Правовые последствия референдума



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые последствия референдума



В данном случае речь идет о последствиях референдума, име­ющего постановляющий характер, поскольку консультативный референдум правовых последствий в принципе не порождает.

Практически речь идет, во-первых, о юридической силе акта, принятого путем референдума, в сравнении с юридической силой акта, принятого государственным или самоуправленческим opraнов. Т.Е. обладает ли закон, принятый на факульта­тивном референдуме, более высокой юридической силой, чем закон, принятый парламентом? в конституциях и текущем законодательстве четкого ответа на этот вопрос не существует.

Во-вторых, речь идет о возможности или невозможности измене­ния либо отмены закона, утвержденного или принятого на референ­думе, обычным парламентским путем.

 

 

2. Политические партии Соединенного Королевства, правовое оформление их статуса

Политические партии в Великобритании представляют собой общественные объединения граждан, создаваемые для выражения их политических интересов и участия в выборах. В стране сложилась двухпартийная система, когда в Парламенте, Правительстве и в местных органах власти конкурируют две политические партии. В настоящее время это Консервативная партия Великобритании и Лейбористская партия Великобритании.

Консервативная партия является одной из наиболее значительных и традиционных политических партий Великобритании, насчитывающей более 2 млн. постоянных сторонников. Официальное членство в ней не оформляется, членские билеты не выписываются и партийные взносы не уплачиваются. Консервативная партия не имеет постоянной программы и устава. Функцию партийной программы выполняют предвыборные манифесты, содержащие программные требования консерваторов на предстоящих выборах. Структурно Консервативная партия состоит из центральных и местных организаций: ежегодная партийная конференция, Центральный совет, Исполнительный комитет, региональные организации и местные ассоциации, каждая из которых охватывает в своей деятельности территорию избирательного округа. Важную роль в консервативном движении играет Союз молодых консерваторов, обеспечивающий преемственность поколений внутри партии. Суть консервативной идеологии можно определить лозунгом: «Разумный прогресс с сохранением традиций». Консервативная партия опирается на представителей различных социальных групп, однако традиционно позиции консервативной партии сильны среди сельского населения, нежели чем среди жителей крупных городских центров. С 1997 года Консервативная партия находится в оппозиции.

Лейбористская партия представляет собой политическую организацию, придерживающуюся социал-демократической идеологии. В партии существует индивидуальное и коллективное членство, среди наиболее значительных коллективных членов – британские тред-юнионы. Партия имеет Устав, но отсутствует постоянная программа. Программные положения формулируются в период предвыборных кампаний исходя из программной цели – построение справедливого демократического общества с динамично развивающейся экономикой. Структурно партия состоит из ежегодной конференции, Национального исполнительного комитета и партийных ассоциаций, создаваемых в каждом избирательном округе. Социальную основу партии составляют работающие в промышленности и других секторах экономики наемные работники с небольшим и средним уровнем доходов. Важную роль в деятельности Лейбористской партии играют профсоюзы. С 1997 года Лейбористская партия является правящей.

Кроме вышеуказанных общенациональных партий значительным влиянием в партийно-политической системе пользуется Партия либеральных демократов и Социал-демократическая партия, также обладающие представительством в Парламенте. Партия либеральных демократов занимает центристские позиции и в своей идеологии сочетает подходы, как консерваторов, так и лейбористов. Партия возникла в 1988 году в результате реорганизации Либеральной партии. Ее социальной основой являются мелкие и средние предприниматели, часть интеллигенции и государственных служащих. Структурно партия состоит из ежегодной конференции и партийных ассоциаций в избирательных округах. Социал-демократическая партия появилась в 1981 году в результате выхода из Лейбористской партии ее правого крыла. Постоянной или долгосрочной программы партия не имеет, а по политической направленности близка к Консервативной партии. Организационно состоит из ежегодной конференции и местных ассоциаций.

Из региональных политических партий имеющих представительство в британском парламенте следует назвать Шотландскую национальную партию и Партию Плайд Кимру. Шотландская национальная партия была создана в 1934 году с целью получения Шотландией самоуправления (по сути независимости) и осуществления контроля за использованием ресурсов Шотландии. Высшими органами партии являются ежегодная конференция и Национальный совет. Партия имеет первичные организации, действующие лишь в период выборов, и ассоциации в избирательных округах, функционирующие постоянно и состоящие из представителей первичных организаций. На основе первичных организаций и ассоциаций формируется Национальный совет, собирающийся на заседания между конференциями четыре раза в год. Постоянно функционирует Национальный исполнительный комитет. Партия Плайд Кимру (Свободный Уэльс) представляет собой созданную в 1925 году политическую организацию основная цель которой – добиться полного самоуправления Уэльса. Высшим органом партии является ежегодная конференция. В период между конференциями эту функцию выполняет Национальный совет, состоящий из представителей партийных комитетов, которые осуществляют руководство первичными партийными организациями.

Значительные изменения в партийно-политической системе произошли в 90-х годах прошлого века. Это было связано с целым рядом обстоятельств: процессами внутрипартийного обновления, социально-экономическими изменениями в британском обществе, институциональными инновациями в британской политической жизни. До недавнего времени в стране практически отсутствовало законодательство, регулирующее деятельность политических партий на национальном уровне.

В 1994 году после нескольких политических скандалов, в которых оказались замешаны депутаты парламента и члены правительства от Консервативной партии, была создана правительственная Комиссия по стандартам в общественной жизни (комиссия Нолана). В подготовленном ею докладе предлагалось ввести новый кодекс поведения для парламентариев, направленный на упорядочение их коммерческой деятельности, борьбу с коррупцией. Одной из мер стало создание Комитета стандартов и привилегий и назначение парламентского комиссара, ответственного за рассмотрение обвинений, выдвигаемых против парламентариев.

В последующие годы на счету комитета было раскрытие как малозначительных, так и серьезных проступков депутатов парламента. Этим деятельность Комиссии, которую впоследствии возглавил лорд Нейл, не ограничивалась. После выборов 1997 года правительство поручило ей подготовить рекомендации по финансированию деятельности партий, которые легли в основу Акта о политических партиях, референдумах и выборах 2000 года. Устанавливались правила финансирования партий и соответствующие лимиты. Благодаря этому закону политическая партия как юридический субъект впервые получила признание в британском статутном праве. Для политических партий, претендующих на все 659 (с 2005 года – 646) мест в палате общин, был введен лимит расходов в размере 30 тыс. фунтов стерлингов в перерасчете на каждый избирательный округ, или около 20 млн. фунтов стерлингов в масштабах страны. Данная сумма может быть потрачена в течение года до очередных выборов. Запрещены пожертвования в партийную кассу со стороны иностранцев и анонимные пожертвования, превышающие 50 фунтов стерлингов. Становится обязательным регистрирование пожертвований на общенациональные нужды партии и ее деятельность в отдельных избирательных округах, превышающие соответственно 5 и 1 тысячу фунтов стерлингов. Введена строгая система аудита партийной казны. Закреплены положение о запрете на платную радио- и телерекламу политических партий и правила бесплатного доступа к эфиру. Кроме этого, учреждалась Избирательная комиссия, в обязанность которой вошли контроль за соблюдение вышеуказанных правил, мониторинг выборов всех уровней и ведение регистра политических партий. Также ей поручалось разрабатывать рекомендации по повышению эффективности электорального процесса, в первую очередь увеличение явки избирателей.

Рекомендации комиссии Нейла привели к увеличению государственного финансирования оппозиционных парламентских партий. Так, оппозиция Ее Величества стала получать 3 млн. фунтов стерлингов в год. Продолжается дискуссия о том, должны ли политические партии полностью перейти на государственное обеспечение за исключением сбора членских взносов, но пока подобные предложения не находят широкой поддержки.

В 1998 году был принят другой важный закон, регламентирующий деятельность политических партий и организаций. В соответствии с Актом о регистрации политических партий те из них, которые желают участвовать в выборах, должны зарегистрировать свои названия, эмблемы и данные о своих официальных представителях в Регистре политических партий. К 2000 году в Регистр было внесено около 80 партийных наименований. Важно отметить, что процедура регистрации политических организаций в Великобритании носит заявительный характер и, как и их деятельность, обставлена минимальным количеством требований. К партиям для прохождения в парламент не предъявляются требования по минимальному количеству членов или минимальному проценту голосов, полученных на выборах.

 

Заведующий кафедрой

профессор Б.А.Страшун

 

 

ФГБОУ ВПО

Московская юридическая академия имени О.Е.Кутафина



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.018 с.)