Третий этап. Определение фемининности и маскулинности предъявляемого образа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий этап. Определение фемининности и маскулинности предъявляемого образа



Пол и социальные ожидания с ним связанные накладывают существенный отпечаток на самопредъявление личности. Можно выделить три направления влияния пола и гендера личности на процесс самопредъявления.

1. Пол и гендер личности определяют содержание создаваемого образа. Каждый человек предъявляет преимущественно такие личностные качества, которые одобряются социумом у представителей его биологического пола.

2. Пол и гендер влияют на выбор предпочитаемых стратегий и тактик самопредъявления.

3. Мужчины и женщины по-разному используют средства самопрезентации. Это проявляется в оформлении собственной внешности, в построении речевых конструкций, в использовании команды и интерьера для предъявления себя окружающим людям.

В исследовании И.П. Шкуратовой и Ю.А.Гоцевой исследовались содержательные характеристики образов самопредъявления подростков старшеклассников (21). Результаты показали, что наиболее часто избираемыми качествами у юношей оказались следующие характеристики: взрослый (82% респондентов указали его в ответах), сильный (80%), умный (66%), уверенный (62%), способный (56%), ответственный (48%), дружелюбный (42), воспитанный и независимый (по 36 %), современный (34%). В сумме на эти качества приходится 60% всех выборов, поэтому можно считать, что они являются основой обобщенного образа, предъявляемого юношами в общении.

Девушки в общении с окружающими наиболее часто предъявляют следующие качества: дружелюбная (отметило 66% респонденток), понимающая (56%), надежная (54%), способная (48%), эмоциональная (40%), внимательная (40%), общительная (36%), откровенная (35%), ответственная (34 %), современная (33%). Именно эти качества можно считать базовыми в образе, предъявляемом девушками в отношении разных лиц из ближайшего окружения.

Нетрудно заметить, что набор этих качеств отражает стремление юношей выглядеть более маскулинными, а девушек - более фемининными.

Рассмотрим, насколько эти качества присущи Наталье. Из фемининных качеств ею были выбраны следующие: заботливый, понимающий, помогающий, сочувствующий, дружелюбный, искренний. Маскулинные качества, выбранные ею таковы: смелый, уверенный в себе, самостоятельный, деловой, увлеченный делом. Любящий, открытый и верный считаются нейтральными качествами. Если сложить величину самопредъявления этих групп качеств, то окажется, что фемининные качества дают в сумме 61 балл, а маскулинные - только 47 баллов. Это означает, что в общении с разными партнерами Наталья стремиться предъявить в первую очередь фемининные качества, чтобы выглядеть более женственной.

Четвертый этап обработки данных. Определение величины искажения черт личности в процессе самопредъявления.

Известно, что в разных ситуациях взаимодействия с разными людьми мы одни качества демонстрируем более открыто и даже преувеличиваем их, а другие стараемся приуменьшить, или вообще скрыть.

Данная методика позволяет это увидеть. В процессе заполнения бланка для ответов испытуемого просили оценить, насколько каждое из выбранных им качеств ему присуще. Таким образом, мы получали самооценку испытуемого. Сравнивая эти оценки с величиной самопредъявления этих же качеств, можно определить, насколько точно каждое качество предъявляется в общении с разными людьми. Возможны три случая:

· качество предъявляется в соответствии с тем, насколько оно выражено;

· качество преувеличивается

· качество приуменьшается.

В таблице ответов различия между самооценкой и самопредъявлением внесены рядом с величиной самопредъявления. Можно проводить анализ искажения качеств как по столбам (применительно к разным партнерам по общению, так и по строкам (т.е. по отдельным качствам).

Анализ по ролям показывает, что Наталья в целом выдерживает баланс по преувеличению и приуменьшению качеств. Тенденция к преувеличению наиболее выражена в общении с подругой и сотрудницей, а тенденция к приуменьшению – в отношении друга и руководителя.

Если анализировать отдельные свойства, то наиболее преувеличивает Наталья такие качества как смелость, уверенность в себе и деловые качества (все маскулинные). В общении с некоторыми людьми она стремится выглядеть менее любящей и верной, чем есть на самом деле.

Пятый этап. Анализ взаимного самопредъявления в паре.

Данная методика, как и предыдущие, позволяет выяснять взаимные отношения в паре через анализ самопредъявления. С этой целью из бланков ответов выписываются качества, которые предъявляют члены пары друг другу, а также величины их предъявления.

Вначале подсчитывается количественное соотношение этих качеств (так как некоторые могут не предъявляться данному партнеру по общению) и их степень выраженности. Иногда эти величины очень различаются у супругов, особенно, когда в семье наблюдается конфликтная ситуация.

Анализ может идти по нескольким направлениям.

· Определение ведущих предъявляемых категорий качеств (деловые, аттрактивные и пр.).

· Определение степени фемининности / маскулинности образов, предъявляемых каждым членом пары.

· Выявление величины искажения черт личности в процессе самопредъявления каждым членом пары.

В процессе анализа этих данных надо обращать внимание прежде всего на степень социальной желательности предъявляемых друг другу членами пары, их симметричность, синтонность.

Заключение

Разработка диагностических методов представляет собой очень трудную и ответственную работу, поскольку, предлагая свой метод, ее автор несет ответственность перед теми, кто пожелает воспользоваться данной диагностической процедурой.

Методики, выполненные в технике репертуарных решеток, требуют меньшего объема проверок на валидность и надежность, поскольку они претендуют на способность отражать субъективные представления тестируемого об окружающем мире. У них нет нормативных данных. Таблицы, приводимые в приложении, даны лишь для того, чтобы дать возможность интерпретатору сравнить данные своего испытуемого с тем, как отвечают другие люди. В этих тестах нет правильных и неправильных ответов. Мы не можем сказать, что является идеальным мировосприятием, поскольку таковое вообще не существует. Но, видя мировосприятие человека и восприятие им самого как субъекта самовыражения, психолог может указать ему на те вещи, которые ускользали от его самосознания. Это поможет ему расширить горизонты представления человека о самом себе и характере его отношений с окружающими его людьми, что поможет ему в дальнейшем действовать более целенаправленно и осознанно в процессе своего самовыражения.

Пользователю данных методик надо непременно быть творческим человеком с развитым воображением. Тому, кто привык дать заполнить опросник испытуемому, обработать по ключу данные, получить результат и на этом остановиться, лучше не браться за эти громоздкие процедуры обработки данных. Но для тех, кто хочет идти вглубь, анализировать, что стоит за конструктами, используемыми испытуемым, открывается широкое поле для деятельности. В этом пособии совсем не были рассмотрены процедуры, основанные на вычислении связей между столбцами и строками, которые выводят на понятие когнитивной сложности личности. Но эти процедуры применимы ко всем рассмотренным методикам, поскольку они основаны на матричном представлении данных.

Автор желает всем пользователям этих методик творческого вдохновения при интерпретации результатов их испытуемых.

Список рекомендуемой литературы

1. Бородина М.В. Мотивация самораскрытия личности в юношеском возрасте. Дисс....канд. психолог. наук. Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.

2. Бородина М.В. Особенности самораскрытия студентов в межличностном общении // Психологический вестник. Вып. 3. Ростов н/Д: РГУ, 1998. С. 323-331.

3. Зинченко Е.В. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен. / Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. Вып. 2. С.404-419.

4. Зинченко Е.В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами. Дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону. 2000. 256 с.

5. Зинченко Е.В. Межличностные отношения и самораскрытие личности // Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 2000. – Вып.5. – С.250-253.

6. Новокшенова Н.В. Влияние личностных черт старшеклассников на особенности их самораскрытия // Психологический вестник РГУ, вып. 5, Ч 1-2. Ростов-на-Дону. 2000.C.237-249.

7. Перепелица Н.В. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией. Дис. … канд. психол наук. Ростов-на-Дону, 2003. 256с.

8. Тепина М.Н. Эмоциональное самораскрытие личности в адрес разных партнеров по общению. Дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону. 2008. 236 с.

9. Шемякина Н.В. Я-внешнее и Я-внутреннее: самораскрытие и Я-концепция // Психологический вестник РГУ. Вып. 5. Ростов н/Д., Изд-во РГУ. 2000. С. 284-287.

10. Шкуратова И.П. Мотивация самораскрытия в межличностном общении // Психологический вестник РГУ. Вып. 3. Ростов-на-Дону, 1998. С. 315-322.

11. Шкуратова И.П. Руководство по применению репертуарного теста Д. Келли для диагностики межличностных отношений. Пособие по спецкурсу «Диагностика индивидуальных особенностей общения» для студентов дневного отделения факультета психологии. Ростов-на-Дону.: Изд-во РГУ, 1998. 30 с.

12. Шкуратова И.П. Мотивационная модель общения и попытка ее экспериментального изучения // Психологический вестник. Ростов-на-Дону, изд-во РГУ, 1996.

13. Шкуратова И.П. Мотивация межличностного общения и метод ее диагностики. Методическое пособие по спецкурсу «Диагностика индивидуальных особенностей общения». Ростов-на-Дону, РГУ, 1998.

14. Шкуратова И.П. Диагностика межличностных отношений с помощью техники репертуарных решеток. Методическое пособие по спецкурсу «Диагностика индивидуальных особенностей общения». Ростов-на-Дону.РГУ, 2000.

15. Шкуратова И.П. Индивидуальные особенности самовыражения личности в общении // Психология общения: социокультурный анализ. Ростов-на-Дону. Изд-во РГУ, 2003, с.335-337.

16. Шкуратова И.П., Гоцева Ю.А. Самопредъявление подростков в межличностном общении // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, ЮРГИ, 2004, с.267-283.

17. Шкуратова И.П. Самовыражение личности в общении. Методическое пособие по спецкурсу для студентов дневного и заочного обучения. Ростов-на-Дону, РГУ, 2006. 68 с.

18. Шкуратова И.П., Тепина М.Н. Эмоциональное самораскрытие мужчин и женщин в общении с разными партнерами // Российский психологический журнал, 2007, т.4, №1, с.8-16.

19. Шкуратова И.П. Самовыражение личности в общении // Психология личности. Учебное пособие под ред. П.Н.Ермакова и В.А.Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.241-265.

Вопросы для самопроверки

1. Какие категории смораскрытия диагностируются в тесте Джурарда?

2. Какой прием используется при определении глубины самораскрытия в тесте Джурарда?

3. Как осуществляется анализ взаимного самораскрытия в паре с помощью теста Джурарда?

4. Какие эмоции и чувства анализируются в тесте диагностики эмоционального самораскрытия?

5. Как осуществляется процедура выявления искажения эмоций в тесте диагностики эмоционального самораскрытия?

6. Как осуществляется содержательный анализ мотивов самораскрытия в тесте на диагностику мотивации самораскрытия?

7. Что такое эгоцентрические и альтероцентрические мотивы?

8. Как определяется величина искажения черт личности в процессе самопредъявления в тесте СПО?

9. Как осуществляется содержательный анализ предъявляемого образа в тесте СПО?

10. Как осуществляется анализ взаимного самопредъявления в паре с помощью теста СПО?

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список приложений

Приложение 1. Инструкция к модифицированному варианту опросника самораскрытия С. Джурарда

Приложение 2. Бланк модифицированного варианта методики С. Джурарда

Приложение 3. Пример заполненного бланка теста Джурарда (испытуемая Елена 23 года)

Приложение 4. Пример заполненного бланка теста Джурарда (испытуемый Денис 30 лет)

Приложение 5. Средние значения показателей самораскрытия по темам и партнерам (данные из диссертационного исследования Н.В.Перепелица)

Приложение 6. Средние значения показателей сквозного анализа теста С. Джурарда для всей выборки испытуемых (187 человек) (данные из диссертационного исследования Н.В.Перепелица)

Приложение 7. Средняя частота псевдосамораскрытия по темам (данные из диссертационного исследования Н.В.Перепелица

Приложение 8. Бланк для ответов теста для диагностики самопредъявления (теста ДЭС)

Приложение 9. Средние значения самораскрытия позитивных и негативных эмоций и чувств мужчинами и женщинами (данные из диссертационного исследования М.Н.Тепиной)

Приложение 10. Самораскрытие эмоций мужчин и женщин в общении с разными партнерами (данные из диссертационного исследования М.Н.Тепиной)

Приложение 11.Инструкция к методике диагностики мотивации самораскрытия в общении (МСР).

Приложение 12. Бланк к тесту для диагностики мотивации самораскрытия

Приложение 13. Пример заполненного бланка испытуемой Кати.

Приложение 14. Степень выраженности мотивов самораскрытия

(данные из диссертационного исследования М.В.Бородиной)

 

Приложение 15. Средняя величина мотивации самораскрытия девушек и юношей в общении с разными партнерами (данные из диссертационного исследования М.В.Бородиной)

Приложение 16. Инструкция к тесту диагностики самопредъявления (тесту СПО).

Приложение 17. Бланк для ответов к тесту СПО

Приложение 18. Список качеств к тесту СПО

Приложение 19. Список фемининных, маскулинных и нейтральных качеств к тесту СПО

 

 

Приложение 1.

Инструкция к модифицированному варианту



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.023 с.)