Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведение потребителя. Теория предельной полезности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теории потребительского выбора исследуют такие условия и правила поведения потребителей в рыночной экономике, которые обеспечивают достижение главной цели – повышение уровня их благосостояния в условиях роста потребностей. В современной экономической теории существуют два подхода к выявлению закономерностей экономического поведения человека: неоклассический и институциональный. Неоклассический подход отражает «идеальную» практически недостижимую абстрактно-логическую конструкцию потребительского выбора. Согласно этой концепции индивид или домохозяйства, объективно стремящиеся к максимизации своей выгоды и благополучия, достигают желаемого результата, действуя в полностью предсказуемой внешней среде, т.е. в условиях полной информации, совершенной конкуренции, демонстрируя при этом идеальный вариант экономического поведения. Неоклассический «идеализм» рассматривает экономическое поведение человека как рациональное поведение, не зависящее от поведения других субъектов и институтов. Институциональный подход к проблеме потребительского выбора, с одной стороны конкретизирует неоклассический индивидуализм, а с другой стороны вводит качественно новые подходы к исследованию экономического поведения индивидов. Этот подход формируется из концепций институционализма, неоинституционализма и институциональной экономики. Институционализм (Т.Веблен, Дж.Гелбрейт) основывается на методологическом холизме, в соответствии с которым первичными признаются институты, а не индивиды. Институты оказывают влияние на поведение человека. Неоинституционализм (Р.Коуз, Д.Норт и др.) и институциональная экономика основываются на методологическом индивидуализме, в рамках которого выступают индивиды, а не институты. Индивиды используют институты для регулирования и координации своих действий, следовательно, имеет место «спонтанная эволюция институтов» – возникновение институтов в результате решений и действий людей. Неоинституциалисты вводят понятие «жесткого ядра», которое содержит следующие ключевые элементы: · Стабильность и внутренний характер предпочтений индивидов, · индивиды всегда осуществляют потребительский выбор рационально, · на рынке всегда формируется единственное и самое оптимальное равновесие, обеспечивающее индивиду максимальную полезность. Развитие теории игр позволило сделать вывод о существовании нескольких точек равновесия, которые не обязательно должны соответствовать максимальному уровню потребления индивидов. Неоинституциалисты взамен неоклассической теории полной рациональности вводят понятие неполной рациональности или удовлетворительности. В связи с этим создаются модели «человека социального» и «человека творческого», учитывающего свои интересы и интересы общества на основе общественных норм и социально-экономических взаимодействий. Таким образом, Неоинституциалисты дополняют неоклассический индивидуализм институциональным конструктивизмом. Современная гипотеза о рациональном поведении индивида при осуществлении потребительского выбора характеризуется следующими положениями: · Рациональными действиями индивида считаются действия, которые способствуют удовлетворению разумных потребностей, обеспечивая всестороннее физическое и духовно – нравственное здоровье личности. · Поведение потребителя рассматривается в единстве с поведением производителя, поскольку принцип ограниченности ресурсов требует усиления взаимосвязи процессов оптимизации, как в сфере потребления, так и в сфере производства. · Рациональное поведение «человека социального» и «человека творческого» - это высоконравственное поведение, свидетельствующее о приоритете общечеловеческих ценностей над чисто рыночными (помощь престарелым, малоимущим, благотворительность и др.). · Достижение высокого уровня потребления индивидов, невозможно в отрыве от экологической безопасности.
Полезность как основа выбора потребителя
Рыночный спрос формируется под влиянием решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями, вкусами, предпочтениями и наличными средствами. Для того чтобы распределить имеющиеся средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления, в качестве этой основы используется полезность. Термин полезность был введен английским философом И.Бентамом: «под принципом пользы понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое-либо действие, исходя из того, имеет ли оно стремление увеличить или уменьшить счастье потребляемой стороны». Согласно этому утверждению максимизация полезности является руководящим психологическим принципом поведения людей в стремлении увеличить своё удовлетворение и счастье. Согласно современным трактовкам полезность – это свойство блага доставлять людям определенную пользу в процессе либо в результате его потребления. Польза в свою очередь – это удовольствие, удовлетворение, облегчение, помощь, прок, подспорье, улучшение и др. согласно словаря Даля. Субъективные оценки полезности различных благ служат основой для их сопоставления, с точки зрения роли этих благ в удовлетворении потребностей личности. Субъект, который тратит на покупку товара больше денег, видит в нём большую полезность. Мерой полезности можно считать деньги, однако научный подход к измерению полезности основан на представлении возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах – ютилах. И каждый потребитель может дать количественную оценку полезности любого потребительского товара в гипотетических единицах - ютилах (аналогично баллам). Например, ежедневное потребление одного яблока приносит человеку удовлетворение в 20 ютилов, ежедневное потребление двух яблок приносит удовлетворение в 38 ютилов, а одного яблока и апельсина – 50 ютилов. Таким образом, общая полезность TU представляет собой полезность от потребления набора товаров: А, В, С…N TU = F (QA; QB; QC;…Qn) На графике функция TU сначала возрастает, достигает точки максимума – S, после чего начинает снижаться. Выпуклость вверх свидетельствует о том что, каждая последующая единица товара увеличивает общую полезность на все меньшую величину, в точке S достигается полное удовлетворение данным товаром. После чего полезность от потребления блага снижается, и функция становится убывающей. S Изменение общей полезности, приходящейся на единицу товара, называется предельной полезностью.
Принцип убывающей предельной полезности называется в экономике первым законом Госсена. Он констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом. Таким образом, закон убывающей предельной полезности обуславливает функцию спроса. Динамика предельной полезности является основой анализа потребительского излишка. Потребительский излишек - это тот выигрыш, который потребитель получает в результате разницы покупки товара по рыночной цене и той ценой, которую он может предложить за данный товар с учетом его ценности. Площадь треугольника АВС представляет выигрыш потребителя. Потребительский излишек индивид может направить на сбережения, или увеличить благосостояние и приобрести большее количество товара. Таким образом, личность находится в состоянии равновесия на рынке отдельного товара, если субъективная оценка его предельной полезности равна рыночной цене: MU = P Равновесие в потреблении. Оптимум потребителя. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо приобретение огромного множества товаров, поэтому основная задача потребительского выбора – это распределение ограниченных средств покупателя между различными товарами, которое обеспечило бы ему максимальное удовлетворение потребностей. Анализ равновесия потребителя включает несколько последовательных этапов: 1. Выявление потребительских предпочтений, определение критериев, в соответствии с которыми потребитель предпочитает один товар другому. 2. Определение бюджетных ограничений и доступных для потребителя товарных наборов. 3. Соединение потребительских предпочтений и бюджетных ограничений (бюджетной линии), определяя таким образом, оптимальное сочетание товаров, которое выберет потребитель, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. 1. Потребительские предпочтения личности от потребления различных благ можно представить в виде кардиналистской функции полезности первого порядка:
U = U (QХ; QВ; …Qn)
Но в действительности потребитель оценивает для себя полезность не отдельных благ, а их наборов. Причем при определенном уровне дохода и рыночных цен всегда существуют такие наборы благ, например одежды – Х и продуктов питания – У, которые в разных сочетаниях предположительно могут дать потребителю равную пользу. Такие наборы называют наборами безразличия – это набор вариантов потребительского выбора, который обеспечивает одинаковую оценку полезности и поэтому ни один вариант не имеет предпочтения перед другим. На основании этого представим кардиналистскую функцию второго порядка, которая в отличие от аналогичной функции первого порядка отражает не суммарную полезность различных благ, а равную полезность различных их наборов: (А,В,С,Д,..,N)
U = U (А,В,С,Д,…,N)
Для графического изображения наборов безразличия используют кривую безразличия. Кривая безразличия – множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из 2-х товаров Х и Y, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей и потребителю безразлично какой из этих товарных наборов выбрать. Кривая безразличия обладает следующими свойствами: А) кривая безразличия, лежащая выше и правее представляет более предпочтительные наборы товаров; Б) кривые безразличия имеют отрицательный наклон; В) кривые безразличия никогда не пересекаются; Г) могут быть проведены через любую точку пространства, т.е. не имеют толщины. При движении по кривой безразличия, потребление товара Х увеличивается, а товара У сокращается, т.е., товар У замещает товар Х. Предельной нормой замещения (MRS) благом Х блага Y называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага Х на единицу с тем, чтобы уровень удовлетворения потребностей остался неизменным. Выпуклость кривой безразличия объясняется тем, что ради каждой единицы товара Х потребитель жертвует все меньшим количеством товара У, следовательно, при движении вдоль кривой безразличия MRS убывает. MRS = - ∆Х/∆У
Увеличивая полезность от каждой дополнительной единицы товара Х (MUХ∆Х) потребитель теряет полезность от потребления товара У (MUУ∆У), а так как эти товарные наборы лежат на кривой безразличия и отражают одинаковый уровень полезности, можно записать: MUХ∆Х + MUУ∆У = 0, или MUУ∆У = - MUХ∆Х Разделим обе части уравнения на MUХ∆У и получим: MUУ / MUХ = - ∆Х/∆У Так как - ∆Х/∆У – это MRS, то MRS = MUУ / MUХ 2. Следующий шаг анализа поведения потребителя — учет цен товаров и потребительского бюджета. Потребитель ограничен в средствах и далеко не каждый товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия. Бюджетная линия представляет собой множество точек, характеризующих определенные наборы 2-х товаров (х, у) при ценах Px и Py доступные для приобретения при заданном бюджете потребителя - I. I = x Px+ y Py, где х — количество блага х, у – количество блага у, Рх и РУ – цены товаров х и у, I – доход (бюджет) потребителя. Доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров х и у. Так как угол наклона бюджетной линии не меняется и равен соотношению цен, то MRS = РУ /РХ У
I/ру
I/рх х
3. Объединив вместе потребительские предпочтения, выраженные кривой безразличия и бюджетные ограничения, выраженные бюджетной линией, получим точку оптимального потребительского выбора.
а
Уопт в с
Хопт
Так как MRS = РУ /РХ и MRS = MUУ / MUХ, то РУ /РХ = MUУ / MUХ
Разделив обе части уравнения на РУ и умножив на MUХ, получим:
Полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на приобретение товаров, одинакова, независимо от того, на какой товар она потрачена. Это положение носит название второго закона Госсена. Рассмотренный подход к исследованию полезности и потребительского поведения в экономической науке называют количественным (кардиналистским), он был предложен представителями школы маржинализма К. Менгером, У. Джевонсом. Потребительский выбор в условиях рыночной динамики. Индивидуальный и рыночный спрос
В действительности потребитель оценивает полезность наборов потребительских благ не при фиксированных ценах и заданном уровне дохода, как было рассмотрено выше, а в условиях изменяющейся рыночной коньюктуры (изменение цен и уровня дохода). Потребитель стремится сопоставить не только наборы различных благ при равной полезности, но и сравнить наборы благ в ситуации ранжирования, т.е. сравнить какие из них более полезны для него, а какие менее полезны. Функция полезности, описывающая порядок ранжирования потребителем множества потребительских наборов, дающих разную полезность, называется ординалистической. Ординалистическая функция – это упорядоченное множество кардиналистских функций:
U = U (U1, U2, U3, …Un)
U1, U2, U3, …Un – кардиналистские функции второго порядка. Ординалистический подход к исследованию потребительского поведения в экономической науке называют порядковым подходом, он более поздний, предложен учеными: Ф. Эджуортом, В. Паретто Если заполнить оси координат кривыми безразличия так плотно, как это возможно, то мы получим карту безразличий. И при изменении рыночной динамики: цен товаров или дохода потребителя, будут образовываться новые точки касания кривых безразличия и изменившихся уровня доходов или цен товаров, т.е. будут образовываться новые значения оптимальных сочетаний благ, обеспечивающих потребителю максимальную полезность. Рассмотрим последовательно влияние изменение цены товара и уровня дохода на потребительское поведение. 1. При изменении цены одного из данных благ, бюджетная линия изменит своё положение. Допустим, что цена товара Х снизилась, и бюджетная линия сместится вправо по оси Х, при касании с новой кривой безразличия сформируется новое оптимальное сочетание товаров Х и У. Вследствие того, что товар Х стал дешевле, а цена товара У осталась на прежнем уровне, изменение потребления товара Х больше чем товара У. Это объясняет характер индивидуального рыночного спроса: обратную зависимость между ценой товара и спросом на него. Кривая, отражающая множество точек равновесия потребления, соответствующих разным уровням цен товара, называется линией цена-потребление. У товаров заменителей (субститутов) линия цена-потребление имеет отрицательный наклон, у товаров, дополняющих друг друга (комплиментарных) линия цена-потребление имеет положительный наклон, а у независимых товаров – горизонтальная линия. Линия цена-потребления характеризует индивидуальный спрос индивида. Исходя из модели потребительского выбора, на индивидуальный спрос оказывают влияние следующие факторы: предпочтения потребителя, его доход, цены приобретаемых благ и цены товаров заменителей. 2. Изменение уровня дохода приведет к параллельному смещению бюджетной линии, и в результате этого образуются новые положения точек оптимума потребления. Изменится покупательная способность потребителя. Это приведет к изменению потребления товара Х и У. При увеличении дохода потребитель в равной степени увеличит приобретение обоих товаров, если эти товары одинаково предпочтительны для него. Параллельный сдвиг бюджетной линии может происходить не только под воздействием изменения уровня дохода, но и в случае одновременного изменения цен обоих товаров в одинаковой пропорции. Кривая, отражающая множество точек равновесия потребления, соответствующих разным уровням дохода, называется линией доход-потребление.
Для нормальных (качественных) товаров линия доход-потреблениеимеет положительный наклон, для неполноценных (некачественных) – отрицательный, а для нейтральных благ – линия доход-потреблениевертикальная или горизонтальная линия, перпендикулярная оси того блага, которое является нейтральным. Линию доход-потребление используют для построения кривой Энгеля, показывающей, каким образом количество приобретаемого потребителем блага связано с величиной дохода. Реакция потребителей на изменение цен товаров и реального дохода называется соответственно эффектом замещения и эффектом дохода. Эффект замещения возникает в результате относительного изменения цен и способствует росту потребления относительно подешевевшего товара. Эффект дохода также возникает в результате изменения цен товаров и (или) уровня дохода потребителя и связан с динамикой покупательской способности, а следовательно с изменения уровня дохода (подешевевшего товара потребитель может приобрести большее количество, что соответствует росту его дохода). В действительности эффект замещения и эффект дохода реализуют себя одновременно. Функция рыночного спроса характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного товара. Суммарная (рыночная) кривая спроса D получается в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса. По аналогии с индивидуальным спросом факторами рыночного спроса являются: предпочтения потребителей, их доход, цена данного товара, цены товаров заменителей и количество потребителей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.009 с.) |