Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правописание твердого и мягкого знака.

Поиск

В русском языке мягкий и твердый знаки имеют одну общую функцию – разделительную.

1. Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я после русских или иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный или в сложных словах, где первая часть – двух-, трех-, четырех-, а вторая часть начинается на Е, Ё, Ю, Я. Например, въедливый, субъективный, двухъярусный.

ЗАПОМНИТЕ: фельдъегерь, четырехактный.

2. Разделительный Ь пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова. В иноязычных словах встречается Ь перед О, например: вьюга, платье, соловьи, батальон.

3. Ь употребляется для обозначения мягкости на конце слова: шампунь, камень; после Л перед другими согласными (кроме Л): бальзам, стекольщик; после мягкого согласного, стоящего перед твердым: письмо, нянька; в числительных (обозначающих десятки и сотни) от 50 до 80 и от 500 до 900: восемьсот, семьдесят.

ЗАПОМНИТЕ: Ь не пишется в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными, в сочетании букв НН, ЗН, СН, НТ, СТ, ЗД: нянчить, ночной, обезьянничать.

1. Ь употребляется для обозначения грамматических форм:

· на конце существительных третьего склонения: мышь, рожь;

· на конце наречий, оканчивающихся на шипящий: сплошь, навзничь, вскачь, наотмашь (НО: уж, замуж, невтерпеж);

· в неопределенной форме глагола: умываться, любить;

· во 2-м лице единственного числа настоящего и будущего времени: поешь, пишешь;

· в творительном падеже: детьми, восемью;

· в частицах: лишь.

Задание 1. Перепишите слова, вставьте пропущенные буквы.

1) в…едливый, 2) из…явить, 2) из…ять, 4) бел…этаж, 5) фортеп…яно, 6) ад…ютант, 7) н…юанс, 8) девят…ю, 9) зав…южит, 10) интерв..юер, 11) ос…миног, 12) п…едестал, 13) кинос…ёмка, 14) тепло…ёмкий, 15) транс…европейский, 16) трет…егодний, 17) трёх…ярусный, 18) четырёх…этажный, 19) пас…янс, 20) шампин…он. 21) без…ядерный, 22) вар…ирование, 23) кабал…еро, 24) в…явь, 25) ин…екция, 26) из…ян, 27) почтал…он, 28) мыш…яковый, 29) фел…етон, 30) меж…языковый, 31) раз…единённый, 32) с…ёмочный, 33) фельд…егерь, 34) четырёх…ярусный, 35) кан…он, 36) ман…чжурский, 37) зареч…е, 38) об…ятия, 39) кон…юктивит, 40) под…езжать.

 

 

Тема: Анализ текста.

Упражнение №1

В прошлом году со мной приключилас беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал... Упал не удачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это, примерно, в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся - лицо залило кровью, рука повисла плетью. Забрёл в близжайший5 подъезд, попытался унять платком кровь. Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее, и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу- рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь: шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь - метров, примерно, триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчетным вниманием, обострённым ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного... Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, чём дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, "меня это не касается" стало чувство привычным?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспоминать и самого себя, не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своём собственно м поведении - желание отойти, уклониться, не ввязываться... И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общих характер. А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. "Сестра милосердия", "брат милосердия"- даже словарь даёт их как "устар.", то есть устаревшие понятия.

В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим , переименовали улицу в улицу Текстилей.

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется5 , не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Задание к упражнению:

Прочитайте текст из книги Д. Гранина "Точка опоры". Статья называется "О милосердии". Является ли это текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите своё мнение.

1) Каков основной тезис этого текста? Какие аргументы используются для доказательства? Достаточно ли их? Каков вывод? Согласны ли вы с этим выводом?

2) Какие типы речи, кроме рассуждения, используются в данном тексте?

3) Какими средствами, приёмами автор вызывает сопереживание у читателя? Выпишете слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора.

Повторяем орфографию.

1. Конечные согласные в приставках (кроме приставок на з-с) над-, под-, пред-, перед -, от-, об - пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они звучат: обучить – обточить, надрез – надпись.

2. Приставки без-, воз-, из-, низ-, раз-, через-, чрез- пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными, и с буквой С перед глухими согласными: безвкусный, бессердечный, мировоззрение, чрезвычайно, чересчур.

3. В приставках раз- (рас-) или роз- (рос-) пишется под ударением О, без ударения пишется А: розыск, разыскивать, роспись, расписной.

Исключение: розыскной.

ЗАПОМНИТЕ: расчет, расчетливый, рассчитывать, рассчитаться, рассориться.

4. Приставка с- пишется перед глухими и звонкими согласными: спилить, сбить. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги З входит в состав корня.

Вставьте пропущенные буквы в словах:

и…следование; ра…познать; бе…заветный; бе…шабашный; и…текать; ра…свело; бе…мертный; ра…задорить; ра…топтать; и…черпать; р…списание; р…зыскной отдел, р…зыщу книгу, дать р…списку.

 

Повторяем орфографию.

Приставки пре -, при- различаются по значению:

а) приставка пре - близка:

* к значению слова «очень»: премилый;

* к значению слова «по-иному»: преображать, пререкаться;

* обозначает действие, достигающее предельной степени: превосходить;

б) приставка при -:

* указывает на пространственную близость: прибрежный;

* присоединение или приближение: приблизиться, припаять;

* совершения действия в неполном объеме: прикрыть, прилечь;

* доведения действия до конца: приплыть, приучить;

* действие, совершающееся в интересах субъекта: присвоить, прикарманить.

Необходимо различать написание слов:

Придать (сделать каким-нибудь по виду) Предать (совершить предательство)
Притворить (неплотно закрыть) Претворить (воплотить в каком-нибудь состоянии)
Прибывать (приехать) Пребывать (находиться в каком-нибудь состоянии)
Приступить (начать) Преступить (самовольно нарушить)
Приходящий (являющийся куда-нибудь для исполнения обязанностей) Преходящий (временный, недолговечный)
Приумножить (добавить незначительное количество) Преумножить (сильно умножить)

ЗАПОМНИТЕ: преследовать, пренебрегать, претензии, препятствие, претендент, престиж, президент, прерогатива, знаки препинания; притворяться, привилегия, приватный, приоритет.

Задание. Выпишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.

1) пр…даваться мечтам, 2) пр…норавливаться к обстоятельствам, 3) картина без пр…крас, 4) пр…вратно понимать, 5) пр…дать осмеянию, 6) знаки пр…пинания, 7) пр…даваться воспоминаниям, 8) пр…ходящее явление, 9) пр...ручить зверя, 10 пр…чудливый рисунок, 11) сделать пр…вивку, 12) пр…градить дорогу, 13) пр…увеличить опасность, 14) пр…стяжная лошадь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.199 (0.009 с.)