Механизмы установления рыночного равновесия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы установления рыночного равновесия



Вида ценовой дискриминации.

1. Д. первой степени: монополист продает каждому покупателю товр по «резервированной цене», т.е. максимальной цене для потребителя. Он не снижает цену, а ищет покупателя, готового заплатить.

2. Д. второй степени: монополист устанавливает различные цены в зависимости от количества покупаемой продукции (цены на поездки в метро: 1.2, 10 поездок и т.д. При покупке большего количества продукции устанавливается более низкая цена за каждую поездку, т.е.каждый экземпляр товара.)

3. Д.третьей степени: монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене, т.е.сегментация рынка (разделение покупателей на рынки в зависимости от их покупательных способностей.) Создается «дорогой» и «дешевый»рынок. На дорогом рынке спрос низкоэластичен, монополист увеличивает выручку за счет повышения цен. На дешевом-более низкие цены, следовательно, больше количество проданной продукции.

Установление цен на продукцию естественных монополий: 1. цены на уровне конкурентного рынка (общественно оптимальная цена, для общества-благо, для монополиста-разорение) 2. Цена, которую монополист хотел бы установить, не будь регулирования. 3. Цена, обеспечивающая справедливую прибыль (т.е.окупаемость издержков и нормальная прибыль)

 

23. Экономические последствия монополии. Чистые потери общества, вызванные монополизацией рынка. Монополия и прогресс.

Социально-экономические последствия монополии.
«+»: если власть над ценой одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам – выигрыш для общества. за счет сверх прибыли проводятся различные исследования, в конечном счете положительно сказывающиеся на обществе.
«-»: завышенные цены, отсутствие стимулов к совершенствованию технологии; высокие цены, острый дефицит товаров, низкое качество услуг, унизительные очереди.
Любая монополия таит в себе опасность того, что потребитель окажется обделенным, и к тому же она замедляет экономический прогресс.

Характерные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция. Роль рекламы.


Рынок монополистической конкуренции: ситуация, когда некрупные фирмы (их около 25-50) предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

ü Каждой фирме принадлежит относительно небольшая доля рынка, отсюда-ограниченный контроль над ценой.

ü Практически нет тайного сговора.

ü Каждая фирма вырабатывает свою политику на рынке без учета реакции со стороны конкурентов

ü Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричное клеймо.

ü Относительная легкость вступления в отрасль.

ü Дифференциация продуктов (дифференцированные продукты: одинаковы по сути, различны по форме: «Дюшес» и «Байкал»). Можно «догнать удачно действующего конкурента, или получать прибыль от собственных удачных действий («закрепить успех»)

Условия вступления в этот рынок, барьеры:

1. Финансовые: нужны затраты на дифференцированный товар (чтобы он отличался от остальных)

2. Необходимость рекламы (затраты на нее)

3. стимулы для овладения авторскими правами, патентам

4. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричное клеймо

5. Относительная легкость вступления в отрасль

Формы дифференциации:

1. За счет качества продукта

2. За счет сопровождающих услуг

3. Размещение

4. Стимулирование сбыта и упаковка

Реклама.

1. Предоставляет информацию, помогающую делать разумный выбор

2. поддерживает СМИ

3. Стимулирует улучшение продукта (чтобы конкурировать за счет рекламы, продукту нужны особые качества, которые можно прорекламировать)

4. Позволяет расширить производство путем эффекта масштаба (делаем рекламу - расширили спрос - издержки снизились за счет э.масштаба)

5. Поддерживает конкуренцию, давая информацию о разнообразной продукции

6. Обеспечивает большую занятость (нужны профессионал, чтобы убеждать людей, что этот товар им нужен)

7. Больше убеждает, нежели информирует

8. Расходы на нее непроизводительные

9. Способствует (иногда) внешним издержкам

10. Способствует большему потреблению табачных и алкогольных изделий, снижает объективность СМИ

11. Большая часть рекламы имеет тенденцию к самонейтрализации- фирма сохраняет свою долю на рынке, а спрос не растет)

12. Способствует росту монополии: создавая финансовые барьеры, пиревженность марке

13. Не считается серьезным фактором производства и занятости

27. Характерные черты олигопольного рынка. Картельные соглашения. Причины доминирования в современном бизнесе олигополистических структур.

Олигополия:

ü Немногочисленность фирм (за счет эффекта масштаба: нужны большие масштабы ресурсов – это барьер; контроль над сырьевым ресурсами (химическая промышленность, электроника), огромные затраты на рекламу). Объединение 2 и более фирм дает власть на рынке (совместные технологии, ноу-нау)

ü Отсутствие единой универсальной модели для объяснения всех случаев и вариантов: олигополия включает множество рыночных ситуаций, различающихся по количеству фирм (2-3, которые делят рынок; 7-8, которые охватывают около 60-70 процентов рынка)

ü Продукт и стандартизированный, и дифференцированный

ü Существует разная степень согласованности действий (вступать или не вступать в тайный сговор)

ü Всеобщая взаимозависимость друг от друга делает затруднителой оценку спроса и предельного дохода

ü Олигопольные цены меняются реже, чем в чистой или монополистической конкуренции (цены негибкие, «жесткие»)

ü Если цены меняются, то фирмы склонны синхронизировать это, т.е. решать какими они будут вместе.

ü Дуополия-2 производителя делят рынок; олигополия – от 3 и более.

Типы олигопольного поведения:

1. Картельное соглашение (тайный сговор): форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.
Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.
2. Лидерство в ценах (молчаливый сговор): соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли.
Корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках.
О надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ, ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.
3. Практика сдерживания цен: практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.
Механизм такой практики – фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.
4. Ценообразование по принципу «издержки плюс»: при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли. Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть AFC и обеспечить нормальную прибыль.

28.) Совершенная конкуренция на рынке труда: предпосылки модели.
Конкуренция - соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Совершенная конкуренция:

ü Множество покупателей и продавцов

ü Высокая мобильность факторов производства

ü Отсутствие барьеров при вступлении на рынок (выхода из него)

ü Однородность (стандартность продаваемой продукции)

ü Равный доступ всех участников рыночных отношений к информации

ü Главной характеристикой спроса для фирмы с чистой конкуренцией является то, что он совершенно эластичен.

ü Доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не может воздействовать на рыночную цену.

ü В чистом виде С.К. никогда не существовала, к ней можно лишь приближаться (например, рынок зерна). Ее рассматривают как абстракцию, анализ которой необходим при уяснении принципов рыночного механизма.

 

30. Несовершенная конкуренция на рынке труда. Модель монопсонии.

Несовершенная конкуренциясуществовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

ü значительная доля рынка у отдельных производителей;

ü наличие барьеров проникновения в отрасль;

ü неоднородность продуктов;

ü несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

3 основных вида несовершенной конкуренций:

ü чистая монополия: 1 фирма на рынке является единственным продавцом товара или усуги и границы фирмы и отрасли совпадают

ü олигополия, когда в отрасли существует несколько фирм

ü монополистическая конкуренция, когда на рынке наличествует сравнительно небольшое число фирм, производящих дифференцированную продукцию

Монопсония на рынке труда.

В отрасли дейстьвует всего один покупатель услуг труда (например, в небольшом городе, где единственным работодателем выступает одна имеющаяся в нем фирма).

В случае с монопсонией фирма обладает монополистическим правом нанимать работников; может «диктовать заработную плату», т. к. ставка заработной платы будет находиться в прямой зависимости от числа нанятых работников. Кривая спроса DL будет совпадать с кривой предельного продукта в денежном выражении. Но, так как монопсонист платит равную плату за каждую единицу товара, кривая предложения труда для него является кривой средних издержек (SL=AC). Привлечение каждого дополнительного работника означает повышение ставки заработной платы для всех работников, в том числе и для ранее нанятых. Поэтому кривая предельных издержек MRCL лежит выше кривой средних издержек. При выборе числа работников монопсонист будет руководствоваться равенством предельного продукта и предельных издержек (точка Е1). Проведя вертикаль до кривой SL и обозначив точку M, можно определить уровень заработной платы WM, а также количество используемого труда LM. В то время как при совершенной конкуренции равновесная ставка заработной платы находилась бы на уровне WE, а равновесное количество занятых равнялось бы LЕ.

Итак, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества работников и при этом выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в условиях конкуренции. В реальности ситуация монопсонии может сложиться на рынке труда в небольшом городе, где имеется, например, только один завод, одна больница, одна школа и т.д.

31.) Профсоюзы, содержание их деятельности и влияние профсоюзов на рынки труда. Профсоюз: ü Объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению всех своих членов. ü Самая главная задача профсоюзов состоит в повышении цены на труд (т.е. повышение зарплаты). Как можно увеличить спрос на труд? 1.Через увеличение спроса на продукт их труда (реклама, политическое лоббирование);2.Через рост производительности труда, т.е. производственного ресурса рабоей силы;3. Через рост цен на ресурсозаменители. Если поднимается минимальная заработная плата, то ограничивается возможность предприятия при угрозе забастовки прибегнуть к труду не членов профсоюза. ü Практика сохранения численности работников в независимости от потребности в них: работника не сокращают, даже если в результате научно-тенического прогресса в нем уже не нуждаются Виды профсоюзов1. Открытые” профсоюзы: многочисленные организации со сложной внутренней структурой, включающие членов не одного или двух предприятий, а, чаще всего, представляющие интересы большинства работников отрасли. Вступить в такие профсоюзы относительно легко (невысокие членские взносы), и объединяют они в основном работников общедоступных специальностей. Методы воздействия на работодателей: организация массовых митингов и забастовок, переговоры с работодателями по поводу найма на работу только членов профсоюза и многие другие. 2. “Закрытые” профсоюзы: малочисленные организации. Чаще всего, они

представляют интересы некоторых работников той или иной специальности.Вступить в такие профсоюзы без нужной квалификационной подготовки невозможно (уровень образования, стаж работы по специальности, и т.д.),либо для вступления в них установлены высокие барьеры.

Методы воздействия на работодателей: не количеством, а качеством. К примеру, не каждый работник может стать диспетчером атомной электростанции, для этого нужна определенная квалификационная подготовка.

 

В долгосрочной перспективе цены на конечную продукцию и цены на факторы производства выравниваются, что лишает предпринимателей возможности получать дополнительную прибыль за счет изменения цен. При этом кривая долгосрочного совокупного предложения выглядит как прямая вертикальная линия.

Кейнсианская функция потребления, средняя и предельная склонность к потреблению. Автономное потребление. Функция сбережений. Средняя и предельная склонность к сбережению. Функция инвестиций. Автономные инверсии. Равновесие в кейнсианской модели.

 

Предельная склонность к потреблению (MPC)

MPC=∆AC:∆AY (дополн. потребление:дополн. доход)

MPS=∆AS:∆AY – предельная склонность к сбережению

Основной психологический закон: Психология общества такова, что с ростом совокупн. реального дохода входит совокупное потребление, однако не в такой мере, с которой растет доход.

Пред. склонность к потреблению и сбережению имеет тенденцию не меняться в краткосрочном периоде, т.е. устойчивые.

Средняя склонность к потреблению.

APC=C:Y

APS=S:Y – средняя склонность к сбережению

C - потребление

Только часть дохода идет на потребление

Автономное потребление – при нулевом уровне дохода есть потребление, т.е. не зависимо от уровня дохода.

Единственный источник инвестиций – это сбережения (располагаемый доход «-»расходы на личные выплаты)

(Y-T)-C=S

Несовпадения того, кто сберегает и тех, кто инвестирует.

Инвестиция. Функция «ставки-процента» - чем выше уровень проц. ставки, тем ниже инвестиция.

Сбережения также зависят от процентной ставки.

Сбережения – функция дохода, а не процентной ставки.

Y=C+I (доход=потребл.+инвестиции)

Y=C+S (доход=потреб.+сбережения)

Автономные инвестиции (I(вектор))

C(вектор) + I(вектор) = А(вектор)

AD = A + mpcY

Оживление деловой активности ведут к повышению склонности к инвестированию у самых разных групп предпринимателей и они зависят от динамики национ. доходов.

Будучи суммированы с автономными инвестициями производств. инвестиции усиливают эконом. рост.

Если сбережения больше инвестиций при опред. уровне дохода, то часть товарной массы перестает находить сбыт, увеличивается товарно-материальный запас – это незапланир. инвестиции.

Сбережения являются прежде всего функция дохода, а не только %.

Равновесие:

Мультипликатор действует как расширение или сжатие.

Отсутствие равновесия м/у планируемыми инвестициями и сбережениями может привести к 2 неравн. эффектам:

- инфляционный разрыв м/у совок. предложением и совокупн. спросом

- дефляционный (рецессионный) разрыв

 

 

Эффект мультипликатора.

Базовый эффект, который позволяет увидеть механизмы влияния денег.

Суть эффекта мультипликатора – увеличение любого из компонента дохода приводит к увеличению национального дохода на величину большую, чем первоначальный рост.

Чем выше склонность к потреблению, тем больше мультипликатор и тем больше увеличение национ. дохода.

Не создает в экономике дополн. предл. Строительство социальных объектов (мосты, дороги, парки), то что не создает в экономике дополнительного предложения, но не ведет в увольнению раб. силы.

Величина мультипликатора зависит от «утечек» м/у доходами и расходами.

Утечки – сбережения, сберегаемые суммы выводятся из кругооборота (импортные товары, налоги)

Но эти утечки компенсируются инъекциями.

Чем больше утечек, тем меньше величина мультипликатора.

Эффект мультипликатора может привести себя только в условиях неполной занятости.

 

 

Парадокс бережливости - парадоксальный результат стремления нации увеличить богатство за счет увеличения сбережений, приводящий к сокращению национального дохода и национального продукта, а в конечном счете, и к сокращению сбережений.

Рецессионный разрыв - величина, на которую текущие совокупные расходы меньше совокупных расходов, соответствующих уровню ВВП при полной занятости. Рецессионный разрыв в несколько раз уменьшает реальный ВВП.

 

 

Функция мировых денег

В роли мировых деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. Мировыми деньгами выступало золото как средство регулирования платежного баланса и кредитные деньги отдельных государств, разменные на золото: в основном доллар США и английский фунт стерлингов.

 

Происхождение денег.

1. х товара А = у товара Б – обмен

простая и случайная форма стоимости

2. х товара А = у товара Б = 2 товара С

полная и развернутая форма стоимости (неудобная система)

3. х товара А + у товара Б + … =2 товара С

всеобщая форма стоимости; это первобытная форма денег (различные виды скота)

4. х товара А + у товара Б + 2 товара С = n гр золота

современная форма стоимости

 

 

Денежные агрегаты.

Денежные агрегаты - виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности. Денежные агрегаты - показатели структуры денежной массы. Состав денежных агрегатов различен по странам. Чаще всего используются агрегаты:
- МО - наличные деньги;
- М1 - наличные деньги, чеки, вклады до востребования; собственно деньги
- М2 - наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады; почти деньги
- МЗ - наличные деньги, чеки, вклады; это М2 + все крупные сберег. вклады и диспозиционные сертификаты
- L - наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги. самый крупный, М3 + различные типы ценных бумаг.

Налоги

Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Функции налогов. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Виды налогов. Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – налоги, которые берутся с людей или фирм в зависимости от величины их доходов или имущества (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, наследство).

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость).

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный нал ог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.

Государство в рыночной экономике. Провалы рынка.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.

Кризис 1929—1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг. этого не произошло.

В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к миним. отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.

Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирования экономической жизни.

1.Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2.Финансово - экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей).

3.Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.
Провалы рынка

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка, в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Рассмотрим происхождение, последствия и способ преодоления одного из типов несостоятельности рынка - внешних эффектов.

Происхождение внешних эффектов

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами.

Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему "бьет" по производству бетона).

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.

1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

Отсутствие платы за внешний эффект

Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс "чистая вода", который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в неэффективном объеме.

Для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.

 

Внешние эффекты (+ см. вопрос № 62) и общественные блага.

Общественное благо – благо, между потребителями которого нет конкуренции, а производитель, которого не может воспрепятствовать его потреблению не платившими за него лицами. Такие блага в рыночной экономике должно производить государство. Примеры такого рода блага являются оборона страны, прогноз погоды, свет маяка.

Государству есть чем заняться и в тех отраслях, в которых работают исключительно частные фирмы, действующие по законам рынка. Его деятельность в этих отраслях связана с проблемой так называемых внешних эффектов, или побочных воздействий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.119 с.)