучение поставленных вопросов по материалам кафедры, учебной литературе, работа в малых группах, ситуационные задачи.

 

Задания по теме.

Выполнение и обсуждение вопросов занятия. Решение ситуационных задач.

 

6.Раздоточный материал: Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленности (МЗ РК, 1994).- Омск, 1995. Тогузбаева К.К.,

 

Литература.

Основная

1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 530-533 с.

2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 501-508 с.

3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 265-266 с.

Дополнительная

4. Предупредительный и текущий санитарный надзор за вентиляцией. Под. ред. Сраубаева Е.Н., Жакенова С.Р., Шинтаева Н.У.-Караганда, 2010.- 30-66 с.

5. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене труда (под редакцией Кириллова В.Ф.).- М., 2001.-332-336 с.

6. Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленности (МЗ РК, 1994).- Омск, 1995.

8.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы

1. Естественная вентиляция производственных помещений. Аэрация.

2. Механическая вентиляция.

3. Характеристика устройств для механической вытяжки аэрации.

4. Центробежные и осевые вентиляторы.

5. Система очистки воздуха, подаваемого и выбрасываемого наружу вентиляционными системами.

6. Местная приточная вытяжная вентиляция.

7. Общеобменная вентиляция.

8. Устройство приточной вентиляции.

9. Текущий санитарный надзор за вентиляцией.

10. Предупредительный санитарный надзор за вентиляцией.

11. Организация контроля систем вентиляции производственных помещений.

Ситуационные задачи для контроля на усвоение материала.

 

Задача №1.В целях завода по переработке нефти воздух помещений загрязняется различными вредными веществами, в том числе 1и 2 классов опасности. В цехах функционирует общеообменная и местная приточно-вытяжная вентиляция. Место выброса загрязненного воздуха из систем вентиляции отстоит от заборного отверстия на расстоянии 8 м по высоте и 5 м по горизонтали.

Задание:А) определите правильность расположения места забора воздуха относительно выброса загрязненного воздуха;

Б) укажите кратность контроля за системами вентиляции завода;

В) назовите соответствующие нормативные документы.

 

Задача № 2

В г. Шахтинск построен завод по производству синтетических моющих средств ( СМС) СЭС города привлечена к работе комиссии по приемке завода в эксплуатацию. Опробование оборудования завода в нормальном эксплуатационном режиме длилось непрерывно 50 часов, системы вентиляции опробовались в течение 4часов. Место забора чистого воздуха и место выброса загрязненного воздуха находилось на одной высоте 3м и на 4м друг от друга.

Задание:А) определите правильность сроков обкатки оборудования и вентиляции.

Б) определите правильность расположения мест забора и выброса воздуха;

В) какова тактика санитарного врача;

Г) методика и приборы определения скорости движения воздуха.

 

Задача №3.

В малярном цехе приборостроительного завода производится пульверизационная окраска мелких изделий ниролками в окрасочных камерах.

Над рабочим местом ручной окраски имеется вытяжной зонт размером 0.5на 0.4м., удаляющий воздух со скоростью 1м\с. Концентрация паров в цехе при действии вытяжной вентиляции достигают: ацетатов-300мг\м3, бензола-40мг\м3.Выброс загрязненного воздуха выведен выше крыши здания на 2м. Приток воздуха осуществляется через шахту на уровне 6м от земли и подается в цех, подогретый зимой до температуры +15С.

Задание:А) определите класс опасности вредных веществ в цехе и их ПДК.

Б) дайте заключение об организации вентиляции цеха;

В) как часто должна контролироваться работы вентиляционных систем цеха.

 

Задача №4

При обследовании машиностроительного завода установлено, что сварочные работы проводятся в кабинах с местной вытяжной вентиляцией в виде боковых отсосов. Объем удаляемого воздуха равен 1500м3\час., при площади отверстий отсосов 0.28м2. Поступление приточного воздуха осуществляются путем подсоса из окружающего помещения через проемы между стенками кабины и полом. Концентрация сварочного аэрозоля (оксид железа) составляет 13мг\м3.

Задание:А) определите скорость движения воздуха в проеме бокового отсоса и оцените эффективность вентиляции;

Б) опишите методику инструментального определения скорости движения и объема поступающего в помещение воздуха.

 

Задача№5.

Вместе забора наружного воздуха общеобменной приточной вентиляции определяется аэрозоль оксид железа.

Задание: а) при какой максимальной концентрации оксида железа допускается забор наружного воздуха в целях вентиляции помещения?

А) 0.6мг\м3 Б) 1.2мг\м3

В)1.8мг\м3 г)3.0мг\м3

Д) 6.0мг\м3

 

Задача№6

На мебельной фабрике в покрасочном цехе установлена механическая вентиляция. Место забора общеобменной приточной вентиляции и выброса от покрасочной камеры расположены на одном горизонтальном уровне на фасаде здания .Каково должно быть расстояние между приточным отверстием и выбросом?

А) не имеет значения б) 10м

В) 16м г) 20м

Д) не допускается на одном горизонтальном уровне

 

Задача№7

В красильном цехе тканей фабрики проводится отварка и крашение тканей. Основное оборудование – механические барки, представляющие емкости с соответствующим раствором, в которые опускаются барабаны с намотанной тканью. Температура растворов 90-100С.

Барки частично укрыты и оборудованы местной вытяжной вентиляцией. Имеет место утечка паров из паропровода. Температура наружных поверхностей оборудования и паропровода 55-60С. Температура на рабочих местах в летнее время достигала 32-40С, влажность-73-80С, скорость движения воздуха 0.3-0.5м\с.

Задание: А) оцените микроклиматические условия труда;

Б) дайте рекомендации по совершенствованию системы вентиляции цеха;

В) назовите приборы, используемые для измерения параметров микроклимата.

 

Задача№8.

В травильном отделении производится травление металлических изделий раствором серной кислоты. Неблагоприятными факторами являются пары серной кислоты и водяные пары. Травильный цех расположены в помещении размером 16 на 8м, высота 5.5м. и оборудован 4 травильными ваннами, 2 промывными и 2 ваннами для нейтрализации. Рядом с этим цехом расположен гальванический. Вытяжная вентиляция местная, представлена в виде зонта мощностью 3000м3\час над каждой травильной ванной. Приточная вентиляция общая с подачей воздуха в верхнюю зону. Объем поступающего воздуха –12000м3\час.

Задание:

А) оцените систему вентиляции данного участка по принципу и месту действия;

Б) дайте характеристику воздушного баланса и определите кратность воздухообмена.

 

Задача№9.

На шлифовально-заточном участке установлено 4 укрытия местной вытяжной системы вентиляции от абразивных кругов работающих без увлажнения. Общий объем воздуха, удаляемого местными системами, составляет 16000м3\г.В удаленном воздухе содержится минеральная пыль с примесью частиц металла. С учетом характера пыли ПДК установлена в мг\ м3. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ очитки воздуха от пыли, необходимо знать, допустимое содержание пыли в мг\м3 в воздухе, выбрасываемом в атмосферу.

Задание:А) определите допустимое содержание пыли в мг\м3 в воздухе выбрасываемом;

Б) определите дополнительные меры по борьбе с пылью;

В) какой должна быть скорость отсоса воздуха из-под укрытия шлифовального станка.

 

Задача№10.

Для подачи воздуха в сборочный цех мебельной фабрики предусмотрена общая механическая приточная система вентиляции. Забор воздух организован в зеленой зоне на высоте 2м от поверхности земли. На расстоянии 5м от места забора по горизонтали на высоте 4м от поверхности земли имеется выброс загрязненного воздуха из цеха пульверизационной окраски мебели с содержанием паров органических растворителей- ацетона 50мг\м3, толуола-20 мг\м3.

Задание: а) отвечает ли данное место забора воздуха гигиеническим требованиям;

Б) укажите требования к концентрациям вредных веществ в выбрасываемом воздухе.

 

Задача№11.

На предприятии цветной металлургии установлено, что в одном из цехов на ряду с теплоизбытками в процессе производства выделяются свинец с окисью углерода кабинета. Из-за недостаточного улавливания этих веществ содержанию этих веществ в воздухе нередко превышает ПДК, во втором цехе технологический процесс связан с тепловыделениями и загрязнением воздуха окисью углерода выше ПДК.

Задание: а) можно ли воздух данных цехов использовать для рециркуляции?

Б) разрешается ли использовать рециркуляцию при строительстве новых цехов химической промышленности.

 


 

1.Тема №3 . Этапы разработки технологического процесса и токсикологической оценки.

 

2.Цель занятия:Формирование знаний и умений по этапам разработки технологического процесса и токсикологической оценки.

Задачи обучения.

1. Формировать знания по основным этапам токсикологической оценки промышленных ядов

2. Формировать знания по этапам разработки технологического процесса

3. Формировать навык по результатам токсикологических исследований уметь оценивать степень токсичности и опасности производственного яда, характер его действия на организм и наметить направление оздоровительных мероприятий;

4.Форма проведения: изучение поставленных вопросов по материалам кафедры, учебной литературе, тестовый контроль, метод групповой дискуссии.

 

Задания по теме.

Выполнение и обсуждение вопросов занятия. Решение тестовых задач.

 

6.Раздоточный материал: санитарные нормы и правила для предприятий (МЗ РК, № МЗ РК, №1.04.042-94).

 

Литература.

Основная

1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 404-443 с.

2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 548-549 с.

3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 135-149 с.

Дополнительная

4.Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленности. Том1-МЗ РК,1995.

5.ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны-№1.02.011.-94, МЗ РК.

8.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы

1. Общая характеристика действия ядов на системы организма

2. Превращение вредных веществ в организме

3. Определите понятие «токсикологическая экспертиза вредных веществ»;

4. Определите понятие «гигиеническая стандартизация сырья и готовых продуктов»

5. Порог однократного вредного действия вещества

6. Зона специфического действия

7. Зона острого действия

8. Этапы технологического процесса

9. Этапы разработки токсикологической оценки.

Вопросы тестового контроля

1..По характеру воздействия на организм человека промышленные яды подразделяются на:

а) общетоксические

б)раздражающие

в) сенсибилизирующие

г) канцерогенные

д) мутагенные

е) все ответы верны

 

2. По степени токсичности промышленные яды делятся на:

а) чрезвычайно токсичные

б) высокотоксичные

в) умеренно токсичные

г) малотоксичные

д) все ответы верны

 

3.Промышленные яды по степени воздействия на организм делятся на:

а) чрезвычайно опасные

б) высокоопасные

в) умеренно опасные

г) малоопасные

д) все ответы верны

 

4.Общие гематологические реакции при острой интоксикации проявляются:

а) нейтрофильным лейкоцитозом

б) эозинопенией

в) лимфопенией

г) моноцитозом

д) все ответы верны

 

5. При остром ингаляционном воздействии раздражающих веществ поражения органов дыхания проявляются:

а) острым токсическим бронхитом

б) острым токсическим бронхиолитом

в) острым токсическим отеком легких

г) острой токсической пневмонией

д) все ответы верны

 

6.Для клинической картины интоксикации гепатотропными ядами характерно:

а) токсический гепатит

б) холестаз

в) остеопороз

г) гемофилия

д) птоз

 

 

7.Укажите пути поступления производственных ядов в организм:

а) через дыхательные пути

б) через желудочно-кишечный тракт

в) через неповрежденную кожу

г) через слизистые оболочки глаз

д) все ответы верны

 

10.Различают стадии распределения вредных веществ в организме:

а) динамическую

б) статическую

в) функциональную

г) допустимую

д) все ответы верны

 

8.Укажите пути выделения промышленных ядов из организма:

а) ч\з легкие

б) ч\з почки

в)ч\з желудочно-кишечный тракт

г) ч\з кожу

д) все ответы верны

 

9.Токсическое действие органических соединений зависит от:

а) разветвления цепи углеродных атомов

б) замыкания цепи углеродных атомов

в) введении молекул галогена

г) введении молекул озона

д) все ответы верны

 

10.Интермиттирующее действие вредных веществ –это:

а) прерывистое действие

б постоянное действие

в) действие при концентрации выше ПДК

г) действие при концентрации ниже ПДК

д) действие при концентрациях ОБУВ

 

11. Интермиттирующее действие вредных веществ:

а) усиливает эффект

б) уменьшает эффект

в) нейтрализует эффект

г) оказывает положительное влияние

д) все ответы верны

 

12. Комбинированное действие вредных веществ-это:

а) одновременное действие

б) последовательное действие

в) действие при одном пути поступления в организм

г)при действии вещества и физических факторов

д) все ответы верны

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.025 с.)