Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Понятие о тексте. Признаки текста. Функциональные стили речи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Упражнение № 1 К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попади снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление. Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня. Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе. В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошёл на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стаявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперёд. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею всё чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимание на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись,еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах. Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
Задание к упражнению: 1) В первом абзаце найдите все глаголы - сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется этот способ связи? 2) Сохраняется ли этот способ связи в следующим абзаце? Подтвердите свой вывод. 3) Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте. 4) Проследите как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишете такие слова - связки. 5) Что в данном тексте, по-вашему, находится в центре внимания? 6) Перед взором читателя развёртывается битва (Бородинское сражение), мы видим, как меняется настроения солдат, как пробуждается их боевой дух. Найдите, где это показано в тексте. Укажите в первом абзаце, что предшествует пробуждению боевого духа. Во втором, третьем абзацах и далее признаки эти всё более усиливаются. Найдите их. Наконец, боевой дух солдат проявляется со всей силой. Какие средства языка использует писатель, чтобы показать героизм русских солдат? Итак, проявление боевого духа начинается с "весёлого говора и шуток", с того, что солдаты как будто не замечали опасности. Потом "разгоралось общее оживление", чаще и светлее вспыхивали на лицах "молнии скрытого огня". Наконец, огонь тот горел "ярко на всех лицах". Толстой показывает это не в одном предложении и даже не в одном абзаце, а постепенно, по мере нарастания боя. Разгоранием внутреннего огня решимости солдат, их отваги происходит у нас на глазах. И все части текста- предложения, абзацы- связаны общей темой боя и нарастания боевого духа; связаны она с помощью языковых средств: единством форм времени глаголов- сказуемых (всюду прошедшее время). 7) Прокомментируйте наиболее трудные орфограммы и пунктограммы. Вспомните, что во многих текстах с параллельной связью предложений данное- первое предложение, а новое- все последующие, все они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Предложения в текстах с такой связью обычно имеют одинаковое строение, т.е. синтаксически однотипный, параллельный. Задание: 1) В приведенном тексте, построенном по принципу параллельной связи, встречается и цепная связь (она здесь носит второстепенный характер). Найдите примеры цепной связи. 2) Выпишете слова и перифразы (перифраз, перифраза - замена прямого названия предмета описанием его признаков) из всех абзацев, отделяя одно слово от другого знаком тире. 3) Определите, в каких случаях выписанные примеры являются элементами параллельной связи, в каких - элементами цепной связи. Повторяем орфографию. Гласные после шипящих и ц. 1. После Ж, Ч, Ш, Щ пишется И, А, У: жизнь, чаша, чудесный. Исключения: жюри, брошюра, парашют. 2. Буква Ё пишется: · в корне слова, если можно подобрать однокоренное слово с Ё: чёрт – черти, печёнка – печень, бечёвка – бечева. Если нет такого родственного слова, то следует писать О: мажор, крыжовник, бесшовный; · в существительных с суффиксом – ЁР: стажёр, дирижёр, ухажёр; · в отглагольных существительных с суффиксами – ЁВК: ночёвка (от глагола ночевать), корчёвка (от глагола корчевать); · в суффиксах и окончаниях глаголов: бережёт, стережёт, стрижёт; · в отглагольных прилагательных с суффиксом – ЁН: сгущённое (молоко), копчёная (колбаса) и в образованных от них существительных с суффиксом – ЁНК: сгущёнка; · в причастиях с суффиксом – ЕНН (–ЕН в краткой форме): испечённый – испечён, отрешённый и образованных от них наречий: отрешённо. 3. Буква О пишется под ударением в суффиксах и окончаниях существительных, наречий и прилагательных, а без ударения пишется Ё: мальчонка, плащом, камышовый, горячо. Исключения: ещё. ЗАПОМНИТЕ: · написание существительных совершил поджог, сильный ожог и глаголов поджег дом, ожег руку; · в суффиксах некоторых кратких прилагательных мужского рода и существительных женского рода в родительном падеже множественного числа под ударением появляется «беглая» О, а без ударения – «беглая» Ё: княжна – княжон, матрешка – матрешек. 4. После Ц пишется Ы в окончаниях или суффиксах –ЫН: сестрицын, Царицыно, скворцы. Буква И пишется в корне слова и в существительных, заканчивающихся на –ЦИЯ, в прилагательных, заканчивающихся на –ЦИОННЫЙ: цирк, панцирь, станция, лекционный. Исключения: цыган, цыпки, цыпленок, на цыпочках, цыц! 5. После Ц пишется О под ударением в суффиксе, окончании и корне: танцор, свинцом, цоколь, цокот, цокотуха. Буква Е пишется в корне, суффиксе и окончании: перелицевать, сердцем, поцелуй. Исключения: после Ц пишется О под ударением только в некоторых иноязычных словах: герцог, палаццо, интермеццо. 3. Перепишите слова, вставьте пропущенные буквы. 1) уч..ный, 2) ш…рох, 3) ч…лн, 4) ш…в, 5) ш..рстка, 6) реш…тка, 7) чеч…тка, 8) трущ…ба, 9) ч…рточка, 10) чащ…ба, 11) печ…нка, 12) ш…пот, 13) трещ…тка, 14) ш…лк, 15) крыж…вник, 16) ш…колад, 17) пч…лы, 18) ч…лка, 19) ж…рдочка, 20) ж…луди, 21) изж…га, 22) ш…рты, 23) ш…тландка, 24) ш…ссе, 25) ш…лепол, 26) сч…т, 27) щ…тка, 28) изж…га, 29) ч…рточка, 30) ш…рстка. Тема: Текст. Типовая принадлежность текстов. Упражнение №1 В большие, так называемые Красные ворота N-ского мужского монастыря въехала коляска, заложенная в четвёрку сытых красивых лошадей; иеромонахи и послушники, стоявшие толпой около дворянской половины гостиного корпуса, ещё издали по кучеру и лошадям узнали в даме, которая сидела в коляске, свою хорошую знакомую, княгиню Веру Гавриловну. Старик в ливрее прыгнул с козёл и помог княгине выйти из экипажа. Она подняла тёмную вуаль и не спеша подошла ко всем иеромонахам под благословение, потом ласково кивнула послушникам и направилась в покои. -Что, соскучились без своей княгине?- говорила она монахам, вносившим её вещи. -Я у вас целый месяц не была. Ну, вот приехала, глядите на свою княгиню. А где отец архимандрит? Боже мой, я сгораю от нетерпения! Чудный, чудный старик! Вы должны гордиться, что у вас такой архимандрит. Когда вошел архимандрит, княгиня восторженно вскрикнула, скрестила на груди руки и подошла к нему под благословение. -Нет, нет! Дайте мне поцеловать! - сказала она, хватая его за руку и жадно целуя её три раза. -Как я рада, святой отец, что наконец вижу я! Вы, небось, забыли свою княгиню, а я каждую минуту мысленно жила в вашем милом монастыре. Как у вас здесь хорошо! В этой жизни для Бога, вдали от суетного мира, есть какая-то особая прелесть, святой отец, которую я чувствую всей душой, но передать на словах не могу!
Задание к упражнению: Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова "Княгиня". Определите, текст перед вами или нет. Докажите это. 1) Определите смысловые отношения между предложениями, укажите вид связи в тексте. Выпишете лексические и грамматические средства языка, подтверждающие ваше мнение. Как в тексте подчеркивается единство темы? 2) Выпишете слова старославянского происхождения. Постарайтесь найти в толковых словарях их значение. 3) Найдите однородные и обособленные члены предложения, объясните постановку знаков препинания или их отсутствия. 2. Повторяем орфографию. Ы, И после Ц (смотри правило к домашнему заданию к уроку № 3). 1.Выполните упражнение. Перепишите, вставьте пропущенные буквы: ц…анистый, ц…вилизация, ц…гарка, ц…када, ц…гейка, ц…корий, ц…фра, панц…рь, ц…ган, ц…пленок, ц…кнуть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.63.176 (0.007 с.) |