Автор - доцент кафедры психологии личности, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор - доцент кафедры психологии личности,



Кандидат психологических наук И.П.ШКУРАТОВА

Ответственный редактор – доктор психологических наук, профессор

Зав. каф. психологии личности С.Т.Джанерьян

Содержание

Стр

Введение ………………………………………………………………4

Модуль 1. Теоретические проблемы диагностики самовыражения личности в общении………………………………………………………………………8

1.1. Характеристики самораскрытия и самопредъявления и методы

их диагностики………………………………………………………..8

1.2. Номотетический и идеографический подходы к исследованию

личности……………………………………………………………….14

1.3. Основные положения теории личностных конструктов

Дж.Келли……………………………………………………………….18

1.4. Возможности техники репертуарных решеток для

диагностики самовыражения личности в общении………………….20

Список литературы к модулю 1…………………………………… 24

Модуль 2. Методы диагностики самораскрытия и самопредъявления,

основанные на технике репертуарных решеток………………………26

2.1. Модифицированный вариант теста Джурарда……………….…..26

2.2. Методика для диагностики эмоционального самораскрытия

личности……………………………………………………………….....36

2.3. Методика для диагностики мотивации самораскрытия………….45

2.4. Методика для диагностики самопредъявления личности……….58

Заключение ………………………………………………………………66

Список литературы к модулю 2 …………………………………….69

Приложение ……………………………………………………………..71

 

Введение

В настоящее время происходит стремительное расширение сети всевозможных психоконсультационных и психокоррекционных центров. Эта ситуация требует от психологов оказания помощи практикам в виде разработки пособий по применению разных методов психодиагностики, в которых давалась бы информация об основных теоретических положениях, лежащих в основе каждого метода, о сфере его применения, опыте его использования и т.д.

В этой связи одна из задач данной работы состоит в создании такого рода рекомендаций по диагностике индивидуальных особенностей самовыражения личности в общении.

Было бы неверно думать, что психологам-теоретикам все ясно относительно характера и возможностей тех или иных психологических методов диагностики. Более того, период восторга от применения традиционных тестов заканчивается, а ничего принципиально нового для диагностики человека пока не изобретено.

Как остроумно заметил Л.Кронбах, ныне действующие тесты отличаются от тестов 20-х годов настолько же, насколько нынешние автомобили отличаются от автомобилей того же периода: они более эффективны, более элегантны, но работают по тем же принципам, что и раньше. Правда, это было сказано в 1960 году, когда еще не было электромобилей, а сейчас сравнение развития психологической диагностики с развитием автомобилестроения будет не в пользу психологии.

Очень многие проблемы психологии личности в настоящее время остаются мало исследованными по той причине, что разработка инструментов для диагностики индивидуальных различий отстает от развития теоретических концептов. В частности, такая ситуация наблюдается относительно изучения самораскрытия и самопредъявления личности. Даже в зарубежной психологии, которая насчитывает полувековую историю изучения этих важных личностных феноменов, существуют единичные методики, позволяющие выявлять индивидуальные различия в этой сфере. Что касается отечественной психологии, то теоретическая постановка этих проблем и их эмпирическое изучение развернулось активно в последние пятнадцать лет, поэтому существует большой дефицит методик для диагностики индивидуальных особенностей самораскрытия и самопредъявления личности.

Описанные в данном методическом пособии методики разработаны И.П.Шкуратовой на основе техники репертуарных решеток за исключением модифицированного варианта теста Джурарда, который был создан при участии Н.В.Перепелица при выполнении ею диссертационного исследования. Все методики прошли апробацию на больших выборках испытуемых и зарекомендовали себя как надежные инструменты для решения многих диагностических задач.

Модифицированный тест Джурарда применялся в диссертационном исследовании Н.В.Перепелица на выборке из 187 человек (мужчин и женщин в возрасте от 18 до 53 лет).

Методика для диагностики эмоционального самораскрытия личности была апробирована на выборке из 150 студентов в возрасте от 20 до 25 лет (70 мужчин и 80 женщин) в диссертационном исследовании М.Н.Тепиной.

Методика для диагностики мотивации самораскрытия была использована в диссертационном исследовании М.В.Бородиной на выборке из 130 студентов (76 женщин и 54 мужчин).

Методика для диагностики самопредъявления личности прошла проверку в диссертационном исследовании Ю.А.Гоцевой на выборке старшеклассников в количестве 150 человек.

Кроме того, эти методики неоднократно использовались при выполнении курсовых и дипломных работ на других возрастных выборках и хорошо себя зарекомендовали с точки зрения их валидности и надежности.

Предлагаемые методики могут с успехом применяться как для научно-исследовательских целей, так и для индивидуального тестирования с целью выявления проблем, связанных с межличностных взаимодействием.

В первую очередь данное пособие рассчитано на студентов психологического факультета ЮФУ, специализирующихся по кафедре психологии личности и проходящих спецпрактикум «Диагностика самовыражения личности в общении с помощью техники репертуарных решеток».

Целью данного спецпрактикума является обучение студентов применению техники репертурных решеток, основанной на теории Дж.Келли, для диагностики индивидуальных особенностей самовыражения личности в общении. Задачи практикума состоят в обучении студентов тестированию с помощью техники репертуарных решеток, обработке данных и их интерпретации для анализа особенностей самораскрытия и самопредъявления в разных сферах общения (семейной, деловой, дружеской).

Практикум является дополнением к читаемому в этом же семестре спецкурсу «Самовыражение личности в общении», в ходе которого студенты изучают теоретические представления зарубежных и отечественных психологов о самораскрытии и самопредъявлении личности в процессе общения, а также знакомятся с другими методиками, рассчитанными на выявление индивидуальных особенностей самовыражения личности.

Спецпрактикум проходит по следующей программе. Сначала проводятся установочные занятие, на которых студентов обучают работе с вышеописанными методиками. Далее студентам отводится несколько недель на выполнение индивидуальных заданий с использованием данных методик для диагностики межличностных отношений в паре. В качестве пары, подвергаемой психологическому анализу, может выступать любая реальная дружеская, супружеская, детско-родительская диада со сложившимся характером отношений. Студентам рекомендуется брать в качестве анализируемой пары такую, в которой существует некоторое нарушение отношений, чтобы с помощью предлагаемых методик увидеть признаки межличностного конфликта. Анализ самовыражения в паре позволяет проследить различия в получаемых данных, обусловленные полом, возрастом, характером отношений и другими личностными детерминантами.

В этот период проводятся консультации для студентов по вопросам сбора, обработки и интерпретации данных. На следующем этапе проводятся занятия, в процессе которых студенты докладывают о результатах своей работы, после чего происходит их обсуждение в группе. Особое внимание отводится обучению студентов интерпретации и описанию полученных данных. Рассматриваются разные приемы интерпретации, анализируются применявшиеся показатели, анализируются возможности применения методик для решения разных диагностических проблем.

В конце семестра студенты сдают письменные отчеты по спецпрактикуму, оформленные в соответствии с предлагаемыми им образцами, на основании чего им выставляются зачеты.

 

 

Модуль 1. Теоретические проблемы диагностики самовыражения личности в общении

Характеристики самораскрытия и самопредъявления и методы

Их диагностики

Под самовыражением личности в общении нами понимается широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определенного образа себя (8).

В зарубежной психологии проблема самовыражения личности в общении изучается через два феномена: самораскрытия, под которым понимается сообщение информации о себе другим людям, и самопрезентации, состоящей в целенаправленном создании определенного впечатления о себе в глазах окружающих. Большинство работ по данной проблематике посвящено общим закономерностям протекания этих процессов, а также факторам, их детерминирующим.

Самораскрытие обладает целым рядом характеристик, которые могут быть определены с помощью психологических методов. К ним относятся глубина, широта, объем самораскрытия, а также избирательность, дифференцированность и продолжительность самораскрытия.

Под глубиной самораскрытия понимается детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы. В противоположность этому поверхностное самораскрытие предполагает неполное и частичное освещение каких-то аспектов своей личности. Исследования зарубежных и отечественных психологов показали, что существуют открытые и закрытые темы. Открытые темы характеризуются высоким самораскрытием и содержат, как правило, нейтральную информацию об интересах и вкусах, отношениях и мнениях человека. К закрытым темам относят информацию о сексуальной сфере, о теле человека, его личностных качествах и финансах. Широта самораскрытия определяется количеством информации и разнообразием тем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект может затронуть только одну тему или же несколько тем. Глубина и широта самораскрытия составляют общий его объем (или интенсивность). Люди очень различаются по степени самораскрытия, что отражает введенное С. Джурардом понятие «норма открытости».

Избирательность самораскрытия отражает способность личности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разными людьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристиках самораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Одни люди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот же рассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.

Дифференцированность самораскрытия можно определить, как способность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности и дифференцированности позволяет судить о гибкости самораскрытия, которая отражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости от собственных целей, характеристик ситуации и партнера.

Эмоциональность самораскрытия характеризуется общей эмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношением позитивной и негативной информации, сообщаемой о себе.

Продолжительность самораскрытия измеряется по времени, затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественного поведения. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.

В зарубежной психологии для диагностики индивидуальных особенностей самораскрытия используется методика, разработанная С.Джурардом в середине прошлого века. Она позволяет измерить большинство из вышеназванных показателей. Первый вариант этой методики включал 60 пунктов, которые сводились в шесть шкал по 10 пунктов в каждой: установки и мнения, вкусы и интересы, работа или учеба, деньги, личность и тело. Позднее им была разработан более короткий вариант теста, включавший всего 30 вопросов, распределенных между теми же шкалами. По мнению С.Джурарда, укороченный вариант так же надежен и валиден, как и полная версия. Обычно, с помощью этой методики определяют самораскрытие по отдельным шкалам, самораскрытие в адрес разных лиц и суммарный объем самораскрытия. Полный вариант методики приведен в статье Н.В.Амяга (1).

Для исследовательских целей нами был расширен список шкал, в частности, была добавлена категория межличностные отношения, поскольку она является частым предметом самораскрытия. Кроме того, из всех шкал были выделены пункты, отражающие негативные стороны личности и ее отношений с окружающими людьми. Таким образом, в нашем варианте методики содержится восемь шкал. Нами было разработано три варианта методики: для подростков, для студентов и для взрослой выборки (4). В данном пособии приводится последний вариант, но он может применяться и для студенческой выборки.

Для диагностики эмоционального самораскрытия В. Снеллом была разработана специальная методика, получившая название «Шкала эмоционального самораскрытия» (5). Она включает 40 пунктов, построенных по следующей формулировке: «В период, когда я чувствовал себя счастливым…». Испытуемому предлагалось завершить это предложение одним из пяти вариантов ответов относительно объема самораскрытия по этой эмоции конкретному лицу. Эти варианты были следующими:

А – я не обсуждаю это чувство с партнером по общению,

В – немного обсуждаю,

С – обсуждаю это чувство в средней степени,

Д – обсуждаю это достаточно полно,

Е – полностью обсуждаю это чувство с партнером по общению.

Сорок формулировок по ключу сводятся в 8 шкал, отражающих следующие эмоциональные явления: счастье, ревность, тревога, гнев, страх, спокойствия, апатия и депрессия. Список партнеров по общению может варьировать в зависимости от задач исследования и включать друга, подругу, супруга, супругу, любимого человека, мать, отца, психотерапевта. При подсчете баллов используется следующая кодировка: А=0 баллов, В= 1 балл, С= 2 балла, Д = 3 балла, Е=4 балла. Чем больше баллов набирает испытуемый, тем больше его объем самораскрытия по соответствующей эмоции. Помимо данной методики В. Снеллом был разработан ряд методик, построенных по похожей схеме («Шкала маскулинного и фемининного самораскрытия», «Шкала депрессивного жизненного опыта», «Опросник оценки отношений»).

Зарубежными исследователями также изучался вопрос об умении вызывать собеседника на откровенность. Лицо, проявляющее большие способности в этом деле они назвали «opener», что дословно переводится с английского языка как «открыватель». Это умение полезно иметь представителем таких профессий, которые связаны с получением информации личного плана: журналистам, психотерапевтам, следователям.

Л.Миллер, Дж.Берг и Р.Арчер в 1983 году разработали опросник, состоящий из 10 пунктов, направленный на диагностику этой способности (1). В нем испытуемому предлагают оценить, насколько он склонен выслушивать чужие признания, и может ли он усилить чужую откровенность. Большинство зарубежных исследований, связанных с проблемой вызывания на откровенность, основывается на применении этой методики.

Помимо вышеназванных методов для диагностики индивидуальных особенностей самораскрытия можно применять метод анализа текстов, в качестве которых могут выступать дневники, блоги, автобиографии, тексты газетных объявлений, интервью в прессе. Их недостаток состоит в том, что оставляя письменное свидетельство своих чувств и мыслей, человек хочет представить себя в определенном свете, поэтому мы имеем дело скорее с самопредъявлением личности, чем с ее искренним самораскрытием.

Разумеется, и в реальном общении с близкими людьми человек дает информацию о себе дозированно и тенденциозно, но чем более публичный характер носит рассказ человека о себе, тем больше в нем элемента легенды и маски.

Для диагностики индивидуальных особенностей самопредъявления существует значительно меньше методик. К числу наиболее известных можно отнести шкалу мониторинга, разработанную М.Снайдером (1). Он называл людей, которые обращают большое внимание на впечатление, которое они производят на других, склонными к самомониторингу. Таких людей отличает ряд признаков:

· они интересуются социальным соответствием своей самопрезентации;

· внимательны к тому, что другие люди делают, как к руководству для собственного самовыражения;

· способны контролировать свое самовыражение; готовы управлять своим самовыражением в социальных ситуациях;

· не согласуются в своей самопрезентации от ситуации к ситуации.

Его «Шкала самомониторинга» включает 25 пунктов, содержащих утверждения относительно своего поведения в ситуации межличностного взаимодействия. Например, такое: «Я не всегда таков на самом деле, каким кажусь». Испытуемый должен оценить, верно или неверно такое утверждение относительно его личности. В результате можно получить суммарное значение, позволяющее оценить величину склонности испытуемого к управлению впечатлением, производимым им на окружающих людей.

Этой методикой пользовались отечественные психологи. В частности она использовалась, Е.П.Никитиным и Н.Е.Харламенковой при изучении феноменов, связанных с самоутверждением личности (7). Они провели факторизацию пунктов данного опросника и выделили четыре фактора: социальной тревожности (10 пунктов), самораскрытия (7 пунктов), самовыражения (7 пунктов) и отраженной социальной тревожности (4 пункта). С их точки зрения, расхождение пунктов на разные факторы свидетельствует о низкой конструктивной валидности методики, т.е. говорит о том, что в нее заложены вопросы, работающие на разные личностные характеристики.

В зарубежной психологии также существует несколько опросников, позволяющих выявлять стратегии самопредъявления, выделенные Э.Джонсом и Т.Питтманом в 1982 году (2). Они создали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими. Исходя из этого критерия ими было выделено 5 стратегий самопредъявления.

1. Стремление понравиться – инграциация. Эта стратегия рассчитана на власть обаяния.

2. Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта.

3. Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника.

4. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха.

5. Демонстрация слабости или мольба. Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания.

Самопредъявление представляет собой более сложный объект для изучения и диагностики, чем самораскрытие, поскольку он охватывает большее число вербальных и невербальных проявлений человека, а кроме того хуже осознается самим субъектом.

В качестве основных трудностей для создания методик для диагностики индивидуальных особенностей самораскрытия и самопредъявления личности можно назвать следующие.

· Недостаточная степень осознанности субъектом самовыражения тех действий, которые он осуществляет с целью создания определенного образа себя.

· Большая вариативность образов, предъявляемых личностью разным людям в разных ситуациях межличностного взаимодействия.

· Большая сложность распознавания приемов самопредъявления людьми, наблюдающими процесс самопредъявления, что затрудняет применение методов наблюдения.

· Существенное влияние культурных, гендерных и прочих социальных факторов на традиции самовыражения, которые затушевывают индивидуально-психологические особенности личности.

· Стремление субъекта самовыражения к социальной желательности предъявляемого образа в процессе выполнения тестового задания.

Все эти аспекты требуют от исследователя применения сложных методов диагностики, которые бы позволяли многомерным образом отражать индивидуальное своеобразие самовыражения личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.041 с.)