Различия между опросниками и репертуарными решетками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различия между опросниками и репертуарными решетками



Опросник Решетка
1. Состоит из вопросов, трактовка которых испытуемым может быть очень разной Предлагает испытуемому сделать оценку объекта по конкретному критерию, чаще всего им же самим и сформулированному
2. Предлагает оценивать преимущественно собственные характеристики и поведение Предлагает оценивать как себя, так и других людей
3. Испытуемый оценивает себя и свое поведение в общем, как наиболее характерное Испытуемый оценивает себя и свое поведение применительно к общению с конкретными людьми
4. Опросник при обработке позволяет получить определенные баллы по заложенным в него шкалам Решетка при обработке позволяет получить много показателей с применением разных статистических процедур
5. Интерпретация результатов применения опросника опирается на нормативные данные, которые узко применимы в рамках возрастных, половых и прочих социальных групп испытуемых Данные, полученные с помощью техники репертуарных решеток, в принципе не могут быть нормативными, поскольку цель их получения состоит в выявлении субъективной картины мира испытуемого
6. Опросник не может быть вторично применен для выявления динамики признака, поскольку считается, что вторичное применение (за исключением проверки на валидность) некорректно Репертуарные решетки могут заполняться неоднократно, так как испытуемый не знает их устройство и не может контролировать уровень социальной желательности своих ответов

 

Возможности конструирования новых методик для диагностики самовыражения личности на основе техники репертуарных решеток описаны в книге Франселла Ф., Баннистер Д. «Новый метод исследования личности» (6).

1. Способ задания конструктов или критерия для оценки объектов

Их может быть три:

· Критерии заданы экспериментатором.

· Критерии испытуемый сам выбирает из списка.

· Смешанный вариант.

Рассмотрим их более детально.

Удобства первого способа состоят в том, что он позволяет сравнивать между собой ответы испытуемых. Испытуемым легче по готовым критериям дать оценку объектам. Недостаток состоит в том, что данные критерии могут не подходить данному испытуемому. Например, в тесте Джурарда, который организован по такому принципу, есть пункт «рассказываю о своих религиозных представлениях». Если человек не имеет таковых, то этот пункт ему не подойдет. Ему в этом случае предлагается вычеркнуть всю строку. Происходит утрата информации. В то же время, скорее всего, у данного человека есть такие темы для самораскрытия, которые не вошли в предлагаемый перечень.

В этой связи более предпочтительным является второй вариант, при котором испытуемый сам выбирает из списка критерии для оценки своего поведения. По такому принципу построен, например, тест для диагностики мотивации самораскрытия (тест МСР). В нем испытуемому предлагается назвать главный мотив, которым он руководствуется в случае самораскрытия в адрес каждого своего знакомого. Это позволяет испытуемому выбрать те мотивы, которые для него наиболее характерны. Разумеется при сравнении данных разных испытуемых это создает определенные сложности, зато больше соответствует идеям Дж.Келли.

Есть и третий вариант, при котором часть критериев уже задана, а часть критериев может дописать сам испытуемый. Мной такой вариант пока не применялся.

2. Модификации при составлении списка оцениваемых объектов или ролевого списка.

Ему надо уделять особое внимание, поскольку от степени репрезентативности этого списка в большой степени зависит содержание полученной информации.

В качестве одной из рекомендаций можно посоветовать составлять список таким образом, чтобы в нем были представлены три основные сферы общения испытуемого (семейная, деловая и дружеская). Это необходимо для того, чтобы проследить особенности самораскрытия и самопредъявления в общении с разными людьми. Процесс самовыражения личности по разному протекает в зависимости от знака отношения с партнером по общению, дистанции и позиции, которую занимает субъект самовыражения (доминирующая, подчиненная, паритетная). В этой связи ролевой список должен в достаточной степени отражать разнообразие партнеров. Другим фактором, существенно влияющим на характер самовыражения личности, является пол мишени самораскрытия. Поэтому важно, чтобы в ролевой список были включены как мужчины, так и женщины, желательно в равной пропорции.

Величина ролевого списка может колебаться от 5 до 15 ролей. Матрица, включающая меньше пяти столбцов, не может быть обработана по всем статистическим процедурам. Расширение ролевого списка свыше 15 ролей приведет к утомлению испытуемого и небрежному заполнению бланка или даже отказу от работы. Оптимальная величина ролевого списка лежит в диапазоне от 6 до 10 ролей.

Правила подбора людей для составления ролевого списка испытуемым те же, что и для классического теста Келли.

· Это должны быть реальные люди, которых испытуемый достаточно хорошо знает и с которыми часто общается или общался в недалеком прошлом.

· Нельзя одного и того же человека вписывать дважды под разными номерами (например, как сотрудника и как друга).

· Пол или возраст подбираемых людей может быть любым, но это должны быть взрослые люди. Можно включать в список детей старше 10 лет.

· Родителей надо включать в ролевой список только в том случае, если они принимали реальное участие в жизни испытуемого. Если кто-то из них в связи с разводом не общался с испытуемым, в этом случае надо вместо него указать другого члена семьи (бабушку, брата и пр.). Если кто-то из родителей недавно умер, надо его включать в ролевой список, так как общение с родителями является моделью, на которой формируются стратегии самовыражения личности с другими людьми.

Экспериментатор должен обязательно объяснить все эти моменты испытуемому, чтобы потом не было недоразумений при интерпретации данных.

Удобство данного метода состоит в возможности трансформировать роли и конструкты разными способами в соответствии с целями исследования или диагностики.

Список рекомендуемой литературы

1. Амяга Н.В. Методики для диагностики личностной представленности человека в общении // Журнал практического психолога, 1998, № 1, с.42-53.

2. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории исследования, тренинг. – СПб.: Речь, 2007.- 224 с.

3. Келли Дж. Теория личности. – СПб.: Речь. 2000. 249 с.

4. Перепелица Н.В. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией. Дис. … канд. психол наук. Ростов-на-Дону, 2003. 256с.

5. Тепина М.Н. Эмоциональное самораскрытие личности в адрес разных партнеров по общению. Дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону. 2008. 236 с.

6. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.,Прогресс, 1987.С.42-136.

7. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения.- СПб.: Алетейя, 2000. 224 с.

8. Шкуратова И.П. Самовыражение личности в общении // Психология личности. Учебное пособие под ред. П.Н.Ермакова и В.А.Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.241-265.

9. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под самовыражением личности?

2. Назовите характеристики самораскрытия личности.

3. С помощью какой методики измеряется объем самораскрытия?

4. Какие характеристики присущи людям, склонным к самомониторингу?

5. Какие стратегии самопредъявления были описаныЭ.Джонсом и Т.Питтманом?

6. Чем отличается идиографический подход к диагностике черт личности от номотетического?

7. Что такое конструктивный альтернативизм по Дж.Келли?

8. Какие способы задания конструктов или критерия для оценки объектов применяются при модификации теста Келли?

9. Какие модификации возможны при составлении списка оцениваемых объектов или ролевого списка?

10. Какие существуют правила подбора людей для составления ролевого списка испытуемым в репертуарном тесте Келли?

Модуль 2. Методы диагностики самораскрытия и самопредъявления,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.011 с.)