Базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство



Исходя из Основного закона ФРГ 1949., в его сегодняшней редакции, можно выделить базовые конституционные принципы, на которых основывается современное немецкое государство и которые характеризуют сегодняшнюю Германию:

германия (ФРГ) является федерацией 16 земель;

земля согласно Основному Закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто - свой диалект немецкого языка, свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земляне является государством в полном смысле этого слова - она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;

германская федерация строится по принципу "сильный центр - сильные земли", на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия "горизонтальных связей" между землями;

федеральное право имеет приоритет над правом земель;

общепризнанные международные договоры иные правовые документы действуют в Германии непосредственно и являются частью национального права;

законодательство связано конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие - правом;

германия признает основополагающие права и свободы человека;

важнейшими из прав, закрепленных в Основном законе, являются право на достоинство и равенство немцев;

в основе построения системы органов государственной власти лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

законодательную власть в стране осуществляют однопалатный парламент - бундестаг, а также особый орган представительства земель - бундесрат;

исполнительную власть осуществляет формируемое бундестагом правительство во главе с обладающим большими полномочиями ("сильным") канцлером - главой правительства и фактически первым лицом государства;

в стране существует разветвленная система судов;

значительную роль в судебной системе играют Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель;

олицетворяет немецкое государство федеральный президент, избираемый особой коллегией играющий церемониальную роль;

германия является демократическим и социальным государством.

 

Немецкий Основной закон стал одной из первых европейских и мировых конституций, поставивший права и свободы человека на первое место среди вопросов конституционного регулирования. Этому примеру в дальнейшем последовал ряд других государств.

Среди прав и свобод, закрепленных Основным Законом, наиболее главенствующее положение занимают:

право на достоинство, которое лежит в основе многих иных прав;

равенство всех немцев. Оно подразумевает:

равенство всех перед законом;

равенство мужчины и женщины;

равенство независимо от происхождения, расы, языка, места рождения, родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов;

равенство детей, родившихся в браке и вне брака;

равенство доступа ко всякой государственной должности;

равенство каждого немца в каждой земле.

право на жизнь и физическую неприкосновенность;

право на свободное развитие своей личности;

свободу совести;

свободу поиска и получения информации;

свободу преподавания, науки и искусства;

право матери на поддержку и защиту со стороны общества;

право на объединения;

свободу шествий и демонстраций;

тайну переписки, почтовой связи иной коммуникации;

право на свободу передвижения;

запрет принудительного труда;

право собственности и свободу наследования;

право петиций;

обязанность пройти службу в вооруженных силах или альтернативную гражданскую службу.

Особенностью немецкого конституционного регулирования основных прав человека является возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют:

свободу печати;

свободу преподавания;

свободу собраний;

свободу объединений;

тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи;

право собственности;

право убежища.

для борьбы против демократического строя, могу быть лишены этих прав решением Федерального конституционного суда.

Также ограничиваются права военнослужащих и лиц, проходящих альтернативную службу:

на свободу собраний;

на подачу коллективных петиций;

на выражение и распространение своего мнения устно, письменно и посредством изображения.

Регулированию основных прав человека посвящено только 19 статей Основного закона ФРГ, причем большое количество обычно закрепляемых другими конституциями прав и свобод вообще оказалось за пределами конституционного регулирования.

Заведующий кафедрой

профессор Б.А.Страшун

 

ФГБОУ ВПО

Московская юридическая академия имени О.Е.Кутафина

Кафедра конституционного (государственного) права зарубежных стран

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Учебный год

Билет № 11

 

Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах

Важный вклад в типологию негосударственных институтов внес видный американский политолог В. Кей, который классифицирует их на две большие группы: политические партии и группы давления. Последние, в свою очередь, подразделяются на групповые объединения аграриев, рабочих, бизнесменов и т. д. В качестве критерия деления им выделяются такие признаки, как официальная и публичная борьба за контроль над государственной властью, в соответствии с которым партии участвуют в выборном процессе 'прямо', а группы давления пытаются 'косвенно', изнутри оказать на правительство влияние по отдельным вопросам. Проблема разграничения видов групповых объединений остается и сегодня предметом научного анализа.

Партии как политические институты

Политическая партия – Объединение людей, представляющих интересы граждан, ставящих в своей целью захват власти или участие в осуществлении управлении государства.

Усложнение форм и методов деятельности политических партий, возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юриди­ческой институционализации. Если конституции XIX века ни одной буквой не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда играли весьма заметную роль в политической и государственной жиз­ни, то ныне регулирование их статуса образует полноценный консти­туционно-правовой институт.

Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституцищшпзации, то есть включе­нии в конституции основных принципов их статуса, и законодатель­ной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально.

Законодательная институционализация обычно включает право­вое регулирование следующих элементов статуса политических партий:

1) понятия политической партии, определения места и роли партий в политической системе и государственном механизме;

2) условий и порядка создания и прекращения политических партий;

3) требований к идеологии и программным положениям партий;

4) требований к их организационному строению и порядку деятельности;

5) финансово-экономической базы партий;

6) взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.

Группы давления

Одной из форм деятельности является лоббистская деятельность. Ее ведут так называемые группы давления. Иногда создаются более или менее самостоятельные группы давления, отражающие взгляды или интересы тех или иных политических течений. Но очень часто группы давления создаются какими-либо общественными объединениями.

Группы давления создаются для консультации парламентов и правительств и информационного их обеспечения по вопросам специализированной нормативной деятельности, поскольку, как уже отмечалось, многие из них связаны с конкретными объединениями, действующими в конкретных сферах и располагающие, поэтому определенной информацией. Другие, хотя и не связанные с конкретными объединениями, отражают мнения некоторых политических течений.

Существует несколько вариантов конституционно-правового ре­гулирования статуса общественных организаций.

Во-первых, важнейшей и нередко единственной конституцион­ной основой статуса этих организаций служит право на объединение в союзы (ассоциации). Фиксируя в конституции право на объедине­ние, законодатель устанавливает одинаковый правовой режим для всех видов союзов (ассоциаций), и тем самым определяется более общий принцип строения общества, а именно принцип свободного образования соци­альных групп.

Во-вторых, наряду с данным нравом в конституции могут быть включены нормы, о правовом статусе отдельных видов общественных объединений (профсоюзов, объединений предпринимателей, молодежных и т.д.) В более мягком варианте это рассматривается как частный случай реализации свободы личности и закрепляется в соответствую­щих главах и разделах о правах и свободах граждан.

Включение в конституцию статей об отдельных видах общественных объединений в условиях демократической государственности является признанием их важной роли в политической системе.

В-третьих, в конституции могут быть указаны условия образования общественных объединений и предъявляемые к ним требования.

В-четвертых, имеется также опыт закрепления в конституции ста­туса конкретных общественных объединений с "указанием их официаль­ного названия.

 

2 .Форма правления и государственный режим в Германии, формирование и взаимодействие высших государственных органов

 

По форме государственного устройства Германия – парламентская республика. Глава государства – федеральный президент, он избирается Федеральным собранием, состоящим из депутатов бундестага и равного им числа участников, делегируемых земельными парламентами (ландтагами) в соответствии с представительством политических партий.

Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников. Президент – это надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

Высший орган законодательной власти и орган народного представительства – немецкий бундестаг, избираемый народом на 4 года. Основная работа по подготовке законов проходит в профильных комитетах. Пленарные заседания используются обычно для парламентских дебатов по основным проблемам внутренней и внешней политики. Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую часть – депутаты бундестага или бундесрат. Законопроекты проходят три чтения и принимаются большинством голосов (кроме поправок к Основному закону, которые требуют квалифицированного большинства).
Глава высшего органа законодательной власти – президент Бундестага

Бундесрат – вторая палата германского парламента. Это представительство 16 федеральных земель, причём его члены не избираются: он формируется из членов земельных правительств или их представителей; их число зависит от числа жителей в земле (Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония имеют по 6 представителей, Гессен – 5, Саксония, Рейнланд-Пфальц, Берлин, Саксония-Ангальт, Тюрингия, Бранденбург и Шлезвиг-Гольштейн – по 4, Мекленбург-Передняя Померания, Гамбург, Саар и Бремен – по 3). Вопросы, касающиеся суверенных прав федеральных земель, особенно финансовые и административные, обычно являются предметом дискуссий и споров, и поэтому в среднем чуть более половины всех законопроектов проходит через верхнюю палату парламента. Кроме того, бундесрат имеет право выносить негативное заключение по любому из законопроектов, но лишь очень немногие из них не получают одобрения в верхней палате. Заседания палаты проводятся один раз в месяц.

Высший орган исполнительной власти – Федеральное правительство.
Глава высшего органа исполнительной власти - федеральный канцлер. Канцлером становится заранее определенный лидер той из политических партий, которая получила наибольшее число голосов на общенациональных выборах. Канцлер предлагает кандидатуры членов кабинета министров для их формального утверждения президентом страны и определяет основные направления внутренней и внешней политики. В случае его отставки в отставку должно уйти все правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только Канцлеру. Канцлер отстраняется от должности лишь в случае избрания нового Канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия – в отличие от деструктивного, который не требует новой кандидатуры на пост главы правительства).

 

Заведующий кафедрой

профессор Б.А.Страшун

 

 

ФГБОУ ВПО

Московская юридическая академия имени О.Е.Кутафина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.019 с.)