Тема: Морфемный состав слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Морфемный состав слова



Упражнение №1

Кн..жна Элен улыбалась; она поднялась с той (же) (не, ни)изменяющеюся улыбкой вполне красивой женщ?ны с которою она во­шла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убра(н, нн)ою плющ..м и мохом, и блестя белизной плеч? глянц..м волос и брил?иантов, она прошла между ра?ступившимися мужчи­нами и прямо не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как(бы) лю­безно пр..доставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч?, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как (будто) внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне. Элен была так хороша что не только не было в ней за­метно и тени кокетства но (на) против, ей как (будто) совес?но бы­ло за свою (не, ни)сомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как (будто) ж..лала и (не)могла умалить действие своей красоты.

Задание к упражнению:

1) Спишите отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир». Оп­ределите принцип написания пропущенных орфограмм.

1. Найдите омонимичные окончания у знаменательных частей речи и определите их грамматические значения.

2. Найдите формы одного и того же слова.

3.Объясните значение выделенных слов.

4.Где пропущены знаки препинания? Обоснуйте их необходимость.

5.Найдите слова с чередующимися согласными в корне.

 

Упражнение №2

(Не)выносимая ж..рища, сш..ли из ш..лка, ч..совой на гра­ниц.., прош..гать через ч..щу на лыж..х, расч..щ..ть доро..ки, вкусные пиро..ки, кошка на ж..лезной крыш.., подош..л к наш..й дач.., приш..л веч..ром, грет?ся на со?нц... гостить приц..пить брош?, новые кольц.., молодые удальц.., ближняя станц..я, налоговая полиция, Древняя Грец..я, бледнолицей юно­ша, узорч..тая реш..тка, непроходимая ч..щ..ба, живительная вла­га, у бледнолиц..й девушки, новая электростанция, по старинной традиц…,государство Турц..я, у бледнолицего юноши, у ж..лтого ц..пленка, на передовой позиц.., по крутой лестниц.., золотые спиц.., с веселыми лиц..ми, у молодой синиц.., кормушка для птиц.., на крылышке синиц...

Задание к упражнению:

1)Вставьте пропущенную букву. Проверьте, где возможно, написа­ние гласной. Объясните «спрятавшиеся» орфограммы.

 

Тема: Способы образования слов

Упражнение №1

Задание к упражнению:

1) Подберите примеры на все случаи образования слов путем сло­жения.

2) Составьте как можно больше однокоренных сложных слов с ис­пользованием корней: человек, сердце, душа, благо; выделите корни. Со­ставьте с некоторыми из этих слов словосочетания.

Тема: Имя Существительное

Упражнение №1

Зима! Крестьянин, торжествуя.

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки Жучку посадив,

Себя в коня преобразив.

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

 

Задание к упражнению:

1) Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина. Назовите ее. Опре­делите синтаксическую роль имен существительных в этом стихотворном отрывке.

1. Распределите существительные по лексико-грамматическим группам.

2. Определите слова по способу их происхождения.

Упражнение №2

На песчаной отмел.., от березовой рощ.., в моей тетрад.., с на­звание интересной книг.., в большом здани.. консерватори.., назо­вите по имен.., был в библиотек.., служил в арми.., ходил в ши­нел.., ра..сказ..вал о ра..ведк.., новое зданий, подошел к главной площ..д.. столиц.., подош..л к площадк.., на обложк.. тетрад.., на первой страниц.. книг.., на нижне.. ветк.. зеленой ел.., на нижней ветв.., упала с ветк.., участв..вал в соревн..вани.., в чемпионат.., был в школ.., в театр.., на улиц.., гулял на вол.., в город.., был в планетари.., летал в неб.., плавал в мор.., нуждался в хлеб.., в сол.., в кушань.., в питани.., думал об интересн..м мест.., забыл о груст.., о непри..зн.., о грустном извести.., от недел.. к недел.., сила в об..единени.., весь в поз..лот.., на родной сторонк.., нахо­дился на дерев.., стоял у знамен.., поведал о капитан.., о своей гореч.., лежал на палуб.., рисовал с картинк.., вне себя от радост.., был в Румыни.., любовь к Родин...

Задание к упражнению:

Спишите, объясните правописание падежных окончаний -е, -и у существительных.

 

Упражнение №3

Задание к упражнению:

Запишите по 2 — 3 существительных с суффиксами со значением:

а) профессии, лица;

б) уменьшительно-ласкательным;

в) предмета;

г) от­влеченным.

Выделите основу и все морфемы слова. Определите склонение записанных существительных.

 

Тема: Правописание имен существительных

Упражнение №1

Был с..дьмой час вечера — время, когда белая акац..я и с..рень пахнут так сильно что кажется воздух и сами д..рев..я сты­нут от своего запаха.4 В город?ком саду уже играла музыка. Ло­шади звонко стуч..ли по м..стовой, со всех ст..рон слышались смех говор хлопанье к..литок. Встреч?ные с..лдаты к..зыряли офицерам, гимназисты кланялись Никитину; и видимо всем гуляющ..м, сп..шивш..м в сад на музыку, было очень пр..ятно гл..деть на к..в..лькаду6. А как тепло как мягки на вид облака разброса(н, нн)ые в бе..порядк.. по небу как кротки и уютны тени т..полей и акац..й,— тени, которые тянут?ся через всю широкую улицу и захватывают на другой сторон., дома до самых балконов и вторых этаж..й!

Вы?ехали за город и побежали рысью по большой дорог... Здесь уже (не, ни)пахло акац..ей и с..ренью (не, ни)слышно было музык.., но за(то) пахло пол..м зеленели молодые рож? и пшени­ца пищ..ли суслики каркали грачи. Куда (не, ни)взглян..шь, везде зелено; только кое(где) ч..рнеют бахчи6 да далеко влево на клад­бищ.. белеет полоса отцв..тающ..х яблонь.

Проехали мимо боен, потом мимо пив..варе(н, нн)ого завода, обогнали т..лпу солдат-музыкантов, сп..шивших в загородный сад.

(А. Чехов.)

Задание к упражнению:

Спишите текст. Объясните постановку недостающих знаков пре­пинания.

1.Произведите фонетический, словообразовательный и морфоло­гический анализ выделенных слов.

2.Найдите слова, в которых присутствует орфограмма: правопи­сание гласных после шипящих и ц. Объясните их написание.

Тема: Имя прилагательное

Упражнение №1

Задание к упражнению:

1) Образуйте прилагательные от указанных слов, составьте с ни­ми словосочетания, употребив их в значении качественных, относительных, притяжательных (где это возможно).

Образец: белкабеличий; беличье дупло, беличья шуба.

Птица, дерево, лиса, жемчуг, серебро, яблоня, старик, дождь, брат, туман, золото, моряк.

 

2) Распределите словосочетания в зависимости от разряда прилага­тельных.

Глиняный кувшин, бархатный занавес, бархатный голос, сердеч­ная встреча, сердечная боль, зимний вечер, крутая гора, крутой ха­рактер, серое платье, серый спектакль, спортивная обувь, спортив­ная походка, дремучий лес, дремучий человек, лебединый пух, лебединая песня, медвежья услуга, медвежья лапа, медвежья шу­ба, зеленая шляпа, голубое небо, голубые мечты, голубые глаза.

 

Тема: Правописание имен прилагательных

 

Упражнение №1

Дело в том, что в это самое время на выезд., из города, в сл..бод.. Навозной, цв..ла красотой поса?ская6 жена Алена Осипо­ва.4 (По)видимому эта жен?щина представляла собой тип той сла?кой русск.. красавиц., при взгляд., на которую человек (не, ни)загорает?ся страстью, но чу?ству..т что все его существо (по)тихоньку та..т. При среднем росте, она была полна, бела и румяна; имела больш.. сер.. глаза навыкате, (не, ни)то бе?тыж.., (не, ни)то застенчив.., пухл.. вишнев., губы, густ.., хорошо очерче(н, нн)ые брови, (темно)русую косу до пят и ходила по улиц., «серой утиц..й». Муж ее, Дмитрий Прокофьев, занимался ямщи­ной6 и был тоже под стать жен..: молод крепок красив. Ходил он в плисов..6 поддевк..6 и в поярков..6 грешневике6, расцвече(н, нн)ом павьими перьями. И Дмитрий (не, ни)чаял душ., в Аленк.., и Аленка (не, ни)чаяла душ., в Дмитр... Частенько п..хаж..вали они в соседи., кабак и, счас?ливые, расп..вали там вместе песни. Глуповцы(же) просто (не, ни)могли нарадоват?ся на их согласи., жизнь.

Задание к упражнению:

Прочитайте текст из повести М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города". Какие слова и словосочетания вы здесь считаете ключевыми?

Изложите коротко ту часть из истории города Глупова, которая связа­на с Аленой Осиповой. Дайте свое толкование финала главы «Голодный го­род», откуда взят этот отрывок. Вставьте недостающие знаки препинания.

1.Выпишите полные и краткие прилагательные, сделайте их мор­фологический разбор.

2.Укажите, какую синтаксическую роль выполняют прилагатель­ные в тексте.

3.Найдите непонятные вам слова и с помощью словаря раскройте их зна­чение.

4.С какими способами образования слов вы здесь встретились? Назови­те их, выпишите примеры.

 

Упражнение №2

1)Солнца контур старинный,

Золотой, огневой,

Апельсинный и винный

Над червонной рекой.

 

От воздушного пьянства

Онемела земля.

Золотые пространства,

Золотые поля.

 

Озаренный лучом, я

Опускаюсь в овраг,

Черно-пыльные комья

Замедляют мой шаг.

 

От всего золотого

К ручейку убегу —

Холод ветра ночного

На зеленом лугу.

 

2)Сквозь пыльные, желтые клубы

Бегу, распустивши свой зонт.

И дымом фабричные трубы

Плюют в огневой горизонт.

 

Вам отдал свои я напевы-

Грохочущий рокот машин,

Печей раскаленные зевы!

Всё отдал; и вот- я один.

 

Пронзительный хохот пролетки

На мерзлой гремит мостовой.

Прижался к железной решетке,

Прижался — поник головой.

 

Уж вихри в нахмуренной тверди

Волокна ненастные вьют,

И клены в чугунные жерди

Багряными листьями бьют.

 

Сгибаются, пляшут, закрыли

Окрестности с воплем мольбы,

Холодной, отравленной пыли-

Взлетают сухие столбы.

 

 

Задание к упражнению:

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения «В нолях» А. Белого (I) и стихотворение «На улице» (II) этого же поэта. Какие зву­ки в отрывке I характерны для каждого четверостишия? Вслушайтесь в звуковую форму стихотворения. Какими средствами языка передает ав­тор звуковой образ в стихотворении?

 

1)Выпишите имена прилагательные по разрядам, выделите в них морфемы, определите способ образования слов.

2)Найдите в этих поэтических строках метафоры, сравнения, эпи­теты и другие выразительные средства языка.

Укажите, какую синтаксическую роль выполняют прилагательные в обоих текстах.

3)Объясните написание нн в прилагательных.

4)Сделайте полный морфологический разбор выделенных существительных.

5)Ознакомьтесь с книгой А. П. Журавлева «Звук и смысл» — о содержа­тельности звуковой формы в языке. Попытайтесь применить высказанные в ней положения к поэтическим текстам Андрея Белого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.037 с.)