Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Лексика с точки зрения происхождения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Упражнение № 1 Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли. Великое светило миру, Блистая с вечной высоты, На бисер, злато и порфиру, На все земные красоты, Во все страны свой взор возводит,— Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя. Ты, кроме той, всего превыше; Но дух ее зефира тише И зрак приятнее рая! Когда на трон она вступила. Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец; Тебя, прияв, облобызала: Мне полно тех побед,— сказала,— Для коих крови льется ток. Я россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток.
Задание к упражнению: Прочитайте отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» М. В. Ломоносова. Выпишите старославянизмы, подберите однокоренные русские слова; дайте толкование устаревших слов. 1) Как вы считаете, с какой целью Ломоносов ввел такое количество старославянских слов? Какую роль эти слова выполняют в тексте? 2) Выпишите исконно русские слова.
Упражнение № 2 Теперь должен я благосклонного читателя познакомить с Гаврилою Афанасьевичем Ржевским. Он происходил от древнего боярского рода, владел огромным имением, был хлебосол, любил соколиную охоту; дворня его была многочисленна. Словом,он был коренной русский барин, по его выражению, не терпел немецкогодуху и старался в домашнем быту сохранить обычай любезной ему старины. Дочери его было семнадцать лет от роду.Еще ребенком лишилась она матери. Она была воспитана по-старинному, тоесть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками, шила золотом и не знала грамоты; отец ее, несмотря па отвращение свое от всего заморского, не мог противиться ее желанию учиться пляскам немецким у пленного шведского офицера, живущего в их доме. Сей заслуженный танцмейстер имел лет пятьдесят от роду, правая нога была у него прострелена под Нарвою и потому была не весьма способна к менуэтам и курантам, зато левая с удивительным искусством и легкостию выделывала самыетрудные па. Ученица делала честь еестараниям. НатальяГавриловна славилась на ассамблеях лучшей танцовщицей, что и было отчасти причиною проступку Корсакова, который на другой день приезжал извиняться перед Гаврилою Афанасьевичем; но ловкость и щегольство молодого франта непонравились гордому боярину, который и прозвал его остроумно французской обезьяною. Задание к упражнению: Прочитайте текст и определите происхождение выделенных слов. Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора.
1) Как вы понимаете выражение коренной русский барин? Подберите синонимы к слову коренной. 2) Найдите слова и выражения, не свойственные по их форме современному русскому языку. 3) Подберите синонимы к слову заморский и составьте с ними словосочетания.
Лексика русского языка беспрерывно обогащается, пополняется, обновляется.Одни слова живут на протяжении многих веков и будут жить в языке, другие — либо постепенно отмирают, уходят из языка, из употребления, либо приобретают новые значения. Поэтому словарный состав языка условно можно разделить на две группы: активный словарь и пассивный словарь. В активный словарный запас входят слова, повседневно употребляемые,значение их понятно всем людям, говорящим на русском языке. К пассивному запасу относятся такие слова, которые. Либо имеют ярко выраженную окраску устарелости, либо только что появились и еще не получили широкого употребления, не стали общеупотребительными. Слова пассивного запаса можно, в свою очередь, разделить на две группы: устаревшие и новые (неологизмы). Среди устаревших слов различают историзмы и архаизмы. Слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалийдействительности, которыеони обозначали, называются историзмами: боярин, вече, опричник, бурмистр, армяк, стрельцы и т. д. Они употребляются обычно лишь в художественной или специальной литературе как средство образного воссоздания исторической эпохи или средство объективного ее отражения. Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами,являющимися другими наименованиями того же понятия, называются архаизмами: брадобрей парикмахер, сей — этот, одр — постель, зело — очень, пиит — поэт, ланиты — щеки и др. Архаизмы, как и историзмы, используются в художественной литературе для воссоздания эпохи, которую описывает автор, а также для придания речи оттенков торжественности пли, наоборот, комического или иронического эффекта.
Тема: Активный и пассивный запасы лексики русского языка.
Упражнение № 1 Задание к упражнению: Прочитайте текст (любой отрывок) из «Слова о полку Игореве» в поэтическом переводе Л. Майкова и.пи Н. Заболоцкого. Найдите в нем устаревшие слова. Определите, в каком значении они употреблены. Какие из найденных вами слов в современном русском языке имеют другое значение?
Упражнение № 2 Задание к упражнению: Выпишите из любой газеты по 5—6 слов общеупотребительных, устаревших, неологизмов на одну и ту же тему. Составьте словосочетания с выписанными неологизмами.
Упражнение № 3 Хотя вошли в права И формулы и термины, Но старые слова Народом не потеряны.
Над речкой синий дом, Где добрый друг мой — лодочник. Все просто в доме том, Не штопор там, а пробочник.
Сидим уже давно, Закусываем ситником. Пью белое вино Не рюмкой, а лафитником.
Сидим, слегка хмельны, Средь разговоров искренних, И смотрит со стены Не календарь, а численник.
И верьте, в этом всем Нет никакого вызова Машинам за окном, Экрану телевизора. (К.Ваншенкип.)
Задание к упражнению: Внимательно прочитайте текст стихотворения «Старые слова». Найдите «старые» слова, определите, диалектные они или устаревшие. Аргументируйте свое мнение. 1) Выпишите слова с одинаковым грамматическим значением и одинаковым лексическим значением. 2) Подберите синонимический ряд к выделенному словосочетанию. 3) Встретились ли вам здесь заимствованные слова? Определите, из какого языка они пришли. Тема: Основные понятия лексикологии (обобщение). Упражнение № 1 Напишите короткое сочинение на любую тему, используя эти выразительные средства языка.
Тема: Фразеологизмы. Особенности их употребления. Упражнение №1 Попал как кур во щи; без году неделя; овчинка выделки не стоит; зубы заговаривать; играть первую скрипку; в здравом уме и твердой памяти; а ларчик просто открывался; исчадие ада; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; быть или не быть; ищите и обрящете; попасть впросак; по образу и подобию; еле-еле душа в теле; блажен, кто смолоду был молод; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на голове теши; тридцать сребреников; вавилонское столпотворение; а Васька слушает да ест; мавр сделал свое дело, мавр может удалиться; альфа и омега; Содом и Гоморра; ахиллесова пята; во время оно; лет до ста расти нам без старости; сама себя высекла; без руля и без ветрил. Задание к упражнению: 1)Прочитайте фразеологические обороты; постарайтесь определить их происхождение. Выпишите их по группам в зависимости от происхождения. Дайте их толкование. 2) Среди фразеологических оборотов найдите книжные. Если сможете, вспомните автора и название произведения. При затруднении обращайтесь к фразеологическим и толковым словарям.
Упражнение №2 Alma mater; a priori; carte blanche; post factum; post scriptum; salto mortale; status quo; volens nolens. Задание к упражнению: Прочитайте фразеологизмы. Почему они написаны не по-русски? Переводятся ли они? Что обозначают? Из какого языка заимствованы? Составьте с ними предложения. При затруднениях обращайтесь к словарю В. П. Сомова «По-латыни между прочим: Словарь латинских выражений» (М.. 1992) и к словарям иностранных слов.
Упражнение №3 1. Невзирая... 2. Два сапога... 3. Буря в... 4. Топтаться на... 5.Кусать... 6. Не мудрствуя... 7. Зарубить себе... 8. Волчий... 9.Как две капли... 10. Черепашьим... 11. Крокодиловы... 12. От корки... 13. Искать с... 14. За семь верст... 15. Ждать у... 16. Принять за чистую... 17. Овчинка... 18. Ни Богу свечка6... 19. Проще пареной... 20. Обвести вокруг... 21. Танцевать от... 22. Как бельмо... 23. Решетом... 24. Не в бровь... 25. Сулить золотые... 26. Не видеть дальше... 27. Краем уха... 28. Калиф на... 29. Плакать в... 30. Кисейная... 31. Еле-еле душа... 32. Свежо предание... 33. Рог... 34. Рожденный ползать... 35. Дела давно минувших дней... 36. На сон... 37. Голод не... 38. Имеющий уши да... 39. Нельзя ли для прогулок...
Задание к упражнению: 1)Найдите вторую часть фразеологизма и допишите его. Объясните происхождение фразеологизмов 6, 7, 1 1, 12. 17, 30, 32, 33, 35, 39. 2) Подберите синонимы-фразеологизмы к фразеологизмам 2, 9, 13.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.012 с.) |