Тема: Имя числительное, местоимение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Имя числительное, местоимение



Упражнение№1

Задание к упражнению:

Подберите пословицы и поговорки, содержащие числительные. Произведите морфологический разбор числительных. Определите их син­таксическую роль в предложении.

 

Тема: Глагол

Упражнение№1

Задание к упражнению:

1) Образуйте все возможные формы глагола. Укажите основу ин­финитива и настоящего (или будущего простого) времени глагола. Опре­делите спряжение.

Думать, решаться, виднеться, беседовать, торопиться, крикнуть, бежать, махать, плыть, бороться, вынести, закрывать, закрыть, мерзнуть, найти, замерзнуть.

2)Образуйте видовые пары глагола (совершенный — несовершенный).

Лишать, кидать, нравиться, сесть, набрать, прощать, печь, стать, закрыть, кричать, сжать, ходить, печалиться, сохнуть, класть, плыть, дать, ловить.

3) Определите спряжение глаголов, укажите вид.

Смотр..шь, вид..шь, рису..те, катат?ся, накл..няет?ся, (не)навид..шь, держ..т, (недо)слыш..те, разве..шь, вымо..шь, выро..те, мир..те, стон.лиь, завал..ш?ся, мину..шь, наряд..те, увенча..шь, каме­не..шь, завис..те, терп..те, направлят?ся, обход..шь, передвигат?ся, пов..рач..ват?ся, ск..льзить, теч?, тянуть, пр..ближат?ся, переходить.

Упражнение №2

Задание к упражнению:

1) Поставьте глаголы во множественном числе, не меняя лицо.

Вым..ю, выр..ю, развею, утешу, меняю; завал..шь, мину..шь, наряд..шься, увенча..шь, утеш..шь; (он) пита..т, совещается, уте-ша..т, слуша.л, слыш.л, посматрива..т, осмотр..т, гон., гоня..т.

2) Запишите глаголы в неопределенной форме в единственном числе, не меняя лицо.

Уме..те, кин..те, робе..те, засе..те, сяд..те, шага..те, наде..тесь, гон..тесь, чу..те, бор..тесь, стро..те, вымо..те, выро..те, (они) ненавид..т, засе..те. завис..т, обид..т, гон..т, гоня..те, держ..т, терп..т, верт..т, повертыва..т, слуша..те, дыш..т, смотр..т, кле..т, суме.т, слыш.ле, оглядыва..тесь, вид..те, зна.те, кол..т, стукн..те, пол..те, ро..те.

Упражнение № 3

1. Одной1 рукой1 и узла1 не завяж..шь1. 2. Кому раскро..шь свое сердц.., как не друз..ям. 3. Не уме..шь дружить — не сможешь и счастлив..м быть. 4. Без беды друга не узна..шь. 5. Не ищи друга без недостатков, (со)всем без друга останешься. 6. (Не)друг под­дакивает, а друг спор..т. 7. Когда друг прос..т, не существует зав­тра. 8. Друга за деньги не куп..шь. 9. Дружба, построенная на вы­год.., не бывает прочной. 10. С кем хлеб-соль вод..шь, на того и поход..шь. 11. За худым пойд..шь, худо и буд..т. 12. Не буд..т до­бра, коли меж своими вражда. 13. Не плюй в колод..ц - пригодит?ся воды напит?ся.

 

Задание к упражнению:

Определите тему пословиц и поговорок, озаглавьте их. Запиши­те другие пословицы на эту же тему. Какую из пословиц вы считаете са­мой жизненной? Почему?

1) Выпишите глаголы, дайте их полную морфологическую характеристику. Укажите синтаксическую роль глаголов в предложении.

2)Первые три предложения разберите по членам, укажите, чем выраже­ны члены предложения.

Тема: Причастие и деепричастие.

Упражнение №1

Смеющийся ребенок, распустившиеся ландыши, мерцающие звезды, поющий скворец, подрезавший кусты садовник, блестящие глаза, летящий самолет, протертое яблоко, пролитое молоко, увя­дающие розы, взъерошенный котенок, изданная книга, говорящий попугай, остывшая еда, увиденная картина.

Задание к упражнению:

Составьте с указанными словосочетаниями предложения, распо­лагая причастия после определяемого слова.

Упражнение №2

...Ты буд..шь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дал.. под солнц..м сверкнет алый парус. Сияющ..я гр..мада алых пару­сов белого к..рабля двин..тся ра?секая волны прямо к тебе. Тихо буд..т плыть этот чудес?ный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу удивля..сь и ахая; и ты буд..шь сто­ять там. Корабль подойдет велич..стве(н, нн)о к самому берегу под звуки пр..крас?ной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы иш..те?»— спрос..т люди на б..р..гу. Тогда ты увид..шь храбр..го красивого принца; он 6уд..т стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй Ассоль! — скаж..т он.— Далеко-далеко отсюда я увид..л тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя (на)всегда в свое царство. Ты буд..шь там жить со мной в розов..й глубокий долин... У тебя буд..т все, что только ты пож..ла..шь; жить с тобой мы стан..м так дружно и весело, что (не, ни)когда твоя душа (не, ни)узна..т слез и п..чал..».4 Он посад..т тебя в лодку, привезет на ко­рабль, и ты уед..шь (на)всегда в блистательную страну, где всход..т со?нце и где звезды спустится с неба, чтобы поздрав..ть тебя с приездом.

Задание к упражнению:

Прочитайте текст. Укажите название романа и его автора. Най­дите деепричастия, выделите деепричастные обороты, расставьте недоста­ющие знаки препинания, объясните их постановку. Как вы думаете, поче­му здесь такое большое количество прилагательных?

1 ) Выпишите глаголы, укажите спряжение; образуйте от этих глаголов, где возможно, причастия и деепричастия.

2)Выпишите причастия, дайте их морфологическую характеристи­ку, укажите их синтаксическую функцию.

3)Еще раз внимательно прочитайте текст и приготовьтесь писать его под диктовку.

 

Тема: Наречие.

Упражнение № 1

Задание к упражнению:

Напишите словесный портрет человека, который ходит:

а) красиво, легко, даже изящно: б) осторожно, тихо, крадучись. Ис­пользуйте наречия, которые помогут вам создать эти «образы». Обратите внимание, как может меняться смысл всего предложения от замены одного наречия другим. Прочитайте свои работы вслух, дай­те им оценку.

 

Упражнение № 2

Изумленн.., изредк.., изначальн..6, докрасн.., доскональн.., досух.., добровольн.., сдержанн.., сгоряч..6, слев.., спокойн.., издавн..6, недавн.., нередк.., подавн..6, дочист.., на­чист.., добел.., набел..6, налев.., снов.., нанов..6, занов.., сна - чал.., справ.., направ.., досыт.., надолг..6, задолг..6, снов.., неоднократн.., самостоятельн...

Задание к упражнению:

Запишите наречия, устно определяя, каким способом они образованы: если суффиксально-префиксальным (с помощью суф­фикса и приставки одновременно), то действует приведенное выше правило, если же суффиксальным, то с помощью суффикса -о:

Издалека (от далекий), но изрядно (от изрядный).

Тема: Предлоги и союзы.

Упражнение № 1

Задание к упражнению:

1) Напишите сочинение-миниатюру на тему "Главные слова в русском языке"

2) Составить таблицу разрядов союзов.

 

Тема: Частицы. Разграничение частиц НЕ и НИ.

Упражнение № 1

1) Кто(то), что(либо), где(нибудь), (кое)как.

2)(Темно)синий, (ярко)красный, (голубовато)зеленый, (бледно)розовый, (красно)желтый, (русско)японский.

3) Чуть(чуть), еле(еле), как(никак), крепко(накрепко).

4) (Северо)восток, (юго)запад, (пол)Москвы, (пол)Европы, (пол)яблока, (экс)чемпион, (вице)президент, (контр)адмирал, генерал (майор).

5) Москва(река), (река)Москва.

6) (Во)первых, (во)вторых, (по)русски, (по)прежнему, (по)видимому.

Задание к упражнению:

Вспомните и примените правила употребления дефиса.

 

Упражнение № 2

(Н..)взлюбить, (н..)вмочь, (н..)здоровится, (н..)здорова­ется, (н..)взгоды, (н..)прикосат?ся, (н..)уважение, (н..)краше?ый, (н..)выкрашен?ый, (н..)крашен, (н..)крашен?ый в этом году, (н..)кем (н..)узна?ый, (н..)узнан, (н..)узнав, (н..)былица, (н..)удача, (н..)лепица, (н..)гоже, (н..)ужели, (н..)когда, (н..)узнаешь, н..)сколько (н..)жалко, (н..)много (н..)мало, (н..)кем (н..)признан?ый, (н..)нароком, (н..)при­хотливое, (н..)льзя, (н..)договорит?ся, (н..)переходный гла­гол, (н..)насытный, совершенно (н..)за(чем), (н..)дотянут?ся до полки, (н..)приятный на вкус, (н..)за что на свете, (н..)двигаясь с места, (н..)взглянув на товарища. (н..)мало пройдено дорог, (н..)раскрытая книга, (н..)правильно решен?ая задача.

Задание к упражнению:

Вспомните правила написания не и ни с различными час­тями речи. Запишите, раскрывая скобки.

 

Тема: Частицы. Разграничение частиц НЕ и НИ.

Упражнение № 1

Левинсон (не, ни)как5(не, ни)мог представить себе Ме­телицу (не,ни)двигающ..мся5 и вообще (не, ни)живущим. Он всегда испытывал к этому человеку смутное вл..чение и (ни, не)раз зам..чал что ему пр..ятно бывает ехать рядом (с)ним разговаривать или даже просто смотреть (на)него. Метелица нравился ему н..(за)какие(либо) выдающиеся обществе(н,нн)о полезные качества которых у него было (не, ни)так уж много и которые в гораздо больш..й степени были свойств..ны5 самому Левинсону а Метелица нравился ему за ту (не, ни)обыкнове(н, нн)ую физическую цепкость ж..вотную ж..зне(н, нн)ую силу которая била (в)нем (не)ис?каемым ключ..м и которой самому Левинсону так (не, ни)хватало.4 Когда он вид..л перед собой его быструю всегда готовую к действию фигуру или знал что Метелица находит?ся где(то) тут рядом он (не, ни)вольно забывал о собств?ной физической слабости и ему казалось что он мож..т быть таким же крепким и (не, ни)утомимым как Ме­телица. (В)тайне5 он даже г..рдился тем что управляет та­ким человеком.

 

Задание к упражнению:

Прочитайте текст. Назовите произведение, из которого взят этот отрывок, и его автора. Объясните слитное и раздельное написание не и пи с разными частями речи. Поясните все случаи постановки или отсутствия запятой перед и.

1) Подчеркните грамматические основы предложений; укажи­те, чем они выражены.

2) Объясните, что соединяет союз и: однородные члены или части сложного предложения. Покажите это графически.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.1 (0.019 с.)