Определение предмета экономтеории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение предмета экономтеории.



Определение предмета экономтеории.

Лайонел Роббинс: «Именно формы, к-ые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки…Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, к-ые могут иметь различное употребление».

· Редкость (ограниченность) ресурсов (все, кроме воздуха и солнечного света: и запасы сырья, и время, и жизнь человека). С другой стороны, ограниченность может быть относительной, то есть, можно, например, разработать новые месторождения полезных ископаемых. Но все же это не сделает их безграничными

· Альтернативность использования ресурсов (множество вариантов использования). Например, время можно провести на пляже или за учебником по истэку

· Безграничность потребностей людей (при ограниченности ресурсов)Þ проблема рационального выбора, альтернативного использования ресурсов в соответствия со степенью важности тех целей, к-ые люди ставят перед собой

Позитивная и нормативная экономтеории

Позитивная - совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть

Нормативная - совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть»

Метод экономтеории: научные абстракции, допущения и модели.

Метод – способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни.

Аристотель впервые сформулировал способы познания, к-ые получили название формальной логики.

Приемы формальной логики

1) Анализ – разделение целого на отдельные части и изучение каждой из этих частей

2) Синтез – соединение отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое

3) Индукция – умозаключение от частного к общему

4) Дедукция – умозаключение от общего к частному

5) Аналогия – перенос св-в с известного явления или процесса на неизвестное

Гипотезы – научные выводы и заключения. 2 пути подтверждения гипотез: верификация (способ проверки на истинность) и фальсификация (на ложность). Совокупность проверенных (верифицированных) гипотез называется теорией. Метод научной абстракции, к-ый предполагает выделение главного в объекте исследования и абстрагирование от несущественного, временного и т.д. Метод научной абстракции используется и для построения экономических моделей. Принцип «бритва Оккама», в сложных моделях много ненужных подробностей, а потому он предлагал «срезать бритвой» все сложности, связанные со сложными моделями.

Виды анализа

1) Функциональный – отражает принцип зависимости функции от аргумента, например, спроса от цены, то есть спрос есть функция цены.

Функциональная зависимость проявляется при использовании графических построений. У графического метода в экономтеории есть небольшая особенность – зависимая переменная откладывается зачастую не на оси ординат, как в математике, а на оси абсцисс.

Принцип «при прочих равных условиях» - предполагает, что меняются только те переменные, к-ые выделяет автор, а другие остаются неизменными.

 

2) Предельный анализ – предполагает использование предельных величин, например, предельной полезности, то есть дополнительной полезности, получаемой индивидом от потребления еще одной единицы товара.

3) Экономико-математический анализ

Понятие рационального экономического поведения. Модели человека в экономтеории.

Люди всегда ищут наилучшие пути достижения своей цели, стремятся к max выгоды при min затрат.

1) Полная рациональность. Человек имеет всю необходимую инфу, правильно ее интерпретирует и приходит к исключительно правильному решению. В этом случае он – машина, «рациональный максимизатор». Но на практике такого не бывает.

2) Ограниченная рациональность. Человек не имеет всей инфы, он не может получить ее полностью, его умственные возможности ограничены, и он может совершить ошибку, т к учел не всю инфу. В этом случае гос-во должно подправлять действия людей.

3) Органическая рациональность. Человек следует формальным и неформальным правилам поведения. Его выбор может быть ограничен либо юридически, либо традициями.

Модель – упрощенное представление об окружающей действительности.

1) «homo economicus»; для человека экономического характерна полная рациональность, он компетентен, его цель – удовлетворить свой материальный, эгоистичный, денежный интерес. В этой модели нет места гос-ву, его активному вмешательству.

2) Кейнсианский человек – в основе ограниченная рациональность, человек имеет право на ошибку. И требуется вмешательство гос-ва.

3) Модель современного экономического человека – в основе органическая рациональность.

 

Трансакционные издержки

Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров и т.п.).

Трансакционные издержки – издержки, связанные не с произ-вом, а сопутствующие ему.

  1. Издержки поиска инфы – затраты на поиск контрагентов хоз сделок
  2. Издержки заключения договоров (контрактов) – затраты времени и денег на переговоры, дружеский ужин и т.д.
  3. Издержки измерения – например, перед покупкой шелкового платья покупатель должен убедиться в качестве отделки, проверить, нет ли брака и т.д.
  4. Издержки спецификации и защиты прав собственности – затраты на установление объекта и субъекта собственности и т.д. Например, предприятия малого бизнеса в России в случае если гос-во не может обеспечить охрану их права частной собственности, они прибегают к поиску «крыш», к-ые выполняют охрану за определенную плату.
  5. Издержки оппортунистического поведения – затраты на защиту от оппортунистического поведения (оппортунистическое поведение – нечестность, обман, ложь, сокрытие инфы). Например, в обменных пунктах стоят спец приборы для проверки подлинности банкнот.
  1. Понятие рынка и условия его возникновения. Субъекты рынка.

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Основные субъекты рынка:

1) Домашнее хоз-во – структурная единица, состоящая из одного или более человек. В рамках домашнего хоз-ва потребляются конечные продукты сферы материального произ-ва и сферы услуг.!! Полученные от продажи услуг труда и других факторов произ-ва идут на удовлетворение личных потребностей, а не наращивание прибыли.

2) Бизнес – деловое предприятие, целью к-ого является получение прибыли. Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала. Доход от него идет не только на личное потребление, но и на расширение производственной деятельности.

3) Правительство – различные бюджетные орг-ции, целью к-ых является гос регулирование экономики.

Условия возникновения рынка:

  1. Общественное разделение труда и специализация, поскольку одни человек не может сам себя обеспечивать всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и есть специализация; она определяется принципом сравнительного преимущества, то есть способностью производить продукцию при меньшей альтернативной стоимости.
  2. Экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов, то есть только сами субъекты решают, что и как производить, где и кому продавать созданную продукцию. При экономической обособленности должен существовать режим частной собственности, ведь если люди лишены прав собственности, то есть в общ-ве отсутствуют «правила игры», вряд ли кто-то будет заинтересован в произ-ве какого-либо товара и вряд ли займется этим, только если его не заставят насильно, но тогда это уже будет не рынок, а иерархия.
  3. Величина трансакционных издержек. Понятно, что если эти издержки будут выше предполагаемого дохода, то рынок так и не будет создан.
  4. Свободный обмен ресурсами позволяет сформироваться свободным ценам.

 

Типы рыночных структур.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями. Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными хотя и взаимозаменяемыми.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

 

Признаки совершенной конкуренции:

· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

· однородность и делимость продаваемой продукции

· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

· высокая мобильность факторов производства

· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

 

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

Степень концентрации рынка

Олигополия – тип рынка несовершенной конкуренции, при к-ом в отрасли действует несколько фирм.

В экономике стран с рыночной экономикой преобладает олигополистический тип произ-ва. Например, в Великобритании и в Германии 94 % рынка сигарет находятся в руках трех производителей. Во Франции все 100 % сигарет и холодильников производятся тремя фирмами.

В условиях олигополии либо весь рынок поделен между олигополистами, либо часть рынка занимают олигополисты, а другая часть поделена между мелкими фирмами. Таким образом, концентрация рынка в различных отраслях различается. Для ее измерения используется индекс Герфиндаля, к-ый высчитывается по формуле: H=S12 + S22 + … +S n 2, где n – кол-во фирм в отрасли, а S.. – это рыночные доли каждой из фирм.

В случае чистой монополии, когда в отрасли одна фирма и ее доля – 100 %, индекс Герфиндаля = 100^2=10 000. Если в отрасли две фирмы, т.е. дуополия, то индекс равен = 2*(50^2)=2*2500=5000.

Если индекс не превышает 1000, то концентрация низкая, от 1800 и выше – высокая.

Для измерения концентрации для 50 наиболее крупных фирм отрасли используется индекс Герфиндаля – Хиршмана.

Монопсония

Монопсония - ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

Монопсония возникает при следующих условиях:

· на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

· данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;

· этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);

· фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

 

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда.

При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса — труда. В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (ARC), а не предельных.

 

  1. Асимметричная инфа. Экономические последствия асимметричной инфы: отрицательная селекция и моральный риск.

Асимметрия информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. Она возникает потому, что:

1. Информация может быть не надежна, а проверка требует дополнительных средств. Поэтому любой индивид не обязательно стремится к сверхнадежности информации.

2. Информации очень много, собрать и накопить ее всю тоже может не хватить средств, а, кроме того, человек может принять неправильное решение, он может собирать не то, что нужно.

3. Не все объекты рыночных отношений в равной степени способны отбирать, анализировать и накапливать информацию обо всем, что им встречается.

 

Асимметрия информации может касаться качества и цены. По качеству, в плане асимметрии информации, выделяется 3 группы:

1. Товары, качество которых любой человек может определить до покупки, то есть не нужно ни особого образования, ни особых вкусов, чтобы выделить тот товар, который вам нужен еще до покупки. Здесь асимметрия по качеству невозможна.

2. Товары, качество которых можно определить только после покупки. Асимметрия информации возможна.

3. Товары, качество которых затруднительно определить даже после покупки в течение какого-то длительного времени (дом).

Возможны такие случаи: на рынке кредитов и рынке страхования асимметрия информации связана не сколько с качеством услуги, сколько с последующими неконтролируемыми действиями клиента. Если на товарных рынках чаще всего продавец имеет полную информацию, а клиент – нет, то здесь, наоборот, продавец имеет неполную информацию о своем клиенте, клиент, в принципе знает, как он будет себя вести, а продавец не знает о будущем поведении клиента.

Асимметрия информации по цене связана с двумя основными факторами:

1. Дополнительные затраты на получение этой информации (имеется группа старожилов и группа приезжих). Старожилы все знают о ценах в своем районе. У туриста нет возможности быстро что-то узнать.

2. Дополнительные затраты на поиск наиболее удачного варианта.

Неблагоприятный отбор.

Рынок страхования при всех его особенностях поход на рынок подержанных автомобилей. Основное его отличие заключается в том, что информация о качестве здесь находится в руках у покупателей страховых полисов. Действительно, кто больше заинтересован в страховании жизни: здоровый или больной? Очевидно, что огромный риск потерь почти наверняка заставит обратиться к услугам страховых компаний прежде всего людей со слабым здоровьем. Это приводит к тому, что риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это заставит страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоровых людей от страхования. Таким образом, спираль ”высокая цена – опасные клиенты” усилит неблагоприятный отбор и завершится том, что страхование станет доступно лишь по ценам максимального риска. Однако страхование таит в себе опасности и другого рода.

Моральный риск.

Моральный риск – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией. Человек, застраховавший жизнь и имущество, чувствует себя увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует расслабляюще: они перестают выполнять те меры предосторожности, которые были для них обязательными до страхования. Это повышает риск и делает более вероятным то событие, от которого человек застрахован.

Теория ожидаемой полезности

Основная теория индивидуального поведения в условиях неопределенности разработка которой связана с именами фон Неймана и Моргенштерна. Теория дает логическое описание того, как должен вести себя рациональный человек в неопределенном мире. Она очень широко используется в экономической науке. В основе теории лежит демонстрация того, что индивид, предпочтения которого удовлетворяют определенным аксиомам (обычно упорядоченности, непрерывности и независимости), будет осуществлять свой выбор таким образом, чтобы максимизировать ожидаемую полезность. Эмпирическая обоснованность теории серьезно оспаривалась в последние годы. Это стимулировало развитие других теорий полезности, помимо теории ожидаемой полезности, наиболее известной из которых является теория перспектив.

  1. Неопределенность и риск. Измерение риска. Способы снижения.

Во многих случаях выбор, производимый людьми, связан со значительной неопределенностью. Например, большинство людей берут деньги в долг для крупных при­обретений — таких, как жилье или средства для окончания колледжа, с которым планируют рассчитаться из будущих доходов. Но для большинства из нас будущие доходы не­определенны. Наши доходы могут возрасти или снизиться, нас могут повысить или понизить по службе или мы даже можем потерять работу. Если мы откладываем покупку дома или уплату за образование в колледже, мы рискуем оказаться перед ростом цен в реальном выражении. Как нам следует учитывать эти неопределенности при принятии решения о дорогостоящей покупке или крупном капиталов­ложении?

Иногда нам приходится выбирать степень риска. Что, например, нам следует делать с нашими сбережениями? Следует нам вкладывать наши деньги во что-нибудь безо­пасное вроде банковского счета или во что-нибудь более рискованное, но потенциально более прибыльное — вроде фондовой биржи?

Чтобы количественно определить риск, нам необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдель­ного действия и вероятность самих последствий. Предпо­ложим, например, что мы обдумываем, вкладывать ли деньги в компанию, ведущую разработку морского место­рождения нефти. Если разработка будет успешной, стои­мость акций компании поднимется с 30 до 40 долл. за ак­цию. В противном случае стоимость упадет до 20 долл. за акцию. Таким образом, имеются два возможных результа­та в будущем: цена за акцию 40 или 20 долл.

Вероятность означает возможность получения опреде­ленного результата. В нашем примере вероятность успе­ха нефтяного проекта равна 1/4, а его неудача может со­ставить 3/4. Вероятность представляет собой трудную для формулировки концепцию, так как она может зависеть от природы неопределенных событий и от надежд, которые лю­ди возлагают на них. Объективный метод определения ве­роятности основан на вычислении частоты, с которой про­исходят некоторые события. Если нет подобного опыта, невозможно вывести объективные параметры вероятности и необходимы субъективные критерии. Субъ­ективная вероятность является предположением относи­тельно определенного результата. Это предположение основывается на суждении или личном опыте оцениваю­щего, а не обязательно на частоте, с которой результат был получен в аналогичных условиях. Когда вероятность опре­деляется субъективно, различные люди могут устанавли­вать разное ее значение для одного и того же события и, таким образом, делать различный выбор.

Ожидаемое значение, связанное с неопределенной ситу­ацией, является средневзвешенным всех возможных ре­зультатов, где вероятность каждого результата исполь­зуется в качестве частоты или веса соответствующего зна­чения. Ожидаемое значение измеряет результат, который мы ожидаем в среднем.

Снижение риска:

Диверсификация (не класть яйца в одну корзину)

Страхование

Повышение ценности используемой информации.

Теория фирмы

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие преобразование факторов производства в конечный продукт, называются фирмами. Следует отметить, что в экономической теории существует несколько фундаментальных и прикладных концепций теории фирмы:

технологическая концепция фирмы основана на неоклассической теории, которая основное внимание уделяет технологии, производственному процессу, изучению зависимости поведения фирмы от изменения цен на ресурсы и конечный продукт;

институциональная теория фирмы выявляет роль контрактов, как основы внутрифирменного и межфирменного взаимодействия, трансакционных издержек, общих и специфических ресурсов;

теория игр предлагает математический аппарат для разработки стратегии в условиях неопределенности, принятия стратегических решений с учетом возможных действий конкурентов.

Таким образом, альтернативные варианты теории фирмы представляют различные грани широкого понятия «фирма» и ее поведения в конкурентном пространстве.

Отметим наиболее важные положения неоклассической теории, которые имеют значение для настоящей темы:

Фирма рассматривается как «черный ящик», на «вход» которого поступают факторы производства, на «выходе» получают продукцию.

Неоклассическая теория абстрагируется от внутренней структуры фирмы, ее организации, интересов собственников, управляющих, наемных работников, инвесторов, поставщиков и т.п.

Фирма представляется как действующая производственная функция. Считается, что экономической целью фирмы как экономического агента является максимизация (экономической) прибыли.

Однако следует отметить, что в отличие от неоклассической теории, где единственной целью производства для всех хозяйствующих субъектов подразумевается максимизация прибыли, другие концепции фирмы считают допустимым существование различных целей фирм в зависимости от их размеров, власти, структуры и квалификации работников. Другой важной целью является рост фирмы, так как только при этом условии могут быть достигнуты отдельные частные цели различных фирм, среди которых выделяют защитные цели, которые включат защиту интересов фирмы от конкуренции, достижение наибольших доходов, прибыли, заработной платы; позитивные цели, которые предполагают достижение определенных финансовых результатов, повышение по службе, улучшение условий труда и т.д.; сочетание конечных результатов с действиями, которые обеспечили бы этот рост; постоянная и долгосрочная демонстрация стабильности или еще лучше роста доходов, свидетельствующая об устойчивом положении фирмы в условиях конкуренции, чтобы вызвать к ней доверие; технический прогресс для отдельных фирм, имеющих достаточное количество квалифицированной рабочей силы.

 

46?????????????

!!!!!!!!!!

----------------

 

-----------------

------------

-------------

----------------

 

Рынок земельных ресурсов

Земля - важнейший фактор производства. Ее уникальность состоит в следующем:

· в ее неподвижности;

· в ее фиксированности с точки зрения общего количества;

· в совершенно неэластичном предложении;

· в том, что используется в любом виде хозяйственной деятельности.

Многие века земля использовалась в основном в сельском хозяйстве, в настоящее время все больше ее отводят под жилища, офисы, магазины. Однако с экономической точки зрения наиболее важное свойство земли не изменилось: ее количество невозможно увеличить при росте ее цены либо уменьшить при понижении цены.

Совершенно неэластичное предложение земли означает, что цены на землю определяются уровнем спроса на отдельные участки. Цены на землю связаны с земельной рентой - ценой услуг земли. Цены на землю представляют дисконтированную стоимость будущей земельной ренты. Чем выше рента от услуг участка земли, тем выше цена земли:

Pl = Сум{Rj/(1+i)j}, где Rj - годовая рента, ожидаемая с данного участка земли в j году; i - текущая рыночная ставка ссудного процента. Проще говоря, цена земли должна быть равна сумме денег, положив которую в банк собственник земли получил бы аналогичный процент на вложенный капитал. Предположим, что рента составляет 1000 р., ставка ссудного процента 10%, то цена земли равна 1000/10% х 100% = 10 000 р., или 1000 руб./0,1= = 10 000 р. Земля является вечным фактором, срок ее службы бесконечен. Поэтому суммирование начинается с единицы и уходит в бесконечность. В связи с тем, что (1 + i)j становится все меньше с увеличением j, количество, добавляемое к получаемой сумме, постепенно приближается к нулю, по мере того как j приближается к бесконечности, и достигает своего предела, когда Rj одинакова за каждый год. Этот предел равен: PL=R/i, где R - годовая рента; i - рыночная ставка ссудного процента.

Поскольку предложение земли совершенно неэластично, ее цена полностью определяется спросом на землю. В этом случае кривая спроса для потребителей является кривой предельного продукта, выраженного в денежной форме. Предельный продукт от земельного участка уменьшается по мере увеличения его площади и фиксации инвестированной рабочей силы и капитала в результате действия закона убывающей доходности. Поэтому кривая спроса имеет нисходящий характер (рис. 44.1).

Мы видим, что при ставке арендной платы R спрос на землю равен Q3, собственник земли извлекает ренту OREQ*. Повышение (понижение) спроса на продукты сельского хозяйства вызывает рост (снижение) спроса на землю при любой данной арендной ставке. Поскольку предложение земли фиксировано, то с целью установления равенства спроса и предложения нужно, чтобы арендная плата или возросла до R2, или понизилась до R1. Тогда и рента или возрастает до OR2E2Q3*, или понизится до OR1E1Q3*.

Рис. 44.1. Земельная, рента

Если рента превышает равновесную цену, то объем спроса на землю со стороны фирм будет меньше существующего объема предложения земли. Некоторые собственники земли не смогут сдать в аренду свою землю, что вынудит их пойти на более низкую ренту. Если рента будет ниже своей равновесной величины, то увеличившийся спрос на землю со стороны фирм приведет к возвращению факторной цены в равновесное состояние.

Следовательно, только при конкурентной цене, когда общий объем спроса на землю равен ее фиксированному предложению, рынок будет находиться в равновесном состоянии. Ценность земли выводится всецело из ценности продукта, а не наоборот.

Рента выступает в двух основных формах: а) чистая экономическая рента как доход, приносимый производственным ресурсом только в силу его ограниченности, и б) дифференциальная рента как доход, приносимый производственным ресурсом в зависимости от его качества.

Понятие ренты применимо не только к земле, но и к любому фактору, предложение которого фиксировано.

Земельная рента

Различными теоретическими школами исследуется проблема дифференциальной земельной ренты. Несмотря на различия концептуального подхода, экономисты подчеркивают неоднородность качества земельных участков. Это означает, что производительность земли как фактора производства будет различной в зависимости от ее плодородия, а также местоположения (близость к рынку сбыта сельскохозяйственной продукции). Значит, те, кто эксплуатирует лучшие земли, несут меньшие издержки и в результате имеют после реализации продукции некий излишек, называемый дифференциальным (разностным) доходом. Этот доход при передаче его собственнику земли и принимает форму дифференциальной ренты.

Принцип установления ренты, или арендной платы (неоклассики часто используют эти два понятия как синонимы) как уравновешивающей цены таков же, как и в случае других факторов производства. Например, заработная плата выступает как цена, выравнивающая спрос и предложение труда; процент - уравновешивающий спрос и предложение капитала.

Земельные участки отличаются друг от друга своей продуктивностью, которая предопределяется их местоположением, климатическими особенностями, сферой использования и т. д. Это является объективной основой для образования дифференциальной ренты. Рассмотрим ее на примере естественного плодородия.

Предположим, что три участка земли отличаются своим качеством: лучший, средний и худший по плодородию. Допустим, что участки равны по площади и по вложению труда и капитала, тем не менее, поскольку они различаются по плодородию, предельные и средние издержки на единицу продукции будут также различаться (рис. 44.2).

На лучшем участке (а) будет получена дифференциальная рента ВРЕК; на среднем участке (б) производственные издержки будут лишь компенсированы, не извлекая дохода; на худшем участке (в) образуется убыток.

Рис. 44.2. Дифференциальная рента

 

Предпринимательство

Предпринимательство - это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция. Это специфический фактор производства, во-первых, потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли.

Современное понимание предпринимательства сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д.

Вторым условием предпринимательства - является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третье условие предпринимателя - ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.

Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал.

Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства.

Прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из полученного дохода так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т.д.). Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы на рынке.

Однако кроме бухгалтерских, явных издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые фирма также должна учитывать при оценке экономических результатов своей деятельности. Это платежи за ресурсы, которыми владеет и которые использует фирма. Они получили название альтернативных издержек, т.е. издержек упущенных возможностей. Хотя фирма не выплачивает эти издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании данные ресурсы могли бы принести доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли фирмы. В этом случае мы получим экономическую (чистую) прибыль.

Рынок

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.088 с.)