Самавати Ваттху. Притча о Самавати 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самавати Ваттху. Притча о Самавати



Аппамадо [28] аматападам [29]

памадо маччуно падам [30]

аппамата на мийанти [31]

йе паматта йатха мата [32] .

Евам висесато натва

аппамадамхи пандита

аппамаде памоданти

арьянам гочаре рата [33]

Те джхайино [34] сататика

ни ччам далхапараккама

пхусанти дхира ниббанам [35]

йогаккхемам [36] ануттарам.

 

Стих 21

Серьёзность есть путь к Бессмертию (Нирване),

Беспечность — путь к Смерти.

Тот, кто серьезен, не умрет никогда,

Тот, кто беспечен, всё равно, что мертвый.

 

Стих 22

Полностью понимая это,

Мудрые, которые серьёзны,

Радуются тому, что они серьёзны,

И получают блаженство в царстве Благородных (Арья)[37].

 

Стих 23

Мудрые, постоянно совершенствуя Развитие Спокойствия и Познания,

Будучи серьёзными и усердными,

Достигают Нирваны: Нирваны, свободной от уз йоги,

Нирваны Несравненной!

 

 


Во время пребывания в монастыре Гхосита близ Косамби Будда произнес эти стихи (21, 22 и 23) в связи с историей о Самавати, одной из главных жен Удены, правителя Косамби.

У Самавати было пятьсот фрейлин, которые жили с ней во дворце. У неё также была служанка по имени Кхуджджуттара. Служанка должна была каждый день покупать цветы у цветочника Суманы. Однажды Кхуджджуттаре довелось послушать про­поведь, которую читал Будда в доме Суманы, и она достигла Плода Сотапатти. Она пе­ресказала проповедь Будды Самавати и пятистам ее фрейлинам, и они тоже достигли Плода Сотапатти. С того дня Кхуджджуттаре не приходилось больше прислуживать, она стала матерью и учителем Самавати. Она слушала проповеди Будды и передавала их Самавати и ее служанкам. Со временем Кхуджджуттара овладела Типитакой.

Самавати и её фрейлины очень хотели увидеть Будду и выразить ему своё поч­тение, но они боялись, что правитель будет этим недоволен. Поэтому они проделали дыры в стенах дворца и, смотря через них, выражали почтение Будде каждый день когда он ходил в дома трёх богатых людей, а именно, Гхосаки, Куккуты и Паварийи.

В то время у правителя Удены была еще одна главная жена по имени Магандийа. Она была дочерью брахмана Магандийи. Увидев однажды Будду, брахман подумал, что Будда единственный человек, достойный его прекрасной дочери. Поэтому он поспешил домой за женой и дочерью и, придя к Будде, предложил ему жениться на своей дочери. Будда отверг его предложение и сказал: «Даже увидев Танху, Арати и Рагу, дочерей Мары, я не ощутил в себе стремления к чувственным удовольствиям; в конце концов, что такое тело, непостоянное, полное нечистот, к чему я не хотел бы прикасаться даже ногой».

Услышав эти слова Будды, брахман и его жена достигли Анагами Магга и Пхала. Они оставили свою дочь на попечение её дяди, а сами стали монахами. Вскоре они достигли Просветления. Будда с самого начала знал, что брахман и его жена должны достигнуть Плода Анагами в тот самый день, услышав подобный ответ. Однако дочь Магандийи очень обиделась. Она страдала и поклялась отомстить, если представится такая возможность.

Позднее дядя представил Магандийю правителю Удене, и она стала одной из его главных жен. Магандийа узнала о прибытии Будды в Косамби, а также и о том, что Самавати и ее служанки выражали ему почтение через дыры в стене. Поэтому она решила отомстить Будде и навредить при этом Самавати и её фрейлинам, кото­рые были горячо преданны Будде. Магандийа рассказала правителю, что Самавати и её фрейлины проделали дыры в стенах, что они общались с людьми вне дворца и были неверны правителю. Правитель Удена увидел отверстия в стене, но, когда открылась правда, он не разозлился.

Магандийа продолжала убеждать правителя, что Самавати неверна ему и пыта­ется убить его. Однажды, зная, что правитель должен посетить Самавати в ближай­шие дни и что он возьмет с собой лютню, Магандийа положила в лютню змею и прикрыла отверстие букетом цветов. Магандийа последовала за правителем в покои Самавати, пытаясь остановить его под предлогом, что у нее плохое предчувствие, и что она беспокоится за него. В покоях Самавати Магандийа убрала с лютни букет цветов. Змея с шипением выползла и устроилась на кровати. Когда правитель уви­дел змею, он поверил словам Магандийи о том, что Самавати пытается его убить. Правитель был в ярости. Он приказал Самавати встать, а фрейлинам выстроиться за ней. Затем он вставил в свой лук отравленную стрелу и выстрелил. Но Самавати и ее фрейлины не желали зла королю, и под действием силы добра (metta) стрела вер­нулась обратно, хотя обычно стрела, пущенная правителем, пробивала даже скалу. Тогда правитель осознал невиновность Самавати и позволил ей пригласить Будду и его учеников во дворец к обеду для прочтения проповеди.

Магандийа, понимая, что ни один из его планов не удался, придумала последний беспроигрышный план. Она отправила своему дяде послание, в котором были даны подробные наставления: пойти в дом к Самавати и сжечь его со всеми находящи­мися там женщинами. Пока дом горел, Самавати и ее пятьсот фрейлин продолжали медитировать. Так, некоторые из них достигли Плода Сакадагами, а остальные — Плода Анагами.

Когда распространилась новость о пожаре, правитель бросился туда, но было уже слишком поздно. Он подозревал, что это произошло не без вмешательства Магандийи, но он ничем не выдал своих подозрений. Вместо этого он сказал: «Пока Самавати была жива, я всё время был настороже, так как боялся, что она может навредить мне, только теперь я спокоен. Кто бы мог это сделать? Должно быть, кто-то, кто меня очень любит». Услышав это, Магандийа сразу же призналась, что именно она научила своего дядю, что надо сделать так. В то время правитель сделал вид, что он очень доволен, и сказал, что он окажет ей большую услугу и удостоит чести всеъхее родственников.


Поэтому послали за родственниками, и они с радостью прибыли. Когда они были во дворце, их всех, включая Магандийю, схватили и сожгли во дворцовом дворе по приказу правителя.

Когда Будда рассказал эти две истории, он сказал, что тот, кто серьезен, не умирает, но тот, кто беспечен, даже живой всё равно, что мёртвый.

Затем Будда произнес следующие стихи:

 

Серьёзность есть путь к Бессмертию (Нирване),

Беспечность — путь к Смерти.

Тот, кто серьезен, не умрет никогда,

Тот, кто беспечен, всё равно, что мертвый.

 

Полностью понимая это,

Мудрые, которые серьёзны,

Радуются тому, что они серьёзны,

И получают блаженство в царстве Благородных (Арья).

 

Мудрые, постоянно совершенствуя Развитие Спокойствия и Познания,

Будучи серьёзными и усердными,

Достигают Нирваны: Нирваны, свободной от уз йоги[38],

Нирваны Несравненной!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.008 с.)