Особенности конституционного законодательства и правоприменения в Китае. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности конституционного законодательства и правоприменения в Китае.



В Китайской Народной Республике, провозглашенной 1 октября 1949 года, конституции принимались 4 раза - в 1954 г., 1975 г., 1978 г. и 1982 г.

Конституция 1982 г. - конституция "модернизированного социализма" - сравнительно небольшой по объему документ. Она включает 138 статей, размещенных в 4 главах.

Важнейшей особенностью конституции Китая является то, что по форме и по содержанию - это типичная социалистическая конституция. Основные подходы к регулированию общественных отношений, их иерархия примерно такие же, как и в других социалистических конституциях как прошлого, так и настоящего.

Конституция КНР перегружена нормами-принципами, нормами-декларациями, нормами-лозунгами, нормами-программами. Порою трудно провести четкую грань между указанными нормами и классическими юридическими нормами.

Особого внимания заслуживает Введение к конституции. В данном случае Китай последовал традиции азиатских социалистических стран (Вьетнама, КНДР) заменять преамбулу введением. Если преамбула- короткая, торжественная вводная часть конституции, которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы, то введение - это небольшой рассказ (объемом в 1-2 книжные страницы) об историческом пути, пройденном страной и народом.

Введения к конституциям азиатских социалистических стран обычно говорят о тяжелом колониальном прошлом, о появлении мудрого вождя-героя, который создал коммунистическую партию и возглавил борьбу за освобождение, о победе революции, о трудовых буднях народа и о дальнейших целях. Не является оригинальным в этом отношении Введение к конституции Китая.

Особенность Введения в редакции 1982 г. - косвенное упоминание о реформах - модернизации. Его завершает следующее программное заявление: "В дальнейшем коренная задача государства - общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем чтобы... превратить страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое, социалистическое государство".

В главе 1 конституции сформулированы общие положения. Данная сфера основополагающих общественных отношений в западных конституциях нередко именуется основами конституционного строя. Однако китайские законодатели, следуя социалистической традиции, сделали упор в регулировании именно на основы общественно-политического, а не конституционного строя. Можно выделить следующие основные положения главы 1, которая характеризует установившийся в Китае общественно-политический экономический строй:

китай (КНР) - социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян;

основным строем КНР является социалистический строй;

любым организациям или отдельным лицам запрещается подрывать социалистический строй;

вся власть в КНР принадлежит народу (в реальности коммунистической партии);

руководящей и направляющей силой китайского общества является Коммунистическая партия Китая, коммунистическая партия, сконцентрировав волю китайского народа, вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем на основе решений ВСНП (парламента) становятся законами и решениями государства;

Китай строит экономику, где отсутствует эксплуатация человека человеком и господствует принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду";

основным видом собственности является социалистическая собственность;

государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору экономики

государство оказывает поддержку иностранным инвесторам;

государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство, с помощью всесторонне сбалансированных экономических планов и вспомогательной роли рыночного регулирования государство гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.

 

Конституция КНР в главе II закрепляет основные права, свободы и обязанности граждан. Можно выделить следующие специфические черты китайского конституционного регулирования прав и свобод:

следуя социалистической конституционно-правовой традиции, китайские законодатели делают упор на права гражданина, а не человека вообще;

исходя из данной посылки, можно предположить, что закрепленные в конституции права не распространяются на иностранцев;

в конституции, несмотря на обилие других прав, отсутствует закрепление права на жизнь, более того в Китае часто применяется смертная казнь;

отсутствует норма о свободе мысли;

конституция обязывает супругов осуществлять планирование рождаемости ("одна семья - один ребенок"), нарушение этого правила влечет денежный штраф в 3 тыс. юаней и определенные неприятности в дальнейшей жизни;

конституция Китая не только дает типичную для социалистических конституций формулировку "права и обязанности граждан", но и содержит слишком большой перечень обязанностей (защищать отечество и отражать агрессию, охранять безопасность, честь и интересы Родины, хранить государственную тайну, защищать единство государства и сплоченность всех национальностей, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, учиться, трудиться. Платить налоги, соблюдать конституцию и законы и др.);

специфически китайской является норма конституции о запрете каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям. Клевете, ложным обвинениям и травле, данная нора находит еще более детальное развитие в Уголовном кодексе (ст. 138).

 

 

Заведующий кафедрой

профессор Б.А.Страшун

 

ФГБОУ ВПО

Московская юридическая академия имени О.Е.Кутафина

Кафедра конституционного (государственного) права зарубежных стран

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Учебный год

Билет № 19

Глава государства в зарубежных странах

Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Г лава государства рассматривается как высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере международных отношений.

Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.

Реальное место и роль и главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления и сложившегося политического режима в стране. Глава государства может стоять вне ветвей государственной власти, может быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в судебную ветви власти.

Монарх

В странах с монархической формой правления - главой государства является монарх.

Особенности правового статуса монарха:

- власть монарха непроизводна от какой-либо другой власти, он властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти;

- все государственное управление осуществляется от имени монарха;

- в случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, т.е. правление за монарха (либо единолично, либо - коллегией);

- личность монарха признается неприкосновенной и даже священной;

- уголовное законодательство предусматривает особые составы преступлений, направленные против личности монарха или его достоинства;

- монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, не свойственных президенту.

Президент

В странах с республиканской формой правления главой государства является президент. Президент, в отличие от монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40 лет, в Италии - 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной "потолок" и др.

Особенности правового статуса президента:

- всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота;

- власть президента производна - он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса;

- роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна);

- увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра;

- в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.

Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.

Оценку подлинной роли главы государства по букве конституции дать нельзя, т.к. между тем, что записано в конституции, и действительностью - дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен (особенно в парламентарных странах). А если же глава государства выйдет из повиновения правящей элиты, есть различные средства - конституционные (импичмент) и неконституционные (свержение), с помощью которых можно обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.013 с.)