Ограничения фокус-групповых интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничения фокус-групповых интервью



Любая техника сбора информации сталкивается с ограничениями, и фокус-групповые интервью не исключение. Важно учитывать эти ограничения при принятии решения, следует ли использовать эту технику. Для фокус-групп существуют следующие ограничения.

Первое. Исследователь имеет меньше контроль в групповых обсуждениях по сравнению с индивидуальными интервью. Фокус-групповые интервью дают возможность участникам взаимодействовать друг с другом и влиять друг на друга. В следствие этого члены групп могут влиять на ход дискуссии. В результате всегда имеется какая-то часть фокус-групповых обсуждений, которая не относится к делу, т.е. является отступлением от заданной темы.

Второе. Данные фокус-групповых обсуждений могут быть сложны для анализа. Групповая взаимосвязь создает социальную среду, и высказывания должны толковаться исходя из текста. Иногда это бывает непросто. Необходимо избегать произвольных толкований и делать преждевременные заключения. Следует также учитывать, что иногда участники могут изменять свои позиции под влиянием друг на друга.

Третье. Техника фокус-групп требует тщательной подготовки. Иногда плохо подготовленные фокус-группы могут дать замечательные результаты, но это далеко от успеха, который достигается при проведении хорошо подготовленных интервью. Тематический план обсуждения, использование техники проб, и понимание, куда и как двигаться в новых областях требует подготовки и изучения информации, имеющейся в распоряжении до начала исследования.

Четвертое. Каждая фокус-группа имеет уникальные характеристики. Одна группа может быть летаргической, скучной и ленивой, другая, выбранная из той же популяции, может быть возбужденной, энергичной и бодрящей. Из-за различий в группах следует проводить достаточное количество групп для уравновешивания различий.

Пятое. Бывают группы, которые трудно собрать вместе. Это может быть определенной проблемой. Фокус-группы требуют, чтобы люди располагали временем для того, чтобы прийти в определенное время в отведенное место для взаимодействия друг с другом.

Шестое. Обсуждение должно фокусироваться в определенном направлении. Это часто создает логические проблемы и требуют от участников инициативы.

РЕЗЮМЕ

Фокус-группы имеют свою специфику по сравнению с другими группами. Фокус-группы отличаются следующими характеристиками:

1) фокус-группы вовлекают людей в социальное взаимодействие,

2) цель фокус-групп - собрать качественные данные из общих обсуждений,

3) фокус-группы на деле доказывают, что собираемая информация естественна и пригодна для обобщений.

Фокус-группы могут быть с пользой применены до, во время и после осуществления программ, событий или экспериментов. Они оказывают помощь для выявления нужд, при развитии планов, при поиске новых клиентов, нахождении решений, тестировании новых программ и идей, внедрении существующих программ, получении информации для последующего анкетирования, и т.д..

Фокус-группы валидны, если они применяются к проблеме, действительно подходящей для фокус-группового обсуждения.

Фокус-группы имеют несколько преимуществ, в том числе:

1. это социально-ориентированный исследовательский метод, предоставляющий реальные данные, полученные в социальной среде;

2. это весьма гибкий метод;

3. он имеет высокий уровень валидности;

4. позволяет быстро получить результаты;

5. имеет низкую цену.

Фокус-группы имеют ограничения, которые влияют на качество результатов. Ограничения включают в себя:

1. фокус-групповые интервью обладают меньшим контролем, чем индивидуальные;

2. данные трудны для анализа;

3. проведение фокус-групп требует специального мастерства;

4. различия между группами могут создавать проблемы;

5. некоторые группы трудно собрать вместе;

6. обсуждения должны фокусироваться в определенном направлении.

Фокус-группа - это один из видов исследования, имеющий сходство с другими групповыми исследованиями, в которых мы можем экспериментировать. Что должны делать фокус-группы? В чем состоит их специфика? В достижении естественных отношений, где люди чувствуют себя свободными для бесед и открытыми для других участников, а также являются одновременно и активными участниками.

ЧАСТЬ II. ПРОВЕДЕНИЕ ФОКУС-ГРУПП

Процесс проведения фокус групп состоит из трех фаз: 1)концептуализация изучаемой проблемы; 2)проведение фокус-группового интервью; 3)проведение анализа и создание отчета по собранным данным. Каждая из этих фаз требует поэтапного размышления и действий.

Фаза концептуализации является ключевой для успеха фокус-групповых интервью. В этой фазе исследователь размышляет о цели исследования с точки зрения целей пользователя информацией (заказчика). Затем исследователь создает общий план, которым будет руководствоваться в процессе исследования. Эта фаза описывается в главе Ш.

Фаза непосредственной подготовки состоит из трех пунктов. Все они должны предшествовать первому групповому собеседованию. Это разработка вопросника (глава IV), обучение мастерству ведения группового интервью (глава V) и выбор участников групп (глава VI). Фокус группы проводятся после осуществления этих трех шагов.

Анализ и составление отчета - последний этап исследования, основанного на фокус-группах. Данные обсуждений анализируются (глава VII), на их основе составляется отчет (глава VIII).

ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ФОКУС-ГРУПП

(Сказка про полевую мышь, которая хотела найти счастье и удачу за два зернышка. Орел и белка ей помогали, но когда она встретилась с волком и забралась в его логово, никто больше ее не видел.)

Мораль этой сказки такова: если ты не знаешь кто тобой руководит, попытайся лучше разобраться - иначе это может стоить тебе дороже, чем несколько зерен.

С одной стороны, концептуализация и планирование кажутся простыми. Однако человеческая память несовершенна, наш человеческий род не всегда профессионален или логичен, и среда, в которой мы действуем, динамична. Временами наилучшие планы приводят к заблуждениям. Бывают и обратные ситуации, когда наскоро созданные планы имеют бурный успех. Обширные и глубокие планы порой не приносят пользы, но все же недостаток планирования более опасен.

Обдумывание планов занимает не много времени и энергии, но предотвращает дорогие ошибки. План ведет исследование к цели и дает исследователю возможность достигать этой цели в намеченные сроки и в соответствии с бюджетом. Планирование начинается с определения возможностей и целей, а также средств достижения этих целей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Планирование начинается с размышления о возможностях исследования и приводит к организации логических, последовательных целей. Некоторые проблемы бывают абсолютно непригодны для изучения методом фокус-групп. Например, директор образовательной школы хочет набрать новых сотрудников; координатор хочет оценить новую программу; координатор округа по обслуживанию населения хочет определить возможности организации, и т.д.. Могут ли фокус-группы помочь в решении этих проблем? Скорее всего, нет; во всяком случае, этот вопрос требует изучения и обдумывания. Когда проблема исследования передается в исследовательский отдел организации, необходима общая ясность и понимание природы проблемы, а также ясность в отношении того, какая информация требуется заказчику.

Получив заказ, исследователь должен начать писать самое точное, какое только возможно, описание проблемы и целей изучения. Этот шаг существенно влияет на начало исследования или на решение об отказе от него. Прежде, чем приступать к работе, исследователь должен дать ясный письменный ответ на следующие вопросы:

¨ Для чего проводится исследование?

¨ Какая информация должна быть получена?

¨ Кому нужна эта информация (кто будет ее получателем)?

Важно ответить на эти вопросы именно в письменном виде. Это важно для того, чтобы достичь соглашения между исследователями и заказчиком, сопоставив идеи и мнения. Главная цель - достичь согласия о природе проблемы и видах информации, необходимых для ее практического решения. Невыявленные разногласия - вот главные помехи для создания плана действий. Поэтому письменные тексты важны для дальнейшего прогресса. Когда согласие относительно целей достигнуто, следующий шаг - решить, какую процедуру исследования принять.

Вообще говоря, для исследования пригоден любой метод, который ведет к достижению цели. С этой точки зрения исследователь должен оценить альтернативные источники информации, такие как экспертный опрос, анкетный опрос, индивидуальные интервью, включенное наблюдение, фокус-группы, или комбинация нескольких методов. Прежде, чем начать исследование методом фокус-групп, следует вспомнить их недостатки и преимущества, описанные в главе П.

Другой возможный начальный шаг в технике фокус-групп - это решение по информационным нуждам. Не имея конкретного заказа, исследователь может решить, что некая информация имеет определенный спрос. Это касается, в частности, тех индивидуалистов, которые работают ради интереса или готовы идти на коммерческий риск. В этом случае также следует ответить на три вопроса:

¨ - Кто будет пользоваться информацией?

¨ - Какая информация необходима?

¨ - Почему нужна эта информация?

Лица, принимающие решение в организациях, будут, в основном, первыми читателями отчетов, но они будут одновременно и пользователями и лицами, принимающими решение. Для реализации программы и обсуждения результатов полезно создание добровольных и совещательных групп. Контакт исследователя с такими группами (а не только с первыми лицами предприятия) весьма полезен для исследователя в двух отношениях: для улучшения качества результатов, и для того, чтобы их внедрение шло успешнее.

Те, кто принимает решения по применению программ, могут не знать, какая информация существенна. Иногда они прямо говорят об этом: "Я не знаю что я ищу, но я знаю чего я хотел бы добиться". Иногда исследователь понимает, что изучение должно быть более глубоким, чем предполагает заказчик, т.к. в противном случае есть риск потерять результаты полностью. В такой ситуации наилучшая стратегия - это попросить принимающего решение описать желаемый конечный результат или то, как этот результат будет использован. Заказчик может быть некомпетентен в отношении промежуточных результатов, но конечный результат или желаемое положение дел, ему, конечно, ясны. Если их описать, то исследователь может спланировать сбор информации.

Одна из возможных стратегий - это просить лиц, принимающих решения, "думать вслух" о том, как они будут принимать решения относительно выбранной программы. Слушая их доводы и рассуждения, исследователи лучше понимают, что именно им необходимо обдумать в своих исследовательских программах программах.

Информация бывает предназначена для разных целей. В некоторых случаях она может быть использована для принятия тех или иных конкретных решений. В других случаях она может просто представлять интерес, позволяя понять суть программ и их восприятие участниками. Временами информация бывает полезна благодаря своей обыденности, т.е. выявляет обычные реакции социальной среды ("познает великое" из социальной среды). Так или иначе, исследователь постоянно должен думать о том, почему он это изучает, и уже затем проводить опросы. Вопрос "почему" имеет много ракурсов, и исследователь должен постоянно задавать их самому себе.

Например: "Каковы цели изучения?", "Что побуждает тебя изучать?", "Кто заинтересован в результатах изучения?", "Что могут сделать эти люди(заказчики) на основе результатов исследования?" и т.д. Этот набор вопросов, модель анкеты дает возможность исследователю получить лучшее представление об информационных нуждах пользователя, и в этом состоит залог успеха исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.013 с.)