Фокус-группа начинается с последовательной и достаточной информации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фокус-группа начинается с последовательной и достаточной информации



Участникам фокус-группы необходимо с максимальной ясностью объяснить, что является общей целью обсуждения. Если этого не сделать, участники будут отвечать на вопросы исходя их своих собственных предположений об этих целях. Возникает так называемый эффект "молчаливых предположений", который приводит к тому, что респондент делает собственное умозаключение о смысле вопроса. Эти умозаключения часто идут вразрез с замыслом исследователя и препятствуют получению нужной информации. П.Лазарсфельд иллюстрирует действие молчаливых предположений на примере детективной истории Честертона:

"Ты когда-нибудь замечал, что люди никогда не отвечают на то, что ты спросил? Они отвечают то, что ты предполагаешь или то, что они думают, ты предполагаешь. Одна женщина спросила другую в загородном доме: "Кто-нибудь оставался с тобой?". Женщина не ответила: "Да, дворецкий, три лакея, горничная и т.д.". Хотя горничная могла быть в это время в комнате, а дворецкий мог стоять за стулом. Женщина ответила: "Никто не оставался со мной". Так она думала. Когда доктор спросил: "Кто находился в доме?" - только тогда женщина вспомнила дворецкого, лакеев, горничную. Любой язык имеет такое свойство; ты никогда не даешь буквальный ответ на вопрос, даже если правдиво на него отвечаешь" (Честертон, 1951г.).

Участники фокус-групп обычно хотят знать цель обсуждения. Они спрашивают, зачем оно проводится, кто является заказчиком, как будет использована информация. Это далеко не праздное любопытство. Помимо других причин, люди хотят правильно сориентироваться. Ответы на эти вопросы дают отвечающим ориентировку, как и в какой форме они должны отвечать на вопросы, и что является адекватным ответом.

Фокусные вопросы включаются в контекст

Важно установить контекст вопроса так, чтобы участники готовы были отвечать. Это достигается вступительными комментариями, а также первыми вопросами, сформированными в наиболее общей форме. Часто устная реплика помогает вернуть интервьюируемых к исходной ситуации, событию или жизненному опыту. Используя метод возврата и заставляя участников помнить о главной проблеме, интервьюер постоянно воссоздает основной контекст группового интервью.

Обсуждение следует вести в контексте личного жизненного опыта участников. Это означает, что их следует просить по возможности подкреплять свое мнение примерами из своего опыта. Эта фокусировка на прошлом увеличивает возможность респондентов, потому что позволяет им сообщить о специфическом жизненном опыте или о своих наблюдениях. Это позволяет респондентам говорить и о текущем опыте, т.е. о своих желаниях и усилиях. Краткий перечень основных вопросов, розданный в начале группового обсуждения, может сконцентрировать внимание на теме. Например, участникам можно предложить описать положительные качества прошедшей конференции или назвать три аспекта, которые они хотели бы изменить в организации. Такая тактика помогает участникам думать об основной проблеме и дает возможность собрать их предложения (мысли).

Фокусные вопросы фокусируют

Основная процедура фокусирования состоит в том, чтобы переходить от общего к частному, начиная с рассмотрения (обзора) самых общих вопросов и постепенно переходя к более частным, представляющим специфический интерес.

Пример. Серии фокус-групповых собеседований были проведены с молодыми людьми. Цель этих групповых интервью состояла в том, чтобы определить отношение молодежи к молодежным организациям. Исследователи просили участников описать их любимую молодежную организацию, а также рассказать, что им нравится в молодежных клубах. Позже в обсуждении исследователи смогли сконцентрировать внимание на специфическом типе молодежной организации. В конце обсуждения исследователи выявили и сгруппировали несколько различных представлений относительно интересующих их молодежных организаций.

Углубляющие вопросы

В ходе фокус-групповых обсуждений исследователь или его помощник ставят вопросы, которые они считают важными для изучения. Но вопросы никогда не имеют приоритета над обсуждением. Они являются лишь стимулами для начала обсуждения проблемы. В ходе обсуждения часто возникает необходимость задавать углубляющие вопросы, не предусмотренные заранее. Использование углубляющих вопросов полезно для раскрытия темы, но вместе с тем оно создает угрозу, что часть запланированных вопросов не сможет быть рассмотрена в данной фокус-группе. Чрезмерное углубление темы связано с риском, поэтому лучше принять решение обсудить соответствующие частные вопросы в отдельной серии фокус-групп. Однако, поскольку проводить очень большое число групп бывает затруднительно по финансовым и иным соображениям, перед исследователем встает проблема поиска некоторой оптимальной степени углубления.

Пилотаж фокус-групповых интервью

Фокус-группы пилотируются иначе, чем анкетные вопросники. При пилотировании анкет мы отбираем небольшое количество людей и предлагаем им ответить на вопросы и сделать свои комментарии. В фокус-группах пилотажные пробы используются не только для пилотирования вопросов, но и для апробирования характеристик опрашиваемых , взаимодействия между участниками, а также опробывания технических процедур.

Пилотирование фокус-групп состоит из нескольких этапов. Первый из них заключается в опросе экспертов по обсуждаемой проблеме. Экспертами выбираются люди, профессионально знакомые с соответствующей проблемой, а также люди, имеющие важный для исследования жизненный опыт. Эти люди опрашиваются индивидуально, и затем уже не включаются в фокус-группы. Цель первого этапа пилотирования состоит в отработке логики и последовательности вопросов, а также в определении способности этих вопросов извлекать нужную информацию.

Второй этап пилотирования состоит в проведении пробной фокус-группы. Это позволяет на практике проверить качество и согласованность вопросов. Если после проведения пробной фокус-группы вопросы и их последовательность претерпят сильные изменения, пробу следует повторить. Если же исследователь приходит к выводу, что вопросы и их последовательность адекватны проблеме исследования, стенограмма пробной фокус-группы включается в общий массив и анализируется наряду с материалами последующих фокус-групп.

РЕЗЮМЕ

Успех фокус-группы зависит от качества вопросов. Хорошие вопросы требуют обдумывания и планирования. Успех фокус-группы начинается с хорошо продуманных и согласованных вопросов. Открытые вопросы дают возможность респонденту самому определить природу вопроса. Дихотомических вопросов и вопросов "почему" следует избегать. Фокус-групповые интервью дают исследователю систематическую и полную информацию.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРЫ ВОПРОСНИКОВ

Пример 1. Общественная организация, дающая невидимую поддержку.

За последние несколько лет местная администрация постепенно сокращала финансирование социальных и общеобразовательных программ. В результате этого финансовое будущее одной из таких организаций было в опасности. Фокус-группы были проведены в организации для исследования возможностей восстановления положения. Вопросник для членов семей, посещающих данную организацию.

(1) Расскажите нам о семейном досуге, проведенном в этой организации. Какой вид досуга для Вас самый любимый?

(2) Опишите последнее времяпровождение со своей семьей в организации.

(3) Ваши впечатления о руководстве организации.

(4) Что Вы хотите изменить в организации?

(5) Что Вы думаете о времени, проведенном в этой организации?

Пример 2. Фермерские организации, требующие специальных программ.

Некоторые фермеры отказываются от быстрой и качественной сельскохозяйственной информации, которую дают сельскохозяйственные агенты. Фокус-группы помогают искать пути, убеждающие фермеров в нужности этой информации.

Вопросник для фермеров.

1. Давайте поговорим об источниках информации. Где Вы берете информацию о фермерстве?

2. Что является для Вас важным?
Углубляющие вопросы:
- Немедленная информация?
- Точность?
- Использование?

3. Как Вы оцениваете информацию?

4. Вспомните, какую информацию Вы получили за последнее время? Что Вы думали или чувствовали, получив информацию?

5. Что можно сделать для улучшения качества информации?

6. Что нужно сделать, чтобы обеспечить информацией большее количество фермеров?

Пример 3. Возможности образования работающих женщин.

Проблема исследования: Как работающей женщине, особенно с детьми, получить необходимую информацию по домашней экономике (ведению хозяйства). Эти женщины не являются участниками традиционных обучающих программ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.124.56 (0.029 с.)