Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Лексика с точки зрения происхождения.

Поиск

Упражнение № 1

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты,

На бисер, злато и порфиру,

На все земные красоты,

Во все страны свой взор возводит,—

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебя.

Ты, кроме той, всего превыше;

Но дух ее зефира тише

И зрак приятнее рая!

Когда на трон она вступила.

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя, прияв, облобызала:

Мне полно тех побед,— сказала,—

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

 

Задание к упражнению:

Прочитайте отрывок из «Оды на день восшествия на все­российский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» М. В. Ломоносова. Выпишите старо­славянизмы, подберите однокоренные русские слова; дайте толкова­ние устаревших слов.

1) Как вы считаете, с какой целью Ломоносов ввел такое количество старославянских слов? Какую роль эти слова вы­полняют в тексте?

2) Выпишите исконно русские слова.

 

Упражнение № 2

Теперь должен я благосклонного читателя познакомить с Гаврилою Афанасьевичем Ржевским. Он происходил от древнего боярского рода, владел огромным имением, был хлебосол, любил соколиную охоту; дворня его была много­численна. Словом,он был коренной русский барин, по его выражению, не терпел немецкогодуху и старался в домаш­нем быту сохранить обычай любезной ему старины.

Дочери его было семнадцать лет от роду.Еще ребенком лишилась она матери. Она была воспитана по-старинному, тоесть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками, шила золотом и не знала грамоты; отец ее, несмотря па отвращение свое от всего заморского, не мог противиться ее желанию учиться пляскам немецким у пленного шведского офицера, живущего в их доме. Сей заслуженный танцмейстер имел лет пятьдесят от роду, пра­вая нога была у него прострелена под Нарвою и потому бы­ла не весьма способна к менуэтам и курантам, зато левая с удивительным искусством и легкостию выделывала самыетрудные па. Ученица делала честь еестараниям. НатальяГавриловна славилась на ассамблеях лучшей танцовщицей, что и было отчасти причиною проступку Корсакова, кото­рый на другой день приезжал извиняться перед Гаврилою Афанасьевичем; но ловкость и щегольство молодого франта непонравились гордому боярину, который и прозвал его ос­троумно французской обезьяною.

Задание к упражнению:

Прочитайте текст и определите происхождение выделен­ных слов. Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора.

 

1) Как вы понимаете выражение коренной русский барин? Подберите синонимы к слову коренной.

2) Найдите слова и выражения, не свойственные по их фор­ме современному русскому языку.

3) Подберите синонимы к слову заморский и составьте с ними сло­восочетания.

 

Лексика русского языка беспрерывно обогащается, пополняется, обновляется.Одни слова живут на протя­жении многих веков и будут жить в языке, другие — либо постепенно отмирают, уходят из языка, из употребле­ния, либо приобретают новые значения. Поэтому словарный состав языка условно можно разделить на две группы: активный словарь и пассивный словарь.

В активный словарный запас входят слова, повседневно употребляемые,значение их понятно всем людям, говоря­щим на русском языке.

К пассивному запасу относятся такие слова, которые. Либо имеют ярко выраженную окраску устарелости, либо только что появились и еще не получили широкого употреб­ления, не стали общеупотребительными.

Слова пассивного запаса можно, в свою очередь, раз­делить на две группы: устаревшие и новые (неологизмы).

Среди устаревших слов различают историзмы и архаизмы.

Слова, которые вышли из употребления в связи с ис­чезновением тех реалийдействительности, которыеони обо­значали, называются историзмами: боярин, вече, опричник, бурмистр, армяк, стрельцы и т. д. Они употребляются обыч­но лишь в художественной или специальной литературе как средство образного воссоздания исторической эпохи или средство объективного ее отражения.

Слова, которые в процессе развития языка были замене­ны синонимами,являющимися другими наименованиями того же понятия, называются архаизмами: брадобрей па­рикмахер, сей — этот, одр — постель, зело — очень, пиит — поэт, ланиты — щеки и др. Архаизмы, как и историзмы, ис­пользуются в художественной литературе для воссоздания эпохи, которую описывает автор, а также для придания ре­чи оттенков торжественности пли, наоборот, комического или иронического эффекта.

 

Тема: Активный и пассивный запасы лексики русского языка.

 

Упражнение № 1

Задание к упражнению:

Прочитайте текст (любой отрывок) из «Слова о полку Игореве» в поэтическом переводе Л. Майкова и.пи Н. Заболоцкого. Найдите в нем устаревшие слова. Определите, в каком значении они употреблены. Какие из найденных вами слов в современном русском языке имеют другое значение?

 

Упражнение № 2

Задание к упражнению:

Выпишите из любой газеты по 5—6 слов общеупотребитель­ных, устаревших, неологизмов на одну и ту же тему. Составьте сло­восочетания с выписанными неологизмами.

 

Упражнение № 3

Хотя вошли в права

И формулы и термины,

Но старые слова

Народом не потеряны.

 

Над речкой синий дом,

Где добрый друг мой — лодочник.

Все просто в доме том,

Не штопор там, а пробочник.

 

Сидим уже давно,

Закусываем ситником.

Пью белое вино

Не рюмкой, а лафитником.

 

Сидим, слегка хмельны,

Средь разговоров искренних,

И смотрит со стены

Не календарь, а численник.

 

И верьте, в этом всем

Нет никакого вызова

Машинам за окном,

Экрану телевизора.

(К.Ваншенкип.)

 

Задание к упражнению:

Внимательно прочитайте текст стихотворения «Старые сло­ва». Найдите «старые» слова, определите, диалектные они или устаревшие. Аргументируйте свое мнение.

1) Выпишите слова с одинаковым грамматическим значением и одинаковым лексическим значением.

2) Подберите синонимический ряд к выделенному словосо­четанию.

3) Встретились ли вам здесь заимствованные слова? Определите, из какого языка они пришли.

Тема: Основные понятия лексикологии (обобщение).

Упражнение № 1

Напишите короткое сочинение на любую тему, используя эти вы­разительные средства языка.

 

Тема: Фразеологизмы. Особенности их употребления.

Упражнение №1

Попал как кур во щи; без году неделя; овчинка выделки не сто­ит; зубы заговаривать; играть первую скрипку; в здравом уме и твердой памяти; а ларчик просто открывался; исчадие ада; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; быть или не быть; ищи­те и обрящете; попасть впросак; по образу и подобию; еле-еле ду­ша в теле; блажен, кто смолоду был молод; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на голове теши; тридцать сребреников; вавилонское столпотворение; а Васька слушает да ест; мавр сде­лал свое дело, мавр может удалиться; альфа и омега; Содом и Го­морра; ахиллесова пята; во время оно; лет до ста расти нам без старости; сама себя высекла; без руля и без ветрил.

Задание к упражнению:

1)Прочитайте фразеологические обороты; постарайтесь определить их происхождение. Выпишите их по группам в зависимости от происхож­дения. Дайте их толкование.

2) Среди фразеологических оборотов найдите книжные. Если сможете, вспомните автора и название произведения. При затруднении обращайтесь к фразеологическим и толковым словарям.

 

Упражнение №2

Alma mater; a priori; carte blanche; post factum; post scriptum; salto mortale; status quo; volens nolens.

Задание к упражнению:

Прочитайте фразеологизмы. Почему они написаны не по-русски? Переводятся ли они? Что обозначают? Из какого языка заимствованы? Составьте с ними предложения. При затруднениях обращайтесь к словарю В. П. Сомова «По-латыни между прочим: Словарь латинских выражений» (М.. 1992) и к словарям иностранных слов.

 

Упражнение №3

1. Невзирая... 2. Два сапога... 3. Буря в... 4. Топтаться на... 5.Кусать... 6. Не мудрствуя... 7. Зарубить себе... 8. Волчий... 9.Как две капли... 10. Черепашьим... 11. Крокодиловы... 12. От кор­ки... 13. Искать с... 14. За семь верст... 15. Ждать у... 16. При­нять за чистую... 17. Овчинка... 18. Ни Богу свечка6... 19. Проще пареной... 20. Обвести вокруг... 21. Танцевать от... 22. Как бель­мо... 23. Решетом... 24. Не в бровь... 25. Сулить золотые... 26. Не видеть дальше... 27. Краем уха... 28. Калиф на... 29. Плакать в... 30. Кисейная... 31. Еле-еле душа... 32. Свежо предание... 33. Рог... 34. Рожденный ползать... 35. Дела давно минувших дней... 36. На сон... 37. Голод не... 38. Имеющий уши да... 39. Нель­зя ли для прогулок...

 

Задание к упражнению:

1)Найдите вторую часть фразеологизма и допишите его. Объясните происхождение фразеологизмов 6, 7, 1 1, 12. 17, 30, 32, 33, 35, 39.

2) Подберите синонимы-фразеологизмы к фразеологизмам 2, 9, 13.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.252.194 (0.012 с.)