Характерные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция. Роль рекламы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция. Роль рекламы.




Рынок монополистической конкуренции: ситуация, когда некрупные фирмы (их около 25-50) предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

ü Каждой фирме принадлежит относительно небольшая доля рынка, отсюда-ограниченный контроль над ценой.

ü Практически нет тайного сговора.

ü Каждая фирма вырабатывает свою политику на рынке без учета реакции со стороны конкурентов

ü Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричное клеймо.

ü Относительная легкость вступления в отрасль.

ü Дифференциация продуктов (дифференцированные продукты: одинаковы по сути, различны по форме: «Дюшес» и «Байкал»). Можно «догнать удачно действующего конкурента, или получать прибыль от собственных удачных действий («закрепить успех»)

Условия вступления в этот рынок, барьеры:

1. Финансовые: нужны затраты на дифференцированный товар (чтобы он отличался от остальных)

2. Необходимость рекламы (затраты на нее)

3. стимулы для овладения авторскими правами, патентам

4. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричное клеймо

5. Относительная легкость вступления в отрасль

Формы дифференциации:

1. За счет качества продукта

2. За счет сопровождающих услуг

3. Размещение

4. Стимулирование сбыта и упаковка

Реклама.

1. Предоставляет информацию, помогающую делать разумный выбор

2. поддерживает СМИ

3. Стимулирует улучшение продукта (чтобы конкурировать за счет рекламы, продукту нужны особые качества, которые можно прорекламировать)

4. Позволяет расширить производство путем эффекта масштаба (делаем рекламу - расширили спрос - издержки снизились за счет э.масштаба)

5. Поддерживает конкуренцию, давая информацию о разнообразной продукции

6. Обеспечивает большую занятость (нужны профессионал, чтобы убеждать людей, что этот товар им нужен)

7. Больше убеждает, нежели информирует

8. Расходы на нее непроизводительные

9. Способствует (иногда) внешним издержкам

10. Способствует большему потреблению табачных и алкогольных изделий, снижает объективность СМИ

11. Большая часть рекламы имеет тенденцию к самонейтрализации- фирма сохраняет свою долю на рынке, а спрос не растет)

12. Способствует росту монополии: создавая финансовые барьеры, пиревженность марке

13. Не считается серьезным фактором производства и занятости

27. Характерные черты олигопольного рынка. Картельные соглашения. Причины доминирования в современном бизнесе олигополистических структур.

Олигополия:

ü Немногочисленность фирм (за счет эффекта масштаба: нужны большие масштабы ресурсов – это барьер; контроль над сырьевым ресурсами (химическая промышленность, электроника), огромные затраты на рекламу). Объединение 2 и более фирм дает власть на рынке (совместные технологии, ноу-нау)

ü Отсутствие единой универсальной модели для объяснения всех случаев и вариантов: олигополия включает множество рыночных ситуаций, различающихся по количеству фирм (2-3, которые делят рынок; 7-8, которые охватывают около 60-70 процентов рынка)

ü Продукт и стандартизированный, и дифференцированный

ü Существует разная степень согласованности действий (вступать или не вступать в тайный сговор)

ü Всеобщая взаимозависимость друг от друга делает затруднителой оценку спроса и предельного дохода

ü Олигопольные цены меняются реже, чем в чистой или монополистической конкуренции (цены негибкие, «жесткие»)

ü Если цены меняются, то фирмы склонны синхронизировать это, т.е. решать какими они будут вместе.

ü Дуополия-2 производителя делят рынок; олигополия – от 3 и более.

Типы олигопольного поведения:

1. Картельное соглашение (тайный сговор): форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.
Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.
2. Лидерство в ценах (молчаливый сговор): соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли.
Корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках.
О надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ, ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.
3. Практика сдерживания цен: практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.
Механизм такой практики – фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.
4. Ценообразование по принципу «издержки плюс»:при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли. Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть AFC и обеспечить нормальную прибыль.

28.)Совершенная конкуренция на рынке труда: предпосылки модели.
Конкуренция - соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Совершенная конкуренция:

ü Множество покупателей и продавцов

ü Высокая мобильность факторов производства

ü Отсутствие барьеров при вступлении на рынок (выхода из него)

ü Однородность (стандартность продаваемой продукции)

ü Равный доступ всех участников рыночных отношений к информации

ü Главной характеристикой спроса для фирмы с чистой конкуренцией является то, что он совершенно эластичен.

ü Доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не может воздействовать на рыночную цену.

ü В чистом виде С.К. никогда не существовала, к ней можно лишь приближаться (например, рынок зерна). Ее рассматривают как абстракцию, анализ которой необходим при уяснении принципов рыночного механизма.

 

30. Несовершенная конкуренция на рынке труда. Модель монопсонии.

Несовершенная конкуренциясуществовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

ü значительная доля рынка у отдельных производителей;

ü наличие барьеров проникновения в отрасль;

ü неоднородность продуктов;

ü несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

3 основных вида несовершенной конкуренций:

ü чистая монополия: 1 фирма на рынке является единственным продавцом товара или усуги и границы фирмы и отрасли совпадают

ü олигополия, когда в отрасли существует несколько фирм

ü монополистическая конкуренция, когда на рынке наличествует сравнительно небольшое число фирм, производящих дифференцированную продукцию

Монопсония на рынке труда.

В отрасли дейстьвует всего один покупатель услуг труда (например, в небольшом городе, где единственным работодателем выступает одна имеющаяся в нем фирма).

В случае с монопсонией фирма обладает монополистическим правом нанимать работников; может «диктовать заработную плату», т. к. ставка заработной платы будет находиться в прямой зависимости от числа нанятых работников. Кривая спроса DL будет совпадать с кривой предельного продукта в денежном выражении. Но, так как монопсонист платит равную плату за каждую единицу товара, кривая предложения труда для него является кривой средних издержек (SL=AC). Привлечение каждого дополнительного работника означает повышение ставки заработной платы для всех работников, в том числе и для ранее нанятых. Поэтому кривая предельных издержек MRCL лежит выше кривой средних издержек. При выборе числа работников монопсонист будет руководствоваться равенством предельного продукта и предельных издержек (точка Е1). Проведя вертикаль до кривой SL и обозначив точку M, можно определить уровень заработной платы WM, а также количество используемого труда LM. В то время как при совершенной конкуренции равновесная ставка заработной платы находилась бы на уровне WE, а равновесное количество занятых равнялось бы LЕ.

Итак, при прочих равных условияхмонопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества работников и при этом выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в условиях конкуренции. В реальности ситуация монопсонии может сложиться на рынке труда в небольшом городе, где имеется, например, только один завод, одна больница, одна школа и т.д.

31.)Профсоюзы, содержание их деятельности и влияние профсоюзов на рынки труда.Профсоюз:ü Объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению всех своих членов. ü Самая главная задача профсоюзов состоит в повышении цены на труд (т.е. повышение зарплаты). Как можно увеличить спрос на труд? 1.Через увеличение спроса на продукт их труда (реклама, политическое лоббирование);2.Через рост производительности труда, т.е. производственного ресурса рабоей силы;3. Через рост цен на ресурсозаменители. Если поднимается минимальная заработная плата, то ограничивается возможность предприятия при угрозе забастовки прибегнуть к труду не членов профсоюза. ü Практика сохранения численности работников в независимости от потребности в них: работника не сокращают, даже если в результате научно-тенического прогресса в нем уже не нуждаются Виды профсоюзов1. Открытые” профсоюзы: многочисленные организации со сложной внутренней структурой, включающие членов не одного или двух предприятий, а, чаще всего, представляющие интересы большинства работников отрасли. Вступить в такие профсоюзы относительно легко (невысокие членские взносы), и объединяют они в основном работников общедоступных специальностей. Методы воздействия на работодателей: организация массовых митингов и забастовок, переговоры с работодателями по поводу найма на работу только членов профсоюза и многие другие.2. “Закрытые” профсоюзы: малочисленные организации. Чаще всего, они

представляют интересы некоторых работников той или иной специальности.Вступить в такие профсоюзы без нужной квалификационной подготовки невозможно (уровень образования, стаж работы по специальности, и т.д.),либо для вступления в них установлены высокие барьеры.

Методы воздействия на работодателей: не количеством, а качеством. К примеру, не каждый работник может стать диспетчером атомной электростанции, для этого нужна определенная квалификационная подготовка.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.009 с.)