Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Территориальное устройство США, статус региональных органов публичной власти и местного самоуправленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
США — одно из немногих государств, образовавшихся "снизу": первые колонисты селились небольшими общинами. Постепенно происходил процесс объединения общин в более крупные территориальные образования — поселки, города, графства — с целью совместного решения проблем и рационализации управления. Таким образом, как отмечал Алексис де Токвиль, "община была образована раньше, чем графство, графство появилось прежде штата, а штат — прежде, чем вся конфедерация"*. Поэтому местное самоуправление и децентрализация власти оказались в США изначально сильными и прочными.
Система политико-административного деления штатов устанавливается их конституциями. Основными видами политико-административных единиц являются графства (их более 3 тыс.), муниципалитеты — собирательное наименование инкорпорированных (см., ниже п. 4) поселений: большой город (сити), город (таун), поселок (бороу), село (вилидж), которых в совокупности насчитывается более 19 тыс., тауншипы — объединения нескольких малых сельских поселений (около 17 тыс.). Кроме того, имеется около 33 тыс. специальных административного характера округов, в числе которых примерно 14,5 тыс. школьных*. Штаты (кроме Аляски, Коннектикута и Род-Айленда) непосредственно подразделяются на графства. Значительное большинство других местных единиц входит в состав графств, хотя некоторые крупные города сами подразделяются на графства, например город Нью-Йорк состоит из пяти внутригородских графств. В целом по стране на их территории проживает около 89% населения. По размерам территории, численности населения и формам управления графства представляют собой чрезвычайно пеструю картину. Около 60% из них имеют менее 25 тыс. жителей, в то же время в 0,3% графств проживают 43,5% общего числа жителей всех графств*. В южных штатах графства играют существенную роль в управлении, в северных же они сохранились в основном как территориальные ячейки для осуществления функций юстиции. Муниципальные корпорации представляют собой важнейшую группу единиц местного самоуправления. В них проживают 2/3 населения страны. Различия между территориальными единицами внутри этого клана особенно велики. Свыше половины муниципальных корпораций имеет менее 1 тыс. жителей, а в 130 крупных городах страны проживает около четверти всего населения США. Однако статус муниципальных корпораций уравнивает их в правах. Большинство муниципальных корпораций входит в состав графств. 36 городов выделены из графств (это аналог английских метрополитенских графств) — их органы осуществляют функции, свойственные и муниципальным корпорациям, и графствам. В 21 штате (в основном на севере и северо-востоке страны) имеются тауншипы и приравненные к ним единицы, образованные в сельской местности. Не будучи инкорпорированными единицами, они рассматриваются судами как квазикорпорации, уступая по объему функций муниципальным корпорациям. Наконец, более половины всех местных единиц в США составляют специальные округа, которые образуются либо федеральной властью, либо штатами, либо совместно несколькими графствами или (и) городами, либо отдельными графствами или городами. Соединенные Штаты Америки. С конституционной точки зрения, местное самоуправление в США составляет часть органов управления штатов. Оно создается на основе законодательства штатов и обладает правами, определяемыми этим законодательством. Органы местного самоуправления делятся на органы общей компетенции и органы специального назначения. К первым относятся муниципалитеты, графства и тауншипы, ко вторым — школьные и специальные округа. Более двух третей населения США проживает в муниципалитетах. Муниципалитеты создаются для организации в населенных пунктах разнообразных социальных служб в дополнение к тем, которые осуществляются графствами. Для образования муниципалитета необходимо составить петицию, подписанную определенной частью населения, имеющего право голоса, и содержащую указание границ и численности жителей предполагаемого муниципалитета, провести общее голосование в поселении по этому вопросу. Муниципалитеты имеют право на получение различных федеральных и штатных субсидий и определенную долю от налоговых сборов, производимых по всему штату. Они могут также получать средства от выпуска облигаций, владеть некоторыми торговыми и коммунальными предприятиями, облагать налогами (ограниченно) предприятия частного сектора, находящиеся на их территории. Создание муниципалитета позволяет общине осуществлять строгий контроль над землепользованием. Значимая роль муниципалитетов в системе местного управления связана с тем, что они являются органами управления преимущественно городских районов, где потребность в местных социально-экономических службах наиболее высока. Там существует множество конкретных модификаций, форм муниципального управления. Традиционной является форма «мэр — совет», имеющая две разновидности: «слабый мэр — сильный совет» и «сильный мэр — слабый совет». При «слабом» мэре он избирается отдельно от членов совета и наделяется некоторыми самостоятельными полномочиями (в том числе имеет ограниченное право вето на решение совета). Слабость позиций мэра связана с отсутствием у него широких прав в административных вопросах. Наряду с муниципальным советом и мэром имеются относительно самостоятельные специализированные советы и комиссии, занимающиеся многими конкретными вопросами в городской жизни и нередко наделенные прямыми административными полномочиями.«Сильный» мэр сосредоточивает в своих руках почти весь контроль над исполнительным аппаратом. Ему принадлежит право назначать и освобождать от должности руководителей департаментов и служб муниципалитетов, составлять проект бюджета и организовывать его исполнение. Он может налагать труднопреодолимое вето на решения совета, способен активно воздействовать на формирование стратегической линии муниципалитета, нередко предопределять ее. Такая консолидированная форма руководства нашла в настоящее время широкое применение, особенно в крупных городах. Форма «совет — менеджер» — чисто американское нововведение в практику муниципального управления. Для нее характерен небольшой состав совета, за которым закрепляются все нормотворческие функции и функции формирования общей политики муниципалитета. Практическая организация руководства муниципальным аппаратом возлагается на главного администратора (менеджера). Ему предоставлено право подбирать руководителей важнейших департаментов и служб, утверждаемых в должности советом. Второстепенные чиновники назначаются самим менеджером. Должность мэра формально сохраняется, но он выполняет в основном представительские функции и председательствует на заседаниях совета. У него полностью отсутствуют административные полномочия и право вето. Эта форма получила широкое распространение в средних и мелких городах. Во второй половине XX в. в крупных американских городах получила распространение смешанная форма управления: «сильный мэр — совет с главным администратором». Мэр обычно самостоятельно подбирает главного администратора, полномочия которого строго регламентируются. ' Графства являются традиционными единицами административно-территориального деления штатов. В отличие от муниципалитетов большинство из них не наделено правами издания собственных законодательных актов, они лишь призваны обеспечивать реализацию на местах законодательства штатов. В настоящее время объем и диапазон функций графства заметно расширился. Главная причина в том, что их деятельность стала рассматриваться как альтернативный способ организации социальных служб в условиях, когда муниципалитеты столкнулись с финансовыми и социальными проблемами урбанизации американских городов. Графства имеют определенные преимущества перед муниципалитетами в том, что обладают большей налоговой базой, а также имеют возможность для реализации более широкого, регионального, подхода к развитию тех местных служб, для которых муниципальные границы оказываются слишком узкими. Практически во всех графствах создается избираемый населением руководящий коллегиальный орган — совет. Его полномочия и порядок формирования определяются в конституциях и законах штатов. Выделяются два типа советов: комиссионерный и совет контролеров. Первый характеризуется небольшим составом и тем, что его члены избираются специально для работы в этом органе без права занимать другие государственные должности. Советы второго типа {только в пяти штатах) формируются из числа выборных должностных лиц тауншипов и муниципалитетов, входящих в графство. В США используются три основные формы управления графствами. Наиболее распространенной является «комиссионная» форма, когда совет графства выполняет как законодательные, так и исполнительные функции, а в отдельных штатах— и некоторые судебные функции. Довольно широкое распространение получила форма управления «совет — администратора. Совет графства назначает одного администратора для руководства аппаратом. За советом остаются полномочия по принятию постановлений по наиболее важным вопросам. Еще одна модернизированная форма управления — «совет — выборный руководитель». Это должностное лицо имеет статус главы графства. Как правило, он наделяется правами налагать вето на решения совета графства, формулировать и предлагать на рассмотрение совета основные направления политики графства, выступать от имени графства с публичными заявлениями. Тауншипы играют незначительную роль во всей системе местного самоуправления. Формально их отличие от муниципалитетов состоит в том, что их границы определяются безотносительно к концентрации населения. По существу, тауншипы — это административно-территориальные подразделения графств с ограниченными правами самоуправления. Их функции близки к функциям муниципалитетов. Специальные округа представляют собой самую многочисленную группу органов местного управления, выполняющих какую-либо одну или несколько строго определенных функций. Они выступают как самостоятельные юридические лица, наделены правом заключать соглашения и контракты, приобретать объекты собственности и распоряжаться ими, а также обладают правом самофинансирования своей деятельности {за счет сбора налогов и пошлин, поступлений от платы за предоставляемые услуги, получения денег по финансовым обязательствам и т.д.). Значительная часть специальных округов — школьные округа. В них создаются избираемые населением советы, которые обладают правами взимать специальный имущественный налог для финансирования строительства и содержания школ, получать и распоряжаться штатными и федеральными субсидиями на развитие образования, нанимать преподавательский состав и под общим контролем штата и графства заниматься практическими вопросами организации школьного образования. В США существует 19 основных типов специальных округов: пожарные, водоснабжения, по охране почв, жилищного строительства, дренажные, санитарные (включая канализационные), по дорожному строительству, общественному транспорту, ирригации и охране вод, энергоснабжению, здравоохранению и др. Инициатива создания специальных округов может принадлежать как населению конкретного района, так и администрации штатов или местных властей, но компетенция и границы округа утверждаются властями штатов. В пределах своих полномочий советы округов пользуются полной административной автономией. Определение территориальных сфер деятельности специальных округов без жесткой привязки к границам графств и муниципалитетов позволяет решать некоторые проблемы регионального масштаба при сохранении прежней системы административно-территориального деления. Специальные округа имеют преимущества и с точки зрения оперативности и маневренности управления.
Заведующий кафедрой профессор Б.А.Страшун
ФГБОУ ВПО Московская юридическая академия имени О.Е.Кутафина
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.011 с.) |