Излишки потребителя и производителя. Верхний и нижний предел цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Излишки потребителя и производителя. Верхний и нижний предел цен



Понятие излишка потребителя и излишка производителя было введено в экономическую теорию А. Маршаллом.

Излишек (рента) потребителя представляет собой разницу между максимальной ценой, которую уплатил бы потребитель за то количество товара, на которое он предъявляет спрос, и фактически уплаченной суммой. Изобразим излишек потребителя графически (рис. 5.30). Предположим, что равновесная цена равна 2 ед., равновесный объем – 40 ед.

 

Кривая спроса D показывает для каждого уровня потребления максимальную цену, которую готов заплатить потребитель за каждую дополнительную единицу товара. Так, за первые 10 ед. он готов заплатить сумму, равную 50 д.е. Эта сумма является ценой спроса. Но на самом деле потребитель заплатит 20 д.е. (10 ед. × 2 д.е.)

В результате чистая выгода составит: 50 д.е. – 20 д.е. = 30 д.е.

Далее, 20 ед. товара были бы куплены по 4 д.е. за 1 единицу. Цена спроса составит 80 д.е. Фактически же заплаченная сумма будет равна 40 д.е. (20 д.е. × 2 ед.), чистая выгода: 80 д.е. – 40 д.е. = 40 д.е.

При цене 3 д.е. за ед. потребитель готов приобрести 30 ед. товара. Цена спроса – 90 д.е. Фактически уплачено: 2 руб.× 30 ед. = 60 д.е. Чистая выгода равна: 90 д.е. – 60 д.е. = 30 д.е.

Общий излишек, полученный покупателем, составит: 30 д.е. + 40 д.е. + 30 д.е. + 0 = 100 д.е.

Таким образом, излишек потребителя равен под кривой спроса и над линией цены PP. Она соответствует разнице между максимальной суммой, которую покупатель готов был заплатить за 40 ед., и суммой, которую он действительно платил.

Излишек производителя – это разница между рыночной ценой, которую получили производители за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы его продать. Изобразим это графически. Из рис. 5.31 видно, что производитель готов продать 1 ед. товара по 10 д.е., а продал по 50. Чистый выигрыш составит: 50 – 10 = 40 д.е.

2 ед. товара производитель готов продать по 20 д.е. каждую, а продает по 50 д.е. Чистый выигрыш составит: 100 д.е. – 40 д.е. = 60.

3 ед. товара производитель готов продать по 30 д.е., а продает по 50 д.е., т.е. выигрыш равен: 150 – 90 = 60 д.е.

4 ед. товара есть готовность продать по 40 д.е. за ед., а продает по 50 д.е. Выигрыш будет: 200 – 160 = 40 д.е.

5 ед. производитель готов продать по 50 д.е. за ед., а продает по 50 д.е. Чистый выигрыш равен 0.

Общий излишек производителя составит: 40+60+60+40+0=200 д.е.

Графически величина этого излишка равна площади под линией цены и над линией предложения.

Сумма излишков потребителей и производителей образует общественную выгоду, возникшую в связи с существованием рыночного равновесия. В нашем примере общественная выгода составит: 100+200=300 д.е.

Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали дороже и больше, чем готовы были продать. Изобразим это графически (рис. 5.32).

Рис. 5.32 Общественная выгода от рыночного равновесия
Излишек потребителя

Практически все страны с рыночной экономикой используют как прямые (например, фиксированные, твердые цены), так и косвенные (налоги и субсидии) методы регулирования цен.

Государственное вмешательство в процесс рыночного ценообразования необходимо, как известно, вследствие существования «провалов рынка» и потребностей макроэкономического регулирования. Возможность установления монопольно высоких цен на предметы первой необходимости, выпуск дешевой, но экологически небезопасной продукции, поддержание конкурентоспособности некоторых отраслей экономики, защита интересов малоимущих потребителей – предполагают использование методов административного регулирования цен. Эти методы затрагивают само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. В распоряжении государства имеются методы установления верхнего («потолка») и нижнего («пола») пределов цены.

Графически верхний уровень цен («потолок») цен и нижний уровень («пол») цен, который устанавливает государство, реализует свои экономические цели, представлены на рис. 5.33.

Рис.5.33Верхний и нижний уровни цены

 

«Потолок» цен представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу.

Основанием для введения потолка цен на некоторые товары, является то обстоятельство, что «потолок» позволяет потребителям приобрести товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах.

Результатом введения «потолка» цен является устойчивый товарный дефицит. В этих условиях правительство часто вынуждено нормировать (карточки, очереди, списки, талоны и т.п.) товары первой необходимости в интересах более справедливого их распределения.

Возникающее на рынке такого «социально регулируемого» товара, равновесие не может быть устойчивым. Потребители согласны будут доплатить некоторую сумму за возможность приобрести дефицитный товар и избавиться от потерь времени. В результате практически неизбежно возникает «черный рынок» данного товара.

Другим вариантом государственного регулирования цен является установление их минимального нижнего предела.

Нижний уровень цены («пол» цены) – это минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия. Обычно он применяется в таких случаях, когда обществу представляется, что свободное функционирование рыночной системы не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным слоям населения.

Примером установления нижнего уровня цен является законодательство о минимальной заработной плате, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию.

Результатом установления нижнего уровня цены является устойчивый избыток продукции. Поэтому правительство должно «выкупить» этот излишек либо принять меры к его ликвидации путем ограничения предложения или расширения спроса на данный продукт.

Введение минимальной зарплаты в случае с рабочей силой приводит к излишку ее предложения на рынке труда, т.е. к безработице.

Таким образом, государство устанавливает или определенные фиксированные цены на отдельные товары, или ценовые границы («коридоры»), или пороговые значения цен, выше либо ниже которых цены изменятся не могут. Фиксированные цены ниже равновесных обычно применяются для поддержания жизненного уровня потребителей, но могут привести к товарным дефицитам и возникновению «черного» рынка».

Фиксированные цены выше равновесных применяются для стимулирования производства важных видов продукции или поддержки производителей, но они чреваты затовариванием.

Теоретическая модель взаимодействия спроса и предложения может быть применима к практическому анализу проблем государственного регулирования рынка. Основными средствами воздействия государства на рыночный механизм являются: налоги и субсидии; установление фиксированных цен; воздействие на рыночный спрос и предложение.

Налоги являются «мягким» экономическим инструментом воздействия государства на рынок. Предположим, что государство ввело потоварный налог (налог, взимаемый в фиксированном размере с каждой единицы продаваемого товара, например, таможенная пошлина). Определим, как введение налога повлияло на объём производства и потребления, на изменение рыночной (равновесной) цены, и каковы последствия введения налога для производителя и потребителя.

Введение налога Т увеличивает затраты производителей и уменьшает рыночное предложение, что смещает его кривую S вверх и вправо до положения S’ (рис. 5. 34).

Следствиями такого сдвига являются рост равновесной цены с Р до Р* и сокращение равновесного объёма с Q до Q*.

В этой ситуации действительная цена для производителя составит Р1*,т. е. часть налога «возьмёт на себя» покупатель. Если бы налог не был введён, то покупатель платил бы Р*, а не Р1* (то есть покупатель мог бы купить большее количество товара по более низкой цене). Чистый доход получаемый продавцом, снижается до Р1*-Т.

Введение налога на единицу товара приводит к тому, что сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя – это чистые потери общества, т. н. потери мёртвого груза, возникающие из-за того, что налог ведёт к сокращению производства.

Алгебраически долю налога, приходящую на продавца (Ts) можно выразить , т.е. это снижение цены для продавца делённое на величину налога.

Аналогично доля налога приходящаяся на покупателя (td), - это отношение прироста цены для покупателя к величине налога: , при этом ts + td = 1.

В общем случае td и t будут зависеть от вида графиков спроса и предложения. Если предложение менее восприимчиво к изменениям цен, td будет ближе к 0, а t - ближе к 1. И наоборот, если спрос менее восприимчив к изменениям цен, td будет ближе к 1, а t - ближе к 0. Это равнозначно утверждению, что наибольшее налоговое бремя испытывают на себе те участники рынка, которые в меньшей степени способны противостоять этому. Если у покупателей нет альтернативы данному продукту, они будут нести на себе львиную долю налогового бремени. Если же у продавцов нет иного выбора, кроме продолжения продажи своей продукции, наибольшая тяжесть налога будет приходиться на них. Но до тех пор, пока кривая предложения имеет положительный наклон, а кривая спроса – отрицательный, и t , и td, тем не менее, будут оставаться положительными величинами.

 

Субсидии можно рассматривать как отрицательные налоги. Следовательно, субсидии уменьшают затраты производителей, а потому сдвигают линию предложения вниз на размер субсидии. В результате равновесная цена снижается, а равновесное количество возрастает. Как и при налогообложении, частью субсидии распорядится продавец [(P +G)-P ]*G, а другая её часть поступит в бюджет покупателя (P -P )*Q (рис.5.35).

Используя лицензии и квоты, государство может регулировать количество обращающегося на рынке товара.

Например, введение квоты на импорт иностранного товара воздействует на рыночное предложение, а, следовательно, на рыночную цену (рис. 5.36).

Вследствие введения квоты изменяется линия предложения. Она становится ломаной – возрастающей до квотируемого объёма, и вертикальной, независимой от цены, после его достижения.

Новое равновесие достигается в т. Е; при этом цена намного выше равновесной, что может стимулировать незаконное предложение («контрабанду»).

Основные выводы

1. Механизм функционирования рынка предполагает взаимодействие спроса, предложения и цены.

2. Закон спроса утверждает, что существует обратная зависимость между ценой товара и объёмом спроса, отображаемая кривой спроса, имеющей отрицательный наклон.

3. Функциональную зависимость между спросом и ценой можно выразить тремя способами: табличным, графическим и аналитическим.

4. Действие закона спроса может быть объяснено эффектом дохода и эффектом замещения.

5. Неценовые факторы, влияющие на спрос, смещают кривую спроса. Если же изменяется цена, т.е. увеличивается или уменьшается величина спроса, то это отражается движением вдоль кривой спроса.

6. Закон предложения утверждает, что величина (объём) предложения и цена связаны прямой зависимостью. Изменение объёма предложения отражается движением вдоль кривой предложения, в то время как изменение самого предложения – сдвиг всей кривой предложения в ответ на изменение цен на ресурсы, технологию и т.д.

7. Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы.

8. Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного количества. Связь между изменением величины предложения и вытекающим отсюда изменением равновесной цены обратная, но связь между изменением величины предложения и равновесным количеством прямая.

9. Равновесие спроса и предложения имеет своим результатом получение обществом выгоды, которая состоит из излишка потребителя и излишка производителя.

10. Государство, реализуя экономическую политику, вмешивается в процесс рыночного ценообразования. При этом используются как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы.

 

Основные понятия

Величина (объем) спроса Величина (объем) предложения Закон спроса Закон предложения Рыночное равновесие Излишек потребителя Излишек производителя Цена Неценовые факторы спроса (предложения) Индивидуальный спрос Рыночный спрос Товар Гиффена Эффект Веблена Эффект сноба Статистическое равновесие Динамическое равновесие «Потолок цены» «Пол цены»

 

Вопросы для самопроверки

1. Какую функциональную зависимость отражает закон спроса? Закон предложения?

2. Чем отличается цена спроса от рыночной цены?

3. Под влиянием каких факторов происходит изменение рыночной цены и объема продаж?

4. «Чем ниже цена, тем больше товара будет продано. Чем больше продаж товара, тем ниже цена» – справедливо ли данное высказывание?

5. В чем различие между мгновенным, краткосрочным и долгосрочным периодами?

 

Тесты и задачи

1. Функция спроса имеет вид: QD = 3000 – 2P; функция предложения QS = 500 + 3P. Найдите равновесный объем.

2. Спрос и предложение некоторого товара описывается уравнениями: QD = 600 – 100P, QS = 150 + 50P.

А. Найдите параметры равновесия данного рынка. Б. Найдите потери покупателей и потери продавцов, если государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 1,5 д.е.

3. Спрос описывается уравнением: QD = 1000 – 40P; предложение QS = 300 + 30P.

А. Найдите параметры рыночного равновесия. Б. Охарактеризуйте последствия решения государства о введении фиксированной цены на товар в сумме 8 д.е.

4. На потребительском рынке некоторого товара можно выделить две группы потребителей. Индивидуальный спрос первой группы (250 человек) задан уравнением Qd = 10 – 2P, второй группы (400 человек) – уравнением Qd2 = 5 – 4P. Определите рыночный спрос.

5. Функция спроса на рынке охраняемых парковок задана уравнением Qd = 1000 – 35P, а функция предложения – уравнением QS = 600 + 5P, где Р – рыночная цена за час, а Qd и QP – объем спроса и предложения (в часах). Государство ввело фиксированную цену на услугу в размере 3 д.е. за час. Определите последствия данного шага для потребителей и производителей.

6. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием: а) изменения потребностей рыночных агентов; б) конкурентной среды рынка; в) изменения доходов потребителей; г) изменения цен.

7. Что произведет с величиной спроса на товар, если цена данного товара упадет: а) величина спроса вырастет; б) спрос вырастет; в) спрос будет больше, чем предложение; г) величина спроса уменьшится.

8. Изменение какого фактора не влияет на спрос? а) дохода; б) цены; в) моды на товар; г) ожидания) потребителей.

9. Сдвиг кривой предложения вправо могут вызвать: а) повышение налогов на производителей; б) увеличение затрат на вводимые ресурсы; в) увеличение дохода потребителей; г) использование более производительной техники.

10. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет: а) эффект замещения; б) принцип убывающей предельной полезности; в) эффект дохода; г) закон предложения.

11. Рынок находится в состоянии равновесия, если а) спрос равен предложению; б) цена равна издержкам плюс прибыль; в) уровень технологии меняется постепенно; г) объем предложения равен объему спроса.

12. Перемещение по кривой предложения товара Х будет происходить, если изменяются: а) субсидии фирме – производителю; б) цены на товары субституты; в) цена товара Х; г) вкусы потребителей.

 

Литература

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т./ Общ.ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 1998. Т. 1. Гл. 4.

2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб./ МГИМО (У) МИД РФ, АНХ при Правительстве РФ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2001. Гл.5.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов по экон. спец. 2-е изд., изм. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. Гл. 3.

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2000, Гл. 2.

5. Самуэльсон П.Э., Нордхауз В.Д. Экономика: Учеб. Пособие: Пер. с англ. 16-е изд., перераб. и доп. М.: Издат. дом «Вильямс», 2000. Гл. 4.

6. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учеб./ Под общ. Ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова, М.: Дело и Сервис, 2002. Гл. 2.

 


1 Эклунд K. Эффективная экономика – шведская модель. М., 1991. с 55-56.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.235.89 (0.046 с.)