Номотетический и идеографический подходы к исследованию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Номотетический и идеографический подходы к исследованию



Личности

Одним из важных критериев для классификации психодиагностических методов является их соотнесение с идеографическим и номотетическим подходами к исследованию личности. Эти термины принадлежат немецкому философу Вильгельму Винденбанду, который противопоставил естественнонаучный и исторический ряды знаний (9). Номотетический метод, по его мнению, состоит в обобщении и установлении законов и характеристик для естественных наук. Идиографический метод, напротив, направлен на описание индивидуальных особенностей исторических фактов. Если естествознание устанавливает законы и обобщает, то история - индивидуализирует, выделяя из бесконечного многообразия явлений «исторического индивидуума».

Основатель дифференциальной психологии В.Штерн перенес эту дихотомию в психологию, выделив в ней два подхода к исследованию личности (9). Их он иллюстрировал с помощью диаграммы, вертикальные оси которой представляют собой отдельных индивидов, а горизонтальные - черты личности (см. рис. 1).

А Б В Ю Я

а

б

в

 

ю

я

 

Рис.1. Графическая модель четырех типов психологического исследования

А. Номотетический подход.

1. Одна горизонтальная линия означает, что одна черта исследуется на многих индивидах.

2. Две или более горизонтальные линии означают, что две или более черты исследуются на многих индивидах для установления связей между ними.

Б. Идиографический подход.

1. Одна вертикальная линия означает, что один индивид описывается с помощью ряда черт и взаимосвязей между ними для выявления его уникальности.

2. Две или более вертикальных линий означают, что два или более индивида сравниваются между собой на основе многих черт.

В.Штерн отдавал предпочтение идиографическому подходу. Психология, с его точки зрения, должна базироваться на персонологии - особой дисциплине, предметом которой служит персона как «живая уникальная целостность, стремящаяся к цели, открытая по отношению к миру». Однако он был далек от мысли о том, что номотетический подход хуже или не нужен вовсе. Напротив, он подчеркивал, что идиографический метод обеспечивает наилучшее понимание личности на основе уникального взаимодействия номотетично определяемых черт. Иными словами, номотетический подход позволяет выявить характеристики, которые затем могут быть использованы для описания уникальной личности.

Это означает, что один и тот же тест может быть использован как для идиографического, так и номотетического подхода. Особенно это относится к тем методикам, которые позволяют измерять большое количество переменных, как, например, 16-ти факторный опросник Кеттелла или MMPI. Это предусмотрено Р.Кеттеллом в двух способах обработки данных с помощью R-техники и Q-техники.

Большая часть психологических исследований строится по номотетическому образцу, при котором определенная группа людей обследуется с помощью одного или нескольких критериев оценки. Эти данные помогают установить широту индивидуальных различий, наиболее характерный для данной группы способ реагирования на предъявляемый в ходе тестирования стимульный материал, а также вероятностные связи между измеряемыми переменными. Испытуемый при этом не анализируется как уникальная личность, а только как представитель выборки.

Совсем иные задачи и условия тестирования возникают в случае обращения человека за психологической помощью в психологический консультационный центр. Здесь сама ситуация навязывает психологу-практику идиографический подход, поскольку он имеет дело с одним человеком, у которого своя уникальная проблема. В соответствии с пониманием В.Штерна, практик должен применить имеющийся у него арсенал методов для выявления сути этой проблемы.

Но тут оказывается, что психологические методы очень различаются по легкости их применения в номотетическом и идиографическом направлениях. Чем более стандартизированным, жестко ограниченным в выборе ответов испытуемым является метод, тем лучше он работает на группах испытуемых и тем менее податлив в интерпретации отдельных случаев. И наоборот, чем больше степеней свободы предполагает метод, тем более он хорош для индивидуальной диагностики, но сложен технически для сопоставления результатов многих людей. Не случайно при сопоставлении отдельных свойств личности с другими поведенческими проявлениями чаще используются опросники, а для индивидуального консультирования проективные методики. Это обусловлено тем, что опросник дает, как правило, представление о степени выраженности определенной личностной черты, косвенно связанной с личностной проблемой, в то время как проективная методика может вывести прямо на суть проблемы. Большинство проективных методов создавалось в клиниках с целью диагностики тех особенностей личности, которые могли привести к заболеванию или его усугубить. Как это ни печально, но психологи сначала занялись индивидуальностью патологической личности и только потом пришли к пониманию того, что и психически здоровому человеку нужна психологическая помощь, основанная на знании его уникальной индивидуальности.

В настоящее время особенно возрастает спрос на такие методы, которые вскрывают уникальные личностные характеристики, но в то же время не несут на себе отпечаток «больничности», то есть не рассматривают здорового человека как смягченный вариант больного (шизотимный, циклотимный и т.п.).

К разряду таких методов можно отнести репертуарный личностный тест, созданный Д.Келли на основе его теории личностных конструктов (3). Необычность этого метода была «запрограммирована» оригинальностью лежащих в его основе психологической теории и методологии, названной Дж.Келли «конструктивным альтернативизмом»(3).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.005 с.)