Предмет, методы, функции и структура экономической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, методы, функции и структура экономической науки.



 

Слово «экономика» происходит от древнегреческого «ойкономия», состоит из двух составляющих: «ойкос» - дом, хозяйство, а «ном» - закон, т.е. это наука о законах ведения домашнего хозяйства. Следовательно, экономика означает управление хозяйством. Однако слово экономика ассоциируется не только с научным направлением, но и с состоянием дел в народном хозяйстве в целом: динамика цен, темпы роста, инфляция, национальный доход и др. Состояние каждого члена общества оценивается через призму экономики. Развитие общества осуществляется в единстве всех сфер общественной жизни и отношений. Среди них ведущее место занимают экономические отношения, которые в своей форме являются отношениями по поводу рационального, эффективного использо­вания имеющихся ресурсов, в конкретно-исторических социально-экономических условиях, определяемых, в конечном счете, сущест­вующими отношениями собственности. Следует различать два ас­пекта экономических отношений: технико-экономи­ческие и социально-экономические отношения, которые тесно связаны между собой и в то же время различны, обладая определенной самостоятельностью.

Технико-экономи­ческие отношения – это отношения по поводу рационального использования имею­щихся природных, трудовых, финансовых и других ресурсов, а также средств производства и определяются свойствами этих ресурсов, имеющимися технологическими возможностями, зависят от состояния техники, технологии, структуры производительных сил. Они включают производственные и организационно-экономичес­кие отношения, которые диктуются сложившейся спецификой и организацией производст­ва.

Социально-экономические отношения, развиваясь на базе технико-экономических отношений, определяются характером отношений людей и определяются другим фактором — отношениями собственности в данном обществе.

Экономические отношения образуют сложную систему отношений. Их можно классифицировать по формам воспроизводства: отношения по поводу производства, распределения, потребления и обмена. Если учитывать аспекты собственности, то можно выделить экономические отношения государственного сектора, отношения бизнеса, домохозяйств и др.

По территориальному признаку можно выделить меж- и внутригосударственные экономические отношения. По субъектам можно выделить экономические отношения между предприятиями и государством, государством и домохозяйствами, предприятиями и домохозяйствами и др. Выделяют также отраслевую классификацию экономических отношений.

Предметом изучения современной экономической науки является поведение, деятельность человека, субъекта в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей с целью получения максимального дохода.

Предметом экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии в процессе производства, потребления, распределения и обмена, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества, а также экономические категории и экономические законы. Экономическая теория – это наука о системах экономических отношений общества.

Основные экономические аксиомы свидетельствуют о том, что потребности людей безграничны, а ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг ограничены и редки, отсюда вытекает основная задача экономики.

Задача экономики – максимально эффективно использовать и распределить эти ограниченные ресурсы между субъектами экономики, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей каждого члена общества.

Экономика как наука при изучении своего предмета использует следующие методы (метод – это путь, способ).

1. Методы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и аналогия).

2. Позитивистский подход основывается на философии позитивизма, признающей в качестве главного источника знания данные конкретных (эмпирических) наук. К наиболее характерным чертам позитивного метода относят:

· Феноменализм (отражение конкретных факторов как феномена)

· Верификация (непосредственное сведение научных знаний к конкретным знаниям).

· Прагматизм (значимость знания в зависимости от узкопрактических последствий).

3. Структуралистский подход, заключающийся в акценте на выявление структуры системы, её внутреннего строения, совокупности отношений между её элементами. К этому подходу относят следующие методы:

· Структурно- функциональный анализ – исследование взаимосвязи содержания элементов системы и выполняемых ими функций.

· Принцип иерархичности структур – признание порядка, субординации, единство целей.

· Метод рекомбинаций – использование различных сочетаний и перегруппировок основных элементов системы.

4. Методы материалистической диалектики (базируются на основных философских законах: закон отрицания отрицания, переход количественного в качественное, единства и борьбы противоположностей).

5. Методы диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному; единство исторического и логического).

6. Методы моделирования и экспериментов (математический, функциональный, графический методы, а также метод создания математических моделей и проведения экспериментов).

Экономические законы – это объективные зависимости, они действуют помимо воли человека и характеризуют связи между субъектами или процессами. Экономические законы имеют причинно-следственный характер и действуют лишь в том случае, если соблюдены определенные условия.

Функции экономической науки.

1. Познавательная. Заключается в том, что экономика как наука помогает человеку познавать происходящие явления и окружающий мир.

2. Мировоззренческая. Заключается в том, что на основе экономических знаний формируется новое экономическое мировоззрение человека.

3. Практическая (прогностическая). Заключается в применении результатов научных исследований на практике и в прогнозировании процессов и явлений, с целью предотвращения негативных результатов и последствий.

Структура экономической науки.

Экономическая наука включает следующие разделы:

1. Микроэкономика – это раздел экономической науки, изучающий поведение одного субъекта (человека, предприятия), функционирование одного, отдельно взятого рынка.

2. Макроэкономика - рассматривает экономические процессы, происходящие в рамках всей национальной экономики.

3. Мировая экономика - рассматривает экономические взаимосвязи между различными странами.

 

Основные понятия экономической науки.

Конечной целью функционирования экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение потребностей и включает такие элементы как потребности, ресурсы, производство, блага, распределение и обмен.

Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности, а их удовлетворение – конечным результатом.

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Круг потребностей расширяется, а историю цивилизации можно представить как процесс их формирования и реализации. Потребности многообразны, их можно классифицировать по различным критериям:

· Потребности в средствах существования.

· Интеллектуальные потребности

· Потребности в социально-культурных средствах жизни человека.

· Потребности в средствах созидательной деятельности и др.

Непрерывное возрастание человеческих потребностей в качественном и количественном выражении называют «законом возрастания человеческих потребностей».

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называют благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух), а другие в ограниченном, их называют экономическими благами. В практике блага обычно называют товарами и услугами. Блага создаются в процессе производства.

Производство является важнейшей экономической категорией. Производство – это процесс создания благ и услуг, необходимых как для жизнедеятельности человека, так и для развития общества в целом. Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства экономических благ. В производстве участвуют следующие виды экономических ресурсов:

1. природные: земля, полезные ископаемые, энергия солнца, воды и т.д.;

2. трудовые: способности, знания, навыки, труд людей;

3. капитал (инвестиционные ресурсы): здания, сооружения, сырье, финансовые ресурсы и др.

4. предпринимательские способности: особый вид человеческих ресурсов, заключающихся в риске, новаторстве, умении организовать и наиболее эффективно использовать все факторы производства.

5. наука: НТП, НТР, НИОКР, информация и др.

Все перечисленные ресурсы обладают одним свойством – они ограниченны. Именно ограниченность ресурсов является причиной необходимости их эффективного использования.

Проблема эффективности – основная проблема экономической науки, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов. Таким образом, экономическая наука – это наука об эффективном использовании ресурсов, таково одно из её определений.
Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого либо продукта, т.е., характеризует соотношение «затраты-выпуск». Большее количество товаров получаемых от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Чтобы добиться этой цели, необходимо добиться полной занятости ресурсов, т.е., использовать все ресурсы полностью, в имеющемся объеме. Природные ресурсы, на преобразование которых направлена человеческая деятельность, выступают предметами труда, а средства, с помощью которых человек воздействует на предметы труда, называются средствами труда. Средства труда и предметы труда в единстве представляют собой средства производства. Средства производства и рабочая сила формируют производительные силы. Производительные силы – это возможности создания и увеличения производства благ, заключенных в имеющихся ресурсах общества. Развитие производительных сил — основа постоянного увеличения продукта и богатства. Произведенные блага поступают в потребление отдельных субъектов экономики через распределение и обмен. Распределение – это определение доли и объема продукта, поступающего для потребления субъектам экономической деятельности. Эта доля в большей степени зависит от размера принадлежащих субъектам факторов производства. Обмен – это стадия движения общественного продукта, на которой доставляется созданный продукт субъектам экономической деятельности. Основой и предпосылкой обмена является общественное разделение труда, а посредником в обмене выступают деньги.

Потребление – это процесс непосредственного удовлетворения потребностей личности и общества. Потребности удовлетворяются как созданными в процессе производства благами, так и благами, не созданными в производственном процессе. По целям потребления выделяют личное потребление, направленное на удовлетворение потребностей людей и производственное потребление как использование созданных благ для возобновления производства, т.е. для инвестиционных целей. Потребление основывается на использовании имеющихся у экономических субъектов доходов, и размер потребления напрямую зависит от размера их доходов.

Экономические субъекты для реализации своих целей самостоятельно решают вопросы использования и сочетания имеющихся у них ресурсов.

Хозяйствование – это система принимаемых и возобновляемых экономическими субъектами действий, направленных на выбор и принятие решений, обеспечивающих достижение поставленных целей, это организация, ведение, управление и руководство хозяйством, т.е. экономикой. Следовательно, хозяйствование представляет собой форму воспроизводственного процесса. Хозяйствование базируется на принципах:

· эффективности – соотношением результата и затрат;

· экономического рационализма – определение выгод от предполагаемых решений и действии;

· экономического выбора — выбора определенного варианта использования факторов производства с целью создания конкретных благ.

В экономической науке выделяют следующие формы хозяйствования: натуральное, централизованное и рыночное.

1. Натуральное хозяйство (производство) – было свойственно ранней ступени развития человечества, соответствовало мелким семейным фермерским хозяйствам.

Основными чертами натурального хозяйства является:

· производилось только то, что необходимо для потребления;

· общественная собственность на средства производства;

· отсутствие излишков;

· медленные темпы развития и рутинность.

2. Централизованное хозяйство – это такой вид организации хозяйственного устройства, при котором координация деятельности осуществляется единым управленческим центром, который обладает правами распределять ресурсы и оценивать эффективность их использования.

3. Рыночное (товарное) хозяйство – это вид организации общественного производства, при котором регулятором выступают рыночные механизмы, и координация экономической деятельности осуществляется через рынки, путем установления цен в соответствии со спросом и предложением.

Рынок – это одна из распространенных экономических категорий. Первоначально рынок рассматривался как базар, рыночная площадь. Современные трактовки с разных точек зрения раскрывают сущность рынка.

Рынок – механизм взаимодействия продавцов и покупателей, соотношение спроса и предложения.

Рынок – форма и сфера обмена, место актов купли – продажи, встречи продавцов и покупателей.

Рынок – это отношения по поводу общественного признания конечного продукта.

Рынок – это совокупность экономических отношений и связей между продавцами, покупателями и торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающих экономические интересы субъектов и обеспечивающих обмен продуктами труда.

Условия возникновения рынка:

1. ОРТ (общественное разделение труда);

2. экономическая обособленность субъекта (частная собственность);

3. свобода предпринимательства, свобода выбора.

Основным элементом рынка является товар – это продукт производства (благо), предназначенный для обмена. Товар обладает двумя свойствами: рыночной и потребительской стоимостью. Потребительская стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную способность человека. На основе потребительской стоимости все товары отличаются друг от друга. Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другой товар в определенных пропорциях. Меновая стоимость – это то, что все товары объединяет: все товары имеют цену. Цена – это денежное выражение стоимости товара. В экономической науке сложились различные подходы к определению стоимости товара.

Марксистский подход, основывающийся на трудовой теории стоимости товара. В соответствие с этим подходом, стоимость товара определяется трудом, затраченным на его изготовление, а измеряется стоимость товара величиной затрат, издержек производителей при создании данного товара. Основной недостаток трудовой теории определения стоимости товара заключается в односторонности исследования, основывающейся на приоритете интересов производители и игнорировании интересов потребителя при определении величины стоимости.

Маржиналистский подход к определению стоимости товара основывается на теории предельной полезности, суть которой заключается в субъективной оценке блага. При этом стоимость блага определяется предельной полезностью его последней единицы. Недостатком данного подхода является отсутствие общественной основы субъективных оценок полезности а, следовательно, и стоимости товара.

Маршаллианский подход к определению стоимости сводится к взаимодействию рыночных сил. Результатом этого взаимодействия выступает равновесная рыночная цена, формирующаяся под воздействием спроса и предложения. И спрос, и предложение одинаково важны при определении стоимости товара – это как два лезвия одних ножниц, оба режут бумагу, но какое из них верхнее или нижнее, не определить. Недостатком данного подхода является отсутствие системного подхода к исследованию экономических отношений, возникающих между субъектами в сфере обмена. Согласно закону стоимости обмен благами осуществляется в результате оптимизации экономических интересов потребителей и производителей.

Рынок можно классифицировать по различным признакам:

1. По степени регулирования:

- свободные;

- регулируемые (биржи).

2. По легальности:

- легальные;

- теневые.

3. По месту функционирования:

- местные;

- региональные;

- межрегиональные (национальные);

- мировые.

4. По товару, представленному на рынке:

- рынок труда;

- финансовый рынок;

- потребительский рынок;

- рынок духовных благ;

- рынок средств производства;

- рынок Now How.

5. По виду представленной конкуренции.

- рынок совершенной конкуренции

- рынок несовершенной конкуренции

Конкуренция – это неотъемлемая часть рынка его фундамент и основа. Без конкуренции рынок функционировать не может. На сколько благоприятные условия созданы для развития конкуренции, настолько эффективно функционирует рынок.

Конкуренция происходит от латинского concurer (сталкивать) – это борьба между участниками рынка за лучшие условия функционирования на нем.

Выделяют следующие виды конкуренции:

· внутриотраслевая;

· межотраслевая;

· добросовестная;

· недобросовестная;

· совершенная;

· несовершенная (монополия, дуополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония, дуапсония, олигопсония).

Рынок выполняет в экономике следующие функции:

1. информационная: рынок содержит полную информацию о ценах, спросе, предпочтениях, ассортименте, производителях и др.;

2. посредническая: рынок – посредник между продавцом и покупателем;

3. ценообразующая: именно на рынке при взаимодействии спроса и предложения формируется равновесная рыночная цена;

4. санирующая: рынок – жесткая структура, он позволяет экономике избавится от слабых убыточных предприятий. В результате конкурентной борьбы выживают только эффективно функционирующие предприятия.

5. регулирующая: предприниматели, стараясь получить максимальный доход, увеличивают производство тех товаров, на которые растет покупательский спрос и цена, оттягивая ресурсы на их создание от сокращения производства тех товаров, на которые спрос и цена падают. Таким образом, рынок регулирует использование экономических ресурсов.

Развитие рынка невозможно без создания эффективно функционирующей рыночной инфраструктуры. Инфраструктура рынка – это совокупность организационно - правовых форм, совокупность институтов и предприятий, обслуживающих рынок. Основными элементами инфраструктуры рынка являются:

· биржи (товарные, фондовые, труда);

· информационные системы;

· банки;

· налоговая система;

· система страхования;

· рекламные агентства, СМИ;

· торговые палаты, предпринимательские объединения;

· коммерческо-выставочные комплексы;

· консалтинговые компании;

· бизнес-инкубаторы, технопарки, ЦНТИ и др.

Рынок является самой лучшей формой организации рыночного хозяйства. Он обладает следующими достоинствами:

§ самое эффективное использование ресурсов;

§ гибкость;

§ свобода выбора и предпринимательства;

§ максимальное удовлетворение потребностей людей.

Но наряду с представленными положительными чертами рынка выделяют и недостатки рынка:

§ не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

§ не имеет экономического механизма защиты конкурентной среды;

§ не способствует сохранению или улучшению экологической ситуации в обществе;

§ не создает стимулы создания общественных благ и услуг;

§ не гарантирует права на труд, отдых, обеспечение в старости;

§ подвержен нестабильному развитию с присущими кризисами, инфляцией, безработицей;

§ рынок не обеспечивает исследований в области фундаментальной науки.

Решение выше перечисленных задач берет на себя государство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.05 с.)