Излишек производителя, излишек потребителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Излишек производителя, излишек потребителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции



ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК (излишек потребителя, дополнительная выгода) - разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке. Потребительский излишек показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные люди, поскольку различные потребители оценивают потребление различных товаров по-разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается. Потребительский излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму потребительского излишка (рис. 19.1).

Рис. 19.1. Излишек потребителя

Излишек потребителя максимизируется только при совершенной конкуренции, когда цена устанавливается свободной игрой сил спроса и предложения на рынке и все потребители платят одинаковую цену. Однако если рыночная цена устанавливается максимизирующим прибыль монополистом, то образующиеся в результате этого сокращения объема и рост рыночной цены вызывают потери излишка потребителя (рис. 19.2).

На рис. 19.1 показано, что при равновесной цене ОР полезность предельной единицы блага равна его цене; все же предыдущие единицы этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить за эти промежуточные единицы больше рыночной цены. Суммарный потребительский излишек представлен заштрихованной площадью PEP1.

На рис. 19.2 потеря потребительского излишка показана заштрихованной площадью РРМХЕ. Если бы монополист назначил для каждой единицы блага отдельную цену, выражающую максимальную сумму, которую потребители готовы за нее уплатить, то монополист мог бы присвоить весь потребительский излишек в форме выручки от проданного блага.

Потребительский излишек образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага.

Из-за того что потребители приобретают все потребленные единицы по цене последней единицы, они получают избыток полезности сверх издержек.

Рис. 19.2. Потеря излишка потребителя в условиях монополии

 

Монопсония

Монопсония - ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

Монопсония возникает при следующих условиях:

· на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

· данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;

· этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);

· фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

 

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда.

При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса — труда. В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (ARC), а не предельных.

 

  1. Асимметричная инфа. Экономические последствия асимметричной инфы: отрицательная селекция и моральный риск.

Асимметрия информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. Она возникает потому, что:

1. Информация может быть не надежна, а проверка требует дополнительных средств. Поэтому любой индивид не обязательно стремится к сверхнадежности информации.

2. Информации очень много, собрать и накопить ее всю тоже может не хватить средств, а, кроме того, человек может принять неправильное решение, он может собирать не то, что нужно.

3. Не все объекты рыночных отношений в равной степени способны отбирать, анализировать и накапливать информацию обо всем, что им встречается.

 

Асимметрия информации может касаться качества и цены. По качеству, в плане асимметрии информации, выделяется 3 группы:

1. Товары, качество которых любой человек может определить до покупки, то есть не нужно ни особого образования, ни особых вкусов, чтобы выделить тот товар, который вам нужен еще до покупки. Здесь асимметрия по качеству невозможна.

2. Товары, качество которых можно определить только после покупки. Асимметрия информации возможна.

3. Товары, качество которых затруднительно определить даже после покупки в течение какого-то длительного времени (дом).

Возможны такие случаи: на рынке кредитов и рынке страхования асимметрия информации связана не сколько с качеством услуги, сколько с последующими неконтролируемыми действиями клиента. Если на товарных рынках чаще всего продавец имеет полную информацию, а клиент – нет, то здесь, наоборот, продавец имеет неполную информацию о своем клиенте, клиент, в принципе знает, как он будет себя вести, а продавец не знает о будущем поведении клиента.

Асимметрия информации по цене связана с двумя основными факторами:

1. Дополнительные затраты на получение этой информации (имеется группа старожилов и группа приезжих). Старожилы все знают о ценах в своем районе. У туриста нет возможности быстро что-то узнать.

2. Дополнительные затраты на поиск наиболее удачного варианта.

Неблагоприятный отбор.

Рынок страхования при всех его особенностях поход на рынок подержанных автомобилей. Основное его отличие заключается в том, что информация о качестве здесь находится в руках у покупателей страховых полисов. Действительно, кто больше заинтересован в страховании жизни: здоровый или больной? Очевидно, что огромный риск потерь почти наверняка заставит обратиться к услугам страховых компаний прежде всего людей со слабым здоровьем. Это приводит к тому, что риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это заставит страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоровых людей от страхования. Таким образом, спираль ”высокая цена – опасные клиенты” усилит неблагоприятный отбор и завершится том, что страхование станет доступно лишь по ценам максимального риска. Однако страхование таит в себе опасности и другого рода.

Моральный риск.

Моральный риск – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией. Человек, застраховавший жизнь и имущество, чувствует себя увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует расслабляюще: они перестают выполнять те меры предосторожности, которые были для них обязательными до страхования. Это повышает риск и делает более вероятным то событие, от которого человек застрахован.

Теория ожидаемой полезности

Основная теория индивидуального поведения в условиях неопределенности разработка которой связана с именами фон Неймана и Моргенштерна. Теория дает логическое описание того, как должен вести себя рациональный человек в неопределенном мире. Она очень широко используется в экономической науке. В основе теории лежит демонстрация того, что индивид, предпочтения которого удовлетворяют определенным аксиомам (обычно упорядоченности, непрерывности и независимости), будет осуществлять свой выбор таким образом, чтобы максимизировать ожидаемую полезность. Эмпирическая обоснованность теории серьезно оспаривалась в последние годы. Это стимулировало развитие других теорий полезности, помимо теории ожидаемой полезности, наиболее известной из которых является теория перспектив.

  1. Неопределенность и риск. Измерение риска. Способы снижения.

Во многих случаях выбор, производимый людьми, связан со значительной неопределенностью. Например, большинство людей берут деньги в долг для крупных при­обретений — таких, как жилье или средства для окончания колледжа, с которым планируют рассчитаться из будущих доходов. Но для большинства из нас будущие доходы не­определенны. Наши доходы могут возрасти или снизиться, нас могут повысить или понизить по службе или мы даже можем потерять работу. Если мы откладываем покупку дома или уплату за образование в колледже, мы рискуем оказаться перед ростом цен в реальном выражении. Как нам следует учитывать эти неопределенности при принятии решения о дорогостоящей покупке или крупном капиталов­ложении?

Иногда нам приходится выбирать степень риска. Что, например, нам следует делать с нашими сбережениями? Следует нам вкладывать наши деньги во что-нибудь безо­пасное вроде банковского счета или во что-нибудь более рискованное, но потенциально более прибыльное — вроде фондовой биржи?

Чтобы количественно определить риск, нам необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдель­ного действия и вероятность самих последствий. Предпо­ложим, например, что мы обдумываем, вкладывать ли деньги в компанию, ведущую разработку морского место­рождения нефти. Если разработка будет успешной, стои­мость акций компании поднимется с 30 до 40 долл. за ак­цию. В противном случае стоимость упадет до 20 долл. за акцию. Таким образом, имеются два возможных результа­та в будущем: цена за акцию 40 или 20 долл.

Вероятность означает возможность получения опреде­ленного результата. В нашем примере вероятность успе­ха нефтяного проекта равна 1/4, а его неудача может со­ставить 3/4. Вероятность представляет собой трудную для формулировки концепцию, так как она может зависеть от природы неопределенных событий и от надежд, которые лю­ди возлагают на них. Объективный метод определения ве­роятности основан на вычислении частоты, с которой про­исходят некоторые события. Если нет подобного опыта, невозможно вывести объективные параметры вероятности и необходимы субъективные критерии. Субъ­ективная вероятность является предположением относи­тельно определенного результата. Это предположение основывается на суждении или личном опыте оцениваю­щего, а не обязательно на частоте, с которой результат был получен в аналогичных условиях. Когда вероятность опре­деляется субъективно, различные люди могут устанавли­вать разное ее значение для одного и того же события и, таким образом, делать различный выбор.

Ожидаемое значение, связанное с неопределенной ситу­ацией, является средневзвешенным всех возможных ре­зультатов, где вероятность каждого результата исполь­зуется в качестве частоты или веса соответствующего зна­чения. Ожидаемое значение измеряет результат, который мы ожидаем в среднем.

Снижение риска:

Диверсификация (не класть яйца в одну корзину)

Страхование

Повышение ценности используемой информации.

Теория фирмы

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие преобразование факторов производства в конечный продукт, называются фирмами. Следует отметить, что в экономической теории существует несколько фундаментальных и прикладных концепций теории фирмы:

технологическая концепция фирмы основана на неоклассической теории, которая основное внимание уделяет технологии, производственному процессу, изучению зависимости поведения фирмы от изменения цен на ресурсы и конечный продукт;

институциональная теория фирмы выявляет роль контрактов, как основы внутрифирменного и межфирменного взаимодействия, трансакционных издержек, общих и специфических ресурсов;

теория игр предлагает математический аппарат для разработки стратегии в условиях неопределенности, принятия стратегических решений с учетом возможных действий конкурентов.

Таким образом, альтернативные варианты теории фирмы представляют различные грани широкого понятия «фирма» и ее поведения в конкурентном пространстве.

Отметим наиболее важные положения неоклассической теории, которые имеют значение для настоящей темы:

Фирма рассматривается как «черный ящик», на «вход» которого поступают факторы производства, на «выходе» получают продукцию.

Неоклассическая теория абстрагируется от внутренней структуры фирмы, ее организации, интересов собственников, управляющих, наемных работников, инвесторов, поставщиков и т.п.

Фирма представляется как действующая производственная функция. Считается, что экономической целью фирмы как экономического агента является максимизация (экономической) прибыли.

Однако следует отметить, что в отличие от неоклассической теории, где единственной целью производства для всех хозяйствующих субъектов подразумевается максимизация прибыли, другие концепции фирмы считают допустимым существование различных целей фирм в зависимости от их размеров, власти, структуры и квалификации работников. Другой важной целью является рост фирмы, так как только при этом условии могут быть достигнуты отдельные частные цели различных фирм, среди которых выделяют защитные цели , которые включат защиту интересов фирмы от конкуренции, достижение наибольших доходов, прибыли, заработной платы; позитивные цели , которые предполагают достижение определенных финансовых результатов, повышение по службе, улучшение условий труда и т.д.; сочетание конечных результатов с действиями , которые обеспечили бы этот рост; постоянная и долгосрочная демонстрация стабильности или еще лучше роста доходов, свидетельствующая об устойчивом положении фирмы в условиях конкуренции, чтобы вызвать к ней доверие; технический прогресс для отдельных фирм, имеющих достаточное количество квалифицированной рабочей силы.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.012 с.)