Формы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.



Различие факторов, обусловливающих занятость (и, соответственно, незанятость) населения, определяет наличие различных форм безработицы. Отметим наиболее важные из них.

1. Фрикционная безработица. Такая безработица обусловлена добровольным

увольнением работников с места своей работы в расчете на получение новой, более подходящей работы. Эта форма безработицы называется также текучей. Она считается добровольной и необходимой в условиях рыночной экономики. Именно благодаря ей достигается равновесие на рынке труда. Так, низкий уровень заработной платы как цены труда на одном предприятии и более высокий на другом ведет к тому, что работники первого предприятия стремятся уволиться с него и устроиться на втором предприятии. Соответственно, предложение труда на первом предприятии оказывается пониженным, а на втором – повышенным. Это, в свою очередь, ведет к тому, что зарплата на первом предприятии может повыситься, а на втором снизиться и стать примерно одинаковой у работников одной и той же профессии и квалификации на разных предприятиях.

2. Структурная безработица. Она отражает несоответствие между структурой совокупного спроса на труд и структурой совокупного предложения труда, и ее возникновение обусловлено изменениями в отраслевой и производственной структуре экономики. В результате этих изменений одни отрасли или производства устаревают, зато появляются новые. Устаревшие отрасли или производства сокращаются, а то и прекращают существование вообще, соответственно, оказываются без работы занятые в них люди. Такое наблюдается в угольной промышленности, металлургии, текстильной промышленности. Одновременно возникают вакантные места в новых отраслях промышленности, в сфере обслуживания, информатике и т.п. Данная форма безработицы иногда называется технологической, поскольку связана с изменениями в технологии производства. На помощь безработным здесь приходит система профессионального обучения и переподготовки кадров. Она позволяет оказавшихся вследствие закрытия предприятий людей переобучать новым профессиям и устраивать в новых отраслях.

5. Циклическая безработица. Данная форма безработицы возникает в периоды экономических кризисов и охватывает работников многих отраслей, переживающих кризисный спад. Ее также можно считать временной, но фаза кризиса, а затем депрессии может длиться долго, тем самым значительная часть вполне трудоспособных и квалифицированных людей оказывается без работы. Безработица носит вынужденный характер и не зависит от воли и желания самих работников. Не помогает переподготовка и повышение квалификации, поскольку безработными здесь нередко являются достаточно подготовленные и квалифицированные работники. Такая форма безработицы считается наиболее серьезной.

  1. Формы безработицы: институциональная, добровольная, скрытая, застойная.

Институциональная безработица - безработица, порождаемая институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы. Институциональная безработица вызывается:
- несовершенством налоговой системы;
- введение гарантированного минимума заработной платы
- инерционностью рынка рабочей силы;
- несовершенствоv информации о свободных рабочих местах.

Добровольная безработица - безработица, вызванная тем, что часть рабочей силы не желает работать за ставку заработной платы, низкую по сравнению с пособиями по безработице и социальным льготам

Скрытая безработица. Эта форма безработицы характеризуется тем, что

формально люди считаются работающими, но фактически они заняты не полный рабочий день. Такую безработицу также называют скрытой, поскольку она никак не регистрируется.

Хроническая безработица - отсутствие работы в течение длительного периода времени. В зависимости от величины временного интервала различают:
- продолжительную безработицу в течение 4-8 месяцев;
- длительную безработицу в течение 8-18 месяцев; и
- застойную безработицу более 18 месяцев.

  1. Денежно-кредитная политика.

Монетарная или кредитно-денежная политика – воздействие на экономику страны(темпы роста инфляции, уровень безработицы) с помощью изменения денежной массы и процентных ставок.

Различают три основных составляющих монетарной политики:
- эмиссия новых денег;
- прямой контроль над массой денег в денежном секторе;
- операции на открытом рынке.

Суть монетарной политики в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский и инвестиционный спрос.

Теоретически монетарную политику можно разделить на денежную (влияние на величину денежной массы) и кредитную (влияние на уровень процентных ставок). На практике же они не различимы, потому что денежная масса и ставка процента неразрывно связаны.

При уменьшении процентной ставки количество выданных банкам займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии. Увеличение же денежной массы приводит к тому, что деньги становятся менее редким благом и цена их использования, т.е. ставка процента, снижается.

Если увеличить денежную массу в экономике относительно потребности в ней, то предельная полезность денег для людей уменьшится и они предпочтут обменять их на товары, т.е. попросту меньше сберегать и больше покупать, чем увеличат совокупный спрос.

Что бы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо было бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки, ему не подчиняющиеся.Тем не менее у государственных органов есть возможность воздействовать на этот процесс.

В США: Изменяя норму обязательных резервов, Федеральная резервная система ЦБ может уменьшать или увеличивать количество денег, которые банки могут дать взаймы. Если например, в стране экономический спад, то ЦБ может снизить норму с 15 до 10%. Тогда банк, имеющий вклад сможет дать в займы уже не 170, а 180 млн.долл. Предложение займов возрастает, значит, и цена их, т.е. процентная ставка, уменьшится, что будет способствовать росту совокупного спроса и приведет к оживлению экономики.

Если же наоборот в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается, например до 20%. А чем выше норма обязательных резервов, тем меньше размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы денег в обращении, что и требуется для борьбы с инфляцией.

Иногда собственных резервов (вкладов) у банка не хватает, а дать в займы хорошим заемщикам очень хочется (каждый заем – дополнительный доход для банка). Тогда банк имеет право взять кредит у ЦБ для того что бы увеличить свои резервы. Но за этот кредит надо платить. Поэтому ЦБ может повысить или понизить процентную ставку по своим займам частным коммерческим банкам (в России – ставка рефинансирования) и таким образом повлиять на процент, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.

Косвенный способ денежной политики – это покупка или продажа правительством своих ценных бумаг – государственных облигаций. Если правительство хочет снизить процентные ставки, что бы стимулировать экономический рост, оно начинает скупать на рынке свои облигации. Их держатели продают их, в результате на их счетах в банках появляются новые деньги, часть из которых банки могут дать взаймы.

Наоборот, если правительство борется с инфляцией, оно продает свои облигации. Покупатели тратят на их приобретение средства, находящиеся на их счетах в банках, так что возможность банков давать новые кредиты уменьшается.

В отличие от фискальной политики, которая может стимулировать экономический рост, но бессильна против инфляции, монетарная политика может быть жесткой (противоинфляционной) или стимулирующей рост.

  1. Бюджетно-налоговая политика.

Бюджетно-налоговая политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально (вопрос №61).

Государственным органом, который отвечает за фискальную политику, является Министерство финансов. Поскольку государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей, фискальная политика может относиться к обеим частям.

Государственные расходы:

Государство может за свой счет организовать общественные работы(строительство дорог, мостов).Это позволит дать работу многим людям, увеличить их доходы, а значит и потребительский спрос.

Во время спада государство увеличивает расходы на так называемые государственные программы (выделяет средства на постройку и запуск космических кораблей). Множество фирм получают крупные государственные заказы. Эти фирмы нанимают новых рабочих, и в свою очередь, заказывают сырье и оборудование на др. фирмах. В результате производство, занятость и инвестиции начинают увеличиваться во всей экономке.

Доходная часть бюджета:

Одним из направлений бюджетной политики в период спада может быть сокращение государственных доходов т.е. уменьшение налогов с населения и фирм в расчете на то, что сэкономленные деньги будут направляться на потребительские расходы и инвестиции(что увеличит совокупный спрос), а не сберегаться, хотя полной уверенности в этом нет.

А откуда же государство берет деньги на бюджетную политику?

Основной источник его доходов – это налоги, значительная часть которых (прямые налоги) представляют собой некоторую долю от доходов населения и прибыли фирм. Так же – штрафы, пошлины, плата за лицензии, госпошлины.

Во время спада доходы снижаются, а прибыль сменяется убытками; сумма налоговых платежей сокращается и возникает дефицит государственного бюджета. Если правительство хочет проводить бюджетную политику, ему надо взять деньги в долг, что бы покрыть дефицит бюджета. Обычно правительство занимает деньги, выпуская и продавая новые государственные облигации.

Тратить деньги и сокращать налоги во время спада для правительства гораздо легче, чем делать это при подъеме. Увеличение налогов тоже не всегда популярно. В итоге дефицит государственного бюджета становится постоянным, а это способствует инфляции.

Фискальная политика уступила первенство монетарной (70 - 80-е гг.).

 

  1. Государственные расходы и налоги.

Государственные расходы.(см. вопрос №60)

Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

— военные;

— экономические;

— на социальные цели;

— на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

— на содержание аппарата управления.

Налоги

Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Функции налогов. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Виды налогов. Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – налоги, которые берутся с людей или фирм в зависимости от величины их доходов или имущества (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, наследство).

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость).

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный нал ог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.

Государство в рыночной экономике. Провалы рынка.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.

Кризис 1929—1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг. этого не произошло.

В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к миним. отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.

Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирования экономической жизни.

1.Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2.Финансово - экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей).

3.Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.
Провалы рынка

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка, в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Рассмотрим происхождение, последствия и способ преодоления одного из типов несостоятельности рынка - внешних эффектов.

Происхождение внешних эффектов

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами.

Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему "бьет" по производству бетона).

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.

1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

Отсутствие платы за внешний эффект

Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс "чистая вода", который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в неэффективном объеме.

Для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.

 

Внешние эффекты (+ см. вопрос № 62) и общественные блага.

Общественное благо – благо, между потребителями которого нет конкуренции, а производитель, которого не может воспрепятствовать его потреблению не платившими за него лицами. Такие блага в рыночной экономике должно производить государство. Примеры такого рода блага являются оборона страны, прогноз погоды, свет маяка.

Государству есть чем заняться и в тех отраслях, в которых работают исключительно частные фирмы, действующие по законам рынка. Его деятельность в этих отраслях связана с проблемой так называемых внешних эффектов, или побочных воздействий.

Внешний эффект – ситуация, когда деятельность одного экономического субъекта (фирмы, домохозяйства) ненамеренно создает выгоды или невыгоды для другого экономического субъекта; эффект, возникающий когда производство или потребление товара влияет на фирмы или потребителей, непосредственно не вовлеченных в акты купли-продажи. Пример- дым из фабричный трубы.

Теория общественного выбора.

В качестве самостоятельного направления экономической науки сформировалась в 1950-60-х гг. Однако в современной интерпретации она берет начало с работы Дж. Бьюкенена "Границы свободы"(1975). Среди представителей теории - Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др.

Теорию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она занимается исследованием политического механизма принятия макроэкономических решений.

Согласно позиции Бьюкенена эта теория опирается на три основные предпосылки: методологический индивидуализм, концепция "экономического человека" и анализ политики как процесса обмена. Представители теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным, где государство также представляет собой рынок, на котором избиратели и политики обмениваются голосами и предвыборными обещаниями ради получения доступа к распределению ресурсов и мест на иерархической лестнице. При этом деятельность представителей государства нередко бывает далека от идеальной.

Согласно данной теории к провалам государства относятся:

а) ограниченность необходимой для принятия решений информации (наличие активного лобби и мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению имеющейся информации);

б) несовершенство политического процесса (манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, лоббизм, практика взаимной поддержки депутатов путем торговли голосами; бюрократизм, поиск политической ренты);

в) ограниченность контроля над бюрократией (чем больше численность государственного аппарата, тем труднее бороться с бюрократией);

г) неспособность государства и лиц, его представляющих, предусмотреть и эффективно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых государственных решений.

Теорема К. Эрроу о невозможности развивает представления о несостоятельности общественного (коллективного) выбора. С позиции Эрроу, функция общественного благосостояния - это не просто определенные упорядоченные общественные предпочтения в отношении альтернативных общественных состояний, а сам механизм (процедура) такого упорядочивания, своего рода набор правил ("конституция").

Действительно, очевидно, что для перехода от индивидуальных предпочтений к общественным требуется какой-то механизм агрегирования первых во вторые. Естественным стремлением в ответ на парадокс голосования является попытка сконструировать этот механизм (функцию общественного благосостояния по Эрроу) таким образом, чтобы он обеспечивал транзитивность общественных предпочтений. При этом Эрроу предложил четыре минимальных и весьма умеренных требования, которым этот механизм должен отвечать.

1. Неограниченная область определения (unrestricted domain). Иногда этот принцип переводят на русский как "универсальность". Его смысл заключается в том, что механизм агрегирования индивидуальных предпочтений в общественные действует для любой комбинации индивидуальных предпочтений. Так, например, если общество представляют 3 индивида и 3 альтернативы (x, y, z), то в любом случае у нас имеется 63 = 216 возможных вариантов сочетаний индивидуальных предпочтений. Для любого из них существует функция общественного благосостояния как способ трансформации индивидуальных предпочтений в общественные. Говоря математическим языком, в общем случае такая функция имеет неограниченную область определения (отсюда и название принципа).

2. Отсутствие диктатуры (non-dictatorship). Диктатор определяется как некто, чей выбор между парами альтернатив является решающим, т. е. определяющим общественный выбор независимо от предпочтений других. Например, если для индивида 1 x предпочтительнее y и если обществу, независимо от предпочтений индивидов 2 и 3, присуща такая же система предпочтений, то индивид 1 - диктатор.

3. Принцип Парето (Pareto prinсiple). Здесь этот принцип можно сформулировать следующим образом: если каждый предпочитает x по отношению к y, тогда x должен быть предпочтительнее y и для общества.

4. Независимость от не относящихся к делу альтернатив (independence of irrelevant alternatives). Пусть общество предпочитает альтернативу x альтернативе y. Затем предположим, что некое индивидуальное упорядочивание предпочтений изменилось таким образом, что оно оставляет неизменным предпочтения каждого индивида между x и y. Тогда общественное предпочтение x по отношению к y должно сохраниться. Так, изменение z в индивидуальных предпочтениях не должно само по себе изменить характер общественного предпочтения между x и y (иначе говоря, z - посторонняя альтернатива при выборе между x и y).

Эрроу показал, что не существует такой функции общественного благосостояния, которая удовлетворяет всем четырем условиям и которая одновременно способна обеспечить транзитивность общественных предпочтений. Таким образом, любая попытка выработать набор правил, который трансформирует индивидуальные предпочтения в общественные и удовлетворяет этим четырем требованиям, невозможна.

Теневая экономика. Особенности России.

Теневая экономика - в узком смысле - социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах.

Теневая экономика - в широком смысле - производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг, которые не контролируются обществом и скрываются от органов государственного управления. Доходы теневой экономики не отражаются в национальной статистике. Различают криминогенную, скрытую и неформальную теневые экономики.

В большей степени теневая экономика состоит из запрещенных законом производства и сбыта некоторых товаров и услуг: наркотиков, оружия, а так же продажи спиртных напитков и организации азартных игр, в тех местах, где это запрещено.

Еще один вид теневой экономики – рэкет, когда преступные группировки «продают» предпринимателям гарантию безопасности их коммерческой деятельности.

В теневой экономике учувствуют не только бандиты и мошенники, но и самые добропорядочные во всех других отношениях граждане, которые не платят налоги, когда по закону обязаны это делать(Не найдя такси, вы садитесь в попутную частную машину, то вы уже пользуетесь услугой теневой экономики; строители из Украины и Армении трудятся в сфере теневой экономики).

Ярким примером теневой экономики может быть экономика бывшего Советского Союза, которая вся была государственной (частное предпринимательство было запрещено законом). Дефицитные товары продавались на «черном рынке». Продавцы как правило воровали их на госпредприятиях, и снабжали всех желающих, но за очень высокую цену.

Теневая экономика всегда связана с коррупцией – продажность государственных чиновников, которые берут взятки за то, что «не замечают» нарушений закона.

В настоящее время в России существуют развитая теневая экономика. Ее масштабы настолько велики, что статистики не могут точно сказать, наблюдается ли в стране экономический рост или спад: в течении ряда лет объем легальной экономической деятельности сокращался, а теневой, по многим признакам рос. Распространение теневой экономики в современной России связано со стремлением избежать высоких налогов, слабостью государственных служб, наблюдающих за выполнением законов.

На долю теневой экономики в России приходится до 40% ВВП.

Переходная экономика России. Общая характеристика транзитивных процессов и результатов рыночных преобразований.

 

Экономика современной России является переходной от централизованной (плановой) к рыночной.

Причина предпринятого перехода – нарастающая неэффективность плановой экономики в современных условиях, ее неспособность усваивать достижения научно-технического прогресса, хотя несколько десятилетий ей удавалось с большим напряжением сил справляться с чрезвычайными задачами.

Первоначально предпринимались попытки усовершенствовать централизованную экономику, внедряя в нее элементы рыночной (перестройка), но экономическое положение продолжало ухудшаться. то заставило приступить к решительному переходу к рыночной экономике. Перестройка: с 1985-1991 г. Государственные предприятия получили большую независимость, вместо планов стали вводиться госзаказы на какую-то часть продукции, а остальную они могли продавать сами. Люди получали повышенную з/п. но что бы купить на нее хоть что-нибудь, должны были стоять в многочасовых очередях. Продавали только тем, у кого был талон. В результате огромных размеров достигла скрытая инфляция.

Главные составные части процесса перехода – либерализация цен и хозяйственных связей, приватизация и создание институтов рыночной экономики.

Либерализацию можно проводить двумя способами – «шоковым» и постепенным. Первый - болезненный, но кратковременный. Второй – затяжной, в ходе которого в стране существуют как бы два сектора экономики – централизованный и рыночный.(сохраняется гос. контроль над ценами на основные продукты питания и важнейшие сырьевые товары – в результате растет теневая экономика).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.29 с.)