Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребительский выбор или равновесие потребителяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Оптимальный выбор товаров и услуг должен отвечать двум требованиям. 1. Он должен находиться на бюджетной линии слева и ниже – неизрасходованная некоторая часть дохода; справа и выше – не может быть закупки в рамках данного дохода (рис.9.4). 2. Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии. Это будет точка касания бюджетной линии и кривой безразличия. Рис. 9.4. Положение равновесия потребителя Равновесие покупателя изменяется под влиянием: 1) изменения дохода покупателя (рис.9.5); Рис. 9.5. Кривая «доход – потребление» (уровня жизни) 2) цен на товары и услуги (рис.9.6); Рис. 9.6. Кривая «цена – потребление» 3) роста реального дохода, вследствие чего изменяется структура потребностей. (рис.9.7). Рис. 9.7. Кривые Энгеля Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены)возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным.
14). Постоянные (издержки) – в короткосрочном периоде не зависят от объема выпуска, загрузки предприятия. Пр. будете вы работать или нет, все равно платить арендную плату. Пр. страховка, охрана, оплата специалистам (специалистов нельзя уволить, они держат лицо компании). В долгосрочном периоде никакие издержки постоянными не являются. Переменные (издержки) – издержки, которые зависят от объема выпуска. Пр. расходы на сырье, энергию, транспорт, рабочую силу … Они повышаются неравномерно. Эффект уменьшающейся отдачи отражает закономерность: с последовательным увеличением одного вида ресурса, прикладываемого к другому постоянно, отдача первого ресурса падает. Пр. много народу на участке, а делать там уже нечего. 15). Доход – выручка от проданной продукции (с т.з. фирмы: цена х на продукты = выручка). В условиях чистой конкуренции все продавцы на рынке находятся в равных условиях, они не управляют ценой. Общий (валовый) доход (ТR) – умножение кол-ва продукта на цену. TR=P*Q Предельный доход – та выручка, которую приносит фирме продажа дополнительной единицы (только в условиях чистой конкуренции). В условиях совершенной конкуренции функция предельного дохода совпадает с функцией спроса. Прибыль – разница между валовым доходом и валовыми издержками (только если доход больше издержек, если наоборот, то это убыток). - бухгалтерская прибыль: из валового дохода вычитаем явные издержки (бухгалтерские). - экономическая прибыль: из валового дохода вычитаем бухгалтерские издержки, экономические и альтернативные издержки. Если экономическая прибыль равна нулю, то фирма получает только бухгалтерскую прибыль, а предприниматель только вознаграждение за свои предпринимательские способности, нет ничего сверх. Издержки: - явные (внутренние): все издержки, которые фирма несет в отношении с внешними поставщиками (бухгалтерские) - неявные (внешние): альтернативные издержки (или издержки упущенных возможностей от использования собственных ресурсов) - экономические. Пр. Имеем здание – можем сами работать, а можем сдать в аренду. Такие издержки считаются только экономистами. Эконом.издержки + нормальная прибыль (вознаграждение за труд предпринимателя) - общие: сумма постоянных и переменных издержек - средние: общие издержки деленные на кол-во продукции. Стоимость одной единицы в среднем. - предельные: дополнительные издержки, которые несет фирма для выпуска еще одной (следующей) единицы продукции. Это конкретная величина.
16). Короткий период – временной интервал, в течение которого изменение объема производства возможно за счет изменения одного фактора при постоянстве всех остальных. Поэтому, выпуская продукцию в коротком периоде, одни издержки будут иметь постоянный характер, а другие –переменный. К постоянные издержкам производства (FC) относят затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства; они есть даже при отсутствии производства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию (отчисления на амортизацию, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата высшего управленческого персонала и т.д.). Под переменными издержками (VC) понимают издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также от их структуры и при производстве и реализации нескольких видов продукции. Это затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д. Таким образом в краткосрочном периоде общие издержки (ТС) фирмы при данном объеме производства складываются из постоянных и переменных затрат. Общий продукт (NP) – суммарный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной производственной функции, и измеренный в физических единицах. Понятие общего продукта позволяет выявить зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного ресурса при неизменном количестве других. Q = f (L), при K – const Предельный продукт фактора производства (MP), исчисленные в физических единицах, показывает изменение в объеме выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (L) при неизменном количестве всех остальных. Где MP – предельный продукт фактора L, Q – изменение общего объема выпуска продукции, L – изменение кол-ва фактора L. Средний продукт фактора (AP) определяется путем деления объема выпускаемой продукции на кол-во используемого переменного фактора L. AP = Q/L Средний продукт труда показывает, какое кол-во произведенной продукции приходится на одну единицу труда. Очень часто средний продукт называют показателем производительности труда. Закон убывающей предельной производительности (доходности) факторов производства. По мере увеличения кол-ва переменного фактора при неизменном кол-ве всех остальных будет достигнут такой рубеж, после которого предельный продукт переменного фактора начнет уменьшаться. Данный закон не имеет четкой системы доказательств, он основан на здравом смысле и эмпирических наблюдениях.
17.) Предельная норма технологического замещения и предельная производительность. Эффект масштаба: возрастающий, постоянный и убывающий. Теория производства: изучение зависимости м-у количеством используемых ресурсов и и объемами выпускаемой продукции. Производственная функция: определяет максимальный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов. Фирма должна эффективно использовать имеющиеся ресурсы, т.е.использовать их минимальное количество при производстве (применять наиболее эффективные способы производства);должна обеспечивать потребности покупателя. Если нет- фирма утратит конкурентоспособность. Пример: производим телевизоры. При сборке можно использовать 3 ед.труда и 1ед. капитала, или же 2 ед.труда и 1 ед. капитала,что более технологически эффективно, т.к.затрачивается меньше единиц труда при том же количестве единиц капитала. Есть определенные комбинации разных факторов для производства максимального объема конкретного вида продукции. Производственная функция: Q=f(L,K), где L и K-количество труда и капитала, которые могут быть использованы для производства телевизоров (Q). Производственная функция: 1) показывает максимальное количество товара, кот.можно произвести при различных сочетаниях факторов L и K. (напр,2 ед.труда и 3 ед.капитала могут обеспечивать 48 ед.продукции,4 ед. труда и 6 ед. капитала-106, и т.д.) 2) показывет альтернативные возможности,при которых различные комбинации факторов обеспечивают один и тот же объем выпуска продукции. (106 ед. можно получить, используя 6 ед.труда и 6 ед.капитала; 8 ед.труда и 5 ед.капитала) Масштаб: если фирма принимает решение об одновременном и пропорциональном изменении количество всех применяемых факторов, то мы получаем изменение масштаба производства. Отдача от масштаба-взаимосвязь м-у изменением масштаба производства и соответствующим изменением объема выпуска продукции. Суть эффекта масштаба: в одних случаях расширение объёма выпуска сопровождается сопровождаться снижением долговременных средних общих издержек, в других - их увеличением. 1. Если на каком-то временном интервале долгосрочные средние издержки снижаются с увеличением объёма выпуска продукции, то имеет место экономия, обусловленная ростом масштаба производства (или положительным, возрастающим эффектом масштаба). Пример: фирма нанимает 1 рабочего - он не может в одиночку обслуживать одновременно 7 станков., выпуск продукции будет невелик. Если привлечь еще нескольких рабочих-выпуск увеличится,т.е. предельный продукт каждого рабочего возрастает.Если и дальше увеличивать число рабочих, то станочный парк станет слишком маленьким доя них,предельный продукт каждом из низ постепенно снизится до нуля, темп робщего продукта замедлится, а при найме еще дополнительного рабочего станет отрицательным. Придется чередовать работу рабочих у станков, в резултатае-снижение объема выпускаемой продукции. 18). Понятие структуры рынка. Классификация рыночных структур. Рыночная власть. Рыночные структуры различаются по количесвтву и размерам действующих на данном рынке фирм,характеру производимой ими продукции и т.д., см таблицу ниже. Наибольшая эффективность рыночного механизма: при совершенной конкуренции (см.вопрос 19). К несовершенной конкуренции относят чистую монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.
19. Характерные черты рынка совершенной конкуренции. Условие максимизации прибыли конкурирующей фирмы в краткосрочном периоде. Условие прекращения производства. Кривая предложения фирмы и отрасли в краткосрочном периоде. Свободная (совершенная) конкуренция: ü Множество покупателей и продавцов ü Высокая мобильность факторов производства ü Отсутствие барьеров при вступлении на рынок (выхода из него) ü Однородность (стандартность продаваемой продукции) ü Равный доступ всех участников рыночных отношений к информации ü Главной характеристикой спроса для фирмы с чистой конкуренцией является то, что он совершенно эластичен. Перед конкурентным продавцом всегда стоят три вопроса: 1) Следует ли производить? 2) Если да, то какое количество 3) Что получим в результате? (прибыль или убыток) -следует производить в краткосрочном периоде, если можно получить прибыль или убыток, который меньше чем издержки фирмы. -объем должен быть либо обеспечивающий максимум прибыли, либо минимум убытка Виды издержек: Постоянные издержки: не зависят в краткосрочном периоде от объема производства, загрузки предприятий, процента используемых мощностей (страховка бизнеса, аренда помещения) Непостоянные – в долгосрочном периоде. Переменные издержки: завияст от объема выпуска (расходы на сырье,энергию, транспорт и рабочую силу). Валовые издержки: сумма постоянных и переменных издержек. Предельные издержки: дополнительные издержки фирмы для выполнения дополнительной единицы продукции. Доход-выручка от проданной продукции. Предельный доход-выручка от проданной дополнительной единицы продукции. Максимизация прибыли в краткосрочный период: Существует два способа определения уровня производства, при которых фирме будет целесообразно продолжать производство (либо получать убытки, позволяющие оставаться в отрасли). Первый способ – сравнение валового дохода и валовых издержек. Второй способ – сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы к любой ситуации рыночной структуры. 20. Равновесие на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность рынка совершенной конкуренции. На этом рынке, если кто-то попытается реализовать свой товар выше сложившейся цены, то покупатели обратятся к другому продавцу; а продавать по более низкой цене он не будет потому, что он может без затруднений продать по более высокой (единой) цене. MC=MR - условие равновесия фирмы, как в долгосрочном, так и в долгосрочном периоде. Любая фирма стремится установить объем производства с соблюдением этого условия. На рынке сов.конкуренции предельный доход всегда равен цене, т.е. условие равновесия фирмы:MC=P. Отношение предельных издержек и предельного дохода информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Но нельзя точно определить получаемую фирмой массу прибыли на основании динамики предельных издержек, т.к. они не учитывают постоянных издержек. Равновесие в долгосрочном периоде: MC(предельные издержки)=P (цена)=AC (средние издержки)=LAC(минимальные долгосрочные средние издержки). P=AC –наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов, AC=LAC – оптимальные размеры фирмы, P=MC-ограниченные ресурсы распередены в соответствии с предпочтениями потребителей, MR- предельный доход. 21. Характерные черты чистой монополии. Факторы, способствующие возникновению монополий. Естественные монополии. 2.непреодолимые барьеры для вступления на рынок 3.жесткая ценовая дискриминация 4. монополист - единственный прайсмейкер (сам устанавливает цену) и хозяин отрасли 5.отсутствие у производимой продукции близких заменителей, выпускаемый фирмой-монополистом продукт уникален 6. цена в рамках монополии всегда выше предельного дохода (МR) 7.наличие непреодолимых барьеров для вступления в отрасль (официальные и неофициальные барьеры. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии +монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-нибудь ресурс(например,алмазные рудники)
Факторы возникновения монополий. 1. Предприятия общего пользования (ествественные монополии): конкуренция нежелательна для общества,эти отраслиберет под контроль государство (+предотвращается злоупотребление). 2. Масштабы проиводства в современной технологии таковы, что эффективное и малозатратное производство возможно при больших размерах фирмы (металлуггические отрасли) 3. Барьеры не всегда непреодолимы: технологии обновляются, патенты устаревают, государство меняется. 4.Собственность на важнейшие виды сырья. 5. Нечестная конкуренции, т.е. устранеие конкурентов нечестными способами. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. 22, 24. Максимизация прибыли монополистом: выбор оптимального объема выпуска. Монополистическое ценообразование (ценовая дискриминация, вопрос 24). Условия максимизации прибыли монополистом: чем большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса. Прибыль монополиста: TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки. И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества = f(Q). Практика ценообразования называется ценовой дискриминацией: продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различие в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Дискриминация здесь – не ущемление прав, а «разделение» покупателей на группы по их способности платить за товары. Первоначальный покупатель не должен иметь возможности перепродать свой товар (услугу). Вида ценовой дискриминации. 1. Д. первой степени: монополист продает каждому покупателю товр по «резервированной цене», т.е. максимальной цене для потребителя. Он не снижает цену, а ищет покупателя, готового заплатить. 2. Д. второй степени: монополист устанавливает различные цены в зависимости от количества покупаемой продукции (цены на поездки в метро: 1.2, 10 поездок и т.д. При покупке большего количества продукции устанавливается более низкая цена за каждую поездку, т.е.каждый экземпляр товара.) 3. Д.третьей степени: монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене, т.е.сегментация рынка (разделение покупателей на рынки в зависимости от их покупательных способностей.) Создается «дорогой» и «дешевый»рынок. На дорогом рынке спрос низкоэластичен, монополист увеличивает выручку за счет повышения цен. На дешевом-более низкие цены, следовательно, больше количество проданной продукции. Установление цен на продукцию естественных монополий: 1. цены на уровне конкурентного рынка (общественно оптимальная цена, для общества-благо, для монополиста-разорение) 2. Цена, которую монополист хотел бы установить, не будь регулирования. 3. Цена, обеспечивающая справедливую прибыль (т.е.окупаемость издержков и нормальная прибыль)
23. Экономические последствия монополии. Чистые потери общества, вызванные монополизацией рынка. Монополия и прогресс. Социально-экономические последствия монополии.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.018 с.) |