Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии: · количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью; · характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная); · наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее; · степень доступности экономической информации.
Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах. Предпосылками несовершенной конкуренции являются: 1. значительная доля рынка у отдельных производителей; 2. наличие барьеров проникновения в отрасль; 3. неоднородность продуктов; 4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации. Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы. Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 1).
Фирма-монополист, как и любая фирма, имеют цель – максимизация прибыли. Она наращивает объем выпуска до тех пор, пока не случится, что MC = MR. Проследим это графически.
Объем выпуска, максимизирующий прибыль монополиста, определяется точкой пересечения кривых MR и MC. После того, как найден оптимум Q m, фирма использует кривую спроса для нахождения монопольной цены P m. Таким образом, условие равновесия монопольной фирмы: Какую же прибыль получит монополист? Для определения монопольной прибыли необходимо знать соотношение цены и средних издержек производства. 1) P m > ATC. В этом случае фирма получает прибыль, равную (равна площади заштрихованного прямоугольника).
2) ATC < P < AVC. Кривая D лежит ниже кривой совокупных издержек (ATC) при любых значениях Q, и выше кривой AVC при определенном выпуске. В этом случае чистый монополист несет экономические убытки и, минимизируя их, продолжает производство.
3) ATC = P. Цена полностью покрывает экономические издержки, и экономическая прибыль равна нулю. Все эти рассуждения подтверждают неверность заблуждения в том, что чистый монополист всегда получает экономическую прибыль. Успехи монополиста, как и конкурентной фирмы, зависят от рыночной ситуации. Монополизация отрасли не гарантирует фирме высокой прибыли. В долгосрочном периоде монопольная фирма обеспечит равновесие в том случае, если сможет удержать контролируемую ею отрасль от проникновения в нее других фирм. Здесь прибыль никак не может играть роль приманки, т.к. вход в отрасль заблокирован входными барьерами. Чистый монополист, благодаря этим барьерам, может получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде. Монополия лишена кривой предложения, т.к. сама назначает цену, а не принимает ее как данность. Решение об объеме выпуска неотделимо от кривой спроса, с которой сталкивается монопольная фирма.
Степень концентрации рынка Олигополия – тип рынка несовершенной конкуренции, при к-ом в отрасли действует несколько фирм. В экономике стран с рыночной экономикой преобладает олигополистический тип произ-ва. Например, в Великобритании и в Германии 94 % рынка сигарет находятся в руках трех производителей. Во Франции все 100 % сигарет и холодильников производятся тремя фирмами. В условиях олигополии либо весь рынок поделен между олигополистами, либо часть рынка занимают олигополисты, а другая часть поделена между мелкими фирмами. Таким образом, концентрация рынка в различных отраслях различается. Для ее измерения используется индекс Герфиндаля, к-ый высчитывается по формуле: H=S12 + S22 + … +S n 2, где n – кол-во фирм в отрасли, а S.. – это рыночные доли каждой из фирм. В случае чистой монополии, когда в отрасли одна фирма и ее доля – 100 %, индекс Герфиндаля = 100^2=10 000. Если в отрасли две фирмы, т.е. дуополия, то индекс равен = 2*(50^2)=2*2500=5000. Если индекс не превышает 1000, то концентрация низкая, от 1800 и выше – высокая. Для измерения концентрации для 50 наиболее крупных фирм отрасли используется индекс Герфиндаля – Хиршмана.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.008 с.) |