Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ограничения фокус-групповых интервьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любая техника сбора информации сталкивается с ограничениями, и фокус-групповые интервью не исключение. Важно учитывать эти ограничения при принятии решения, следует ли использовать эту технику. Для фокус-групп существуют следующие ограничения. Первое. Исследователь имеет меньше контроль в групповых обсуждениях по сравнению с индивидуальными интервью. Фокус-групповые интервью дают возможность участникам взаимодействовать друг с другом и влиять друг на друга. В следствие этого члены групп могут влиять на ход дискуссии. В результате всегда имеется какая-то часть фокус-групповых обсуждений, которая не относится к делу, т.е. является отступлением от заданной темы. Второе. Данные фокус-групповых обсуждений могут быть сложны для анализа. Групповая взаимосвязь создает социальную среду, и высказывания должны толковаться исходя из текста. Иногда это бывает непросто. Необходимо избегать произвольных толкований и делать преждевременные заключения. Следует также учитывать, что иногда участники могут изменять свои позиции под влиянием друг на друга. Третье. Техника фокус-групп требует тщательной подготовки. Иногда плохо подготовленные фокус-группы могут дать замечательные результаты, но это далеко от успеха, который достигается при проведении хорошо подготовленных интервью. Тематический план обсуждения, использование техники проб, и понимание, куда и как двигаться в новых областях требует подготовки и изучения информации, имеющейся в распоряжении до начала исследования. Четвертое. Каждая фокус-группа имеет уникальные характеристики. Одна группа может быть летаргической, скучной и ленивой, другая, выбранная из той же популяции, может быть возбужденной, энергичной и бодрящей. Из-за различий в группах следует проводить достаточное количество групп для уравновешивания различий. Пятое. Бывают группы, которые трудно собрать вместе. Это может быть определенной проблемой. Фокус-группы требуют, чтобы люди располагали временем для того, чтобы прийти в определенное время в отведенное место для взаимодействия друг с другом. Шестое. Обсуждение должно фокусироваться в определенном направлении. Это часто создает логические проблемы и требуют от участников инициативы. РЕЗЮМЕ Фокус-группы имеют свою специфику по сравнению с другими группами. Фокус-группы отличаются следующими характеристиками: 1) фокус-группы вовлекают людей в социальное взаимодействие, 2) цель фокус-групп - собрать качественные данные из общих обсуждений, 3) фокус-группы на деле доказывают, что собираемая информация естественна и пригодна для обобщений. Фокус-группы могут быть с пользой применены до, во время и после осуществления программ, событий или экспериментов. Они оказывают помощь для выявления нужд, при развитии планов, при поиске новых клиентов, нахождении решений, тестировании новых программ и идей, внедрении существующих программ, получении информации для последующего анкетирования, и т.д.. Фокус-группы валидны, если они применяются к проблеме, действительно подходящей для фокус-группового обсуждения. Фокус-группы имеют несколько преимуществ, в том числе: 1. это социально-ориентированный исследовательский метод, предоставляющий реальные данные, полученные в социальной среде; 2. это весьма гибкий метод; 3. он имеет высокий уровень валидности; 4. позволяет быстро получить результаты; 5. имеет низкую цену. Фокус-группы имеют ограничения, которые влияют на качество результатов. Ограничения включают в себя: 1. фокус-групповые интервью обладают меньшим контролем, чем индивидуальные; 2. данные трудны для анализа; 3. проведение фокус-групп требует специального мастерства; 4. различия между группами могут создавать проблемы; 5. некоторые группы трудно собрать вместе; 6. обсуждения должны фокусироваться в определенном направлении. Фокус-группа - это один из видов исследования, имеющий сходство с другими групповыми исследованиями, в которых мы можем экспериментировать. Что должны делать фокус-группы? В чем состоит их специфика? В достижении естественных отношений, где люди чувствуют себя свободными для бесед и открытыми для других участников, а также являются одновременно и активными участниками. ЧАСТЬ II. ПРОВЕДЕНИЕ ФОКУС-ГРУПП Процесс проведения фокус групп состоит из трех фаз: 1)концептуализация изучаемой проблемы; 2)проведение фокус-группового интервью; 3)проведение анализа и создание отчета по собранным данным. Каждая из этих фаз требует поэтапного размышления и действий. Фаза концептуализации является ключевой для успеха фокус-групповых интервью. В этой фазе исследователь размышляет о цели исследования с точки зрения целей пользователя информацией (заказчика). Затем исследователь создает общий план, которым будет руководствоваться в процессе исследования. Эта фаза описывается в главе Ш. Фаза непосредственной подготовки состоит из трех пунктов. Все они должны предшествовать первому групповому собеседованию. Это разработка вопросника (глава IV), обучение мастерству ведения группового интервью (глава V) и выбор участников групп (глава VI). Фокус группы проводятся после осуществления этих трех шагов. Анализ и составление отчета - последний этап исследования, основанного на фокус-группах. Данные обсуждений анализируются (глава VII), на их основе составляется отчет (глава VIII). ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ФОКУС-ГРУПП (Сказка про полевую мышь, которая хотела найти счастье и удачу за два зернышка. Орел и белка ей помогали, но когда она встретилась с волком и забралась в его логово, никто больше ее не видел.) Мораль этой сказки такова: если ты не знаешь кто тобой руководит, попытайся лучше разобраться - иначе это может стоить тебе дороже, чем несколько зерен. С одной стороны, концептуализация и планирование кажутся простыми. Однако человеческая память несовершенна, наш человеческий род не всегда профессионален или логичен, и среда, в которой мы действуем, динамична. Временами наилучшие планы приводят к заблуждениям. Бывают и обратные ситуации, когда наскоро созданные планы имеют бурный успех. Обширные и глубокие планы порой не приносят пользы, но все же недостаток планирования более опасен. Обдумывание планов занимает не много времени и энергии, но предотвращает дорогие ошибки. План ведет исследование к цели и дает исследователю возможность достигать этой цели в намеченные сроки и в соответствии с бюджетом. Планирование начинается с определения возможностей и целей, а также средств достижения этих целей. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Планирование начинается с размышления о возможностях исследования и приводит к организации логических, последовательных целей. Некоторые проблемы бывают абсолютно непригодны для изучения методом фокус-групп. Например, директор образовательной школы хочет набрать новых сотрудников; координатор хочет оценить новую программу; координатор округа по обслуживанию населения хочет определить возможности организации, и т.д.. Могут ли фокус-группы помочь в решении этих проблем? Скорее всего, нет; во всяком случае, этот вопрос требует изучения и обдумывания. Когда проблема исследования передается в исследовательский отдел организации, необходима общая ясность и понимание природы проблемы, а также ясность в отношении того, какая информация требуется заказчику. Получив заказ, исследователь должен начать писать самое точное, какое только возможно, описание проблемы и целей изучения. Этот шаг существенно влияет на начало исследования или на решение об отказе от него. Прежде, чем приступать к работе, исследователь должен дать ясный письменный ответ на следующие вопросы: ¨ Для чего проводится исследование? ¨ Какая информация должна быть получена? ¨ Кому нужна эта информация (кто будет ее получателем)? Важно ответить на эти вопросы именно в письменном виде. Это важно для того, чтобы достичь соглашения между исследователями и заказчиком, сопоставив идеи и мнения. Главная цель - достичь согласия о природе проблемы и видах информации, необходимых для ее практического решения. Невыявленные разногласия - вот главные помехи для создания плана действий. Поэтому письменные тексты важны для дальнейшего прогресса. Когда согласие относительно целей достигнуто, следующий шаг - решить, какую процедуру исследования принять. Вообще говоря, для исследования пригоден любой метод, который ведет к достижению цели. С этой точки зрения исследователь должен оценить альтернативные источники информации, такие как экспертный опрос, анкетный опрос, индивидуальные интервью, включенное наблюдение, фокус-группы, или комбинация нескольких методов. Прежде, чем начать исследование методом фокус-групп, следует вспомнить их недостатки и преимущества, описанные в главе П. Другой возможный начальный шаг в технике фокус-групп - это решение по информационным нуждам. Не имея конкретного заказа, исследователь может решить, что некая информация имеет определенный спрос. Это касается, в частности, тех индивидуалистов, которые работают ради интереса или готовы идти на коммерческий риск. В этом случае также следует ответить на три вопроса: ¨ - Кто будет пользоваться информацией? ¨ - Какая информация необходима? ¨ - Почему нужна эта информация? Лица, принимающие решение в организациях, будут, в основном, первыми читателями отчетов, но они будут одновременно и пользователями и лицами, принимающими решение. Для реализации программы и обсуждения результатов полезно создание добровольных и совещательных групп. Контакт исследователя с такими группами (а не только с первыми лицами предприятия) весьма полезен для исследователя в двух отношениях: для улучшения качества результатов, и для того, чтобы их внедрение шло успешнее. Те, кто принимает решения по применению программ, могут не знать, какая информация существенна. Иногда они прямо говорят об этом: "Я не знаю что я ищу, но я знаю чего я хотел бы добиться". Иногда исследователь понимает, что изучение должно быть более глубоким, чем предполагает заказчик, т.к. в противном случае есть риск потерять результаты полностью. В такой ситуации наилучшая стратегия - это попросить принимающего решение описать желаемый конечный результат или то, как этот результат будет использован. Заказчик может быть некомпетентен в отношении промежуточных результатов, но конечный результат или желаемое положение дел, ему, конечно, ясны. Если их описать, то исследователь может спланировать сбор информации. Одна из возможных стратегий - это просить лиц, принимающих решения, "думать вслух" о том, как они будут принимать решения относительно выбранной программы. Слушая их доводы и рассуждения, исследователи лучше понимают, что именно им необходимо обдумать в своих исследовательских программах программах. Информация бывает предназначена для разных целей. В некоторых случаях она может быть использована для принятия тех или иных конкретных решений. В других случаях она может просто представлять интерес, позволяя понять суть программ и их восприятие участниками. Временами информация бывает полезна благодаря своей обыденности, т.е. выявляет обычные реакции социальной среды ("познает великое" из социальной среды). Так или иначе, исследователь постоянно должен думать о том, почему он это изучает, и уже затем проводить опросы. Вопрос "почему" имеет много ракурсов, и исследователь должен постоянно задавать их самому себе. Например: "Каковы цели изучения?", "Что побуждает тебя изучать?", "Кто заинтересован в результатах изучения?", "Что могут сделать эти люди(заказчики) на основе результатов исследования?" и т.д. Этот набор вопросов, модель анкеты дает возможность исследователю получить лучшее представление об информационных нуждах пользователя, и в этом состоит залог успеха исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.107 (0.009 с.) |