Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночные структуры несовершенной конкуренции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Все рыночные структуры, существующие в практике, являются рынками несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции – это рынок, при функционировании которого не выполняется хотя бы одно условие рынка совершенной конкуренции. К таким рыночным структурам относят: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию, монопсонию и др. Характерной особенностью несовершенной конкуренции является наличие у фирм рыночной власти – возможности субъективно устанавливать цену на свои товары и услуги. Сила этой рыночной власти и её характер определяют виды монополий: Чистая монополия – это рыночная структура, состоящая из одного продавца (производителя) и множества покупателей. Чистая монополия, как и совершенная конкуренция в практике не встречаются. Двусторонняя монополия – это рынок с одним продавцом и покупателем. Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение защищено законами, правами, авторскими патентами, лицензиями. Узкая реализация экономической деятельности не позволяет им, как правило, получить высокие номы прибыли. Открытая монополия реализуется в случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмой, т. е. реализуются в практике. Это дает возможность получать высокие прибыли. Естественная монополия, чаще государственная, возникает в тех отраслях и сферах хозяйствования, где с точки зрения экономической, социальной, и оборонной эффективности, только государство может и должно обладать исключительными правами организации экономической деятельности. Функционирование и особенности монополистического рынка рассмотрим на примере чистой монополии. Чистая монополия – это рыночная структура, которая удовлетворяет следующим условиям: 1. На рынке присутствует один продавец или вся отрасль состоит из одной фирмы; 2. барьеры входа-выхода на рынок (в отрасль) высокие; 3. товар однородный и даже уникальный; 4. информация доступная (открытая). Критерии монополии: 1. Наличие падения спроса на продукцию фирмы-монополиста в зависимости от повышения цены. Экономический смысл этой зависимости состоит в том, что, несмотря на наличие рыночной власти монополиста, она не абсолютна, т.е. б о льшие объёмы продукции монополист будет реализовывать, только снижая цены. TR2 > TR1 и TR2 > TR3 2. Наличие предела валового дохода фирмы-монополиста TR. 3. Наличие падения предельного дохода фирмы-монополиста, причём это падение происходит быстрее, чем падает спрос на продукцию монополиста.
1 2 (изменение столбца) Реализуя рыночную власть, монополист стремится установить не самую высокую, а равновесную цену, обеспечивающую получение максимальной прибыли. Равновесие в условиях монополии. Прибыль монополиста будет максимальна при таком объёме, когда выполняется равенство: MR = MC.
Вследствие того, что при монополии существует недопроизводство товара, и реализация товаров происходит по завышенным ценам, общество теряет от присутствия монополий. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х- неэффективностью. Потери общества от монополий равны площади треугольника АОВ. Первый ученый экономист, подсчитавший потери общества от монополий, был американский ученый экономист А. Харбер, в его честь эти треугольники называют харберовскими. Ученый подсчитал, что в середине 20-го века экономика Америки теряла от присутствия монополий свыше 6 млрд. долл. Поэтому во всех странах, существует антимонопольное законодательство, ограничивающее слияния и монопольную власть.
Измерения монопольной власти. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на силу монопольной власти, является эластичность спроса на продукцию фирмы монополиста. На данную эластичность влияют следующие факторы: · Эластичность рыночного спроса (неэластичный спрос обеспечивает большую монопольную власть); · количество фирм на рынке и степень его концентрации; · конкурентная стратегия фирмы; 1. Индекс Лернера: IL = Р-МС / Р, где Р - цена продукции монополиста; МС – предельные издержки.
2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана: IНН = S12 + S22 + … + Sn2, где S1 – доля (в %) самой крупной фирмы на рынке; S2 – доля следующей фирмы, меньшей по размеру; Sn – доля самой маленькой фирмы. 100 < IНН < 10000 Монополии относятся к ярким представителям крупного бизнеса. Отечественными монополистами являются РЖД, ГАЗПРОМ. Несмотря на то, что крупные предприятия являются фундаментом экономики и залогом её стабильности, они находятся под пристальным вниманием антимонопольного законодательства. Антимонопольное регулирование (АМР) имеет два направления: 1. Структурное, связанное с регулированием структуры отрасли, с целью предотвращения доминирования субъекта на рынке. 2. Функциональное направление, связано с содействием конкуренции на товарных рынках. Система АМР включает: 1. экономические меры: косвенные, реализующиеся через налогообложение продукции и сверхприбыли и прямые, реализующиеся через установление потолков цен и предела нормы прибыли. 2. законодательные меры, включающие: контроль за поглощениями и слияниями, запреты на установление розничных цен и соглашений о предоставлении исключительных прав, ограничение контроля над рынком, запреты сговоров и др. Согласно антимонопольному законодательству доминирующим на рынке признается предприятие с долей на рынке более 65%, оно заносится в реестр монополистов и должно декларировать рост цены и снижение объемов производства. Антимонопольный комитет осуществляет контроль за поглощениями и слияниями, если при объединении предприятий их доля на рынке составит более 35%, то он вправе запретить такое слияние.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.16 (0.009 с.) |