Первый этап анализа. Определение интенсивности мотивации общения с разными партнерами по общению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый этап анализа. Определение интенсивности мотивации общения с разными партнерами по общению



Для этого подсчитывается число мотивов, отмеченных испытуемым в общении с каждым человеком из ролевого списка. В столбце, соответствующем данной роли, надо подсчитать число единиц и двоек, а их количество записать в строке “КМ” (количество мотивов). Этот показатель дает представление о том, насколько разнообразна мотивация общения испытуемого с данным человеком. Чем больше число, тем более полимодальна мотивация общения.

Второй показатель - величина мотивации - определяется путем суммирования чисел в столбце. Он зависит не только от количества мотивов, но и от степени их выраженности. При равном числе мотивов у двух испытуемых за счет большей интенсивности их выраженности у одного из них, его величина мотивации может быть большей. Результаты вычисления этого показателя заносятся в строку “ВМ” (величина мотивации). Корреляция между этими показателями очень высокая r=0,77 (Р£ 0,001), поэтому для сопоставления с другими личностными характеристиками можно воспользоваться одним из них. Лучше работать с показателем величины мотивации, т.к. он более информативен.

Для наглядности полученных результатов рекомендуется построить график, отложив по горизонтальной оси номера ролей, а по вертикальной - значения величины мотивации общения.

Столбики на графике показывают величину мотивации общения с каждым из указанных в списке партнеров по общению. Если просуммировать эти значения и разделить на их число, то мы получим среднюю величину мотивации общения. Этот показатель отражает интенсивность мотивации общения, под которой понимается стремление к контактам и межличностному общению данного человека.

Если средняя величина мотивации общения, расположена выше 12 баллов (для нашего примера), это означает, что для человека характерна повышенная потребность в общении. Если она расположена ниже 12 баллов, это свидетельствует о заниженной потребности в общении. Большие перепады на графике говорят о больших различиях у испытуемого в мотивации общения с разными людьми, т.е. по отношению к одним людям он очень расположен к разностороннемуц общению, а с другими предпочел бы не общаться вовсе.

Наличие малого числа мотивов в общении с конкретным лицом является свидетельством его формализованности, если речь идет о деловой сфере, или неблагополучия в отношениях, если анализируются внутрисемейные или дружеские контакты.

Рассмотрим диаграмму величины мотивации самораскрытия Кати.

1 – мать; 2 – отец; 3 – сестра, 4 – тетя; 5 – лучший друг; 6 – друг; 7 – лучшая подруга;

8 – подруга; 9 – подруга; 10 – сотрудница; 11- сотрудник; 12 – руководитель

Рис.6. Величина мотивации самораскрытия Кати в общении с разными партнерами по общению.

Сложив величины мотивации самораскрытия Кати в адрес всех лиц из ее списка, и разделив на 12, можно узнать среднюю величину самораскрытия, которая у нее равна 16 баллам. Ее средняя выше средней теоретической, что говорит о повышенной мотивации самораскрытия. Таким образом, если с кем-то из данных людей мотивация самораскрытия выше 16 баллов, это означает, что этим людям Катя наиболее стремится раскрываться. К ним относятся в порядке убывания лучшая подруга, лучший друг, сестра, родители. Минимальные значения мотивации самораскрытия мы наблюдаем в деловой сфере. Анализ предыдущих тестов показал нам, что самораскрытие в деловой сфере всегда ниже, чем в семейной и дружеской, что обусловлено формальным характером отношений на работе. У молодых девушек часто наиболее доверительным лицом является самая близкая подруга. Это мы наблюдаем и у Кати (21 балл). Второй подруге она уже меньше стремится раскрыться (15 баллов). Столь же сильно ее стремление рассказывать о себе лучшему другу, с которым ее связывают явно романтические отношения, поскольку главным мотивом ее самораскрытия в его адрес она назвала желание понравиться.

Анализ главных мотивов в адрес разных лиц может дать психологу много информации о характере отношений с ними субъекта самораскрытия.

Таблица 8

Соответствие между мотивами самораскрытия и партнерами

По общению

Мотивы самораскрытия Партнеры
Поделиться своими переживаниями Мать
Получить совет Отец
Вызвать ответную откровенность Сестра
Получить нужную помощь Тетя
Понравиться этому человеку Лучший друг
Утвердиться в глазах этого человека Друг
Узнать реакцию человека на свою информацию Лучшая подруга
Получить моральную поддержку Подруга
Подать себя в определенном виде Сотрудница
Развлечь собеседника Сотрудник 1
Поделиться опытом, дать совет Сотрудник 2
Ответить на расспросы собеседника Руководитель

 

Сведения в таблице не нуждаются в комментариях, поскольку они со всей очевидностью показывают, что Катя в общении с каждым из указанных ею людей имеет разные цели и мотивы самораскрытия, поэтому темы самораскрытия у нее будут разные в общении с ними.

Полученные данные можно сравнить с результатами исследования мотивации самораскрытия студенческой молодежи, проведенного М.В.Бородиной на большой выборке испытуемых (76 девушек и 54 юноши) (см. Приложения 14 и 15).

Правда, при сравнении с данными Бородиной надо иметь в виду, что в ее варианте теста МСО бланк включал 15 строк, а не 12 как в нашем, поэтому максимальное значение мотивации самораскрытия в адрес конкретного лица могло составлять 30 баллов, а не 24 (как в нашем примере). Но если сравнивать данные по местам, которые занимают разные лица в качестве мишеней самораскрытия, то сравнение будет корректным.

Катя так же, как и большинство девушек, наибольшее стремление к самораскрытию испытывает в общении с лучшей подругой, лучшим другом и родителями. Наименьшая мотивация наблюдается в общении с лицами из деловой сферы.

Проведенный анализ дал возможность выявить величину мотивации самораскрытия в общении с разными людьми, но не дал информации о целях самораскрытия. Для этого надо осуществить содержательный анализ мотивации самораскрытия.

Второй этап. Содержательный анализ мотивации самораскрытия

Следующий этап обработки связан с выявлением доминирующих мотивов самораскрытия в общении с разными партнерами. Для этого вначале вычисляется степень выраженности каждого из указанных испытуемым мотивов. Она тоже может быть сделана в двух вариантах. При первом подсчитывается только число ролей, в отношении которых этот мотив проявился (числа 1 и 2 в строках). Результат записывается в столбец “КМ”. Во втором варианте суммируются все числа в строке, и результат записывается в столбец “ВМ” (величина мотивации). Показатель величины мотивации дает информацию о степени выраженности каждого мотива. Их можно проранжировать от наиболее выраженного к наименее выраженному.

Таблица 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.007 с.)