Тема: Повествование, описание, рассуждение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Повествование, описание, рассуждение.



Упражнение №1

Бензохранилище - целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своём однообразии.

Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться.

Часа через три только ему закатили в кузов бочки с бензином.

Гринька подъехал к канторке, поставил машину рядом с другими и пошёл оформлять документы.

Свет вспыхнул сразу. Все на мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как бичём, хлестнул чей-то вскрик на улице.

-Пожар!

Горели бочки на одной из машин. Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко.

Гриньку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей машине. Не о чём не думал. По голове точно молотком били - мягко и больно: " Скорей! Скорей!" Видел, как впереди над машиной огромным винтом свивается белое пламя.

Не помнил Гринька, как добежал он до машины, как включил зажигание, двинул стартёр, воткнул скорость - человеческих механизм сработал быстро и точно. Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн и других машин с горючим.

Река была в полуметре от хранилища. Гринька правил туда, к реке.

Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лёг на штурвал. Крутой, обрывисты берег приближался угнетающе, медленно. На косогорочке на зеленной мокрой травке колёса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость, дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь. До берега осталось метров двадцать. Гринька открыл дверцу, не снимая правой ноги с газа, стал левой на подножку. В кузов не глядел - там колотились бочки и тихо шумел огонь. Спине было жарко.

Теперь обрыв надвигался быстро. Гринька что-то медлил, не прыгал. Прыгнул, когда до берега осталось метров пять. Упал. Слышал, как с лязгом грохнули бочки. Взвыл мотор... Потом под обрывом сильно рвануло. И оттуда вырос красивый стремительный столп огня. И стало тихо.

Гринька встал и тут же сел- в сердце воткнулась такая каленная боль, что в глазах потемнело.

"Мм... ногу сломал", - сказал Гринька самому себе.

К нему подбежали, засуетились.

 

Задание к упражнению:

1.Где, по-вашему, начинается завязка рассказа? Прочитайте её.

2. Как называется часть композиции, предшествующая завязке? Найдите её.

3. Проследите, как в этом повествовательном тексте развивается действие. Где его кульминация? Где развязка? От какого лица ведётся повествование?

4. Объясните использование языковых средств.

Повествование может вестись от третьего лица (образ рассказчика отсутствует). Это авторское повествование. Может оно идти от первого лица, рассказчик назван или обозначен местоимением "я" и первым лицом глагольных форм.

Повторяем орфографию.

Гласные Ы, И в корне после приставок.

После приставок, оканчивающихся на гласный, в корне, который начинается с И, пишется буква И (в соответствии с произношением): выиграть, поистине. После русских приставок, оканчивающихся согласный (об-, под-, раз-, без-, над-, пред-, с-, из-), И в корне слова переходит в Ы: предыдущий, розыгрыш. Исключениями являются русские приставки меж-, сверх-, после которых в корне пишется И: сверхинтересный, межинститутский. После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный, буква И в корне сохраняется: контригра, дезинформация, дезинфекция.

ЗАПОМНИТЕ: взимать – изымать, отнимать – отымать, поднимать – подымать.

Задание 1. Отметьте номера слов, в которых пишется Ы.

1) без…дейность, 2) без…тоговый, 3) вз…мать, 4) вз…скать, 5) дез…нформация, 6) из..мать, 7) небез…звестный, 8) об…ндеветь, 9) об…сканный, 10) под…маться, 11) под…тожить, 12) пост…мпрессионистский, 13) пред…дущий, 14) пред…юльский, 15) сверх…зысканный, 16) спорт….гра, 17) с…здавна, 18) с…змала, 19) с…мпровизировать, 20) фин…нспектор.

 

Тема: Особенности текста.

Упражнение №1

Гоголь велик в каждом своем зрелом, то есть в каждом гоголевской произведении.

"Ревизор", или "Мертвые души", или "Игроки", или "Шинель"- это образцы истинно мировой литературы, тот язык мира, на котором человек познаёт человечество.

В определённом смысле Гоголь, кажется мне, близок другому русскому гению - Менделееву, потому что подобно менделеевской таблице химических элементов он создаёт таблицу человеческих образов и характеров.

Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека- жадность, грубость, хвастовство, беспредельную отвагу или ничтожество, - персонифицирует эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу или Шпоньку.

Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. Даже Бальзак. Даже Диккенс.

И после Гоголя литература создавала галереи бессмертных образов, но это был уже другой этап художественного мышления.

Тут к месту заметить, что искусство гораздо консервативнее науки в том смысле, что оно крепче связано со своими собственными памятниками, чем наука.

Для науки важен прежде всего принцип паровой машины, она забывает первую паровую машину, ставит её в музей и часто даже передаёт забвению имя её изобретателя.

Для искусства его открытия - это великие частности, и Мадонна Рафаэля или "Ревизор" Гоголя- выше принципов их создания. Принцип здесь не уловим, он слишком общ, а частность и конкретность живут веками и не могут быть ни повторены, ни заменены ничем другим.

Тем более консервативно искусство в своей технологии, в способах и методах создания, если так позволительно сказать о его "продукции".

Однако даже среди того ряда гениев, которые создали не только бессмертные частности, но и свои собственные принципы этого создания. Гоголь опять-таки занимает особое место.

Бросим взгляд на его творчество в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей если не всех, так очень многих современных литературных направлений.

Разве "Шинель" не предшествует современному реализму и даже крайнему его выражению - неореализму?

А что такое современный мистицизм 6 в литературе? Это - "Вий" и "Портрет".

Кафке предшествовал "Нос".

Карелу Чапеку - "Ревизор".

Школе исторического романтизма в её современном виде - "Тарас Бульба". Это отнюдь не рыцарский роман, но в тоже время это подлинный романтизм.

Художественно-социологическим исследованиям предшествовали "Мертвые души".

Художественному бытописанию - "Старосветские помещики" и "Коляска" ("Коляска" как бы даже предугадывает тех нынешних писателей, котрые строят свои произведения не вокруг человека, а вокруг вещи).

Детектив? Это - "Игроки".

Водевиль? Это - "Женитьба".

Эссе? Это - "Выбранные места из переписки с друзьями", "Театральный разъезд".

И даже научному, а в то же время и писательскому исследованию Гоголь тоже отдал дань- вспомним его (незаконченную) "Историю Украины!.

Кажется, я не преувеличу, если скажу, что не один писатель за всю историю существования художественной литературы не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе, сколько Гоголь.

Угадал не теоретически, а реализуя каждую возможность в конкретном и опять-таки бессмертном произведении.

То есть угадал так, как только и может и как должно творцу угадывать искусство.

Это совсем не значит, что все последующие писатели были сознательными последователями Гоголя.

Вовсе нет. В ряде случаем они и могли не знать о нём, но объективно они шли путями, им открытыми.

Тем не менее читая Гоголя, я переживаю малообъяснимое ощущение, что, доживи он не да сорока трёх, а до восьмидесяти лет, он "исчерпал" бы, он "закрыл" бы свою всю литературу.

 

Задание к упражнению:

Прочитайте отрывок из статьи С. Залыгина "Читая Гоголя". Определите тип и стиль речи по их характерным признакам. Назовите жанр текста, укажите тему. Что можно сказать о полноте её раскрытия. Озаглавьте этот отрывок, связав его с темой и идеей.

 

1) Каков основной тезис данного текста? Какие аргументы используются для доказательства? Достаточно ли их? Какие бы еще можно было бы привести аргументы?

2) Если бы вам потребовалось законспектировать эту статью, что бы отсюда выбрали как главное? Поставьте вопросы к статье.

3) Как вы понимаете выделенные слова и предложение?

4) Как вы думаете, почему здесь такое обилие однородных членов? Проанализируйте, как они соединены между собой. Постройте схемы однородных членов в предложениях четвёртого абзаца.

5) Объясните роль второстепенных предложений в тексте.

Повторяем орфографию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.22.247 (0.015 с.)