Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса

Поиск

Спрос, предъявляемый конкретным потребителем на конкретный товар, есть индивидуальный спрос, он является основой рыночного спроса.

Рыночный спрос – это сумма индивидуального спроса всех покупателей на товар, предлагаемый на данном товарном (отраслевом) рынке, при каждом уровне цен.

Графически функции индивидуального и рыночного спроса на один и тот же товар могут выглядеть по-разному. (Рис. 5.5) Абсолютные приращения спроса (∆Q) на кривых D1 и D2 разные. Кривая D1 – выпукла вверх от начала координат и характерна для индивидуального спроса. Кривая D2 – выпукла вниз, она характерна для рыночного спроса на отдельный товар.

Анализ кривых показывает, что при одном и том же темпе снижения цены, абсолютные приращения величины спроса изменяются по-разному. ∆Q (абсолютные приращения спроса) уменьшаются при индивидуальном спросе и растут при рыночном. Дело в том, что в определенный момент потребности отдельного индивида начнут насыщаться, и на прирост спроса не будет столь существенно влиять снижение цены (∆Q уменьшается на кривой D1).

Рыночный спрос представлен массой покупателей с различными доходами. И в случае падения цены величина спроса будет увеличиваться за счет роста покупок тех потребителей, которые имеют более низкие доходы. (∆Q на кривой D2 растет).

Рыночный спрос можно определить суммированием величин спроса, предъявляемым каждым потребителем по различным возможным ценам (рис. 5.6.).

Совокупный или агрегированный спрос формируется на национальном уровне и представляет собой реальный объем товаров и услуг, которые готовы купить при определенном уровне цен, все экономические субъекты.

Общее количество

Цена важнейший из факторов, определяющих спрос. Чем ниже цена, тем выше величина спроса и наоборот. Изменение цен графически выглядит как движение по постоянной кривой спроса (См. рис. 5.4), но ведь на спрос влияют и другие факторы. Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса экономисты выделяют:

1. Доходы потребителей.

Воздействие этого фактора зависит от характеристики товара и является двояким. Спрос на подавляющее большинство товаров возрастает при увеличении дохода или уменьшается вследствие его снижения. Эту группу товаров принято называть нормальными. Изменение дохода графически выразится смещением кривой спроса вправо (если доход растет), или влево (если доход уменьшается).

Для товаров, имеющих низкое качество (относительно худших), рост дохода приводит к частичному или полному отказу от их потребления и, как следствие, к сокращению спроса. На графике кривая спроса смещается влево (рис.5.7.).

 

В XIX веке прусский статистик Эрнст Энгель установил, что существует прямая зависимость между типом покупаемых товаров и доходом. С увеличением дохода, его доля расходуемая на товары первой необходимости уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши растет.

2. Вкусы и мода – самый очевидный фактор спроса, но его труднее всего учесть и прогнозировать. Обычно экономисты изучают последствия изменения этого фактора.

Спрос на одежду, пластиковые окна, атрибуты евроремонта очень подвижен и мало предсказуем.

Большая роль в формировании спроса в этом случае принадлежит рекламе, известным людям. Так, например, Кларк Гейбл (Ред Батллер из «Унесенных ветром») стал в 30-е годы ХХ века виновником настоящей революции в производстве мужского белья. В одном из эпизодов фильма, он надевал верхнюю рубашку на голое тело. Популярность и слава Гейбла были так велики, что огромное число мужчин перестали носить нижнюю рубашку и спрос на них катастрофически упал.

Мода на здоровый образ жизни приводит к росту спроса на спортивные товары и натуральные продукты (сдвиг кривой спроса вправо).

3. Цены на другие товары.

Изменение цен на сопряженные товары также относятся к неценовым факторам, поскольку предполагает неизменность цены основного товара.

Условно различают товары:

- нейтральные, т.е не оказывающие никакого влияния на рынок основного товара, например, обувь и компьютеры;

- заменители (субституты), удовлетворяющие потребность путем замены одного товара другим (кофе – чай, розы – гвоздики и т.д.);

- дополняющие (комплементы), удовлетворяют потребность в комплексе друг с другом (часы – браслет, компьютер – принтер и т.д.);

Рост цен на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, увеличению спроса на основной товар (рис. 5.9.)

Рост цены дополняющего товара ведет к сокращению спроса на основной товар и наоборот (рис. 5.10).

Число покупателей на рынке

Чем больше рынок товара, тем больше будет приобретено товара при любой цене, т.е. между числом покупателей на рынке и спросом прямая зависимость. Например, рост городского населения увеличивает спрос на жилье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.207 (0.007 с.)