Раздел II. Основы теории микроэкономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Основы теории микроэкономики



Раздел II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ

Данный раздел представляет собой вводную часть необходимую для изучения микроэкономики. В разделе даны общие понятия, описывающие поведение в рыночной экономике, без которых невозможно изучение продвинутого курса микроэкономики. Раздел начинается с изучения базовых понятий микроэкономики – спроса, предложения, равновесия. Далее раскрывается понятие эластичности, которое впоследствии будет использоваться не только в курсе микроэкономики, но и макроэкономики и мировой экономики. Завершается раздел изучением основ поведения субъектов современной рыночной экономики.

 

Глава 5. СПРОС: ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Из предыдущих глав известно, что связь между производителями и потребителями в товарном хозяйстве осуществляется опосредованно, косвенным образом – через рынок. Конкретной формой реализации товарных отношений является рыночный механизм, к основным элементам которого относятся спрос, предложение, цена.

Целью анализа настоящей главы является механизм взаимодействия спроса и предложения, т.е. модель «спрос - предложение», которая выполняет аналитическую и описательную функции и является наиболее полезным и важным инструментом в арсенале экономиста.

Модель спроса и предложения, на основе которой формируются цены, уже более столетия составляет ядро экономической теории. Несмотря на то, что в условиях современных методов регулирования рыночной экономики, равновесие достигается не только вследствие взаимодействия рыночных сил, но и при активной экономической политике государства, указанная модель просто и убедительно приводит к явным и однозначным выводам, которые могут применяться для анализа различных экономических проблем. Она в простой форме описывает некоторые из действующих в хозяйстве сил и тем самым отображает важные аспекты реальной жизни.1

 

Графическим

Таблица 5.1 может быть представлена графически как кривая спроса. Впервые графическую зависимость величины спроса Qd от его цены представил английский экономист А. Маршалл в работе «Принципы экономической науки» (1890). При этом А.Маршалл ставил вопрос: при какой цене на рынке отдельного товара установится равновесие? А.Маршалл рассматривал в качестве базовой функцию цены от спроса (то, что мы называем обратной функцией спроса P= f (Qd), т.е он считал функцией цену товара P, а аргументом – величину спроса Qd. Поэтому Маршалл отложил величину цены Р по вертикальной оси (оси ординат), а величину спроса Qd - по горизонтальной (оси абсцисс). С тех пор в экономической теории используется правило построения кривых, введённое А.Маршаллом, когда стоимостные показатели откладываются по вертикальной оси, что с математической позиции противоречиво, т.к. ценовые неизвестные при этом являются аргументом.

Современная экономическая теория оперирует прямой функцией спроса Qd = f (P), но графическое изображение остаётся прежним (по Маршаллу).

Для раскрытия зависимости количества товара Х, на которое предъявляется спрос от цены товара Х при прочих равных условиях, построим график на основании данных таблицы 5.1.

Рис. 5.1. Кривая спроса на товар Х

Полученная кривая D (D-demand) называется кривой спроса. Каждая точка на этой кривой показывает значение величины спроса (Qd) товара Х при различных уровнях цен (Px) при прочих равных условиях, т.е. кривая является графическим отображением функции спроса.

Как видно из рисунка 5.1, снижение цены товара Х увеличивает количество товара Х, на которое предъявляется спрос. В связи с этим кривая спроса имеет «падающий» характер, т.е. имеет отрицательный наклон.

При анализе графика спроса возникает вопрос: может ли кривая спроса пересекаться с осями координат (вертикальной и горизонтальной) и что определяют точки этих пересечений?

Пересечение кривой спроса с вертикальной осью цен означает, что цена товара принимает такое значение, при котором величина спроса равна нулю, поскольку спрос потребителя ограничен его доходом, т.е. спрос определяется платежеспособными потребностями. Точка пересечения кривой спроса с горизонтальной осью показывает ограничение потребления товара при нулевой цене в определенном отрезке времени.

Практическое значение кривой спроса состоит в том, что она выражает цену спроса.

Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара.

Цена спроса не тождественна рыночной цене (цене покупки) или цене рыночного равновесия.

Цена спроса определяется размером дохода покупателя. Она фиксирована, т.к. потребитель, ограниченный своим доходом, не может заплатить больше. Чем выше цена спроса, тем меньший объём товара будет продан.

Например, потребитель имеет намерения приобрести часы. Интересующая его модель стоит 1500 д.е. (это их рыночная цена). Однако покупатель, исходя из своего дохода и предпочтений, выделил на покупку часов лишь 1000 д.е. и за пределами этой суммы купить их не может, значит, покупка часов не состоится и потребитель не удовлетворит свою потребность.

Таким образом, кривая спроса выражает максимальную цену, которую готов уплатить конкретный потребитель (или группа) за определённое количество товара в течение определённого периода. Очевидно, что чем выше цена спроса, тем больше число покупателей, чьи доходы не позволяют им приобрести данный товар, поэтому они уйдут с рассматриваемого рынка.

3. Ещё одним способом выражения закона спроса является аналитический.

Линейная функция спроса выглядит следующим образом: QD=a-b×Р. Отсюда Pd=a/b-(1/b)×Q=a/b – Qd/b; b×Pd=a – Qd, где a и b – некоторые заданные параметры, отражающие изменение неценовых (экзогенных) факторов спроса.

Параметр “a” определяет точку пересечения линии спроса с осью абсцисс (Х). Экономический смысл параметра “а” состоит в том, что он определяет максимальный объём, при котором цена становится равной нулю.

Параметр “b” «отвечает» за наклон кривой спроса относительно оси ординат (Y): чем он выше, тем наклон кривой спроса круче.

Если изменится параметр “а”, то происходит сдвиг кривой спроса. Если изменится параметр “b”, то изменится наклон кривой.

Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса (рисунок 5.2) отражает, с одной стороны, тот факт, что даже бесплатное потребление товара за ограниченный период времени имеет свои пределы. За точкой A – «антиблаго», потребитель готов платить, чтобы избавиться от него.

С другой стороны, далеко не все товары покупаются даже в небольших количествах. Нулевой объём спроса в точке B означает, что уровень цены настолько высокий, что потребитель откажется от покупок. Отрицательный объём (за точкой B) означает, что имеющееся благо выгоднее продать по «сверхвысокой» цене.

 

P=0
Рис. 5.2 Линейная функция спроса (частный случай закона спроса)

 

Наклон линии спроса определяется оценкой блага потребителем и его платежеспособностью. Наклон линии спроса – несовершенный показатель (в отличие от эластичности спроса, о которой пойдёт речь в следующей главе), он зависит от абсолютных изменений цены и количества продукта tgα=∆P/∆Q.

Уравнение нелинейной функции спроса (например, гиперболической) может быть выражено уравнением: Qd=k/p; Pd×Q=k; Pd=k/Q, параметр “k” «отвечает» за крутизну кривой, чем он больше, тем кривая более пологая.

 

Q

Рис. 5.3 График нелинейной функции спроса

 

Линия спроса (рис. 5.3) выпукла к началу координат, т.е. её наклон уменьшается по мере снижения цен и роста объёмов продаж.

Индивидуальные предпочтения потребителя и специфичность отдельных товаров дают различные формы кривых спроса. Например, прямая линия спроса (линия с постоянным наклоном) означает одинаковую оценку потребителем любой единицы товара независимо от объёма потребления (рис. 5.2). Линия спроса выпуклая от начала координат, означает увеличивающуюся для потребителя ценность каждой дополнительной единицы товара – это «эффект коллекционера» и он встречается довольно часто.

Итак, количество товара, которое покупатели хотят и могут купить при существующей цене характеризует величину спроса. Изменение величины спроса отражает реакцию покупателей на изменение цены при прочих равных условиях и предполагает движение вдоль постоянной кривой спроса (рис. 5.4).

 

Q

Рис. 5.4 Изменение величины спроса

Число покупателей на рынке

Чем больше рынок товара, тем больше будет приобретено товара при любой цене, т.е. между числом покупателей на рынке и спросом прямая зависимость. Например, рост городского населения увеличивает спрос на жилье.

Основные выводы

1. Механизм функционирования рынка предполагает взаимодействие спроса, предложения и цены.

2. Закон спроса утверждает, что существует обратная зависимость между ценой товара и объёмом спроса, отображаемая кривой спроса, имеющей отрицательный наклон.

3. Функциональную зависимость между спросом и ценой можно выразить тремя способами: табличным, графическим и аналитическим.

4. Действие закона спроса может быть объяснено эффектом дохода и эффектом замещения.

5. Неценовые факторы, влияющие на спрос, смещают кривую спроса. Если же изменяется цена, т.е. увеличивается или уменьшается величина спроса, то это отражается движением вдоль кривой спроса.

6. Закон предложения утверждает, что величина (объём) предложения и цена связаны прямой зависимостью. Изменение объёма предложения отражается движением вдоль кривой предложения, в то время как изменение самого предложения – сдвиг всей кривой предложения в ответ на изменение цен на ресурсы, технологию и т.д.

7. Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы.

8. Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного количества. Связь между изменением величины предложения и вытекающим отсюда изменением равновесной цены обратная, но связь между изменением величины предложения и равновесным количеством прямая.

9. Равновесие спроса и предложения имеет своим результатом получение обществом выгоды, которая состоит из излишка потребителя и излишка производителя.

10. Государство, реализуя экономическую политику, вмешивается в процесс рыночного ценообразования. При этом используются как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы.

 

Основные понятия

Величина (объем) спроса Величина (объем) предложения Закон спроса Закон предложения Рыночное равновесие Излишек потребителя Излишек производителя Цена Неценовые факторы спроса (предложения) Индивидуальный спрос Рыночный спрос Товар Гиффена Эффект Веблена Эффект сноба Статистическое равновесие Динамическое равновесие «Потолок цены» «Пол цены»

 

Вопросы для самопроверки

1. Какую функциональную зависимость отражает закон спроса? Закон предложения?

2. Чем отличается цена спроса от рыночной цены?

3. Под влиянием каких факторов происходит изменение рыночной цены и объема продаж?

4. «Чем ниже цена, тем больше товара будет продано. Чем больше продаж товара, тем ниже цена» – справедливо ли данное высказывание?

5. В чем различие между мгновенным, краткосрочным и долгосрочным периодами?

 

Тесты и задачи

1. Функция спроса имеет вид: QD = 3000 – 2P; функция предложения QS = 500 + 3P. Найдите равновесный объем.

2. Спрос и предложение некоторого товара описывается уравнениями: QD = 600 – 100P, QS = 150 + 50P.

А. Найдите параметры равновесия данного рынка. Б. Найдите потери покупателей и потери продавцов, если государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 1,5 д.е.

3. Спрос описывается уравнением: QD = 1000 – 40P; предложение QS = 300 + 30P.

А. Найдите параметры рыночного равновесия. Б. Охарактеризуйте последствия решения государства о введении фиксированной цены на товар в сумме 8 д.е.

4. На потребительском рынке некоторого товара можно выделить две группы потребителей. Индивидуальный спрос первой группы (250 человек) задан уравнением Qd = 10 – 2P, второй группы (400 человек) – уравнением Qd2 = 5 – 4P. Определите рыночный спрос.

5. Функция спроса на рынке охраняемых парковок задана уравнением Qd = 1000 – 35P, а функция предложения – уравнением QS = 600 + 5P, где Р – рыночная цена за час, а Qd и QP – объем спроса и предложения (в часах). Государство ввело фиксированную цену на услугу в размере 3 д.е. за час. Определите последствия данного шага для потребителей и производителей.

6. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием: а) изменения потребностей рыночных агентов; б) конкурентной среды рынка; в) изменения доходов потребителей; г) изменения цен.

7. Что произведет с величиной спроса на товар, если цена данного товара упадет: а) величина спроса вырастет; б) спрос вырастет; в) спрос будет больше, чем предложение; г) величина спроса уменьшится.

8. Изменение какого фактора не влияет на спрос? а) дохода; б) цены; в) моды на товар; г) ожидания) потребителей.

9. Сдвиг кривой предложения вправо могут вызвать: а) повышение налогов на производителей; б) увеличение затрат на вводимые ресурсы; в) увеличение дохода потребителей; г) использование более производительной техники.

10. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет: а) эффект замещения; б) принцип убывающей предельной полезности; в) эффект дохода; г) закон предложения.

11. Рынок находится в состоянии равновесия, если а) спрос равен предложению; б) цена равна издержкам плюс прибыль; в) уровень технологии меняется постепенно; г) объем предложения равен объему спроса.

12. Перемещение по кривой предложения товара Х будет происходить, если изменяются: а) субсидии фирме – производителю; б) цены на товары субституты; в) цена товара Х; г) вкусы потребителей.

 

Литература

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т./ Общ.ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 1998. Т. 1. Гл. 4.

2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб./ МГИМО (У) МИД РФ, АНХ при Правительстве РФ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2001. Гл.5.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов по экон. спец. 2-е изд., изм. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. Гл. 3.

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2000, Гл. 2.

5. Самуэльсон П.Э., Нордхауз В.Д. Экономика: Учеб. Пособие: Пер. с англ. 16-е изд., перераб. и доп. М.: Издат. дом «Вильямс», 2000. Гл. 4.

6. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учеб./ Под общ. Ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова, М.: Дело и Сервис, 2002. Гл. 2.

 


1 Эклунд K. Эффективная экономика – шведская модель. М., 1991. с 55-56.

 

Раздел II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ

Данный раздел представляет собой вводную часть необходимую для изучения микроэкономики. В разделе даны общие понятия, описывающие поведение в рыночной экономике, без которых невозможно изучение продвинутого курса микроэкономики. Раздел начинается с изучения базовых понятий микроэкономики – спроса, предложения, равновесия. Далее раскрывается понятие эластичности, которое впоследствии будет использоваться не только в курсе микроэкономики, но и макроэкономики и мировой экономики. Завершается раздел изучением основ поведения субъектов современной рыночной экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.049 с.)