Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения

Поиск

В механизме образования рыночного равновесия участвуют две группы экономических субъектов: потребители, формирующие рыночный спрос и производители, определяющие объем рыночного предложения.

Предложение (S – supply) – это совокупность товаров и услуг, которые производители могут предложить к продаже на рынке при существующих ценах в течение определенного периода времени.

Величина предложения – количество товаров и услуг, которое производитель желает и способен предложить на рынке по данной цене в определенный период времени.

Величина предложения зависит от цены, но на предложение влияют многие факторы (детерминанты).

Функция предложения может быть записанаследующим образом:

Qs = f(P, Pr, K, T, N, B), где

 

Qs – объем предложения товара;

Р – цена данного товара;

Pr – цена ресурсов;

К – характер технологии;

Т – налоги и субсидии;

N – количество продавцов;

В – прочие факторы.

Если допустить, что все факторы, кроме цены произведенного товара неизменны, то функция предложения от цены имеет вид: Qs = f (P), где Qs – объем (величина) предложения, Р – цена товара.

Эта формула выражает существующую зависимость между изменением цены и изменением объема (величины) предложения, которая называется законом предложения.

Закон предложения выражает при прочих равных условиях прямую зависимость между изменением цены и изменением величины (объема) предложения: чем выше цена, тем больше объем предложения данного продукта; чем ниже цена, тем ниже объем предложения.

Функцию предложения от цены можно выразить тремя способами:

1) Табличным: в виде таблицы (шкалы) предложения.

 

Таблица 5.2

Цена Р (в у.е.) Величина предложения (в шт)
   

2) Графическим: в виде кривой предложения. Для построения графика на оси абсцисс откладываются точки, характеризующие объем предложения, а на оси ординат цены.

3) Аналитическим:

Qs = a + b×Р – это линейная форма выражения функции предложения, где а и b – параметры связи цены и величины предложения, это экзогенные (внешние), неценовые факторы предложения. При изменении “а” происходит сдвиг кривой предложения; при изменении “b” меняется ее наклон.

Обратная функция предложения имеет вид: Ps = g (Q)

Данная обратная зависимость также возрастающая, поскольку минимальная цена при производстве и продаже большего количества одного и того же товара всегда повышается из-за возрастания альтернативных издержек.

На примере линейной зависимости можно показать связь прямой и обратной функции предложении: Qs = a + b×P; b×Ps = Q – a; Ps = () ×Q – a/b.

Графическим изображением функции предложения от цены является кривая предложения (рис. 5.17).

Кривая предложения показывает количество предлагаемого товара при каждом значении цены, при этом другие факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными.

Изменение величины предложения на графике выражается в перемещении из точки в точку на неизменной кривой предложения (см. рис. 5.18).

Однако под воздействием ряда неценовых факторов кривая предложения может графически смещаться вниз и вправо или вверх и влево.

В экономическом смысле, если продавцы при одной и той же цене будут предлагать большее количество продукта, то можно говорить об увеличении предложения. Если при той же цене продавцы предлагают меньшее количество продукта, то можно говорить об уменьшении предложения. Графически это будет выглядеть следующим образом:

Рис. 5.19 Изменение предложения (смещение кривой предложения)

На рис. 5.19 видно, что при одной и той же цене Р0 кривая предложения смещается вниз и вправо при увеличении предложения и вверх и влево – при уменьшении предложения.

Рассмотрим, какие неценовые факторы (детерминанты) оказывают влияние на сдвиги кривой предложения.

1. Изменение цены ресурсов.

Цена ресурсов увеличивает или уменьшает издержки производства продукта. Чем выше издержки, тем ниже будет (при неизменной цене) прибыль производителя. Следуя мотиву прибыльности, производителю необходимо сократить производство в случае роста издержек.

Если цены на ресурсы растут, то кривая предложения смещается вверх и влево. Если же цены на ресурсы снижаются, то кривая предложения смещается вниз и вправо.

2. Характер промышленной технологии.

Использование новейшей технологии позволяет увеличить производительность труда, сократить издержки и, следовательно, увеличить прибыль производителя. Это побуждает фирмы производить и предлагать к продаже товары в большем количестве, чем раньше.

Кривая предложения будет смещаться вправо, то есть предложение товаров будет расти.

3. Налоги и субсидии.

Налоги, которыми государство облагает производителей, рассматриваются ими как дополнительные издержки производства, следовательно, рост налогов ведет к увеличению расходов фирм и к сокращению предложения товаров и услуг.

Кривая предложения при этом смещается влево.

В то же время государственные дотации производителям тех или иных товаров (например, дотирование сельскохозяйственного производства) по сути своей аналогичны снижению издержек производства, значит, кривая предложения смещается вправо.

4. Цены на другие товары.

Если происходит изменение цен на другие товары, то это может вызвать смещение кривой предложения данного товара. Например, если производитель, выращивающий гречиху, узнает о том, что цена на рожь возросла, то он сократит производство гречихи или вообще откажется от нее, а производство ржи увеличит. Кривая предложения гречихи при этом смещается влево.

5. Количество продавцов на рынке.

Чем больше число производителей одного и того же товара, тем больше товаров будет предложено потребителю на рынке. И наоборот. Например, в случае неурожая картофеля производители могут задержать продажу его осенью и увеличить ее в зимние месяцы. В данном примере кривая предложения картофеля осенью сместится влево, а в зимние месяцы – вправо.

6. Климатические условия.

Благоприятная погода будет способствовать увеличению предложения многих видов культур, так как снизит издержки сельскохозяйственного производства, значит, кривая предложения сместится вниз и вправо.

Смещение кривой предложения под воздействием неценовых детерминант отражает изменение издержек производства данного товара.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать данное количество товара. Продать товар ниже этой цены продавцы не могут, поскольку они ограничены издержками производства. Следовательно, чем ниже цена предложения, тем меньше количество товаров поступает на рынок, потому что у многих производителей затраты выше этой цены. Чем цена предложения выше, тем больше конкуренция на рынке.

Производство не может расширяться, когда исчерпаны необходимые ресурсы, в этом случае кривая предложения примет вертикальный вид.

Закон предложения не имеет универсального характера. Возрастающий вид кривой предложения – это наиболее часто встречающийся ее вид наряду с другими возможными вариантами.

Например, возможен случай, когда кривая предложения имеет обратный наклон. Классическим примером является индивидуальное предложение рабочей силы на рынке труда (рис. 5.20).

До точки А действует эффект замещения (растет цена труда, появляется стимул замены досуга на труд).

После точки А ощутимым становится эффект дохода, т.к. достигнут определенный уровень материального благополучия. Предложение труда, несмотря на рост заработной платы сокращается. Расположение кривой предложения на графике во многом зависит от фактора времени.

В текущем периоде, когда все используемые факторы производства фиксированы, кривая предложения имеет вертикальный вид, т.е. объем предложения при росте цены не меняется (рис. 5.21а).

В краткосрочном периоде использование некоторых факторов при росте цены может быть увеличено. Кривая предложения принимает свой обычный вид линии с положительным наклоном (наклон определяется коэффициентом b = ∆Q; Qs = a + bP). Рис.5.21б. ∆P

В долгосрочном периоде даже незначительное повышение цены вызывает существенный рост объема предложения, поскольку для производства данного товара будут использоваться ресурсы в возрастающих количествах (рис. 5.21в).

Q
S1

При анализе рыночной конъюнктуры различают рыночное и индивидуальное предложение.

Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.006 с.)