Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эгоцентрические и альтероцентрические

Поиск
1.Эгоцентрические мотивы получить совет
получить подтверждение правильности поступка
получить похвалу или одобрение
получить нужную помощь
узнать реакцию человека на свою информацию
получить моральную поддержку
похвалиться своими успехами
избежать чувства одиночества
оправдаться в глазах этого человека
вызвать ответную откровенность
поделиться своими переживаниями
понравиться этому человеку
утвердиться в глазах этого человека
пококетничать
подать себя в определенном виде
покаяться, освободиться от чувства вины
2. Альтероцентрические мотивы поделиться опытом, дать совет
развлечь собеседника
откликнуться на чужую откровенность
ответить на расспросы собеседника

 

Анализ мотивов по этому принципу показал, что у нее выявлено три альтероцентрических мотива из четырех возможных: поделиться опытом и дать совет, развлечь собеседника и ответить на расспросы собеседника. Остальные восемь мотивов относятся к категории эгоцентрических. Это хороший результат, который свидетельствует о ее умении регулировать поток информации о себе в соответствии с запросом собеседника и с учетом его интересов.

Третий этап. Анализ взаимной мотивации самораскрытия в паре.

Данная методика, как и предыдущие, позволяет выяснять взаимные отношения в паре через анализ самораскрытия. С этой целью из бланков ответов выписываются мотивы членов пары (например, мужа и жены), обращенные друг на друга.

Вначале подсчитывается количественное соотношение мотивов и их степень выраженности. Иногда эти величины очень различаются у супругов, особенно, когда в семье наблюдается конфликтная ситуация.

Далее выявляются сходные, встречные и безответные мотивы общения.

Сходными нами называются одинаковые мотивы. Они не всегда приносят согласованность в отношения между членами пары, но свидетельствуют о сходстве занимаемых позиций. Например, стремление самоутвердиться, будучи сходным мотивом, может приводить к конфликтам, в то время как взаимное желание оказать помощь, напротив, говорит о гармоничных отношениях.

Под встречными мотивами нами понимаются пары мотивов, которые соответствуют друг другу (например, дать совет – получить совет, оказать моральную поддержку – получить одобрение). Они являются индикатором согласованности взаимных ожиданий в паре.

Безответные мотивы – это мотивы, которые не имеют аналогов в мотивационном профиле партнера, и, следовательно, не удовлетворяются в межличностном общении. Большое их количество свидетельствует о рассогласовании во взаимодействии членов пары.

Сопоставительный анализ мотивации общения в супружеских парах разного возраста показал, что в 10 молодых парах было выявлено 80 совпадающих, 37 встречных и 62 безответный мотивов, в то время как у пар среднего возраста этим мотивам соответствовали следующие числа: 57, 27 и 168 (17). Причем, число совпадающих мотивов в молодых парах варьировало от 5 до 9, встречных – от 2 до 5, безответных - от 2 до 16. В парах с большим супружеским стажем число совпадающих мотивов изменялось от 3 до 7, встречных - от 0 до 4, безответных – от 8 до 20. Эти данные отражают снижение гармоничности супружеских отношений с возрастом и длительностью брака. Взаимная привлекательность супругов явно убывает. Это подтверждается также и тем, что в молодых семьях по мотивации общения на первое место оба супруга поставили друг друга в 7 случаях из 10. Анализ степени взаимности мотивации самораскрытия может прояснить характер отношений между членами пары с точки зрения сходства их взаимных ожиданий и взаимной привлекательности.

Методика для диагностики самопредъявления личности

Процедура выполнения этого теста состоит из нескольких этапов. На первом этапе испытуемому предлагается ролевой список, который включает лиц из ближайшего окружения, и испытуемый должен подобрать конкретных людей, выполняющих эти роли. Ролевой список должен включать лиц из семейной, дружеской и деловой сфер общения, как и в предыдущих методиках.

На втором этапе испытуемому предлагался список из 50 черт личности, и давалась инструкция представить мысленно общение с каждым человеком из ролевого списка и подумать, какое качество он демонстрирует в общении с ним в первую очередь. Затем испытуемый должен был оценить, насколько он стремится выглядеть таким же в общении с другими людьми, пользуясь оценками:

2 балла – очень важно выглядеть таким;

1 балл – иногда важно выглядеть таким;

0 – совсем неважно выглядеть таким.

Чтобы повысить надежность теста, испытуемому предлагалось повторить эту процедуру дважды, т.е. для каждого партнера назвать по два предъявляемых ему качества.

Таким способом испытуемый заполнял таблицу оценок, в которой строками были предъявляемые качества, а столбцами люди, в адрес которых они предъявляются.

В последнем столбце таблицы испытуемый записывал, насколько эти качества у него реально выражены, пользуясь оценками:

2 балла – качество сильно выражено,

1 балл – средне выражено,

0 – слабо выражено.

Этот столбец с самооценкой позволял при обработке оценить величину расхождения, между самооценкой и предъявляемым образом в общении с разными людьми.

В качестве примера для рассмотрения обработки и интерпретации данных теста СПО мы возьмем результаты тестирования Натальи 21 года.

Таблица 12. БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Имя Наталья

Возраст 21 год замужем

КАЧЕСТВА (Общаясь с этим человеком, я стремлюсь выглядеть в его глазах …)     РОЛИ    
Муж Мать   Отец Друг Подруга Руководитель Сотрудница   Самооценка сумма
  Любящей     1 / -1 1/ -1 1/ -1 0/-2 1/ -1    
  Заботливой       1/ -1   1/ -1 1/ -1    
  Смелой 2/+1 2/+1 2/+1 2/+1 2/+1   2/+1    
  Помогающей           1/ -1      
  Понимающей 2/+1 2/+1     2/+1   2/+1    
  Уверенной в себе 2/+1 2/+1 2/+1 2/+1 2/+1 2/+1 2/+1    
  Открытой   1/ -1 1/ -1 1/ -1   1/ -1      
  Верной   1/ -1 1/ -1 0/-2 1/ -1 0/-2 1/ -1    
  Сочувствующей 0/ -1 2/+1   0/ -1   0/ -1      
  Самостоятельной     2/+1 0/ -1          
  Деловой       2/+2 1/+1 2/+2 1/+1    
  Дружелюбной 2/+1       2/+1   2/+1    
  Увлеченной делом       0/ -1   2/+1      
  Искренней     1/ -1 1/ -1   1/ -1      
  Сумма                  
  Преувеличение/ Приуменьшение                  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.006 с.)